Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд

  ИНСТИТУТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

негосударственное образовательное учреждение

высшего образования

 

 

факультет    Права и гуманитарных наук

 

Кафедра      Гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

 

 

Тема: « Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд»

 

 

 

 

Допускается к защите

 

Заведующий

кафедрой  __________ /В.И. Плюхин/

 

«____»  _______________ 2014 г.

Выполнена студенткой:

Шалыгиной Еленой Александровной

٭ № Группа

Руководитель:

к.ю.н.  Л.Н. Посельская

 


                              (подпись  руководителя)


 

                                       

                                                                               

              

 

 

 

 

МОСКВА 2015

 

Содержание:

 

Введение 
Глава I: 
Теоретические основы правового положения авторских договоров в РФ. 
§1.Понятие и сущность, признаки авторских договоров. 
§2.Источники, регулирующие авторские договора в РФ. 
§3.Субъектный состав правоотношений, возникающих при реализации авторских договоров. 
Глава II: 
§1.Передача исключительных и неисключительных прав автору на произведение. 
§2. Порядок заключения, изменения и расторжения авторских договоров. 
§3.Особенности лицензионных договоров и их виды. 
Глава III: 
Ответственность сторон по авторским договорам. 
§3. Государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности

Заключение  

Список литературы

Приложения

 

Введение 

Отличительная черта любого образованного человека – это знание законов страны, в которой он живет. Но в России очень часто творческая личность отличается абсолютным незнанием своих прав, обязанностей и возможностей. Бесспорно, россияне – один из самых талантливых народов, касается ли это науки, культуры или техники. Но вот парадокс, - как только россиянин оказывается в юридических тисках, он представляет собой на редкость плачевное зрелище. Вместо того чтобы защитить себя и свой труд с помощью закона, он предпочитает пустить все на самотек. Практика показывает, что авторов нередко просто обкрадывают или обводят вокруг пальца. Особенно это становится показательным, когда приходится сталкиваться с отдельными авторскими договорами.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими аспектами.

Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе, авторских прав, постоянно возрастает. В связи с этим растет количество, но не качество заключаемых авторских договором. Поэтому несомненный интерес вызывает рассмотрение и анализ накопившей юридической практики, выработка рекомендаций решения проблемных аспектов.

Действующее законодательство об авторских договорах применяется в течение длительного срока, что позволяет сделать достаточные выводы о его достоинствах и недостатках, что и будет отмечено в данной работе.

Кроме того, как отмечают видные юридические деятели современности, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права, только создаются1. Действующее же законодательство является излишне усложненным. Незавершенность законодательства об интеллектуальной собственности - в общем, и авторских договоров - в частности. И все это на фоне того, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включается большое количество новых авторов и пользователей.

Цель моей дипломной работы – исследовать особенности договора о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – авторский договор), отдельные виды подобных договоров, особенности его заключения, исполнения и расторжения.

Исходя из цели можно поставить следующие задачи:

    1. рассмотреть юридическую природу и классификацию авторских договоров, в том числе договоры о передаче исключительных и неисключительных прав, договоры заказа и договоры на готовое произведение; исследовать предмет авторского договора и его условия; 
    2. проанализировать форму авторского договора и порядок его заключения, срок действия договора, рассмотреть содержание авторского договора, в том числе размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения, исполнение обязанностей по авторскому договору автором и пользователем;
    3. подчеркнуть особенности гражданско-правовой ответственности сторон по авторскому договору;
    4. проанализировать основания, порядок и последствия прекращения договора;
    5. рассмотреть особенности отдельных видов  авторских договоров, в т.ч. лицензионные договоры и их виды;
    6. исследовать основы защиты и охраны прав автора; исследовать правонарушения в сфере авторских прав;
    7. в заключение подвести итоги по проделанной работе, выработать рекомендации и варианты решения выявленных проблемных аспектов.

Объект исследования – правоотношения, складывающиеся по поводу заключения, изменения и расторжения авторских договоров.

Предмет исследования – действующее законодательство Российской Федерации в области авторских и смежных прав.

Методологическую основу исследования составляют такие методы: исторический метод, индуктивный метод, дедуктивный метод, метод анализа, метод синтеза, метод обобщения, метод исследования нормативно-правовых актов, оценка правовых позиций ведущих юристов по изучаемому вопросу, метод сравнения, эмпирический метод и другие.

Структурно работа поделена на введение, 3 главы, разбитые на параграфы, заключение, список литературы и приложения.

 

 

Глава I: Теоретические основы правового положения авторских договоров в РФ.

 
§1.Понятие и сущность, признаки авторских договоров.

Авторское право справедливо можно считать одним из важнейших правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что в царской России признание авторского права начинается с 1828 года и длится до Октябрьской революции 1917 года. В середине 20х годов ХХ века правовая регламентация авторского права была восстановлена.

В СССР, а также в современной России существовала и продолжает существовать последовательно сменяющая друг друга система правовых актов по авторскому праву.

Прежде чем более подробно рассматривать авторские договоры как разновидность гражданско-правовых договоров, представляется целесообразным определить, что же такое авторское право, что является объектом авторского права, какие признаки присущи авторскому праву, каким образом они обуславливают специфичность данного правового института в целом и правовое регулирование отдельных аспектов  использования результатов творческой и интеллектуальной деятельности авторами, их наследниками и их правопреемниками.

Так, Я.А. Юкша2 отмечает, что термин «авторское право» можно употреблять в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право представляет собой совокупность ряда прав на произведение науки, литературы и искусства, принадлежащих определенному лицу, которым является автор произведения или его правопреемник по закону или по договору.

Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав - обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, вещания вещательных организаций и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении технических новшеств ставится перед патентным правом. Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художественными, техническими или иными новинками, несут дополнительные затраты на обеспечение их создания и первоначального продвижения. Для того чтобы стимулировать инвестиции в технические и художественные новации, необходимо было закрепление особого правового механизма - исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать или запрещать использование произведений или изобретений3.

В правовом регулировании прав на результаты интеллектуальной деятельности выделялось два института: авторское право и смежные права, которые с введением в действие глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации еще более обособились, что дает основание предполагать важность данных институтов в особенной части системы отрасли российского гражданского права.

Основными функциями авторского права можно считать4:

  1. признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства;
  2. установление правового режима использования произведений;
  3. наделение авторов произведений, науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных неимущественных и имущественных прав;
  4. защита авторских прав.

 

Анализируя содержание части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что в результате создания произведения науки, литературы, искусства у автора возникают три группы прав, а именно:

  • личные неимущественные права;
  • исключительное право на использование результатов интеллектуального труда (исключительность реализуется в возможности автора самостоятельно, по своему усмотрению, использовать произведение, давать разрешение на использование произведения либо налагать запрет на использование произведения);
  • иные права, в частности, право следования, право доступа и др.

Следует отметить, что институт исключительных прав можно считать достаточно сложной, малоизученной и в то же время одной из крайне интересных областей современной цивилистической науки не только в Российской Федерации, но и на международном уровне5. Связано это, прежде всего, с развитием всемирной глобализации, компьютерных технологий, средств массовой коммуникации, глобальных и локальных компьютерных сетей и, как следствие, расширением возможности знакомиться и использовать результаты интеллектуальной деятельности людей как в личных, так и в коммерческих целях. Максимально четкое, детальное правовое регулирование данной области общественных отношений, а также постоянное совершенствование правового регулирования института авторского права и смежных прав с учетом меняющихся обстоятельств позволит защитить авторов произведений и их правопреемников от нелегального использования результатов их интеллектуального труда.

Представляется необходимым рассмотреть более подробно каждую группу прав, возникающих у автора произведения после его создания.

Первая группа – это личные неимущественные права. Следует особо отметить, что законодатель при характеристике личных неимущественных прав не использует термин «исключительные», что, однако, не отменяет монополии автора на созданное им произведение6.

Также следует отметить, что ст. 1255 ГК РФ содержит закрытый перечень авторских прав, которые можно отнести к неимущественным. В частности, к ним относятся:

  • право авторства, или прав признаваться автором произведения;
  • право на имя: право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо анонимно, т.е. без указания имени7;
  • право на обнародование произведения;
  • право на неприкосновенность произведения.

 

Право признаваться автором произведения закреплено в ст. 1256 ГК РФ. Именно это право обуславливает принадлежность, присвоение авторских прав строго определенному лицу. Особенностью данного права является то, что оно непередаваемо, т.е. автором произведения будет являться строго тот человек, который его фактически создал. Никто другой считаться автором произведения не может. Автор не может отказаться от данного права, потому что законодатель признает такой отказ ничтожным.

Исходя из специфики данного права, можно сделать вывод, что данное право существует в течение всей жизни фактического автора произведения и, соответственно, прекращается с его смертью. При этом наследники не приобретают право авторства после смерти лица, обладающего данным правом.

Согласно п. 2 ст. 1276 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ (назначение исполнителя завещания), указать лицо, на которое будет возложена обязанность по охране авторства, имени автора и неприкосновенности его произведения. В этом случае указанное лицо будет исполнять данную обязанность пожизненно.

 

Право на имя реализуется в трех формах:

  1. Использование произведения под фактическим именем автора, включающим обязательное указание фамилии, имени и отчества.
  2. Использование произведения под псевдонимом, т.е. словесным обозначением, выбранным автором произведения и позволяющим идентифицировать автора.
  3. Использование произведения анонимно.

 

Право на имя реализуется аналогично праву на авторство, т.е. прекращается с момента смерти автора, не наследуется, но может охраняться наследниками либо лицом, указанным в завещании.

А.А. Рябов8 отмечает новеллу, введенную п. 2 ст. 1265 ГК РФ: в случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель, который указан на экземпляре произведения, если не доказано иное, считается представителем автора, защищающим его права и обеспечивающим их реализацию.

Обнародование произведения является одним из ключевых аспектов реализации автором своих прав. Данное действие осуществляется исключительно с согласия автора. В результате обнародования произведение становится доступным для всеобщего ознакомления посредством его опубликования (если это литературное произведение), публичного показа (фильмы, картины), публичного исполнения (музыкальные произведения), передачи в эфир либо использование других способов, чтобы произведение стало доступным изначально неопределенному кругу лиц.

Особо следует отметить, что данный шаг существенно увеличивает вероятность нарушения прав автора со стороны третьих лиц, например использование произведения или его части в коммерческих целях без уведомления непосредственного автора произведения, либо незаконное воспроизведение всего или части произведения опять же без согласия автора.

Обнародование может осуществляться как лично автором, так и с его согласия и по его поручению третьими лицами.

Неотъемлемой частью права на обнародование является право автора на отказ от обнародования (т.е. отзыв), что прекращает правовой режим обнародованного произведения.

Законодатель предоставляет автору право осуществить отзыв в любой момент после того, как произведение было обнародовано.

Часть 2 ст. 1269 ГК РФ устанавливает перечень произведений, в отношении которых авторы не имеют право на отзыв: это программы для ЭВМ, служебные произведения, а также произведения, вошедшие в сложный объект.

Также важным аспектом в правовом регулировании представляется положение статьи 1268 ГК РФ, предоставляющее автору право запретить обнародование после своей смерти.

При этом следует отметить, что законодатель не установил конкретной формы для запрета на обнародование. Таким образом, из смысла статьи следует, что запрет может быть выражен в любой форме, причем не обязательно публично.

В Гражданском кодексе не содержится никаких исключений, касающихся отдельных, особо значимых для государства, общества и мирового сообщества в целом произведений, что представляется несколько нецелесообразным, т.к. научные исследования, например, могут внести значительный вклад в развитие техники, медицины, общественной безопасности и других отраслей.

 

Праву на неприкосновенность произведения посвящена статья 1266 ГК РФ. Данное право предусматривает запрет без согласия автора на внесение в его произведение «изменений, сокращений, дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями».

Также данная статья предусматривает возможность защиты чести, достоинства и деловой репутации автора, которым причинен ущерб в результате нарушения права на неприкосновенность произведения. Статья является отсылочной, из чего можно сделать вывод об общем порядке защиты таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство и деловая репутация9.

 

Вторую группу прав составляют имущественные права автора, в частности исключительное право.

Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Содержание права использовать произведение включает в себя право автора разрешать или запрещать использование произведения по своему усмотрению. При этом особое внимание следует обратить на то, что отсутствие прямого запрета автора произведения на его использование не является согласием на его использование10.

Виды использования произведений указаны в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. К ним относятся:

1) воспроизведение  произведения, то есть изготовление  одного и более экземпляра  произведения или его части  в любой материальной форме, в  том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение  произведения путем продажи или  иного отчуждения его оригинала  или экземпляров;

3) публичный  показ произведения, то есть любая  демонстрация оригинала или экземпляра  произведения непосредственно либо  на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра  или иных технических средств, а также демонстрация отдельных  кадров аудиовизуального произведения  без соблюдения их последовательности  непосредственно либо с помощью  технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует  значительное число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт  оригинала или экземпляров произведения  в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра  произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения  в живом исполнении или с  помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических  средств), а также показ аудиовизуального  произведения (с сопровождением  или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного  посещения, или в месте, где присутствует  значительное число лиц, не принадлежащих  к обычному кругу семьи, независимо  от того, воспринимается произведение  в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение  в эфир, то есть сообщение произведения  для всеобщего сведения по  радио или телевидению, за исключением  сообщения по кабелю. При этом  под сообщением понимается любое  действие, посредством которого  произведение становится доступным  для слухового и (или) зрительного  восприятия независимо от его  фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение  по кабелю, то есть сообщение  произведения для всеобщего сведения  по радио или телевидению с  помощью кабеля, провода, оптического  волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов  признается сообщением по кабелю, если средства декодирования  предоставляются неограниченному  кругу лиц организацией кабельного  вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием  и одновременное сообщение в  эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной  радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод  или другая переработка произведения. При этом под переработкой  произведения понимается создание  производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки  и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного  или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до  всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить  доступ к произведению из любого  места и в любое время по  собственному выбору (доведение  до всеобщего сведения).

При этом законодатель постоянно корректирует данный перечень в соответствии с объективной реальностью и развитием технических возможностей по использованию произведения в той или иной форме.

Следует обратить внимание, что в ст. 1270 ГК РФ перечислены не все имущественные права авторов. В частности, к таким правам можно отнести право автора на получение вознаграждения за использование произведения и право следования.

Право следования, согласно ст. 1293 ГК – это особое право автора на получение вознаграждения при каждой публичной перепродаже оригинала произведения первым и последующим приобретателями.

Особым правом можно считать право на получение вознаграждения при свободном использовании произведения, установленное для отдельных категорий авторов, в частности авторов музыкальных произведений в случае их записи на фонограмму, авторам аудиовизуальных произведений.

Еще одним правом, которое можно отнести к иным авторским правам, является право доступа. Данное право регулируется ст. 1292 ГК РФ. Это право предоставляется авторам произведений изобразительного искусства и выражается в том, что автор имеет право требовать от любого собственника произведения предоставить ему возможность воспроизвести свое произведение. Аналогично реализуется право доступа у автора произведения архитектуры.

Далее представляется целесообразным изучить возможности авторов по распоряжению исключительным правом на основании заключаемых договоров.

До введения в действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая регламентация вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, авторскими и смежными правами, в том числе авторскими договорами, осуществлялась законом Российской Федерации от  09 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»11.

Именно там законодатель дал юридическое определение авторского договора и его условий.

Согласно части 1 статьи 33 Закона об авторском праве по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

 В  свою очередь, заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Существенные условия авторского договора были предусмотрены статьей 31 Закона об авторском праве.

В частности, к ним относились следующие условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Данный закон не следует окончательно списывать со счетов вследствие того, что много правоотношений, возникших до его отмены, продолжают действовать и в настоящее время. При этом принятая в 2006 году часть 4 Гражданского кодекса распространяет свое действие на правоотношения, возникшие  после вступления данного правового акта в действие.

Анализируя положения Закона об авторском праве, можно сделать вывод, что объектом авторского договора являлись исключительно имущественные права на произведение.

С принятием части 4  Гражданского кодекса Российской Федерации термин «авторский договор» был упразднен. Взамен были введены два новых понятия: «договор об отчуждении исключительного права» и «лицензионный договор».

В соответствии с частью 1 статьи 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Первым признаком, характеризующим договор, является его форма. Форма договора может быть письменной либо устной.

Согласно п. 2 ст. 1234 ГК РФ форма договора об отчуждении исключительного права – письменная. Несоблюдение данной формы влечет за собой недействительность договора.

Следующим признаком договора (согласно общей теории права) можно считать его реальность или консенсуальность.

Из определения договора следует, что он может быть как реальным, так и консенсуальным. Однако представляется, что данный договор является в большей степени консенсуальным, т.к. законодатель не требует строгого соблюдения формальностей, связанных с передачей права на использование произведения.

Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд