Административные правлонарушения

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….………

3

1 Административное правонарушение  как фактическое основание   административной ответственности  в законодательстве России…….…………

 

5

1.1 Понятие и признаки  административного правонарушения………………….

5

1.2 Классификация правонарушений………………………………………………

10

1.3 Разграничение административных  правонарушений от иных правонарушений…………………………………………………………………….

15

2 Анализ состава административного  правонарушения…………………………

21

2.1 Понятие состава  административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения  ……………………………….…….……

21

2.2 Анализ субъективной  стороны административного правонарушения  и его субъекта……………………………………………………….…….………………

40

Заключение………………………………………………………………………….

50

Глоссарий……………………………………………………………………………

54

Список использованных источников………………………………………………

56

Приложение А. Состав правонарушения…………………………………………

61

Приложение Б.  Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..

 

64

Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………

 

67


 

 

 

Введение

 

В современных условиях, когда новые социальные, политические и рыночные отношения находятся  в процессе становления и, в связи с этим, возрастает неустойчивость форм жизнедеятельности общества, усиливается значение борьбы и предупреждения нарушаемости, которая за последние 20 лет приняла катастрофические размеры и характеризуется не только количественным, но и качественным ростом.

Правонарушаемость проникла во все сферы жизнедеятельности  общества и государства: политическую, экономическую, социальную, управленческую, военную, образовательную и т.д.

Успешное решение задач  предупреждения правонарушаемости  и борьбы с ней зависит не только от умелого сочетания и применения организационных и правовых средств, но и от состояния юридической науки, которая является теоретической базой для законодательной и правоприменительной практики.

Положение усугубляется тем, что нормы административного законодательства издаются «на потребу» и быстро устаревают. «Только в 2006 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20 раз вносились изменения», пишет М.Е. Труфанов.1

С практической точки  зрения актуальность исследования определяется и тем, что от верного определения понятия правонарушения, его состава, зависит правильная квалификация деяния, а соответственно, и уровень законности в Российской Федерации.

Разнообразные аспекты  анализа правонарушения, его состава и видов исследовались многими учеными, в частности, такими как С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, Ф.А. Григорьев, В.М. Горшенев, В.П.Казимирчук, В.Н. Карташов, А.П. Корнеев, В.В. Лазорев, М.К. Маликов, П.В. Недбайло, Л.П., Л.П. Попов, В.М. Сырых, Л.С. Явич и др.

В то же время конкретно  исследования  правонарушений и его состава, при всем уважении к трудам указанных выше ученых, практически не проводились. За последние сорок лет была защищена лишь одна кандидатская диссертации Д.Г. Заряна2 в 2006 году, посвященная исследованию объективной стороны правонарушения.

Предметом исследования является дефиниция (определение) правонарушения, проблемы соотношения отдельных элементов объективной стороны с иными элементами и признаками состава правонарушения, его вида.

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.

Поставленная цель достигалась  путем решения следующих задач:

  1. выяснить и уточнить понятие правонарушения;
  2. разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
  3. выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
  4. разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Логическая последовательность решения поставленных задач определила структуру ВКР, которая состоит  из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

 

 

1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России

 

1.1 Понятие  и признаки административного  правонарушения

 

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установление порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно Конституции  Российской Федерации (статья 72 пункт  «к»)3 административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно и законодательство об административных правонарушениях также находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Учитывая это обстоятельство, КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относит установление:

- общих положений и  принципов законодательства об  административных правонарушениях; 

-  перечня видов  административных наказаний и  правил их применения;

- административной ответственности   за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- порядок производства  по делам об административных  правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  определяет принципы, на которых строится законодательство об административной ответственности (принцип равенства перед законом, принцип невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением).

В результате проводимой в современный период в России судебно-правовой реформы существенному изменению подвергнуто административное законодательство.

В рамках его совершенствования значимым шагом явилось принятие 20 декабря 2001 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).4 Он основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.

На рассмотрении в  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации длительное время находится проект конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». Советом по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации рассмотрен «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», планируется совершенствование и иных нормативных актов в сфере административного законодательства.

«Нельзя отрицать того, что  принимаемые в последнее время  нормативные акты (в том числе  КоАП) в значительной части усовершенствовали  административное и административно-процессуальное законодательство», отмечают В.Н. Григорьев и Р.Р. Айгистов.5

В законодательстве понятие  административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза СССР и союзных республик  от 23.10.1980г. С уточнение оно было воспринято КоАП РСФСР. Согласно ему административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ).

Понятие «нарушение законодательства»  и «правонарушение» взаимосвязаны между собой как род и вид. Любое правонарушение является нарушением, но не любое нарушение выступает в качестве правонарушения.

От иных социальных явлений  административное правонарушение отличается рядом признаков:

  1. общественной опасностью;
  2. административной противоправностью;
  3. виновностью;
  4. административной наказуемостью.

Поведение личности в  обществе может быть правомерным  и противоправным. Противоправное поведение  выражается в совершении гражданско-правовых деликтов дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений. Существенным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность.

Как административное правонарушение поведение физического лица может быть оценено тогда, когда оно представило угрозу охраняемым законом общественным отношениям.

Верность  вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного  правонарушения подтверждается и анализом уголовного законодательства. Так, в  статье 14 УК РФ закреплено понятие преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Таким образом, уголовный закон оценивает как преступление не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Развивая данную позицию, следует сказать, что, если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для  личности, общества и государства, не требовалось бы устанавливать юридическую  ответственность за их совершения, создавать аппарат для борьбы с ними.

Однако необходимо признать, что общественная опасность отдельных  административных правонарушений не столь  очевидна, как опасность преступлений. Но взятые в своей совокупности даже такие безобидные, на первый взгляд, правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранение которых заинтересовано общество и государство. В связи с этим признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного  правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права, то есть противоречит содержащимся в них предписаниями.

Если общественная опасность  является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний.

Общественная опасность  деяния не означает его обязательной противоправности, поскольку законодатель, к сожалению, не всегда оперативно реагирует  на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершенствование. «Административное  правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает формирование либо действия, либо бездействия», указывает Л.П. Попов.6

Неотъемлемым признаком  административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное  законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Виновность, как признак  административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Вина выражает психическое отношение  лица к содеянному и его последствиям.

Для признания деяния административным правонарушением  необходимо установить, что оно является продуктом психической деятельности здравомыслящего лица.

Таким образом, не может  оцениваться как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние (действие или бездействие) совершенное помимо воли человека, то есть лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

А.И. Стахов, Д.Г. Степанов, Э.Г. Боброва, Т.В. Лордкипанидзе указывают, что «деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния,  либо косвенно способствовало их наступлению. Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все, зависящие от него меры по их соблюдении».7

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных выше признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением,

Исследование показало, что КоАП РФ допускает и объективное  вменение, так как предусматривает административную ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за их появление в состоянии опьянения или распитие ими алкогольной продукции, потребление наркотических средств  или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

Причем, указанная выше норма противоречит ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ провозгласившей презумпцию невиновности.

 

1.2 Классификация  правонарушений

 

Классификация в любой отрасли знаний означает распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от общих признаков. В административном праве классификаторский метод применяется очень широко, в том числе и по отношению к важнейшему правовому институту – правоотношению.

В дореволюционный период ряд советских нормативных актов оперировали понятием «проступка»: декрет СНК «О революционном трибунале печати», декрет «О суде» № 3, декрет «Об организации гласных товарищеских судов во всех воинских частях Петроградского военного округа», Инструкции НКЮ «Об организации и действии местных народных судов».8

Весьма интересно, что  правовая оценка данного обстоятельства в науке этого времени является неоднозначной. Так, Ш.С. Грингауз считает, что «законы, включающие это деяние преступных деяний, с термином «проступки»  не связывали никаких отличных от преступных последствий.

П.Г. Мишунин, наоборот, считает, что природа проступка коренным образом отличается от природы преступления, добавляя, что различия касаются степени  общественной опасности наказуемости. Проступок наказуем в административном и дисциплинарном порядке, а преступление в уголовном.9

Последнее мнение представляется более верным, его  подтверждают также некоторые нормативные  документы. Например, Положение «О ротных товарищеских судах» от 23 июля 1918 года предусматривало следующие меры воздействия за незначительные проступки против военного порядка, военного долга и товарищества:

  1. выговор перед собранием роты;
  2. денежное взыскание не свыше 300 рублей;
  3. лишение отпуска на срок не свыше одного месяца;
  4. присуждение к обязательным работам в части вне очереди или к несению нарядов вне очереди не свыше 15 суток10.

Существует и другая точка зрения. Так, Э.А. Васильев считает, что процесс выделения административных правонарушений в самостоятельную  группу противоправных деяний не был одномоментным и длился эволюционным путем более двух столетий. Исторический анализ теоретических воззрений показал, что вплоть до 20-х годов прошлого столетия в правовой доктрине преобладало мнение о том, что административные правонарушения являются разновидностью уголовных деликтов.

В законодательстве большинство  зарубежных стран административные правонарушения не выделяются в качестве самостоятельного вида противоправных деяний. Ответственность за совершение таких деяний предусмотрена уголовным  законодательством. Различие между такого рода преступлениями и преступными посягательствами проводится, в основном, по характеру санкций, устанавливаемых в зависимости от тяжести деяний.

Однако, Э.А. Васильев пришел к выводу о том, что дуолизм  российского законодательства о публично- правовой ответственности в сфере административных и уголовных деликтов является прогрессивной особенностью национального законодательства, позволяющей более эффективно распределять государственные ресурсы в целях повышения результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями.11

Административные  правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного  правонарушения, можно выделить административные правонарушения, предусмотренные КоАП,  и административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить:

-    административные  правонарушения, посягающие на права граждан;

- административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения и общественную  нравственность;

- административные правонарушения, посягающие на права собственности;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетики;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области дорожного движения;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области связи и информации;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области предпринимательства;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области таможенного дела;

- административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области защиты Государственной границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

- административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области воинского учета;

- административные правонарушения, посягающие на институты местного  самоуправления.

По степени общественной опасности  среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с квалифицированным составом, административные правонарушения с привилегированным составом.

Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

 В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях  с привилегированным составом указываются  признаки, смягчающие общественную опасность  деяния.

В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать: административные правонарушения с общим субъектом,    административные правонарушения со специальным субъектом,  административные правонарушения, совершенные юридическим лицом,  административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делятся на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с материальным составом – административные правонарушения, которые причиняют  реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности.

Такие  административные правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный  характер (порча, уничтожение, хищение  материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений).

Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Административное правонарушение с формальным составом реальных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. Например, административным правонарушением с формальным составом является нарушение Правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанных с причинением материального или физического вреда.

В зависимости от содержания объективной  стороны административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

Л.Ю. Плотникова отмечает, что «Верховный суд пытался выделить критерии и  определить длящееся административное правонарушение. Так, согласно п.14 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» – длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнением или ненадлежащем выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом».12

Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность некоторых  тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности.

Повторное административное правонарушение – это деяние, совершенное  одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение – это совершенная  одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей  или частью статьи КоАП.

 

 

1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений

 

Административные правонарушения отличаются от иных правонарушений (преступлений, гражданских правонарушений, дисциплинарных правонарушений) по объекту посягательства и степени общественной опасности. Данное разграничение является одной из первоочередных и важных задач правоприменителя (органа или должностного лица).

Сложность решения данной задачи обусловлена наличием целого ряда признаков, присущих всем типам  противоправных деяний. Поскольку все  они являются опасными для личности, общество и государства. Каждое из них нарушает предписания, содержащиеся в правовых нормах. Однако, они различаются по иным закрепленным в законодательстве признакам.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.

Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санаторных, экологических  норм в зависимости от конкретных обстоятельств могут применяться  уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Сходство этих санкций  заключается, во-первых, в том, что  они защищают правопорядок. Во-вторых, в том, что они установлены  федеральными законами. В-третьих, они  применяются за виновные противоправные действия (правонарушения). В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения характерных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказуемости в течение установленных федеральными законами сроков.

Степень общественной опасности  является количественной оценкой правонарушения. Она определяется характером и размером вреда и является главным материальным признаком.

По этому признаку все правонарушения подразделяются на преступления и административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.

Преступление в отличие  от административного правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего деяние и другими.

Административные правлонарушения