Автоматизация стана холодной прокатки аллюминия
SO ГЦ, Ю кВ
48
где = 51,3
где = 51,3
ВВЕДЕНИЕ
Прокатка стальной полосы толщиной менее 1 мм осуществляется только в холодном состоянии, т.к. в горячем состоянии тонкая лента не обладает высокой прочностью, а помимо этого, окалина, возникающая при нагреве металла в печах, имеет толщину, сопоставимую с прокатываемой полосой. В результате чего качество поверхности и структуры металла резко падает.
Непрерывный стан холодной прокатки за счет большого количества клетей дает возможность прокатывать более тонкую полосу при одной и той же начальной толщине, использовать более толстый прокат, повышать точность и качество поверхности готового проката за счет уменьшения обжатия в одной клети. Это позволяет повысить производительность и качество готовой продукции.
Холодная прокатка должна выполняться с натяжением полосы между клетями. Отсутствие натяжения может привести к аварии, снижению качества металла и т. п. Поэтому кроме рабочих клетей, где происходит основная операция - обжатие металла, стан имеет моталку и разматыватель. Основное назначение их - стабилизация натяжения полосы при смотке и намотке в рулон.
Интенсивное развитие электроприводов рабочих клетей объясняется следующими причинами:
- Совершенствованием технологического процесса с целью получения высококачественного проката по толщине и качеству поверхности;
- Совершенствованием тиристорных преобразовательных агрегатов и систем их управления;
•Появлением новой элементной базы.
Сейчас активными темпами происходит процесс внедрения
микропроцессорной техники в нашу жизнь - и в быту и на производстве. На
смену традиционным аналоговым системам управления, которые в
подавляющем большинстве случаев устарели не только морально, но и
физически, приходят современные цифровые системы управления, обладающие более высокой надёжностью, более высокой точностью по сравнению с аналоговыми системами управления, и кроме того, открывающие очень широкие возможности в плане автоматизации сложных технологических процессов.
Применение программируемых
Использование ЭВМ позволяет вести автоматический учёт и контроль большого числа различных параметров производственного процесса и производственных механизмов одновременно.
Внедрение микропроцессорной техники
в электропривод позволяет
- АНАЛИЗ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ И
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
- ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Расположение основных механизмов непрерывного стана показано на
рис.1.
Рис.
1. Технологическая схема
Прокатка осуществляется между рабочими валками. Диаметр рабочего валка клети выбирают из соотношения Dp = (1000 - 2000)h, где h - толщина полосы. Таким образом, для прокатки тонких лент используются валки малого диаметра при большой длине, что снижает их жесткость. Для повышения жесткости системы валков в вертикальной плоскости в направлении действия наибольших сил используют опорные валки.
Технологический режим на непрерывном стане холодной прокатки состоит из следующих основных этапов: заправка полосы с разматывателя в рабочие клети и моталку; установление заданного натяжения металла; одновременный разгон двигателя клети, разматывателя и моталки; прокатка на установившейся скорости; торможение двигателей.
В процессе работы качество прокатываемой полосы во многом определяется постоянством натяжения в металле, поэтому в процессе работы целесообразно снижать время переходных процессов двигателя рабочей
клети и обеспечивать такой принцип управления скоростью моталки, чтобы в период намотки скорость двигателя изменялась в зависимости от натяжения.
В соответствии с технологическими условиями к электроприводу рабочих клетей непрерывного стана предъявляются следующие требования:
- Точное согласование скоростей прокатки между клетями и намоточными устройствами с точностью порядка 1%;
- Обеспечение требуемых величин натяжения полосы во всех режимах работы стана с точностью 3 - 5%;
- Плавное и в широких пределах - от 50:1 до 100:1 регулирование скорости;
- Плавный пуск и малое время протекания переходных процессов;
- Возможность толчковой работы и создания натяжения покоя;
- Возможность окончания ускорения или замедления по желанию оператора (режим «так держать»);
- Возможность изменения жесткости механических характеристик двигателей в зоне низких скоростей и при захвате полосы;
- Аварийное торможение при обрыве полосы.
На высокопроизводительных непрерывных станах используют многоякорные двигатели с индивидуальным приводом каждого рабочего валка. Такой привод позволяет одновременно снизить приведенный момент инерции и повысить его быстродействие.
Электропривод непрерывного стана
работает в нереверсивном режиме,
но его выполняют реверсивным
с целью рекуперативного
- ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Общие сведения
Техническая характеристика стана | |
Толщина полосы, h |
|
до прокатки /после прокатки |
1,5 — 5 мм /0,4 - 2 мм |
Ширина полосы, В |
700 - 1550 мм |
Внутренний диаметр рулона, DB |
600 мм |
Максимальный наружный диаметр рулона, DHmax |
2200 мм |
Масса рулона, mр |
до 30 т |
Рабочая скорость номинальная (соответствует номинальной час |
13,9 м/с |
Заправочная скорость, v3an |
1 м/с |
Максимальная скорость прокатки, vmax |
25 м/с |
Диаметр рабочих валков клети, Dp |
500-470 мм |
Диаметр опорных валков клети, Don |
1300-1200 мм |
Длинна бочки рабочих и опорных |
1700 мм |
Наибольшее давление металла на валки, Р |
1800 т |
Темп разгона, замедления, а |
2,5 м/с2 |
Момент инерции рабочих и опорн |
2 х 775 кг-м2 |
Момент инерции шпиндельного соединения (на оси рабочих валков), Jшп |
2 х 100 кг-м2 |
Момент инерции редукторов, приведенный к валу двигателя, JP |
2 х 250 кг-м2 |
Стан предназначен для холодной прокатки ленты из алюминия. Исходным прокатом для производства готовой продукции являются горячекатаные и холоднокатаные рулоны.
- Управление
Привод рабочих
валков клети - индивидуальный. Т.к. привод
четырехклетьевого стана
Схема управления электроприводами рабочих валков каждой клети должна обеспечивать:
- Зависимое регулирование частоты вращения электродвигателей. При этом ослабление потока возбуждения должно производиться только после полного открывания якорного преобразователя.
- Поддержание угловой скорости рабочих валков, заданной системы управления скоростными режимами, во всех режимах работы стана, исключая аварийное (динамическое) торможение.
Точность поддержания скорости в диапазоне 1:20 от максимальной рабочей скорости должна обеспечиваться:
- в режимах установившейся скорости (в статике) - 0,1%.
- в режимах разгонов и замедлений стана и отдельной клети при отработке сигналов от систем автоматизации (в динамике) - 0,5%.
- Возможность получения при заправочных режимах, наряду с жесткими механическими характеристиками, смягченных характеристик (компаундирование) до 2,5% от максимальной рабочей скорости. Величина компаундирования выбирается при наладке, и должна плавно сниматься при разгоне стана одновременно для всех клетей после заправки полосы.
- Динамическое торможение.
- Блокировки.
- Упрощенная кинематическая схема привода рабочих валков 4-й клети
Кинематическая схема привода рабочих валков 4-й клети непрерывного стана холодной прокатки изображена на рисунке 2.
1.5 Расчет нагрузочной диаграммы и
Расчет нагрузочной диаграммы произведен для 4-й клети на основании данных программы прокатки, представленных в таблице 1.
Таблица 1
hi-1, мм |
hi, мм |
εi,% |
ε∑, % |
V, м/с |
Тi-1, кН |
Тi,кН |
n,об/мин | |
0,7 |
0,5 |
28,6 |
75 |
23,9 |
187 |
38 |
912 |
hi-1 - толщина полосы перед клетью, мм;
h; - толщина полосы за клетью, мм;
£i - относительное обжатие в данной клети, %;
s2 - относительное обжатие суммарное, %;
v - скорость рабочих валков, м/с;
Tj_i — полное натяжение перед клетью, кН;
Ti - полное натяжение за клетью, кН;
n - частота вращения рабочих валков, об/мин.
При построении нагрузочной диаграммы необходимо рассчитать статические, динамические значения моментов на всех участках работы, а также временные значения этих участков.
Рассчитаем и построим нагрузочную диаграмму:
Разобьем диаграмму на 7 участков:
- Разгон до заправочной скорости;
- Заправка;
- Разгон до установившейся скорости;
- Участок установившейся скорости;
- Замедление с рабочей скорости до скорости выпуска;
- Выпуск;
- Торможение и остановка.
- Скорость заправки V3an равна 1 м/с. Ускорение a на всех участках
включая и торможение определено заданием и равно 2,5 м/с2 , следовательно
- По условиям технологии для нашего конкретного варианта заправка идет в течение 15 секунд, причем примерно половину этого времени двигатель работает на холостом ходу. Таким образом, участок 2 можно разбить на два равных по длительности
- Время разгона до рабочей скорости определяем по формуле:
- Время работы на установившейся скорости:
где DB = 0,6 м - внутренний диаметр рулона;
h = 0,5-10‘3 м - толщина полосы;
у = 7,8-103 кг/м3 - удельная масса металла;
DH - наружный диаметр рулона, определяемый по формуле:
- Время замедления от рабочей до скорости выпуска определяем по формуле:
t5 = t3 = 5,16 с.
- Участок
выпуска аналогичен по длительности участку
заправки, который также разбивается на
2 отрезка, равных по длительности
- Время на участке торможения до остановки:
где Ve = V3an = 1 м/с - скорость выпуска.
Время цикла находим путем
= 0,4 + 7,5 + 7,5 + 5,16 + 367,09 + 5,16 + 7,5 + 7,5 + 0,4 = 408,2 с.
На непрерывных станах холодной прокатки процесс прокатки ведут с натяжением. На полосу со стороны входа металла в валки действует заднее натяжение и со стороны выхода металла из валков действует переднее натяжение. Поэтому момент прокатки на этих станах определяют по формуле,
Mnp=M0-TnDp/2+T3(Dp/2)(hi+l/
где МО- момент свободной прокатки и сил трения, (Нм);
ТЗ - заднее напряжение, (Н);
Тп - переднее напряжение, (Н);
hi - толщина полосы на входе клети, (м);
hi+1 - толщина полосы на выходе клети, (м).
Вращающий момент двигателя главного привода стана холодной прокатки в общем случае складывается из трех составляющих,
м=мпр+мхх+мд,
где мпр - момент прокатки и добавочных сил трения;
Мхх - момент, необходимый для привода стана на холостом ходу;
Мд - динамический момент.
Момент прокатки и момент холостого хода составляют статический момент.
КПД редуктора =0,95-0,98 для каждой ступени;
КПД шестеренной клети =0,92-0,95;
КПД шпинделей и муфт =0,99.
При прокате на заправочной скорости момент двигателя равен статическому моменту: м1=МСТ.
При ускорении привода добавляется динамический момент:
M2= МСТ+ Мд,
При прокатке на скорости выше номинальной скорости двигателя определяют скорректированный момент:
М"СТ= МСТ (Vp /Ун);
М"д=Мд(Ур/Ун)
Вращающий момент Мз =М"СТ+М"Д. При прокатке на рабочей скорости, М4=М"СТ.
При замедлении привода вращающий момент определяют по формулам:
при vp>vH м5=м"ст+м"дз,;
при vp<vH м5 =МСТ+МДЗ;
где Мдз- динамический момент привода при замедлении,
Mд3=-GD2b/375
b-замедление, об/мин/с.
Усилие перемещения полосы:
Fxx =( mс + mд) g ϻ, где
mс - масса клети (тс = 15000 кг);
mд - масса валков (тд = 23000 кг);
g - ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с );
ϻ - коэффициент трения стола о направляющие (ϻ = 0,06).
Fxx = (15000 + 23000) • 9,81 • 0,06 = 22366,8 (Н) = 22,37 (КН)
Усилие перемещения полосы при резании: Fp = Fz + Fp, где
Fz - усилие резания (Fz = 170000 Н).
Fp = 170000 + 22366,8 = 192366,8 (Н) = 192,37 (КН)
Момент статического сопротивления при перемещении
Величину момента холостого ход
Мхх =0,05- Мс =0,05 -120;7 = 6,035 кН • м.
Динамический момент определяем по формуле:
Теперь вычислим величины моментов на всех участках нагрузочной диаграммы.
- На первом участке момент складывается из момента холостого и динамического момента:
М,=МХХ+ Мдин = 6,035 + 77,2 = 83,235 кН • м
- На заправочной скорости имеем 2 участка.
- Интервал, на котором момент равен моменту холостого хода:
М’ 2= Мxx = 6,035 кН • м
- Интервал, на котором момент равен статическому моменту:
М”2=Мс=120,7 кН • м
- На участке разгона до установившейся скорости к статическому моменту добавляется динамический момент:
МЪ=МС+ Мдин = 120,7 + 77,2 = 197,9 кН • м,
- На участке установившейся скорости момент равен статическому:
М4= Мс=120,7 кН • м,
- На участке замедления с рабочей скорости до скорости выпуска суммарный момент равен разности статического и динамического моментов:
М5 = Мс - Мдин = 120,7 - 77,2 = 43,5 кН • м,
- Участок выпуска разбит на 2 отрезка.
- Интервал, на котором момент равен статическому:
M’6 =МС =120,7 кН • м
- Интервал, на котором момент равен моменту холостого хода:
M”6=Mxx= 6,035 кН • м
- На участке торможения момент равен разности момента холостого хода и динамического момента:
М7 = Mxx - Mдин= 6,035-77,2 = -71,165 кН • м
,
1.6 Предварительный выбор двигателя рабочих валков клети
При расчете мощности двигателя
полагаем, что номинальной скорости
двигателя соответствует
Эквивалентное статическое усилие за цикл:
Расчетная мощность двигателя:
КЗ - коэффициент запаса (примем КЗ = 1,2);
ηnN- КПД механических передач при рабочей нагрузке.
Выбираем двигатель серии 2МП 6500, мощностью 2400 кВт.
Номинальные данные двигателя:
- PN = 2400 кВт - номинальная мощность;
- MN= 142 кН-м - номинальный момент;
- UЯN= 750 В - напряжение номинальное на якоре;
4.LЯN= 3400 А - номинальный ток якоря;
- nN= 330 об/мин - номинальная частота вращения двигателя;
- nмах= 600 об/мин - максимальная частота вращения двигателя;
- Jдв = 9000 кг-м2 - момент инерции якоря;
- IBN= 44,0 А - ток возбуждения;
- Кп.я= 0,04 - допустимое действующее значение основной гармоники тока якоря;
- ip=0,622.
Вентиляция двигателя - принудительная; соединение ветвей обмотки возбуждения - параллельное.
Применение в приводе ДПТ обеспечивает большую производительность труда, что экономически оправдывает дополнительные затраты, связанные с использованием электрооборудования на постоянном токе. Развитие отраслей промышленности, в которых находят применение мощные ДПТ, приводит к необходимости непрерывного повышения их мощности и вращающего момента, улучшению динамических показателей. В настоящее время питание крупных ДПТ осуществляется от тиристорных преобразователей.
Для питания мощных прокатных ДПТ
применяют тиристорные
вентильной обмотки
Для ограничения вредного воздействия
тиристорного преобразователя ДПТ
выполняют с шихтованным
При проектировании ДПТ задаются допустимыми пульсациями тока якоря, как правило, в пределах от 2 до 7 %. В большинстве случаев индуктивность якорной цепи оказывается достаточной для ограничения жданного значения пульсации. В противном случае применяют дополнительные сглаживающие реакторы.
Крупные ДПТ работают в системе автоматизированного привода, и основное требование, предъявляемое к ним со стороны эксплуатации, — надежность работы. Поэтому ДПТ комплектуются вспомогательными устройствами, обеспечивающими, с одной стороны, работу в автоматизированном приводе, с другой — контроль за параметрами ДПТ во время эксплуатации. Комплектно с ДПТ поставляются тахогенератор ы типа ПТ-32 или ПТ-42, реле скорости типа РМН7011, воздухоохладители типа ВО-100-2 или ВО- 50А, ящик резисторов.
Для контроля температуры входящего и выходящего из ДПТ воздуха поставляются два термометра сопротивления, для контроля работы подшипников — термометр манометрический сигнализирующий и указатель уровня масла. Обмотки возбуждения и компенсационная снабжены термоэлектрическими преобразователями, которые позволяют производить контроль температур этих обмоток. Термометры сопротивления, заложенные в обмотку якоря, выводятся на контактные кольца и траверсу, что позволяет следить за температурой обмотки якоря при работе. К каждому крупному ДПТ постоянного тока завод-изготовитель поставляет запасные части комплекты катушек главных и дополнительных полюсов, секции обмотки 1коря, щетки, щеткодержатели, вкладыш подшипника и др.), а также наборы специальных
приспособлений, устройств и инструмента, необходимых для монтажа, эксплуатации и ремонта.
Реверсивные и нереверсивные ДПТ,
предназначенные для
Условия эксплуатации двигателей:
Высота над уровнем моря, м, не более 1 ООО Температура охлаждающего воздуха, °С: исполнение УХJI4 .... 1—40 исполнение 04 1—45
Температура охлаждающего воздуха, °С 5-40
Относительная влажность воздуха при 25 °С (исполнение УХЛ4), %, не более.... 80
То же при 35 °С (исполнение 04), %, не более 98
Запыленность охлаждающего воздуха, мг/мЗ, не более .... 0,2 Количество охлаждающего воздуха на 1 кВт фактических потерь, м /мин, не более 3,5—4,0
Охлаждающий воздух не содержит химически агрессивных и токопроводящих примесей. Окружающая среда — невзрывоопасная, не содержащая агрессивных примесей и токопроводящей пыли в концентрациях, снижающих параметры двигателей ДПТ. Степень защиты ДПТ горизонтальных: IP20 — выше перекрытия фундаментной плиты, IPOX ниже перекрытия фундаментной плиты по ГОСТ 14254-80.
1.7 Проверка двигателя по нагреву и перегрузке
Проверка по нагреву производится по нагрузочной диаграмме таким об
Один из способов проверки - метод эквивалентного момента, т.к. имеет место линейная зависимость между током и моме
Таблица 3
Временной интервал, с |
Величина момента, кН-м |
t1 = 0,4 |
Mj = 83,235 |
t2 = 7,5 |
M2 - 6,035 |
t2 =7,5 |
M2 = 120,7 |
t3 = 5,16 |
М3 = 197,9 |
t4=367,09 |
М4= 120,7 |
t5 = 5,16 |
М5 = 43,5 |
t6 = 7,5 |
М6 = 120,7 |
t6 =7,5 |
М6 =6,035 |
t7=0,4 |
М7 = - 71,165 |
Эквивалентный момент для режима работы, где скорость двигателя выше номинальной Мэкв1 равен:
Эквивалентный момент не должен превышать номинальный момент Мэкв1 < МN, т.е. 113,9 кН • м < 142 кН • м
Рассчитаем коэффициент запаса по нагреву:
Значение является оптимальным, учитывая необходимый запас из-за наличия пульсаций преобразователя.
Проверяем двигатель по перегрузке:
Так как двигатель допускает
и больший коэффициент
Эквивалентный момент для режима работы, где скорость двигателя не превышает номинальную Мжв2 равен:
~
Рассчитаем коэффициент запаса по нагреву:
Проверяем двигатель по перегрузке:
Так как двигатель допускает и больший коэффициент перегрузки (2,5), то можно сделать вывод, что двигатель проходит по перегрузке.
- Автоматизация станка с ЧПУ
- Автоматизация сушильного барабана
- Автоматизация теплового пункта гражданского здания
- Автоматизация теплового пункта гражданского здания
- Автоматизация технологических процессов и производств
- Автоматизация технологических процессов на зерноочистительном пункте в ООО «Совхоз Никольский» Сорочинского района Оренбургской област
- Автоматизация технологического процесса на базе стенда «StationAssemblyRV3SB»
- Автоматизация сервисного центра
- Автоматизация системы управления экономической информацией бюджетного учреждения посредством создания базы данных "Экономист БУ" (на
- Автоматизация системы учета готовой продукции на примере предприятия ОАО «СинТЗ»
- Автоматизация системы учета и контроля склада
- Автоматизация складского учета на предприятии быстрого питания ООО «Курочка рядом»
- Автоматизация складского учета Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
- Автоматизация слада строительных материалов