Правовое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.АКМУЛЛЫ
Институт
Исторического и правового
Кафедра права и обществознания
Специальность «Юриспруденция с дополнительной специальностью «История»
Курс
5 ОДО
Правовое регулирование процедуры заключения и
исполнения государственных и муниципальных
контрактов
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Работа допущена к защите_________________
Заведующий кафедрой _________________
Дата представления _________________
Дата защиты _________________
Оценка
____________________
УФА 20107.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных нужд
1.1 Понятие государственных и муниципальных нужд
1.2 Понятие государственных и муниципальных заказчиков
1.3 Понятие и сущность государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1 Размещение заказа путем проведения конкурса
2.2 Размещение заказа путем проведения аукциона. Аукцион в электронной форме
2.3 Размещение заказов путем запроса котировок
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА В ДОГОВОРАХ
3.1 Способы защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков
3.2 Споры, возникающие при заключении государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.
Актуальность
темы настоящей выпускной
К тому же, долгое время не было вообще никакой нормативной правовой базы, регулирующей муниципальный заказ. Это объясняется тем, что на протяжении десятилетий существования советской власти отвергался принцип самоуправления. Комплексные планы социально-экономического развития городов и районов выполнялись по типовым методическим указаниям и носили рекомендательный характер.
Все эти проблемы и призван решить, вступивший в силу 1 января 2006 года Федеральный Закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ), который направлен на решение задач упорядочивания нормативной базы и сведение воедино всех процедурных вопросов в области закупок, рационального расходования денежных средств, устранение возможности злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур размещения заказов, стимулирования добросовестной конкуренции, а также урегулирование гражданско-правовых отношений в области государственных закупок "по вертикали", то есть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это в полной мере соответствует п. "о" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации, которыми гражданское законодательство относится исключительно к компетенции Российской Федерации, по вопросам которой принимаются федеральные конституционные и федеральные законы.
В первую очередь Закон № 94-ФЗ был направлен на устранение наиболее распространенных злоупотреблений.
Что же касается изменений, то из наиболее значимых новшеств Закона № 94-ФЗ можно отметить:
-введение
реестра недобросовестных
-закрытый
перечень случаев размещения
заказа у единственного
-кардинальное
изменение процедуры запроса
котировок, в том числе
-заложены
основы для размещения заказа
на биржах и посредством
-установлена
ранее не применяемая
-введен
механизм защиты прав
-установлена
обязательность проведения
Цели работы:
-проанализировать институт поставок для государственных и муниципальных нужд;
-изучить
средства и приемы, при помощи
которых удовлетворяются
-раскрыть
проблемы, существующие в практике
государственных заказов и
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
-определение
понятия государственных и
-исследование способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в свете Закона № 94-ФЗ, выявление его положительных и отрицательных сторон и отличия от ранее действующего законодательства;
-анализ
иных нормативно-правовых
-исследование
государственного и
Объектом
исследования является правовое регулирование
процедуры заключения и исполнения
государственных и
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются государственные и муниципальные нужды, способы, и порядок их удовлетворения.
Методологическая основа исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
Степень разработанности темы.
Проблемам
изучения эффективных методов
Фундаментальный вклад в теорию государственного регулирования экономики внесли труды Дж. М. Кейнса, Дж. К. Гэлбрейта, А. Смита, Дж. С. Милля, Д. Рикардо, Дж. Ю. Стиглица, Л. И. Абалкина, Н. Д. Кондратьева, С. Ю. Глазьева и др. Значительное внимание этими авторами было уделено проблемам экономического роста, поиска адекватных ему методов государственного регулирования.
При
написании выпускной
Глава I. Общая характеристика
государственных
и муниципальных
нужд
1.1
Понятие государственных и муниципальных
нужд
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Под государственными нуждами субъектов Российской Федерации понимаются потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, понятие "государственные нужды" объединяет понятия "федеральные нужды" и "нужды субъектов РФ".
Действующее законодательство (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет государственные нужды как потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Понятие государственные нужды формально несколько шире, чем понятие государственный заказ, поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.
В
широком понимании
Одним из признаков указанных нужд является обеспечиваемость их за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. Подлежат ли применению нормы Закона № 94-ФЗ, когда размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предполагается осуществлять получателями бюджетных средств, полученных ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности? Подразумевает ли Закон № 94-ФЗ под внебюджетными источниками финансирования исключительно средства бюджетов государственных внебюджетных фондов? Однозначно ответить здесь нельзя. Согласно ч. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ) доходы получателей средств федерального бюджета, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются как доходы от использования государственного (муниципального) имущества либо как доходы от оказания платных услуг. В связи с этим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо применять нормы Закона № 94-ФЗ.
Федеральные
целевые программы и
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Значения понятий "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "представительные органы местного самоуправления", "муниципальный район", "городской округ" установлены в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" [8, c. 30] (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Муниципальный
район - несколько поселений или
поселений и межселенных
Городской
округ - городское поселение, которое
не входит в состав муниципального
района и органы местного самоуправления
которого осуществляют полномочия по
решению установленных
Поселение - городское или сельское поселение.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и законами субъектов РФ), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов РФ.
Термины
"муниципальный" и "местный"
и словосочетания с этими терминами
применяются в отношении органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций, объектов собственности
и других объектов, целевое назначение
которых связано с осуществлением функций
местного самоуправления, а также в иных
случаях, касающихся осуществления населением
местного самоуправления.
1.2
Понятие государственных и муниципальных
заказчиков
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно:
- государственные органы (в том числе органы государственной власти). Структура федеральных органов исполнительной власти периодически утверждается указами Президента РФ;
-
органы управления
-
органы местного
- бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
-
иные получатели средств
Получатели бюджетных средств имеют право на:
-
своевременное получение и
-
своевременное доведение
-
компенсацию в размере
Получатели бюджетных средств обязаны:
-
своевременно подавать
-
эффективно использовать
-
своевременно и в полном
-
своевременно и в полном
-
своевременно представлять
В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Так, например, по решению Саратовской городской Думы от 28.02.2007 № 15-130 "О порядке формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в городе Саратове" установлено, что администрация города Саратова является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков города.
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
На
государственном заказчике
- Правовое регулирование процесса несостоятельности банкротства предпринимателей
- Правовое регулирование публичного договора
- Правовое регулирование публичных торгов
- Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха
- Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха
- Правовое регулирование рабочего времени и отдыха работника
- Правовое регулирование рабочего времени РФ
- Правовое регулирование пожарной безопасности
- Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд
- Правовое регулирование потребительского кредитования
- Правовое регулирование права общей собственности в гражданском праве
- Правовое регулирование права собственнности на жилые помещения
- Правовое регулирование прекращения деятельности банков в Республике Казахстан
- Правовое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов