Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания


 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

                                                  Кафедра «Административного права»

/название кафедры/                 .

                                                      Допустить к защите _________________

                                                      Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Д.Н.Бахрах

 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

030501.65 «Юриспруденция»

/шифр и название специальности/

 

Исполнитель ____________________________Чигвинцева Светлана Вячеславовна

                                                  /подпись/                                                                               /Ф.И.О./

Руководитель _______________________к.полит.н., Ховралев Александр Львович

                                                /подпись/                                            /ученая степень, звание, Ф.И.О./

 

 

                                                                                  Факультет региональный

                                                                                  Заочная форма обучения

                                                                                           Группа Ю-602

 

Екатеринбург

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтроль пройден

Заведующий кафедрой

“Административное право”                               / д.ю.н., проф. Д.Н.Бахрах/

 

Дипломная работа на тему

«Административно-правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания»

 

Содержание

С.

Введение 

3

1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты

   несовершеннолетних  6

      1.1   Государственно-правовые основы защиты детства  6

      1.2   Личные права несовершеннолетних  9

      1.3   Имущественные права несовершеннолетних  20

 

2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних

    в условиях стационарного отделения Центра   28

      2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра  28

      2.2 Теоретические и практические предпосылки создания

            модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних   31

     2.3 Описание и механизм реализации модели  33

             2.3.1  Извещение органов государственной власти  35

             2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего  36

             2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав  38

             2.3.4  Защита личных прав

41

3 Работа Территориальных комиссий   по делам несовершеннолетних и

   защите их прав  42

 

4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57

 

Заключение  62

 

Приложения  66

 

Библиографический список  68

 

Введение

 

 

 

Сегодня, в сложный  период перехода России к новым экономическим  отношениям, когда происходит реорганизация, преобразование системы социальных гарантий и обеспечения, реформирование всей правовой основы государства, особенно важно не упустить из виду принцип приоритетности защиты детства.

В настоящее время деятельность органов государства и, в частности государственной администрации, уделяет значительное внимание проблемам социально-правовой защиты семьи и детства. Принят ряд нормативно-правовых актов, как федеральных, так и актов Свердловской области, регламентирующих социальное обеспечение, охрану здоровья и образования детей, социальную защиту семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритет интересов детей закреплен в концепции государственной семейной политики, принятой Правительством Российской Федерации.

Тем не менее, правовая защита несовершеннолетних нуждается в систематизации процесса защиты нарушенных прав несовершеннолетних, разработке единого законодательного поля, включающего в себя наиболее значимые аспекты защиты прав несовершеннолетних. Эта точка зрения подтверждается разработкой и принятием 24 июня 1999 г. Федерального Закона № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в котором сделана попытка координации действий различных ведомств и структур в плане комплексного решения существующей проблемы.

Тема дипломной работы “Административно-правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания» посвящена разработке проблемы нормативного обеспечения и механизма деятельности государственной администрации по реализации процесса социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения.

Актуальность рассмотрения указанных  проблем обусловлена:

  • ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
  • развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
  • низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
  • отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.

В настоящее время  стала появляться специальная литература с описанием методов и способов защиты прав несовершеннолетних, проводятся научно-практические конференции, семинары по актуальным проблемам комплексной реабилитации несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения.

Обзор действующего законодательства, методической литературы не дал представления о едином и четком механизме осуществления процесса восстановления и защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Остается много спорных моментов, решение которых законодательно не оговорено, либо оговорено таким образом, что позволяет толковать право отнюдь не в пользу несовершеннолетних.

Предметом исследования дипломной работы является анализ деятельности государственной администрации по обеспечению деятельности специализированных учреждений социального обслуживания.

Целью данной дипломной работы стало последовательное рассмотрение административно-правового регулирования личных и имущественных прав несовершеннолетних. Задачи исследования:

  • рассмотрение и систематизация нормативно-правовых актов по защите прав несовершеннолетних;
  • изучение административно-правового регулирования социально-правовой защиты детства;
  • анализ работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • разработка методики, позволяющей эффективно осуществлять мероприятия социально-правовой реабилитации несовершеннолетних в условиях стационарного отделения Областного центра социальной помощи семье и детям г.Нижняя Тура, далее по тексту Центр.

В процессе написания  дипломной работы на базе стационарного отделения Центра была внедрена модель социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, в течение года прошедшая апробацию и получившая одобрение специалистов министерства социальной защиты населения Свердловской области.

На базе Центра проводились семинары специалистов и руководителей специализированных учреждений социального обслуживания Северного округа Свердловской области, на которых были рассмотрены теоретические и практические основы предлагаемой модели, а также распространено методическое пособие к ней.

Таким образом, практическим результатом дипломной работы является:

  • разработка и внедрение модели социально-правовой реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения, на территории Северного округа Свердловской области;
  • научно-методическое обеспечение специализированных учреждений социального обслуживания (издание методического пособия, проведение семинара для специалистов учреждений).

 

1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты несовершеннолетних

 

 

1.1 Государственно-правовые основы защиты детства

 

 

 

Первоосновой системы  защиты детства выступает правовая база.

Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка.

В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Семейный, Гражданский, Жилищный Кодексы РФ, Закон об образовании и иные нормативные акты. В России действует федеральная целевая программа “Дети России” на 2007-2010 годы (Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р).

Конституция РФ содержит основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых  развивается социальное законодательство. В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены права:

  • на труд, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  • на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • право выбирать профессию и род занятий;
  • на защиту от безработицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
  • на социальное обеспечение;
  • на образование;
  • на государственную защиту семьи.

Конституционное закрепление  социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы. Кроме основополагающих, есть правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к которым можно отнести, например, федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".

24 июня 1998 года принят Федеральный Закон № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.* В нем определены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие:

  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Следует выделить также  финансово-экономические нормативные  правовые акты, где определена финансовая база социальной работы. Кроме того, есть также акты директивно-распорядительного  характера: Указы Президента, постановления  и распоряжения Правительства по конкретным социальным вопросам, требующие срочного выполнения.

Есть также общесоциальные, относящиеся ко всему населению, и “адресные”, направленные на конкретные “слабые” слои, правовые нормативные акты. К первым можно отнести Федеральные законы: “О радиационной безопасности населения”, “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.

Ко вторым относятся, например, Федеральные законы: “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам,

 

имеющим детей”, “Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации”. Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р) имеет немалое значение. Необходимо отметить, что ранее действовавшие федеральные целевые программы, а именно программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей, доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Во всех субъектах  Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

Реализация программы  на федеральном уровне позволила  ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

Но, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Законодательство Российской Федерации корреспондируется с  положениями международной Конвенции  о правах ребенка. Мероприятия по реализации требований Конвенции о защите прав ребенка осуществляются в РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 848 “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 8 октября 1998 года № 1174 * и постановлением Правительства РФ от 8 октября 1998 № 1174 “О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”.**

 

 

 

1.2 Личные права несовершеннолетних

 

 

 

В Семейном Кодексе права  несовершеннолетних детей разделяются  на

личные и имущественные.

К личным правам несовершеннолетних относятся:

  • право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
  • право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

_____________________________________

*САПП. 1993. № 35 Ст.3318;

**СЗ РФ. 1998. № 41 Ст. 5034

  • право на защиту (ст. 56 СК);
  • право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
  • право на имя, отчество, и фамилию (ст. 58 СК).

В преамбуле Конвенции  указано: “Ребенку для полного и  гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания”.

Право жить и воспитываться  в семье является одним из основополагающих, и органично согласуется с  п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ, который  устанавливает местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения, спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК ).

Право ребенка жить и  воспитываться в семье не может  быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам  ребенка, в частности при лишении  родителей родительских прав. С учетом исключительной важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных судом необходимых процедур и условий. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст. 9 Конвенции о правах ребенка).

Ребенок имеет неотъемлемое право знать своих родителей. Оно неразрывно связано с правом ребенка на совместное проживание с родителями, создающими наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.

В преамбуле Конвенции  о правах ребенка записано: “Семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые  защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества”.

Конституция Российской Федерации статьей 38 главы 2 “Права и свободы человека и гражданина”  гарантирует: “Материнство и детство, семья находятся под защитой  государства”.

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях являются невозможным.

Обеспечение интересов  ребенка и его всестороннее развитие, несомненно, являются важным дополнением  к вышеперечисленным правам, позволяющим ему нормально жить и воспитываться в семье. Естественно, что здоровый климат в семье невозможен без взаимного уважения членов семьи. Особенно важно уважение человеческого достоинства ребенка со стороны родителей.

В случае утраты родительского  попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение должно отдаваться семейным формам воспитания, что в существующих реальных условиях жизни становиться все более проблематичным.

У основной части детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых “социальных сирот”, плохая генетическая наследственность и это, в частности, затрудняет их усыновление.

Опекунов, которые должным  образом могут заменить родителей подобрать очень сложно. Обычно это бабушки и дедушки, реже дальние родственники детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу своего возраста и отсутствия должного уровня материальной обеспеченности просто не в состоянии обеспечить ребенку полный объем прав.

Одним из неотъемлемых прав ребенка, закрепленных в ст. 55 СК РФ, является его право общаться со своими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Исчерпывающий  перечень родственников, имеющих право  на общение с ребенком в СК отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, но и родственников более отдаленной степени родства.

В Семейном Кодексе особенно подчеркивается, что право ребенка  на общение с родителями сохраняется также в случаях:

  • расторжения брака родителей;
  • признания брака родителей недействительным;
  • раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах.

Лишение родительского  права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, СК РФ предусматривает в строго установленных случаях:

а) в судебном порядке - при лишении или ограничении  родительских прав (ст. 71 и 74 СК РФ);

б) в административном порядке - при отобрании ребенка  у родителей органом опеки  и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его  здоровью (ст. 77 СК).

Право ребенка на общение  со своими родителями и другими родственниками в случае его задержания, ареста, заключения под стражу, особенно важно. Оно прямо согласуется с нормами  международного права, предусматривающего в таких случаях право ребенка  на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Ситуация, связанная с  привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.) является экстремальной. Понятно, что при  подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. Отдельного специального нормативного акта по этому вопросу не имеется, но в различных законах он нашел свое отражение. Так, согласно ст.191 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, к несовершеннолетнему могут быть применены такие меры пресечения, как задержание и заключение под стражу. Однако в этом случае лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из общих родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей (ст. 7 Закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “ О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”). Родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст. 249 Кодекса об Административных Правонарушениях), а по  определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Участие родителей предусмотрено и на других стадиях предварительного и судебного следствия, включая ознакомление с материалами уголовного дела и оказания помощи ребенку в судебном заседании. Кроме того, в целях соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетнего установлено, что он может быть вызван к следователю или в суд только через родителей (ст.395, 398-399 УПК).

Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут получать краткосрочные (продолжительностью 4 часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке, могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной зоны в сопровождении с родителями продолжительностью до восьми часов (ст.89, 92, 133, 134, 135 Уголовно-исполнительного Кодекса). Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

Объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки  и попечительства - с согласия обоих  родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершеннолетним возраста 16 лет и работу по трудовому договору, в т.ч. по контракту, а равно занятие с согласия родителей, усыновителей, попечителей предпринимательской деятельностью (п.1 ст.27 ГК). Кроме того, несовершеннолетний, ставший дееспособным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязательства (в том числе  самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из договора или вследствие причиненного им вреда) за исключение тех прав и обязанностей, для приобретения которых Федеральным законом установлен возрастной ценз. Провозглашая право ребенка на защиту, СК вводит неординарное новшество. Несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей (лиц, их заменяющих). Такое нововведение является дополнительной гарантией защиты прав несовершеннолетних, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ ”Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования, включающие, в частности:

  • возможность создания в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций);
  • возможность обращении обучающихся воспитанников образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей с ходатайством к администрации образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся  воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
  • наделение обучающихся воспитанников образовательного учреждения, не согласных с решением администрации указанного учреждения, правом обращаться через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
  • предоставление обучающимся воспитанникам образовательных учреждений права проведения во внеучебное время собрания и митинга по вопросам своих нарушенных законных интересов.

Семейным кодексом устанавливаются  обязанности должностных лиц  организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка или о нарушениях его прав, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, что значительно увеличивает гарантию надлежащей защиты прав несовершеннолетних.

Под должностными лицами признаются люди, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие распорядительные, административно-хозяйственные  функции в  государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК). К сожалению за ненадлежащее исполнение этой обязанности закон не  предусматривает применение  каких-либо санкций. При получении сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью с последующим принятием решений в соответствии с законом.

Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка  должна осуществляться родителями или  лицами, их заменяющими, а в прямо  предусмотренных законом случаях, (ст.121-123,127,137,145,151 СК) - органами опеки  и попечительства, прокуратурой, судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в  воспитательном учреждении социальной защиты, то защита их прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.143 СК).

Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания