Актуальные вопросы применения законодательства о профессиональных трудовых пенсиях по старости в Алтайском крае

Негосударственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

 

«Барнаульский кооперативный техникум Алтайского Крайпотребсоюза»

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Тема:  «Актуальные вопросы применения законодательства о профессиональных трудовых пенсиях по старости в Алтайском крае». 

 

 

Студент группы ПС-12 ________     Сердюк В.Л   «____»_______2013 г.      Подпись          расшифровка подписи       

Специальность  030912   Право и организация социального обеспечения 

                              Шифр                       название специальности

                          

Руководитель _________  Фроловская Н.В   «_____»___________ 2013 г.         Подпись             расшифровка подписи    

                             

Рецензент ___________      Ненашева С.Н      «_____»____________ 2013 г.

                    Подпись                     Расшифровка подписи

 

Допустить к защите:   «___»__________ 2013 г.

 

Зам.директора по УР        О.А.Товпышка

                                                      подпись

 

Работа защищена   «___»_____________ 2013 г.

 

Оценка        

 

Председатель Государственной

аттестационной комиссии         

                                                подпись                  расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Законодательство о профессиональных трудовых пенсиях по старости………………………………………………………………………...6

    1. Определение понятий трудовой пенсии и трудовой пенсии по      старости, страхового случая, страхового стажа в федеральном

          законодательстве ………………………………………………...6

    1. Применение законодательства о досрочных трудовых

          пенсиях…………………………………………………………..21

Глава 2. Проблемы применения законодательства о профессиональных трудовых пенсиях по старости в Алтайском крае……………………….....29

           2.1. Назначение и перерасчет пенсий ……………………………...29

           2.2    Вопросы возникающие при назначении и выплате

                    профессиональных пенсий по старости в Алтайском крае.

                   Пути их решения.…………………..................................................31

Заключение…………………………………………………………………….36

Список используемой литературы………………………………………..….39

Приложение

 

  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Право на социальное обеспечение  является одним из основных социально  экономических прав человека. Оно  закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года1, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.

В ст. 39 Конституции РФ 1993 2года оно выражено следующим образом: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Социальное обеспечение  в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и  удельному весу расходуемых средств  пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального  обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

Количество пенсионеров, зарегистрированных в Отделении  Пенсионного фонда Российской Федерации  по Алтайскому краю по состоянию на 1 апреля 2013 года, составляет 722 995чел., в том числе получающих пенсию  по старости - 594 771 чел.;3

Средний размер трудовой пенсии по старости в Алтайском крае на 1 апреля  2013 года составляет 9 832руб. (Таблица 1.4)

Эти вопросы изучались  такими авторами как: Буянова М.О; Мачульская Е.Е; Горбачева Ж.А; Воронин Ю.В; Афанасьев  В.А.

Каждый наш соотечественник  достаточно хорошо представляет смысл  и значение а жизни общества и  своей лично слова «пенсия». В  переводе pension (лат.) – платеж, уплата. Пенсия – прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы  представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.

В соответствии с Федеральным  законом «О трудовых пенсиях в  РФ» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом.

В 2013 году трудовые пенсии российских пенсионеров были повышены два раза. Первая индексация трудовых пенсий была произведена Пенсионным фондом России 1 февраля  -  трудовые пенсии выросли  на 6,6%.

1 апреля была произведена  доиндексация трудовых пенсий  в связи с ростом доходов  ПФР в 2012 году в расчете на  одного пенсионера. Размер доиндексации - 3,3%. В августе 2013 года произойдет  традиционный перерасчет трудовых  пенсий работающих пенсионеров  с учетом поступивших в 2012 году  страховых взносов на обязательное  пенсионное обеспечение  от  их работодателей.4

Также с 1 апреля были проиндексированы пенсии по государственному пенсионному  обеспечению, в том числе социальные пенсии. Размер индексации составил 1,81 %. 1 апреля были увеличены размеры  ЕДВ на 5,5%  (ежемесячные денежные выплаты, которые вместе с пенсией получают федеральные льготники).

Целью данной работы является исследование нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы назначения и выплаты трудовых пенсий в Алтайском крае.

В соответствии с целью  работы можно выделить следующие  задачи:

1. Рассмотреть понятие и виды трудовых пенсий;

2. Проанализировать условия и размеры пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;

4. Раскрыть порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий.

5. Изучить нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по выбранной теме;

6. Выявить проблемы, возникающие при назначение и выплате профессиональных трудовых пенсий по старости в Алтайском крае.

7. Предложить пути решения  выявления проблем по данной  теме.

Дипломная работа состоит  из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1.  Законодательство о профессиональных трудовых пенсиях по старости

    1. Определение понятий трудовой пенсии и трудовой пенсии по старости, страхового случая, страхового стажа в федеральном законодательстве.

 

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит  трудовым пенсиям. Основанием для получения  этой разновидности пенсионного  обеспечения приобретает подавляющая  масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ вступил в  действие 1 января 2002 г.5

  1. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам заработной платы  или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии  либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

Право на трудовую пенсию имеют  граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»6, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»7.

 

 

Нетрудоспособные члены  семей лиц, указанных в части  первой  части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона. 

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  в Российской Федерации, имеют право  на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  РФ.

Подавляющее число пенсионеров (нынешних и будущих) подпадает под действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».8 Этим законом предусмотрены трудовые пенсии:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

Трудовая  пенсия по старости  и трудовая пенсия по инвалидности  могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих  частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право  на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые  определяются  Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации».9

Для назначения трудовой пенсии инвалидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обеспечение. Но теперь такая пенсия именуется досрочной пенсией по старости.

 По пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 января 2002 г10., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы — мужчины 1964 года рождения и моложе, женщины 1969 года рождения и моложе).

Эти части существенно  различаются между собой по порядку  назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия, по сути, представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного  обеспечения по достижении ими пенсионного  возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин — 55). Второе, кроме  достижения пенсионного возраста, условие  назначения базовой пенсии — наличие  не менее пяти учтенных в системе  пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства  возникают обязательства по выплате  базовой части пенсии, которые  оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет. (Таблица 1.1)

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе «О федеральном бюджете»11 вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей  для назначения трудовой пенсии является в соответствии с законом страховой стаж12, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа  учитывается то обстоятельство, что  он подразделяется на часть стажа  до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа  после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна  подтверждаться документами, выдаваемыми  в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой  стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный  налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам,  утверждаемым законами о федеральном  бюджете и о бюджете Пенсионного  фонда13 на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет Пенсионного Фонда России и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является уплатой страховых взносов в Пенсионного Фонда России.

Страховая часть пенсии формируется  и финансируется в рамках системы  государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд России. (Таблица 1.3)

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой взнос, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые взносы персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового взноса для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1963 года рождения и женщин старше 1968 года рождения он установлен в размере 26% от размера  их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 22 %. 14

В отличие от базовой части  пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал  пенсионер до выхода на пенсию, страховая  часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для  финансирования страховой части  и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим  образом: страховые платежи поступают  на лицевые счета граждан и  суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии - новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано  выплачивать, безусловно, после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать  в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Накопительная часть пенсии, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части  страхового тарифа, выделяемой для  более молодых возрастных групп  из 26-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату  текущих пенсий, а инвестироваться  в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного  дохода, зачисляемого на личные счета  граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий. 15

Размер тарифа накопительных  отчислений для разных возрастных групп  различен. Для мужчин, родившихся в  интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 12 % из 26 % страховых платежей, которые делает в их интересах  работодатель. Для тех же, кто  родился после 1967г., законом предусмотрено  постепенное повышение накопительных  отчислений с 8 % в 2008 г. до 12 % в 2012 г. 16

  Накопительные отчисления  будут поступать на специальную  часть лицевого счета застрахованного.  Начиная с 2003 г. граждане, имеющие  в составе лицевого пенсионного  счета накопительную специальную  часть, могут принимать решения  об инвестировании своих пенсионных  накоплений (которые, впрочем, будут  по правовому статусу оставаться  в федеральной собственности)  в те или иные виды активов,  предлагаемые государственными  агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять  накопительные средства и в  проекты, осуществляемые негосударственными  пенсионными фондами.

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих  на пенсию, в ее составе будут  только две части — базовая  и страховая. Первые пенсионеры, у  которых в составе пенсии будет  и накопительная часть, появились  как раз  в 2012 году.

  1. Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами:

Во-первых, она назначается  пожизненно.

Во-вторых, право на нее  обусловливается трудовым стажем, который  по мере реализации пенсионной реформы  будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется  только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных признаков  можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона "О  государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили  правило, в соответствии с которым  работающим пенсионерам пенсия выплачивается  в полной сумме. 17

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств  существования в тот период, когда  человек уже не может или не хочет трудиться в связи с  достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого  запрета, можно создать более  гибкие механизмы. Задача заключается  в том, чтобы пенсионер был  экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения  работы. Одним из возможных вариантов  является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения  заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает  основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета  и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. 18

Как и ранее действовавшим  Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных  пенсиях в Российской Федерации"19, Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:

  1. о старости;
  2. по инвалидности;
  3. по случаю потери кормильца.

Прежним остался и возраст  выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:20 (Таблица 1.7.) 

  1. базовой;
  2. страховой;
  3. накопительной.

Базовая часть пенсии установлена в размере 2723,41 рублей в месяц. Однако она может быть дифференцирована в зависимости от возраста, инвалидности и наличия иждивенцев. Так, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, базовая  часть пенсии устанавливается в сумме 2723,41 рублей, а при наличии трех и более нетрудоспособных членов их семьи – 8170,22 рублей .21

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости рассчитывается по следующей формуле 22:

СЧ =ПК/Т,

где СЧ – страховая часть  пенсии;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, включая пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии, равного 19 годам или 228 месяцам.

Следует отметить, что на переходный период, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца).

С 1 января 2011 года  период увеличится ежегодно на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

При назначении страховой  части пенсии по старости в более  позднем возрасте, чем требуется по закону, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом ожидаемый период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части, не может быть менее 14 лет (168 месяцев). Однако для тех лиц, которые воспользуются такой возможностью уже в ближайшее время, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости может составить 10 лет (120 месяцев), но не менее.

Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть меньше 2723,41 рублей в месяц.

Размер накопительной  части трудовой пенсии по старости 23   определяется по формуле24: НЧ=ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части пенсии;

 ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. Специальная часть индивидуального лицевого счета является разделом индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного в ПФР, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направленных на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений;

Т – количество месяцев  ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной ее части. Ожидаемый период выплаты рассчитывается на основе данных федерального органа по статистике и применяется для расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Полный размер трудовой пенсии по старости представляет собой совокупность трех самостоятельных частей этой пенсии, которую можно определить по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии по старости;

БЧ – базовая часть  пенсии;

СЧ – страховая часть  пенсии;

НЧ – накопительная  часть пенсии.

Для лиц, имеющих возраст  старше 50-лет мужчин и 45 лет женщин, размер трудовой пенсии по старости определяется из суммы двух частей: базовой и страховой, т.к. страховые взносы за этих лиц не направляются на накопительную часть пенсии, о аккумулируются только на страховой ее части. В этом случае расчет будет производиться по формуле:

         П= БЧ + СЧ,

при этом особую роль приобретает правильная оценка пенсионных прав застрахованных лиц, произведенная на 1 января 2002 года, т.е. на момент введения в действие закона о трудовых пенсиях.

Минимальная трудовая пенсия по старости при полном трудовом стаже  не может быть менее 2723,41 рублей.

Оценка пенсионных прав осуществляется путем конвертации их в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП – БЧ) х Т,

где БЧ – базовая часть  пенсии, размер которой конкретно определен по видам трудовой пенсии;

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости;

РП – расчетный размер трудовой пенсии.

Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, а для женщин соответственно – 20 лет, расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле:

РП= СК х (ЗР/ЗП) х СПЗ,

где ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица.

Среднемесячный заработок (доход) определяется за периоды, аналогичные ранее действовавшему закону о государственных пенсиях, а именно: за последние два года  на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе ПФР или за любые 5 лет (60 месяцев) подряд на основании представленных в установленном порядке подтверждающих документов;

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2011 года, установленная для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий; СК – стажевый коэффициент.

Для застрахованных лиц он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20.

 Отношение среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной зарплате по стране ограничивается размером не свыше 1,2.

При неполном общем трудовом стаже величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из величины капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа25.

  1. Страховой случай — осуществившееся событие, предусмотренное страховым договором страхования или законом.

С наступлением страхового случая появляется обязанность страховщика  сделать страховую выплату (страховое  возмещение) страхователю, застрахованному  лицу, выгодоприобретателю или другим третьим лицам.

Актуальные вопросы применения законодательства о профессиональных трудовых пенсиях по старости в Алтайском крае