Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу
Санкт-Петербургский
Юридический факультет
Кафедра государственного права
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Правовое регулирование
перемещения и таможенного
товаров и транспортных средств через таможенную границу
Санкт-Петербург 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения
товаров и транспортных
1.2 Основные положения
процедуры таможенного
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные
режимы и их использование
в практике внешнеторговой
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Реформа экономической системы
России, также нацеленная на создание
развитого рыночного хозяйства,
потребовала разработки нового механизма
государственного регулирования в
сфере экономики, в том числе
и в области
Рассматриваемая мною тема,
является актуальной не только в теоретическом
отношении, но и важна в практическом
плане. Таможенная служба ровесница
суверенного Казахстана. С обретением
нашей республикой
Суверенные государства сами определяют те области (сферы), правовое регулирование, в которых направленно на обеспечение национальных интересов и безопасности и осуществляется государственными органами.
К таковым относится таможенная сфера, появившаяся в связи с обретением Казахстаном независимости и суверенитета.
Успешное функционирование таможенной системы дружественных государств предполагает ее соотносимость, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, совершенствование законодательства в области таможенного дела, в том числе принятия новых Таможенных кодексов Российской Федерации[1] и Республики Казахстан[2].
Основной целью данной работы является сравнительный анализ особенностей перемещения через таможенную границу и таможенного оформления товаров и транспортных средств в Российской Федерации и Республике Казахстан. При этом акцент делается на раскрытии порядка применения таможенных режимов.
Первая глава дипломной работы носит аналитический характер. В ней рассматриваются общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан.
Вторая глава посвящена раскрытию порядка помещения ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств под какой-либо таможенный режим.
Задачами квалификационной работы являются:
– изучение и обобщение научного материала, нормативно-правовой базы перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств, с учетом положений Таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан;
– исследование правовых основ, требований, обусловленных порядком таможенного оформления;
– рассмотрение основных таможенных режимов, их использование в практике внешнеторговой деятельности.
Следует отметить, что рассмотрению отдельных вопросов связанных с таможенными правоотношениями и обеспечением законности в деятельности таможенных органов уделялось внимание в трудах А.Н. Козырина[3], Б.Н. Габричидзе,[4] И.В. Тимошенко,[5] Н.Н. Косаренко[6], А.Ф. Боровикова[7], К.А. Бекяшева., Г.В. Матвиенко[8], и др. А так же при подготовке данной работы автором использованы законодательные акты Российской Федерации и Республики Казахстан, правовые акты таможенных органов и материалы правоприменительной практики.
Однако до настоящего времени комплексного труда по данной работе не создано, что оставляет широкое поле для дальнейшей работы в этом направлении. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Основные принципы перемещения
товаров и транспортных
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Либерализация внешнеэкономической
деятельности на территории России предопределила
позицию государства в
Как справедливо отмечает А.Ф. Боровиков «пополнение казны является важной функцией таможенных органов. Но ее реализация должна строится не на основе противостояния субъектов внешнеэкономической деятельности, возведения барьеров в таможенных процедурах, стремления привлечь участников таможенных отношений к ответственности, а на взаимодействии с ними, тесном сотрудничестве и отсутствии дискриминации. При таких условиях конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений будут надежно обеспечены и защищены».[10]
Для понимания сущности и
принципов перемещения товаров (в
том числе валюты и валютных ценностей)
и транспортных средств через
таможенную границу, важно учитывать
значение основных терминов и понятий,
связанных с этими процессами.[
Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Транспортные средства - это любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.
К указанным действиям относятся:
- при ввозе товаров
и (или) транспортных средств
на таможенную территорию
- при вывозе товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие, предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их фактического пересечения ими таможенной границы.
Товары могут быть произведены как в России (из своего сырья или из сырья, материалов, ввезенных из других стран), так и в другой стране. Поэтому в Таможенном Кодексе Российской Федерации они рассматриваются как российские или иностранные товары.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Таможенного кодекса РФ российские товары -это товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Иностранные товары - все иные товары, не являющиеся российскими.
Владельцами товаров могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица, понятие которых дано в п.п. 13, 14 ст. 11 Таможенного кодекса РФ.
Перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу могут как юридические, так и физические лица (лица, отношение которых к товарам и друг к другу может быть многообразным - это могут быть владельцы товаров, их доверенные посредники (агенты, таможенные брокеры, таможенные перевозчики и т.п.), которые имеют право или обязаны действовать соответствующим образом.
Лица, перемещающие товары - это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Под принципами права традиционно понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права.[12]
Принципы перемещения
через таможенную границу - основные
положения, которыми обязаны руководствоваться
все участники отношений ввоза
в Российскую Федерацию и вывоза
из нее товаров и транспортных
средств (в том числе при
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу изложены в главе 2 Таможенного кодекса Российской Федерации. Они важны потому что:
- имеют значение
- образуют основу правового
регулирования перемещения
По мнению автора настоящей работы, как в Таможенном кодексе Российской Федерации, так и в Таможенном кодексе Республики Казахстан основные принципы перемещения товаров и транспортных средств сформулированы не достаточно четко. Не случайно глава 2 Таможенного кодекса Республики Казахстан называется "Основные положения (а не принципы – прим. автора) о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан".[14]
Однако внимательный анализ соответствующих статей таможенных кодексов позволяет сформулировать эти принципы самостоятельно.
Первый принцип. Равное право всех лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В ст. 12 ТК РФ говорится о том, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, также предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Это право соответствует
нормам Конституции Российской Федерации,
закрепившим за каждым (то есть независимо
от принадлежности к российскому
гражданству) возможности свободно
выезжать за пределы России, а гражданам
России и беспрепятственно в нее
возвращаться, а также право каждого
на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской
Юридическое равенство прав
на перемещение товаров и
действий, предусмотренных законодательством от собственного имени. В п. 2 ст. 12 ТК РФ говорится также о том, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.[16]
Применяя ст. 12 ТК РФ, нам следует учитывать, что "все лица" (упомянутые в ст. 12) - это:
а) все юридические лица (в том числе российские, иностранные и международные), а в ряде случаев и организации, не обладающие статусом юридического лица (например, если это допускается законодательством иностранного государства);
б) все физические лица, в том числе:
- граждане Российской
Федерации и лица без
- иностранные граждане и лица, имеющие двойное гражданство;
Анализ ст. 12 ТК РФ позволяет
также сделать следующее
Во-первых, перемещение товаров и транспортных средств (т.е. совершение действий по их ввозу (или вывозу) на таможенную территорию Российской Федерации) регулируется непосредственно нормами самого ТК РФ и иными актами таможенного законодательства (ст. 270-317 ТК РФ).
Например, порядок фактического
пересечения товарами и транспортными
средствами таможенной границы в
местах ее совпадения с Государственной
границей Российской Федерации регулируется
законодательством Российской Федерации
о Государственной границе РФ.[
Во-вторых, перемещение валюты (российской, иностранной), ценных бумаг (например, акций, векселей, облигаций и т.п.), номинированных в рублях, иных валютных ценностей (например, алмазов, жемчугов, платины и т.п.) регулируется, как уже было отмечено, законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и нормами действующего ТК РФ.
Второй принцип. Принцип соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Данный принцип раскрывается в статье 13 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Его суть в том, что товары,
запрещенные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации, подлежат немедленному
вывозу с таможенной территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено
ТК РФ или иными федеральными законами.
Вывоз указанных товаров
Товары, ограниченные к ввозу
на таможенную территорию Российской
Федерации, допускаются к ввозу (а
в случаях, предусмотренных Таможенным
кодексом Российской Федерации, выпускаются
таможенными органами) при соблюдении
требования и условий, установленных
международными договорами Российской
Федерации или
В Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".[18]
Товары, запрещенные к
вывозу, не подлежат фактическому вывозу
с таможенной территории Российской
Федерации. Товары, ограниченные к вывозу
с таможенной территории Российской
Федерации, допускаются к вывозу
при соблюдении требований и условий,
установленных международными договорами
Российской Федерации или
Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Применяя правила п. 1 ст. 13 ТК РФ, декларантам, в том числе и таможенным брокерам важно учитывать, что:
1) они касаются лишь
случаев ввоза на таможенную
территорию Российской
2) товары, запрещенные к
ввозу на таможенную
а) подлежат немедленному (т.е. в технически возможные наикратчайшие сроки) вывозу с этой территории. Такой вывоз осуществляется перевозчиком товара (даже если он не относится к числу лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ);
б) помещаются на склады временного хранения, поскольку немедленный вывоз этих товаров невозможен (независимо от причин, например, из-за поломки транспортного средства, из-за разрушения дороги и т.п.). При отсутствии склада временного хранения товар может быть помещен и в иные зоны таможенного контроля;
3) срок указанного выше
временного хранения не может
превышать 3 календарных суток, (отсчет
начинается с момента, когда
товар передан на хранение). Все
расходы, связанные с вывозом
и хранением товаров, несет
одно из лиц, перечисленных
в ст. 16 ТК РФ (например, лицо, имеющее
право владения или
4) товары, ограниченные к
ввозу на таможенную
а) по общему правилу также подлежат вывозу за ее пределы;
б) допускаются к ввозу (а в случаях, прямо предусмотренных в ТК РФ, и к выпуску на таможенную территорию Российской Федерации) лишь в случаях, если это предусмотрено:
- международными договорами, действующими для Российской Федерации;
- нормами действующего
законодательства Российской
5) иные правила (т.е.
в отличие от правил п. 1 ст.
13 РФ) могут быть установлены лишь
в нормах самого ТК РФ, а
также других федеральных
Пункт 2 ст. 13 РФ распространяется лишь на случаи вывоза с таможенной территории Российской Федерации:
1) товаров, запрещенных
к вывозу с нее. Такой вывоз
фактически (т.е. в реальной
2) товаров, ограниченных к вывозу с нее. По общему правилу вывоз и таких товаров не допускается. Это возможно лишь в случаях и порядке, предусмотренных:
а) международными договорами, действующими для Российской Федерации;
б) нормами законодательства Российской Федерации (а не только таможенного законодательства).
Согласно п. 3 ст. 13 ТК РФ расходы (связанные с перевозкой, разгрузкой, перегрузкой, хранением и т.д.), понесенные лицами, указанными в ст. 16 ТК РФ, а также перевозчиками, декларантами и иными лицами (т.е. перечень таких лиц оставлен открытым):
1) таможенные органы не
возмещают, и суды не вправе
удовлетворять требования о
2) несут сами эти лица.
При этом и состав расходов,
учитываемых при
Третий принцип. Принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу. Данный принцип изложен в статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Он гласит, что все товары
и транспортные средства, перемещаемые
через таможенную границу, подлежат
таможенному оформлению и таможенному
контролю в порядке и на условиях,
которые предусмотрены
Важно иметь в виду, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.
Требования таможенных органов,
предъявляемые при
Анализ ст. 14 ТК РФ позволяет сделать ряд выводов:
1) данная статья
2) она применяется во
всех случаях перемещения (а
не только, например, при ввозе
на таможенную территорию
3) она предписывает осуществлять
таможенное оформление и
В ходе таможенного оформления
и контроля таможенные органы и их
должностные лица с одной стороны,
могут предъявлять требования, предусмотренные
актами таможенного законодательства
и иными правовыми актами, с
другой – не вправе предъявлять
другие требования и ограничения. В
противном случае - налицо превышение
полномочий, что может повлечь
за собой ответственность
Четвертый принцип. Запрещение пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска. Данный принцип излагается в п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ.
Его смысл в том, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.
До выпуска товаров лица их перемещающие могут проводить только строго определенные операции, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Анализ указанной статьи позволяет придти к выводам, что ее положения не распространяются на третье правомочие собственника (либо обладателя иных вещных прав, например, права хозяйственного ведения), а именно на право владения.
Только после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с правилами, указанными в ст.ст. 163-164 ТК РФ, лицо приобретает также права пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами в полном объеме. До выпуска товаров и транспортных средств реализация этих правомочий возможна только в объеме, порядке и на условиях, прямо предусмотренных в нормах ТК РФ.
После выпуска товаров и транспортных средств лицо приобретает и право владения, и право пользования, и право распоряжения.
Оно приобретает эти права в том объеме, который допускает заявленный этим лицом (и уже примененный в установленном порядке!) таможенный режим.
Из всего сказанного можно
извлечь пятый принцип
В п. 2 ст. 15 Таможенного кодекса
РФ данный принцип прописан так: после
выпуска товаров и транспортных
средств пользование и
По российскому таможенному
законодательству таможенный режим
– это таможенная процедура, определяющая
совокупность требований и условий,
включающих порядок применения в
отношении товаров и
Для сравнения в Таможенном кодексе Республики Казахстан определение таможенного режима, по нашему мнению, более компактное, хотя, по сути, отражает одно и тоже правовое явление.
"Таможенный режим –
совокупность установленных
В России применяется 21 таможенный режим (3 – основных, 6 – экономических, 4 – завершающих, 3 – специальных, 5 – иных специальных). В Республике Казахстан соответственно – 17. Отличие, очевидно, заключается, в масштабах и разнообразии форм внешнеторговой деятельности, которые требуют правового регулирования.
Однако общим является положение о том, что пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами без помещения их под определенный таможенный режим не допускается.
По сути, как в российском,
так и в казахстанском
Шестой принцип. Принцип возложения обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров на лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Данный принцип определен в ст. 16 ТК РФ.
В соответствии с ним обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено Таможенным кодексом Российской Федерации, несут:
1) если перемещение товаров
через таможенную границу
- Правовое регулирование перехода права собственности по договору о долевом участии в строительстве
- Правовое регулирование пограничного режима в российской федерации
- Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях
- Правовое регулирование пожарной безопасности
- Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
- Правовое регулирование потребительского кредитования
- Правовое регулирование права общей собственности в гражданском праве
- Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Правовое регулирование ограничения родительских прав
- Правовое регулирование оказания риэлторских услуг. Договор на оказание риэлторских услуг
- Правовое регулирование оказания риэлторских услуг. Договор на оказание риэлторских услуг
- Правовое регулирование отношений наследования по завещанию
- Правовое регулирование отношений наследования по завещанию
- Правовое регулирование охоты