Автомобильный транспорт в России

Содержание:

1.Введение…………………………………………….…...с.3

2.Роль автомобильного транспорта в России....................с.6

3.Основные обязанности и права административно-  технического персонала на автосервисных предприятиях........................................................................с.14

4.Кадровый состав автосервиса………………....…...….. с.19

5.Экономико-правовая основа трудовых отношений в организациях автомобильного транспорта……............…с.23

6.Обязанности и ответственность ответственных и других за ремонт и оказание услуг перевозкам на автотранспорте..с.45

7.Инструкция по охране труда для работников автотранспортного предприятия………………….............с.57

 

8. Заключение........................................................................с.59

 

9. Список литературы....................……………………...…с.62


 

 

 

 

 

1.Введение.


В настоящее время, в условиях рыночной экономики для упрочения  
положения АТП на рынке транспортных услуг необходимо наладить такую  
коммерческую деятельность, которая обеспечивала бы ему получение  
достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени.  
Такое положение может быть достигнуто за счет развития коммерческой  
деятельности самого предприятия на основе передовых маркетинговых методов и менеджмента.  
"Структура управления организацией", или "организационная структура  
управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.  
Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.  
Под структурой управления понимается необходимое построение  
взаимоотношений уровней управления, функциональных служб и производственных подразделений, в форме позволяющей организации достигать главной цели наиболее эффективным способом.  
Переход на рыночные отношения кардинально меняет взгляды на  
организационную структуру, создающую условия для наилучшего использования техники и людей в процессе производства и тем самым повышающую его эффективность. В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.  
В широком смысле задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы  
выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам  
организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.  
Цель данной курсовой работы - оптимизация организационной структуры  
управления автотранспортного предприятия, анализ управления предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль автомобильного транспорта в России.


Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

Ежедневно автотранспортом  перевозится около 17 млн. тонн грузов.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых  субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

В автотранспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. человек. Причем на автотранспортную отрасль приходится более 50% от числа работающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта.

В условиях оживления  реального сектора экономики в 2001 г. автомобильный транспорт освоил более 90% всего прироста объемов внутренних перевозок.

Спрос на грузовые перевозки  во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения  объемов производства в стране, а  также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.


В отличие от других видов транспорта автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Автомобильный транспорт стал незаменимым средством и при смешанных перевозках. В 2001 году общий объем международных автомобильных перевозок, выполненных отечественными и зарубежными автоперевозчиками, составил 19.2 млн. тонн. То есть на 7.3 больше аналогичного показателя предыдущего года.

На этапе становления  рыночных отношений в России сложились  объективные предпосылки для  ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние  на развитие социально-экономической  сферы страны. Так, при перевозках грузов установилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузовых перевозок соответствуют средним темпам экономического роста, превышая при этом темпы роста объемов перевозок на других видах транспорта.

Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными  факторами:

- около 80% производственных  и транспортно-распределительных  структур, а также большинство  населенных пунктов страны не  имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

- известные объективные  преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности, возможность  организации работы "с колес", доставка "от двери до двери", скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.

За последние годы автомобильный транспорт выполняет  свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, "главным перевозчиком" для растущих секторов экономики России.

Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие  и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики:

- в промышленности  доля автотранспортных издержек  составляет не менее 15%,;

- в строительстве - до 30%;

- в сельском хозяйстве  и торговле - до 40% и более. 

Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны.


В процессе международной интеграции значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. В  общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта.

Инвестиции, издержки, занятость  населения.

На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население  и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным  ростом мобильности населения и  потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства.

Коммерческий автомобильный  транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11% всех основных фондов страны. Суммарные издержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковой автотранспорт, составляют примерно 700 млрд. руб. в год или более 10% от ВВП страны.

Указанный высокий уровень  автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемом выполняемой  автотранспортом работы, но и недостаточным  уровнем государственного регулирования отрасли.

Производственный транспорт  объединяется в автотранспортные подразделения, входящие непосредственно в состав дорожно-строительных организаций, или  в самостоятельные автотранспортные предприятия (АТП).

Управление автомобильными перевозками грузов для дорожного строительства заключается в оперативном их планировании, организации выпуска подвижного состава на линию и приема его по возвращении с линии, контроле за работой автомобилей на линии, осуществлении взаимодействия с обслуживаемыми объектами и предприятиями, обеспечении получения регулярной информации о выполнении оперативных планов перевозок. Всем этим занимается служба эксплуатации.

Оперативное планирование осуществляется обычно отделом (группой) перевозок службы эксплуатации на основе месячного плана, конкретизированного по неделям, суткам и сменам. Суточный оперативный план перевозок разрабатывается с учетом заявок обслуживаемых организаций, уточняющих объем перевозок, номенклатуру перевозимых грузов, а также названия и адреса грузоотправителей.


На основании суточного оперативного плана диспетчерская группа службы эксплуатации предприятия определяет для каждого грузоотправителя необходимые  число и тип автомобилей, разрабатывает  рациональные маршруты перевозок, рассчитывает сменные задания водителям. При разработке сменных и суточных планов перевозок применяются ЭВМ, обеспечивающие распределение автомобилей с максимальной эффективностью.

Выпуск автомобилей  на линию и прием с линии  должны проводиться по графикам, разработанным службой эксплуатации и согласованным с режимом работы дорожных машин и грузоподъемного оборудования дорожно-строительного предприятия. При выпуске на линию сменный диспетчер выдает водителю путевой лист с записью сменно-суточного плана и наиболее рациональных маршрутов перевозок, а также с отметкой о времени его выдачи. Одновременно диспетчер разъясняет водителю характер предстоящей работы и особенности ее выполнения. Дежурный механик проставляет в путевом листе фактическое время выхода на линию и показания спидометра, а также делает отметку об исправности машины. Выпустив машину на линию, он сообщает об этом в диспетчерскую группу службы эксплуатации.

По возвращении автомобиля с линии дежурный механик осматривает  его, при обнаружении технической  неисправности заполняет листок учета ремонта, в путевом листе проставляет фактический остаток топлива в баке, показания спидометра и время возвращения. Все эти данные также заносятся в журнал. Затем водитель сдает путевой лист и товарно-транспортные документы дежурному диспетчеру, который организует их обработку с целью получения данных о пробеге и выполненной транспортной работе и внесение их в суточный план перевозок.

По окончании приема автомобилей с линии дежурный механик и диспетчер проводят сверку данных о возвращении машин.

Оперативное руководство  перевозками, осуществляемое работниками  диспетчерской группы предприятия, включает в себя: контроль выполнения графиков перевозок строительных грузов и оперативных планов перевозок  грузов по номенклатуре; контроль работы отдельных типов специализированных автотранспортных средств; обеспечение первоочередности доставки грузов на важнейшие объекты дорожного строительства; осуществление оперативного маневрирования автотранспортными средствами в соответствии с изменившимися условиями перевозок; контроль соблюдения водителями линейной дисциплины (выполнения графиков подачи подвижного состава, установленных маршрутов перевозок и др.); принятие своевременных мер по устранению причин, вызвавших срывы перевозок; осуществление оперативной связи с грузоотправителями и грузополучателями.


Контроль осуществляется работниками  службы эксплуатации при оформлении и обработке товарно-транспортной документации или при выезде непосредственно  в пункты загрузки и выгрузки и  на маршруты движения подвижного состава. При массовых перевозках грузов организуются диспетчерские пункты у грузоотправителей.

Перевозка включает в  себя ряд операций, составляющих единый технологический процесс по доставке дорожно-строительных грузов и координации  взаимоотношений с грузоотправителями и грузополучателями. Организация этого процесса (погрузки грузов у грузоотправителей, их перевозки к месту назначения и выгрузки у грузополучателей) определяет эффективность работы АТП.

Высокую эффективность  обеспечивают следующие виды перевозок.

Централизованные перевозки - это доставка всех грузов (или большей  их части) от одного поставщика всем потребителям автотранспортом одного АТП. При этом предприятие, осуществляющее централизованные перевозки, выполняет транспортно-экспедиционные операции, т. е. производит прием груза, получение товарно-транспортных и сопроводительных документов, охрану груза в ходе перевозки и сдачу его грузополучателю.

Основными преимуществами централизованных перевозок являются: четкое распределение прав и обязанностей АТП, поставщиков и потребителей; возможность организации постоянного контроля работы автотранспортных средств; сокращение затрат на оплату экспедиторов.

Используются они при  необходимости транспортирования  значительных объемов инертных дорожно-строительных материалов, например песка, щебня, гравия и т. д., а также при перевозке с предприятий дорожно-строительной индустрии строительных конструкций и изделий.

Перевозки по рациональным маршрутам - это доставка грузов по заранее рассчитанным маятниковым или кольцевым маршрутам, обеспечивающим высокий коэффициент использования пробега автомобиля. Маятниковые маршруты могут быть с не полностью и полностью гружеными обратными пробегами. При кольцевом маршруте автомобиль следует по замкнутому контуру, соединяющему последовательно несколько пунктов погрузки и выгрузки.

Перевозки грузов по часовым  графикам предусматривают прибытие автомобиля в пункты погрузки и выгрузки в строго установленное специальным  графиком время. Основой для разработки часового графика служат графики поставки материалов на строительный объект. Часовой график обеспечивает ритмичную работу поставщиков и потребителей, а также повышение производительности автомобилей за счет сокращения времени простоев под погрузкой и выгрузкой. Перевозки по часовым графикам широко применяются при доставке асфальтобетона, раствора и бетонной смеси.


Перевозки автомобилями со сменными прицепами и полуприцепами применяют  на постоянных маршрутах. Используют при  этом специальные тягачи, сцепляя  с ними прицепы или полуприцепы в местах погрузки и выгрузки. Одному тягачу, как правило, придается не менее трех прицепов или полуприцепов, т. е. один находится на погрузке, другой на выгрузке, а третий в движении в загруженном или порожнем состоянии. Перевозки таким способом позволяют более рационально использовать автомобили-тягачи, погрузочно-разгрузочные средства и сокращать простои дорожных машин и рабочих. Применяется он при доставке дорожных плит, водопропускных труб, металлопроката, лесоматериалов. Применение прицепов-самосвалов для перевозки инертных материалов позволяет повысить производительность автомобилей, обеспечить экономию топлива, снизить требуемое число водителей.

Комплектная доставка изделий  и конструкций заключается в  поставке на строительную площадку в назначенное время заранее рассчитанного службой управления производственно-технической комплектации (УПТК) требуемого количества материалов изделий и конструкций.

Перевозка грузов в контейнерах  и пакетами применяется при необходимости  массовой доставки на строительную площадку штучных и мелкоштучных строительных материалов и изделий в специальной таре многоразового использования, приспособленной для механизированной погрузки и разгрузки. Применение контейнеров и пакетов обеспечивает снижение ручного труда и времени простоя автомобиля, а также сохранность перевозимых грузов.

Таким способом целесообразно  транспортировать бордюрный камень, тротуарную плитку и кирпич.

Для разработки и перевозки  грунта комплексный методом создаются  комплексные бригады из водителей автомобилей-самосвалов и машинистов землеройных машин с единой системой оплаты и другого материального стимулирования. Фактический объем выполняемой бригадой работы определяется по данным геодезического замера, проводимого до начала и после окончания земляных работ или за определенный период работы.


Комплексная бригада укомплектовывается, как правило, автомобилями одной  марки, что обеспечивает удобство расчета  зарплаты. На бригаду при этом выдается наряд-заказ с указанием вида перевозимого материала, расстояния, сроков и стоимости работ. Премирование за досрочное выполнение задания устанавливается, как правило, в размере 0,5… 1 % от сдельного заработка за каждые 2 % сокращения календарного срока выполнения работ. Применение такого способа разработки и перевозки грунта повышает производительность звена автомобилей на 40… 60 %.

Немаловажное значение в организации работы автотранспорта имеет координация взаимодействия транспортных средств и дорожных машин при помощи радиодиспетчерской и сотовой телефонной связи.

Взаимодействие с обслуживаемыми дорожно-строительными организациями  и предприятиями дорожно-строительной индустрии осуществляется в рамках центральной диспетчерской службы территориальной дорожно-строительной организации следующим образом.

Оперативная информация о состоянии материально-технического обеспечения дорожно-строительных организаций и выполнении графиков поставки строительных материалов поступает в диспетчерский отдел территориальной дорожно-строительной организации, который передает соответствующие данные и заявки в УПТК и центральную диспетчерскую службу (ЦДС). Последняя направляет команду о внесении необходимых изменений в графики поставки строительных материалов, изделий и конструкций диспетчерским отделам предприятий дорожно-строительной индустрии, передающим в группу перевозок АТП заявку с указанием номенклатуры, объема грузов и маршрута перевозок.

В случае необходимости  выполнения экстренных или специальных  перевозок ЦДС направляет соответствующую  команду в диспетчерскую службу АТП.

При перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо строго соблюдать правила дорожного  движения. В частности, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать значений, установленных предприятием-изготовителем  для данного транспортного средства. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» нагрузка на одну наиболее загруженную ось транспортного средства для дорог I… IV категорий не должна превышать 100 кН (10 тс), а для дорог V категории - 60 кН (6 тс). Груз должен размешаться и при необходимости закрепляться на транспортном средстве так, чтобы не подвергать опасности других участников движения (не должен выпадать и волочиться); также он не должен ограничивать водителю обзорность; нарушать устойчивость транспортного средства и затруднять управление им; закрывать внешние световые приборы, световозвращатели, номера и опознавательные знаки; препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой; создавать шум, поднимать пыль и загрязнять окружающую среду.

Если груз выступает за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, а также если крайняя точка его по ширине находится на расстоянии более 0,4 м от внешнего края переднего или заднего габаритного огня, его необходимо обозначать в светлое время суток сигнальными щитками или флажками размером 400×400 мм (с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм), а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - световозвращающим приспособлением или фонарями спереди белого, сзади красного, сбоку оранжевого цвета. Для обозначения гибкого связующего звена при буксировке используют флажки размером 200 х 200 мм с аналогичной окраской с обеих сторон.

Если габариты транспортного  средства с грузом или без груза  превышают по высоте 4,0 м от поверхности дороги, по ширине -2,5 м, по длине - 20 м для автопоезда с одним прицепом и 24 м для автопоезда с двумя и более прицепами, а также если груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, необходимо получить разрешение на движение в ГИБДД.

Для повышения оперативности  доставки дорожно-строительных машин  на строящиеся объекты составляются оптимальные маршруты следования автопоездов  с учетом допустимых нагрузок, передаваемых колесами наиболее загруженной оси на дорожное покрытие, а также с учетом возможности их прохождения под мостами, путепроводами и тоннелями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные обязанности  и права административно-технического  персонала на автосервисных предприятиях.

Основные обязанности  и права административно-технического персонала по охране труда содержатся в отраслевых Правилах по охране труда и должностных инструкциях. Согласно Правилам по охране труда на автомобильном транспорте [21] общее руководство работой по охране труда на АТП возлагается на его руководителя (директора, начальника или главного инженера).

Руководитель АТП обязан: 
контролировать планирование организационно-технических мероприятий по совершенствованию охраны труда и следить за их своевременным финансированием, контролировать расходование ассигнованных на улучшение и оздоровление условий труда средств;

обеспечивать внедрение  паспортизации условий труда, выполнение соглашения по охране труда, коллективного  договора и комплексного плана улучшения  условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

утверждать перспективные  и годовые комплексные планы  улучшения условий, охраны труда  и санитарно-оздоровительных мероприятий  и планы номенклатурных мероприятий  по охране труда;

организовывать обучение административно-технического персонала  по вопросам охраны труда в соответствии с установленной программой;

не допускать ввода  в эксплуатацию вновь построенных  и рекопструи рованных предприятий, цехов и участков без разрешения органов, осуществляющих государственный  санитарный и технический надзор, технической инспекции труда и профсоюзного комитета;

обеспечивать выполнение предписаний технической инспекции  труда, органов государственного надзора, предложений общественных инспекторов  и комиссий по охране труда и вышестоящих  организаций по вопросам охраны труда;

строго соблюдать законодательства о труде, рабочем времени и  времени отдыха; обеспечивать высокую  культуру и организацию труда  на производстве;


своевременно обеспечивать рабочих качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, мазями, пастами, моющими веществами и мылом, а также спецпитанием в соответствии с действующими нормами;

обеспечивать нормальную работу санитарно-бытовых помещений  и использование их по назначению; 
организовывать своевременную разработку и утверждение совместно с профсоюзным комитетом инструкций по охране труда для отдельных работ и профессий;

принимать личное участие  в расследовании групповых, несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым  или смертельным исходом на производстве.

В Правилах даны аналогичные положения для других должностных лиц. Для организации и ведения работ по охране труда на АТП вводится должность инженера (старшего инженера) по охране труда, непосредственно подчиненного главному инженеру предприятия. Число освобожденных от других обязанностей работников службы охраны труда устанавливается штатным расписанием АТП в зависимости от общего числа работающих и должно 15ыть не менее: одного при числе работающих , 250—500 чел., одного — двух — при 501 — 1500 чел. и трех — свыше 1500 чел. При числе работающих менее 250 чел. специальный работник по охране труда может не назначаться. Его функции выполняет главный инженер.


Обеспечение безопасности производственного оборудования. Данная задача решается на стадии разработки и изготовления оборудования и в процессе его эксплуатации Производственное оборудование должно отвечать требованиям стандартов ССБТ норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда. 
Оборудование должно поддерживаться в технически исправном состоянии и подвергаться своевременным планово-предупредительным ремонтам. В необходимых случаях устаревшее оборудование должно заменяться новым безопасным оборудованием; 
обеспечение безопасности производственных процессов. Эта задача решается путем приведения действующих технологических процессов в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда, а также внедрения новых безопасных технологических процессов, средств механизации и автоматизации; 
обеспечение безопасности зданий и сооружений. Решение задачи достигается соблюдением требований охраны труда при строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте зданий и сооружений; 
нормализация санитарно-гигиенических условий труда. Задача решается путем устранения причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применения эффективных средств коллективной защиты; 
обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты. В соответствии с действующими нормами и установленным порядком (см. Инструкцию о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуаль–ной защиты, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 24.05.1983 г № 100/11-9) рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты, организуется их правильное хранение, пользование ими, уход; 
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих. Эта задача решается в первую очередь для работающих с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками в условиях монотонности и воздействия опасных и вредных производственных факторов; 
организация лечебно-профилактического обслуживания работающих. Задача предусматривает предварительные и периодические медицинские осмотры работающих. Организуется лечебно-профилактическое питание и проводятся лечебные мероприятия по предупреждению заболеваний работающих; 
санитарно-бытовое обслуживание. Решение задачи включает обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; 
профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям. Задача предусматривает установление физиологической и психофизиологической пригодности работающих по отдельным специальностям (например, водителей транспортных средств) к безопасному выполнению работ.

Автомобильный транспорт в России