Административный надзор

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОРЯДКА

1.1.Юридическая природа  и содержание административного  надзора

.2.Назначение административного  надзора в сфере охраны общественного  порядка

.3.Административный надзор  как функция полиции (милиции)

.4.Правовое регулирование  административно-надзорной деятельности  полиции (милиции) в сфере охраны  общественного порядка

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)

2.1.Субъекты административно-надзорной  деятельности полиции (милиции)  и основы организации их деятельности

.2.Надзорные полномочия  служб полиции (милиции) в сфере  охраны общественного порядка

.3.Формы и методы административного  надзора полиции (милиции) в  сфере охраны общественного порядка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние годы в  социально-политической и экономической  жизни страны произошли большие  изменения. Принят ряд законов и  других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной  власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно  связанных со сферой охраны общественного  порядка и безопасности. Положения  Конституции Российской Федерации  принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной  политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.

Органы внутренних дел  занимают одно из ведущих мест в  системе государственных надзорных  органов, поскольку имеют свой самостоятельный  объект надзора - общественный порядок  и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Следовательно, тема «Административно-надзорная  деятельность полиции (милиции) по обеспечению  общественного прядка» представляет большой интерес не только с теоретической  точки зрения, но и с практической точки зрения тоже.

Актуальность темы обуславливают  и сами задачи охраны общественного  порядка, как и обеспечение общественной безопасности на территории Российской Федерации, которые возложены законодателем  на полицию (милицию), тем самым объективно предопределила необходимость поиска новых форм и методов работы ее органов в современных условиях. Это вызывает потребность их всестороннего  теоретического исследования, либо переход  государства в новое качественное состояние настоятельно требует  не только поиска новых форм и методов  в социальном обслуживании общества со стороны полиции (милиции), но и  новой интерпретации оправданных  практикой форм и методов деятельности полиции (милиции). К одной из таких  форм деятельности полиции (милиции) и  относится административный надзор, осуществляемый органами полиции (милиции).

Таким образом, исследование административного надзора в  государственном управлении в целом  и в сфере общественного порядка  в частности вызывается насущными  социально - экономическими, правовыми  и политическими потребностями. Применительно к деятельности полиции (милиции) эта проблема приобретает  еще более четко выраженные очертания.

Предметом исследования выступает  организация и правовое регулирование  административно-надзорная деятельность полиции (милиции) по обеспечению общественного  порядка.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в административно-надзорной деятельности полиции (милиции) по обеспечению общественного  порядка.

Целью исследования является исследование организационно-правовых вопросов административно-надзорной  деятельности полиции (милиции) в сфере  обеспечения общественной порядка  и формулирование на его основе предложений  по совершенствованию правового  регулирования и практики реализации надзорных полномочий полиции (милиции).

Предмет, объект и цель определили следующие задачи:

1)выяснить сущность и  содержание административного надзора,  его соотношение с государственным  контролем и общим надзором  прокуратуры;

)определить место административного  надзора полиции (милиции) в  сфере охраны общественного порядка;

)исследовать общие закономерности  построения системы субъектов  административного надзора органов  полиции (милиции);

)охарактеризовать надзорные  полномочия полиции (полиции);

)разработать теоретические  положения надзорной деятельности  полиции (милиции) и исследование  ее форм и методов;

)сформировать предложения  и рекомендации по усилению  эффективности организованного  и правового построения системы  административного надзора полиции  (милиции).

Теоретической основой исследования послужили труды многих отечественных  ученых-административистов внесших  значительный вклад, как в общую  теорию права, так и в административное право в целом. В дипломной  работе использовались труды следующих  авторов, таких как: А.Г. Арбузкин, И.И. Веремеенко, А.В. Дюжаев, В.В. Жулев, Я.А. Здир, В.Б. Иссер, А.П. Кармолицкий, В.В. Курников, В.В. Лукьянов, А.А. Михайлов, В.П. Митин, О.В. Раков, Ф.С. Разаренов, МЛ. Саввин, М.С. Студеникина и другие. Кроме того было установлено, что до настоящего времени собственно административный надзор в деятельности полиции (милиции) по обеспечению общественного порядка  специальному монографическому рассмотрению не подвергался, его исследования носили лишь фрагментарный характер.

Таким образом, теоретическая  значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по выбранной теме. Успешность выполнения задач по написанию дипломной  работы в наибольшей степени зависит  от выбранных методов исследования.

Методологической основой  исследования являются диалектические познания социальных явлений, которые  позволили достаточно полно вскрыть  организационно-правовой механизм административного  надзора в сфере охраны общественного  порядка, что предопределило возможность  избрания новых подходов к постановке и разрешению вопросов функционирования субъектов административного надзора. Кроме того, в исследовании использовались методы структурно-функционального  и статистического анализа, а  также традиционно-правовые методы, такие как теоретико-правовой, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.

При написании дипломной  работы основными источниками информации являлись законодательные и другие нормативные акты, ведомственные  правовые акты, отечественная и зарубежная литература. Вся эта информация позволила  сформулировать ряд теоретических  выводов о сущности и содержании именуемого явления, применение частнонаучных  методик обеспечило проверку их достоверности  и проявления на практике.

Таким образом, стремление к  наиболее полному и всестороннему  анализу законодательного и литературного  материала имело своей целью  усилить обоснованность содержащихся в дипломной работе выводов и  предложений.

Научная новизна исследования заключается в том, что новый  взгляд на проблему административно-надзорной  деятельности полиции (милиции) по обеспечению  общественного порядка, базирующийся на современных экономических, правовых, политических и организационных  реалиях, а также осуществлен  расширенный и углубленный анализ научных знаний об административном надзоре и практике его осуществления. Новизна исследования связана не только с избранием и комплексной  проработкой проблемы, но главным  образом - с обоснованием новых положений, которые могут оказать влияние  на развитие теории административного  права и совершенствования практики правоохранительной деятельности полиции (милиции). Следовательно, научно-практическое значение работы заключается в том, что содержащиеся выводы и предложения  могут быть использованы в научных  целях, в процессе совершенствования  административного законодательства.

Предмет, объект и цель определили структуру данной работы. Дипломная  работа состоит из: введения, двух глав разбитых на четыре и три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОРЯДКА

 

.1.Юридическая  природа и содержание административного  надзора

 

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой  особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими  организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Понятие административного  надзора, его соотношение с контролем  в научных кругах является предметом  дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию  о том, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно-надзорной  деятельности органов исполнительной власти.

Между тем имеются все  основания, чтобы провести грань  между контрольной и надзорной  деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Во-первых, различие между  надведомственным или внешним контролем  и административным надзором состоит  в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния  дел подконтрольного объекта  не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых  решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Кроме  того, административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны  с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного  объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования  дисциплинарной власти - привлечение  к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С  этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

)он осуществляется в  отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических  лиц независимо от их ведомственной  подчиненности и формы собственности,  не находящихся в каком-либо  подчинении органов надзора, за  соблюдением ими определенных  правил, например правил пожарной  безопасности;

)административный надзор  распространяется на определенный  круг граждан, должностных лиц,  юридических лиц и по конкретным  вопросам, например надзор за  соблюдением гражданами правил  приобретения, хранения и использования  огнестрельного оружия, должностными  лицами, ответственными за сохранность  и использование радиоактивных  материалов, средств цветного копирования;

)персонифицированный административный  надзор, осуществляемый органами  внутренних дел в отношении  некоторых граждан, освобожденных  из мест лишения свободы.

Таким образом, контрольные  полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.

Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Федеральная таможенная служба), государственные инспекции  и надзоры, входящие в состав различных  министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные  органы (например, морской, речной, авиационный  регистры), то есть. здесь наблюдается  законченность организационного выделения  субъектов данной деятельности в  общей системе государственных  органов исполнительной власти.

Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся  некоторые министерства и службы, так, например, Министерство финансов и Министерство образования и  науки, Федеральная служба безопасности.

В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных  организационных и правовых формах. Так, административный надзор может  сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным  оружием лиц, занимающихся частной  охранной деятельностью.

Организационно-административный надзор представляет процесс

последовательно осуществляемых этапов или стадий:

)предварительный - это  анализ информации о поднадзорном  объекте, разработка и доведение  до объекта надзора соответствующих  норм, правил его функционирования;

)текущий - это включающий  систематическое и непосредственное  наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются  нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок,  решается вопрос о необходимости  привлечения виновных к ответственности;

)заключительный - состоящий  в анализе общего положения  объекта надзора, выявлении тенденций,  разработке предложений.

Правовые формы осуществления  административного надзора также  отличаются большой спецификой. В  частности, он связан с оформлением  и выдачей гражданам и юридическим  лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих  им реализовать свои субъективные права  в той или иной сфере государственного управления.

В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют  особые методы их осуществления. Для  административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и  жалобам, а также по собственной  инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и другие.

В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением  административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные  меры (например, карантин), меры административного  пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров  и документов), административные наказания.

Следовательно, органы административного  надзора одновременно являются и  органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

Исходя из выше изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид  государственной деятельности по обеспечению  законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

)отсутствие организационной  подчиненности субъектов надзора  и поднадзорных объектов;

)возможность оценки деятельности  поднадзорных объектов только  с точки зрения законности  и по достаточно узкому кругу  специальных вопросов;

)невозможность вмешательства  в оперативно-хозяйственную деятельность  объекта надзора;

)наличие специального  объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах,  и их исполнение физическими  и юридическими лицами;

)возможность самостоятельного  применения мер административного  принуждения в случаях обнаружения  правонарушений или возникновения  угроз безопасности различным  объектам;

)строгое ограничение  данных мер принуждения правовыми  рамками; наличием юрисдикционных  полномочий.

Следовательно, административный надзор - это особый вид государственной  управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного  принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка  и привлечения виновных к административной ответственности.

К федеральным органам  исполнительной власти, основной деятельностью  которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных  министерствах и иных федеральных  органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и  др. надзора), а также территориальные  органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных  таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение  между контрольными и надзорными функциями.

Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов  административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих  во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Их главная цель - это обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

 

1.2.Назначение  административного надзора в  сфере охраны общественного порядка

административный  надзор полиция милиция

Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение подразделений полиции и отдельных  сотрудников, обладающих надзорными полномочиями, за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (не зависимо от форм собственности), а  также иностранцами и лицами без  гражданства законов и других нормативных актов, регулирующих общественный порядок, безопасность дорожного движения, паспортно-визовую и лицензионно-разрешительную системы в целях предупреждения, пресечения совершения нарушений и  привлечение виновных лиц к ответственности.

Следовательно, поскольку  назначение надзора - это определение  его целей и задач, то необходимо рассмотреть цели и задачи административного  надзора более детально.

Цели административного  надзора:

-предупреждение правонарушений;

-пресечение правонарушений;

-привлечение к ответственности  виновных лиц;

-нормотворчество.

Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.

Пресечение правонарушений - это принудительным путем прекращения  правонарушения, предотвращения либо уменьшения вредного последствия от их совершения, применение мер административного  пресечения к правонарушителям в  том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Привлечение к ответственности  виновных лиц - это в пределах своей  компетенции самостоятельное возбуждение  и рассмотрение дела об административном правонарушении, наложении административного  взыскания, либо направление материала  о правонарушении судьям, органам  и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие  дела.

Нормотворчество - это утверждение  норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими  органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими  органами.

Задачей административного  надзора полиции в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Другими словами  задачей административного надзора  является обеспечение проведения в  жизнь законов и других нормативных  актов, регулирующих поведение людей  в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы  и так далее.

Исходя из выше изложенного, следует, что назначение административного  в сфере охраны общественного  порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных  норм и общеобязательных правил (поведение  людей в общественных местах, паспортной системы, порядка движения транспорта, лицензионно-разрешительной системы  и прочие) в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения  виновных к ответственности и  осуществления нормотворчества.

 

1.3.Административный  надзор как функция полиции  (милиции)

 

Для того чтобы наиболее полно уяснить сущность административного  надзора, необходимо рассмотреть, какое  место он занимает в структуре  функций полиции. Среди ученых-административистов по данному вопросу существуют различные  мнения и нет единой классификации  функций полиции. Однако большинство  мнений сходится на том, что структура  функций полиции подразделяется на три направления деятельности:

)административную;

2)оперативно-розыскную;

3)уголовно-процессуальную.

Административная деятельность - это непосредственное, практическое осуществление органами полиции  функций по охране общественного  порядка, общественной безопасности и  борьбе с преступностью административно-правовыми  средствами;

Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельность, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства  от преступных посягательств;

Уголовно-процессуальная деятельность - это деятельность, включающая в  себя:

-производство дознания  по уголовным делам в пределах, установленных законом;

-производство неотложных  следственных действий по делам,  по которым обязательно предварительное  следствие;

-выполнение поручений  прокурора и следователя о  производстве розыскных и следственных  действий.

Вместе с тем, хотелось бы добавить, что названные виды деятельности

полиции, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой и  в повседневной практике выступают  в единстве, так, например, сотрудники полиции общественной безопасности, осуществляя административную деятельность, обязаны предупреждать и пресекать  любые преступления. В то же время  сотрудники криминальной полиции не могут проходить мимо совершаемых  административных правонарушений.

С.С. Котюргин рассматривая классификацию функций полиции, предложил классифицировать функции  следующим образом:

1)общие функции, которые  включают в себя - учет, прогнозирование,  планирование, регулирование и контроль;

2)специальные функции,  к которым отнесены - общий надзор, специальный надзор, оперативно-розыскная  деятельность и дознание;

3)особенные функции, к  ним относятся воспитательная  функция, обеспечение общественной  безопасности, применение мер принуждения  и экономическую).

Не совсем понятно, почему С.И. Котюргин выделил функции «специальные»  и «особенные». Кроме того, в отношении  названных здесь функций есть много вопросов. Так например, полиция  не обладает ни воспитательной, ни экономической  функциями хотя бы потому, что ни одна из них не находится в сфере  задач полиции и их неправильная трактовка может нарушить статус полиции. Но, безусловно, не стоит забывать, о том, что при осуществлении  полицией своих функций в определенных случаях имеется экономический  эффект (например, при взимании штрафа с нарушителя) или воспитательный эффект (например, при осуществлении  профилактической работы или наложения  административного взыскания). Но это  проявляется как дополнительный эффект при осуществлении полицией своих функций. Обеспечение общественной безопасности и оказание помощи отнесено к задачам, стоящим перед полицией согласно Федеральному Закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Что же касается мер принуждения, то это не функции полиции, а метод  деятельности полиции при выполнении своих функций. В отношении общих  функций можно отметить, что они  присущи любому органу управления.

Функция «содействие» относится  к задачам полиции. Остальные  функции «надзор», «сыск» и «дознание» и «юрисдикция» вписываются в  традиционное разделение функций на административную, оперативно- розыскную, уголовно-процессуальную деятельность.

Функция «охрана» - это цель надзора, так как надзор осуществляется именно с целью охраны соответствующих  общественных отношений от противоправных посягательств.

Кроме того, административного  надзора в своей деятельности выступает в двух значениях как:

1)способ обеспечения законности  в государственном управлении;

2)одна из функций государственного  управления.

В отношении административного  надзора как способа обеспечения  законности в государственном управлении среди ученых-административистов существуют различные мнения. В соответствии с первым значением административный надзор поглощается контролем в  системе способов обеспечения законности, со вторым - рассматривается как  самостоятельный способ этой системы. Подобная двойственность мнений сложилась в виду различий в подходе к определению понятий контроля и надзора, оценке контрольных и надзорных органов, их характеристике. Очень важным обстоятельством является также несовершенство правового регулирования системы данных органов. Оно заключается в том, что в законодательном порядке нет разграничения контрольных и надзорных органов. Эти обстоятельства затрудняют оценку административного надзора в системе способов обеспечения законности.