Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
/название кафедры/
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
030501.65 «Юриспруденция»
/шифр и название специальности/
Исполнитель ____________________________
Руководитель _______________________к.
Екатеринбург
2007
Нормоконтроль пройден
Заведующий кафедрой
“Административное право”
Дипломная работа на тему
«Административно-правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания»
Содержание
С.
Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20
2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42
4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57
Заключение 62
Приложения 66
Библиографический список 68
Введение
Сегодня, в сложный период перехода России к новым экономическим отношениям, когда происходит реорганизация, преобразование системы социальных гарантий и обеспечения, реформирование всей правовой основы государства, особенно важно не упустить из виду принцип приоритетности защиты детства.
В настоящее время деятельность органов государства и, в частности государственной администрации, уделяет значительное внимание проблемам социально-правовой защиты семьи и детства. Принят ряд нормативно-правовых актов, как федеральных, так и актов Свердловской области, регламентирующих социальное обеспечение, охрану здоровья и образования детей, социальную защиту семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритет интересов детей закреплен в концепции государственной семейной политики, принятой Правительством Российской Федерации.
Тем не менее, правовая защита несовершеннолетних нуждается в систематизации процесса защиты нарушенных прав несовершеннолетних, разработке единого законодательного поля, включающего в себя наиболее значимые аспекты защиты прав несовершеннолетних. Эта точка зрения подтверждается разработкой и принятием 24 июня 1999 г. Федерального Закона № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в котором сделана попытка координации действий различных ведомств и структур в плане комплексного решения существующей проблемы.
Тема дипломной работы “Административно-правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания» посвящена разработке проблемы нормативного обеспечения и механизма деятельности государственной администрации по реализации процесса социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения.
Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
- ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
- развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
- низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
- отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.
В настоящее время стала появляться специальная литература с описанием методов и способов защиты прав несовершеннолетних, проводятся научно-практические конференции, семинары по актуальным проблемам комплексной реабилитации несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения.
Обзор действующего законодательства, методической литературы не дал представления о едином и четком механизме осуществления процесса восстановления и защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Остается много спорных моментов, решение которых законодательно не оговорено, либо оговорено таким образом, что позволяет толковать право отнюдь не в пользу несовершеннолетних.
Предметом исследования дипломной работы является анализ деятельности государственной администрации по обеспечению деятельности специализированных учреждений социального обслуживания.
Целью данной дипломной работы стало последовательное рассмотрение административно-правового регулирования личных и имущественных прав несовершеннолетних. Задачи исследования:
- рассмотрение и систематизация нормативно-правовых актов по защите прав несовершеннолетних;
- изучение административно-правового регулирования социально-правовой защиты детства;
- анализ работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- разработка методики, позволяющей эффективно осуществлять мероприятия социально-правовой реабилитации несовершеннолетних в условиях стационарного отделения Областного центра социальной помощи семье и детям г.Нижняя Тура, далее по тексту Центр.
В процессе написания дипломной работы на базе стационарного отделения Центра была внедрена модель социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, в течение года прошедшая апробацию и получившая одобрение специалистов министерства социальной защиты населения Свердловской области.
На базе Центра проводились семинары специалистов и руководителей специализированных учреждений социального обслуживания Северного округа Свердловской области, на которых были рассмотрены теоретические и практические основы предлагаемой модели, а также распространено методическое пособие к ней.
Таким образом, практическим результатом дипломной работы является:
- разработка и внедрение модели социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения, на территории Северного округа Свердловской области;
- научно-методическое обеспечение специализированных учреждений социального обслуживания (издание методического пособия, проведение семинара для специалистов учреждений).
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты несовершеннолетних
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база.
Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка.
В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Семейный, Гражданский, Жилищный Кодексы РФ, Закон об образовании и иные нормативные акты. В России действует федеральная целевая программа “Дети России” на 2007-2010 годы (Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р).
Конституция РФ содержит основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство. В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены права:
- на труд, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
- на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- право выбирать профессию и род занятий;
- на защиту от безработицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- на социальное обеспечение;
- на образование;
- на государственную защиту семьи.
Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы. Кроме основополагающих, есть правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к которым можно отнести, например, федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".
24 июня 1998 года принят Федеральный Закон № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.* В нем определены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Следует выделить также
финансово-экономические
Есть также общесоциальные, относящиеся ко всему населению, и “адресные”, направленные на конкретные “слабые” слои, правовые нормативные акты. К первым можно отнести Федеральные законы: “О радиационной безопасности населения”, “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.
Ко вторым относятся, например, Федеральные законы: “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.
Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р) имеет немалое значение. Необходимо отметить, что ранее действовавшие федеральные целевые программы, а именно программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей, доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.
В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.
Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.
Но, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
Законодательство Российской
Федерации корреспондируется с
положениями международной
1.2 Личные права несовершеннолетних
В Семейном Кодексе права несовершеннолетних детей разделяются на
личные и имущественные.
К личным правам несовершеннолетних относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);
______________________________
*САПП. 1993. № 35 Ст.3318;
**СЗ РФ. 1998. № 41 Ст. 5034
- право на защиту (ст. 56 СК);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
- право на имя, отчество, и фамилию (ст. 58 СК).
В преамбуле Конвенции указано: “Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания”.
Право жить и воспитываться в семье является одним из основополагающих, и органично согласуется с п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ, который устанавливает местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения, спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК ).
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности при лишении родителей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных судом необходимых процедур и условий. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст. 9 Конвенции о правах ребенка).
Ребенок имеет неотъемлемое право знать своих родителей. Оно неразрывно связано с правом ребенка на совместное проживание с родителями, создающими наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка записано: “Семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества”.
Конституция Российской Федерации статьей 38 главы 2 “Права и свободы человека и гражданина” гарантирует: “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях являются невозможным.
Обеспечение интересов ребенка и его всестороннее развитие, несомненно, являются важным дополнением к вышеперечисленным правам, позволяющим ему нормально жить и воспитываться в семье. Естественно, что здоровый климат в семье невозможен без взаимного уважения членов семьи. Особенно важно уважение человеческого достоинства ребенка со стороны родителей.
В случае утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение должно отдаваться семейным формам воспитания, что в существующих реальных условиях жизни становиться все более проблематичным.
У основной части детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых “социальных сирот”, плохая генетическая наследственность и это, в частности, затрудняет их усыновление.
Опекунов, которые должным образом могут заменить родителей подобрать очень сложно. Обычно это бабушки и дедушки, реже дальние родственники детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу своего возраста и отсутствия должного уровня материальной обеспеченности просто не в состоянии обеспечить ребенку полный объем прав.
Одним из неотъемлемых прав ребенка, закрепленных в ст. 55 СК РФ, является его право общаться со своими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком в СК отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, но и родственников более отдаленной степени родства.
В Семейном Кодексе особенно подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:
- расторжения брака родителей;
- признания брака родителей недействительным;
- раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах.
Лишение родительского права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, СК РФ предусматривает в строго установленных случаях:
а) в судебном порядке - при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71 и 74 СК РФ);
б) в административном порядке - при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК).
Право ребенка на общение
со своими родителями и другими родственниками
в случае его задержания, ареста,
заключения под стражу, особенно важно.
Оно прямо согласуется с
Ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.) является экстремальной. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. Отдельного специального нормативного акта по этому вопросу не имеется, но в различных законах он нашел свое отражение. Так, согласно ст.191 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, к несовершеннолетнему могут быть применены такие меры пресечения, как задержание и заключение под стражу. Однако в этом случае лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из общих родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей (ст. 7 Закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “ О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”). Родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст. 249 Кодекса об Административных Правонарушениях), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Участие родителей предусмотрено и на других стадиях предварительного и судебного следствия, включая ознакомление с материалами уголовного дела и оказания помощи ребенку в судебном заседании. Кроме того, в целях соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетнего установлено, что он может быть вызван к следователю или в суд только через родителей (ст.395, 398-399 УПК).
Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут получать краткосрочные (продолжительностью 4 часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке, могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной зоны в сопровождении с родителями продолжительностью до восьми часов (ст.89, 92, 133, 134, 135 Уголовно-исполнительного Кодекса). Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту.
Объявление
- возможность создания в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций);
- возможность обращении обучающихся воспитанников образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей с ходатайством к администрации образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
- наделение обучающихся воспитанников образовательного учреждения, не согласных с решением администрации указанного учреждения, правом обращаться через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
- предоставление обучающимся воспитанникам образовательных учреждений права проведения во внеучебное время собрания и митинга по вопросам своих нарушенных законных интересов.
Семейным кодексом устанавливаются обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка или о нарушениях его прав, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, что значительно увеличивает гарантию надлежащей защиты прав несовершеннолетних.
Под должностными лицами признаются люди, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК). К сожалению за ненадлежащее исполнение этой обязанности закон не предусматривает применение каких-либо санкций. При получении сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью с последующим принятием решений в соответствии с законом.
Непосредственная защита
прав и законных интересов ребенка
должна осуществляться родителями или
лицами, их заменяющими, а в прямо
предусмотренных законом
- Административно-правовое регулирование в области внутренних дел
- Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК
- Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности
- Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений
- Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
- Административно-правовой статус особых экономических зон
- Административно-правовые договоры
- Административное пресечение как мера административно-правового принуждения
- Административное принуждение
- Административное принуждение: понятие, виды
- Административное расследование
- Административное управление в ОАО "Центртелеком"
- Административно-правовая деятельность ГИБДД
- Административно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации