Административные нарушения в сфере дорожного движения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования
1.1. Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»…..6
1.2. Способы организации дорожного движения …………………...10
1.3. Организация деятельности органов исполнительной власти,
обеспечивающих безопасность
Глава 2. Анализ составов административных правонарушений в области
дорожного движения
2.1. Особенности правового статуса собственника (владельца)
транспортного средства как
правонарушения…………………………………………
2.2. Виды административных наказаний за
правонарушения в сфере дорожного движения………………...42
2.3.
Некоторые проблемы
правонарушений в сфере
по объективным признакам ……………………………………...61
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема безопасности на дорогах была актуальной всегда и с каждым годом не только не ослабевает, но наоборот, только усиливается. И это объяснимо, - ведь каждый из нас, так или иначе, является участником дорожного движения. Автомобилизация городов России за последние 20 лет возросла в десятки раз, ежегодно на дорогах страны гибнет несколько десятков тысяч человек, что сопоставимо с численностью населения небольшого города. Еще большее количество граждан получают при авариях различные увечья. Согласно официальной статистике, опубликованной в Российской газете 24 января 2012 года, в 2011 году на территории РФ было зарегистрировано 199868 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 27953 и были ранены 251848 человек. В Санкт-Петербурге по данным официального сайта ГИБДД за 2011 год было зарегистрировано 7450 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 469 и ранено 8764 человека.
Проблема
аварийности, связанной с автомобильным
транспортом, в последнее десятилетие
приобрела особую остроту в связи
с несоответствием дорожно-
Актуальность данной проблемы убедительно подтверждается включением вопросов совершенствования правового обеспечения дорожного движения в городах в комплекс мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Научная разработанность темы. В научной литературе исследованию данной темы уделено достаточно много внимания. Значительный вклад в развитие теории административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения, а так же в области административной ответственности в целом внесли Антонов А.А., Быканов В.В., Гурский А.А., Ольков А.В., Фокин С.А., Чушкин С.И. и ряд других авторов, чьи труды были использованы в качестве эмпирического материала при написании данной дипломной работы.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу привлечения нарушителей к административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения.
Предмет исследования. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие эти общественные отношения.
Целью исследования является попытка проведения комплексного правового анализа законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения, для выявления существующих пробелов и коллизий и определения путей для их оптимизации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-
провести теоретико-правовой
- изучить способы организации дорожного движения;
-
изучить правовое положение и
организацию деятельности
-
проанализировать составы
-
исследовать некоторые
Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки теории государства и права, применял системный, функциональный, сравнительный методы исследования, принципы историзма и социальный подход.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав объединяющих шесть параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Дорожное движение как объект административно-правового
регулирования
- Теоретико-правовой анализ понятия «дорожное хозяйство»
Дорожное хозяйство России - единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:
- проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
- проведение научных исследований, подготовку кадров;
- изготовление и ремонт дорожной техники;
- добычу и переработку нерудных строительных материалов;
- иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.
Дорожное хозяйство Российской Федерации на современном этапе является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны, управление этим комплексом в настоящее время возложено на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации.1
Федеральным законом от 8 ноября
2007 года № 257-ФЗ «Об
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие основные термины и определения:
Автомобильная дорога – объект
транспортной инфраструктуры, предназначенный
для движения транспортных
Искусственные дорожные
Автомобильные дороги в Российской Федерации в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам
Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесение к категориям автомобильных дорог», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается I А категория. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается I Б категория. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться I В, II, III, IV и V категории.
Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным
характеристикам и
ширины
обочины; наличия и ширины разделительной
полосы; типа пересечения с автомобильной
дорогой и доступа к
Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства - автомобильным дорогам федерального значения;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
- органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений;
- органами местного самоуправления городских округов - автомобильным дорогам местного значения городских округов;
- органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов;
- физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками частных автомобильных дорог, - частным автомобильным дорогам.
Согласно законодательству все дороги должны содержаться в соответствии с требованиями правил содержания и ремонта автомобильных дорог. Содержание, обслуживание и надзор за техническими средствами регулирования, дорожными знаками и разметкой должны обеспечиваться соответствующими дорожными и коммунальными организациями, а также органами Госавтоинспекции.
Рассмотрев
выше изложенное можно сделать вывод,
что четкого определения такого
базового понятия, как «дорога» отсутствует.
В пункте 1.2. Правил дорожного движения
понятие «дорога» сформулировано как
«обустроенная или приспособленная и
используемая для движения транспортных
средств полоса земли либо поверхность
искусственного сооружения. Дорога включает
в себя одну или несколько проезжих частей,
а также трамвайные пути, тротуары, обочины
и разделительные полосы при их наличии».
При этом десятки тысяч инцидентов происходят
на пустырях, полях, «зимних дорогах»,
проложенных по снегу, которые не являются
в соответствии с определением дорогой
как таковой, но при этом регистрируются
как дорожно-транспортное происшествие.
Кроме того дорога как инженерное сооружение
включает в себя тротуары, обочины, то
есть, она используется не только для
движения транспортных средств, но и пешеходов.
Однако в определении термина «дорога»
речь идет об использовании ее только
транспортными средствами.
- Способы организации дорожного движения
Согласно правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года «дорожное движение» - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. В Российской Федерации нет единого закона о дорожном движении, хотя необходимость его создания неоднократно обсуждалась, начиная с 2006 года. Проектирование организации дорожного движения осуществляется на основании различных нормативных актов в области безопасности движения. Основополагающими являются:
- статья 21 Федерального закона от 10 января 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»;
- ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры»;
- ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования;
- а также региональные нормативные акты.
Организация дорожного
- технический регламент «о безопасности колесных транспортных средств» (Постановление Правительства от 10 сентября 2009 года № 720);
- технический регламент «о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих веществ)» (Постановление Правительства от 12 октября 2005 года № 609);
Следует отметить, что планирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации;
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
При этом затрагиваются
Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования определены в статье 9 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
- документы территориального планирования Российской Федерации;
- документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
- документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации.
В отношении осуществления
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти - (Росавтодор), осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления;
- осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) находится в ведении Министерства Транспорта Российской Федерации и организует:
- работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам;
- учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
- информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также издание совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации атласа автомобильно–дорожной сети Российской Федерации;
- приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- подготовку предложений об осуществлении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог, а также проведения ряда других мер, направленных на организацию дорожного хозяйства.
Росавтодор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральное дорожное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации.
В процессе организации дорожного движения должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения. В пункте 4 статьи 22 Закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.3 Правил Дорожного Движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования данных Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Согласно пункту 1.3 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Покрытие дороги должно
В зимний период эксплуатации необходимо при наличии предупреждения гидрометеослужбы проводить профилактическую россыпь материалов, предотвращающих образованию гололеда, и с началом снегопада начинать патрульную снегоочистку дорог.
В первую очередь эти мероприятия должны осуществляться на наиболее опасных участках: спусках, кривых малого радиуса и подходах к ним на расстоянии не менее 100 метров в пределах пересечений в одном уровне и на расстоянии 100-150 метров до пересечения, на участках с ограниченной видимостью.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов. Так же надо отметить, что любые работы связанные с дорогой требуют согласования. Так в пункте 15 Основных положений предусмотрено, что соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
- проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
- проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
- установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
- маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
- проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
- внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
- перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
- движение автопоездов общей длиной более 20 метров или автопоездов с двумя и более прицепами;
- программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
- перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
- производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 предусматривает и медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно пункту 1 статьи 23 оно заключается в:
- обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств;
- оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествиях;
- обучении участников дорожного движения, должностных лиц, органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а так же населения, приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
- Административные правлонарушения
- Административные правонарушения в области ПДД
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- Административные правонарушения в области связи и информации
- Административные правонарушения в сфере налогов и сборов
- Административный надзор
- Административный надзор
- Административно-правовые договоры
- Административно-правовые средства охраны общественного порядка
- Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ
- Административные наказания
- Административные наказания
- Административные наказания
- Административные наказания