Административный надзор
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа
и содержание
.2.Назначение
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование
административно-надзорной
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-
.2.Надзорные полномочия
служб полиции (милиции) в
.3.Формы и методы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в
социально-политической и экономической
жизни страны произошли большие
изменения. Принят ряд законов и
других нормативно-правовых актов, изменивших
компетенцию органов
Органы внутренних дел
занимают одно из ведущих мест в
системе государственных
Следовательно, тема «Административно-надзорная
деятельность полиции (милиции) по обеспечению
общественного прядка»
Актуальность темы обуславливают
и сами задачи охраны общественного
порядка, как и обеспечение общественной
безопасности на территории Российской
Федерации, которые возложены
Таким образом, исследование
административного надзора в
государственном управлении в целом
и в сфере общественного
Предметом исследования выступает
организация и правовое регулирование
административно-надзорная
Объектом исследования являются
общественные отношения, складывающиеся
в административно-надзорной
Целью исследования является исследование организационно-правовых вопросов административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере обеспечения общественной порядка и формулирование на его основе предложений по совершенствованию правового регулирования и практики реализации надзорных полномочий полиции (милиции).
Предмет, объект и цель определили следующие задачи:
1)выяснить сущность и
содержание административного
)определить место
)исследовать общие
)охарактеризовать надзорные полномочия полиции (полиции);
)разработать теоретические
положения надзорной
)сформировать предложения
и рекомендации по усилению
эффективности организованного
и правового построения
Теоретической основой исследования
послужили труды многих отечественных
ученых-административистов внесших
значительный вклад, как в общую
теорию права, так и в административное
право в целом. В дипломной
работе использовались труды следующих
авторов, таких как: А.Г. Арбузкин, И.И.
Веремеенко, А.В. Дюжаев, В.В. Жулев, Я.А.
Здир, В.Б. Иссер, А.П. Кармолицкий, В.В. Курников,
В.В. Лукьянов, А.А. Михайлов, В.П. Митин,
О.В. Раков, Ф.С. Разаренов, МЛ. Саввин, М.С.
Студеникина и другие. Кроме того
было установлено, что до настоящего
времени собственно административный
надзор в деятельности полиции (милиции)
по обеспечению общественного
Таким образом, теоретическая
значимость проведенного исследования
состоит в обобщении научного
знания по выбранной теме. Успешность
выполнения задач по написанию дипломной
работы в наибольшей степени зависит
от выбранных методов
Методологической основой
исследования являются диалектические
познания социальных явлений, которые
позволили достаточно полно вскрыть
организационно-правовой механизм административного
надзора в сфере охраны общественного
порядка, что предопределило возможность
избрания новых подходов к постановке
и разрешению вопросов функционирования
субъектов административного
При написании дипломной
работы основными источниками
Таким образом, стремление к наиболее полному и всестороннему анализу законодательного и литературного материала имело своей целью усилить обоснованность содержащихся в дипломной работе выводов и предложений.
Научная новизна исследования
заключается в том, что новый
взгляд на проблему административно-надзорной
деятельности полиции (милиции) по обеспечению
общественного порядка, базирующийся
на современных экономических, правовых,
политических и организационных
реалиях, а также осуществлен
расширенный и углубленный
Предмет, объект и цель определили структуру данной работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав разбитых на четыре и три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
.1.Юридическая
природа и содержание
Административный надзор
как способ обеспечения законности
и дисциплины представляет собой
особый вид государственной
Понятие административного
надзора, его соотношение с контролем
в научных кругах является предметом
дискуссии. По мнению одних авторов,
административный надзор является разновидностью
надведомственного
Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Кроме того, административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.
Во-вторых, контроль и административный
надзор различаются по объему полномочий.
Контрольные полномочия связаны
с вмешательством органов контроля
в оперативно-хозяйственную, конкретную
производственную деятельность подконтрольного
объекта. При этом контрольные полномочия
допускают возможность
В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:
)он осуществляется в
отношении неопределенного (
)административный надзор
распространяется на
)персонифицированный
Таким образом, контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.
Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Федеральная таможенная служба), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), то есть. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.
Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся некоторые министерства и службы, так, например, Министерство финансов и Министерство образования и науки, Федеральная служба безопасности.
В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.
Организационно-
последовательно осуществляемых этапов или стадий:
)предварительный - это
анализ информации о
)текущий - это включающий
систематическое и
)заключительный - состоящий
в анализе общего положения
объекта надзора, выявлении
Правовые формы осуществления
административного надзора
В-шестых, административный
надзор и контроль характеризуют
особые методы их осуществления. Для
административного надзора
В-седьмых, административный
надзор, как правило, связан с применением
административного принуждения, причем
надзорные органы используют административно-
Следовательно, органы административного
надзора одновременно являются и
органами административной юрисдикции.
Органы надведомственного, внешнего контроля
таким объемом административно-
Исходя из выше изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
)отсутствие организационной
подчиненности субъектов
)возможность оценки
)невозможность вмешательства
в оперативно-хозяйственную
)наличие специального
объекта надзорной деятельности
- норм, правил, требований, стандартов,
содержащихся в нормативных
)возможность самостоятельного
применения мер
)строгое ограничение
данных мер принуждения
Следовательно, административный
надзор - это особый вид государственной
управленческой деятельности, осуществляемой
специальными органами исполнительной
власти в отношении организационно
не подчиненных им органов, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан по поводу исполнения
ими общеобязательных норм, правил,
стандартов, требований с использованием
комплекса мер
К федеральным органам
исполнительной власти, основной деятельностью
которых является административный
надзор, относятся федеральные службы,
различные инспекции в
Некоторые органы исполнительной
власти можно назвать контрольно-
Исходя из выше изложенного,
следует, что деятельность органов
административного надзора
1.2.Назначение
административного надзора в
сфере охраны общественного
административный надзор полиция милиция
Административный надзор
полиции - это систематическое наблюдение
подразделений полиции и
Следовательно, поскольку назначение надзора - это определение его целей и задач, то необходимо рассмотреть цели и задачи административного надзора более детально.
Цели административного надзора:
-предупреждение
-пресечение правонарушений;
-привлечение к
-нормотворчество.
Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.
Пресечение правонарушений
- это принудительным путем прекращения
правонарушения, предотвращения либо
уменьшения вредного последствия от
их совершения, применение мер административного
пресечения к правонарушителям в
том числе применение физической
силы, специальных средств и
Привлечение к ответственности
виновных лиц - это в пределах своей
компетенции самостоятельное
Нормотворчество - это утверждение норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими органами.
Задачей административного
надзора полиции в сфере охраны
общественного порядка является
обеспечение четкого, единообразного
соблюдения специальных норм и общеобязательных
правил, то есть обеспечение законности
в управлении. Другими словами
задачей административного
Исходя из выше изложенного, следует, что назначение административного в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил (поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядка движения транспорта, лицензионно-разрешительной системы и прочие) в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности и осуществления нормотворчества.
1.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
Для того чтобы наиболее
полно уяснить сущность административного
надзора, необходимо рассмотреть, какое
место он занимает в структуре
функций полиции. Среди ученых-
)административную;
2)оперативно-розыскную;
3)уголовно-процессуальную.
Административная деятельность
- это непосредственное, практическое
осуществление органами полиции
функций по охране общественного
порядка, общественной безопасности и
борьбе с преступностью
Оперативно-розыскная
Уголовно-процессуальная деятельность - это деятельность, включающая в себя:
-производство дознания по уголовным делам в пределах, установленных законом;
-производство неотложных
следственных действий по
-выполнение поручений
прокурора и следователя о
производстве розыскных и
Вместе с тем, хотелось бы добавить, что названные виды деятельности
полиции, перечисленные выше,
взаимосвязаны между собой и
в повседневной практике выступают
в единстве, так, например, сотрудники
полиции общественной безопасности,
осуществляя административную деятельность,
обязаны предупреждать и
С.С. Котюргин рассматривая классификацию функций полиции, предложил классифицировать функции следующим образом:
1)общие функции, которые включают в себя - учет, прогнозирование, планирование, регулирование и контроль;
2)специальные функции, к которым отнесены - общий надзор, специальный надзор, оперативно-розыскная деятельность и дознание;
3)особенные функции, к
ним относятся воспитательная
функция, обеспечение
Не совсем понятно, почему С.И. Котюргин выделил функции «специальные» и «особенные». Кроме того, в отношении названных здесь функций есть много вопросов. Так например, полиция не обладает ни воспитательной, ни экономической функциями хотя бы потому, что ни одна из них не находится в сфере задач полиции и их неправильная трактовка может нарушить статус полиции. Но, безусловно, не стоит забывать, о том, что при осуществлении полицией своих функций в определенных случаях имеется экономический эффект (например, при взимании штрафа с нарушителя) или воспитательный эффект (например, при осуществлении профилактической работы или наложения административного взыскания). Но это проявляется как дополнительный эффект при осуществлении полицией своих функций. Обеспечение общественной безопасности и оказание помощи отнесено к задачам, стоящим перед полицией согласно Федеральному Закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Что же касается мер принуждения, то это не функции полиции, а метод деятельности полиции при выполнении своих функций. В отношении общих функций можно отметить, что они присущи любому органу управления.
Функция «содействие» относится к задачам полиции. Остальные функции «надзор», «сыск» и «дознание» и «юрисдикция» вписываются в традиционное разделение функций на административную, оперативно- розыскную, уголовно-процессуальную деятельность.
Функция «охрана» - это цель надзора, так как надзор осуществляется именно с целью охраны соответствующих общественных отношений от противоправных посягательств.
Кроме того, административного надзора в своей деятельности выступает в двух значениях как:
1)способ обеспечения
2)одна из функций
В отношении административного
надзора как способа
- Административный надзор
- Администратино правовые норм
- Администрирование земельного налога
- Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения
- Азаматтар мен қоғамдық бірлестіктердің қоршаған табиғи ортаны қорғауға қатысуды құқықтық реттеу
- Азаматтык кукык
- Азаматтық іс жүргізушілік құқықтық қатынастар
- Административные наказания
- Административные нарушения в сфере дорожного движения
- Административные правлонарушения
- Административные правонарушения в области ПДД
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- Административные правонарушения в области связи и информации
- Административные правонарушения в сфере налогов и сборов