Программа поддержки и развития молодежи города Батайска

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данного дипломного проекта посвящена  разработке программы развития и  поддержки молодежи в городе Батайске.

     Люди  развиваются из поколения в поколение, передавая друг другу основы знаний, нравственности и культуры. Передача знаний идет от поколения к поколению: старшие учат младших, воспитывают их, родители воспитывают своих детей, бабушки и дедушки воспитывают и тех и других. А вот насколько верно донесли до них свое воспитание старшие, в какой атмосфере это было сделано, в каких условиях - напрямую влияет на будущее общество, которое будут создавать эти дети.

     Именно  на данном этапе и зарождается  то общество, которое будет в будущем, которое придет на смену обществу нынешнему. А значит благополучие, развитие, процветание общества, его культурный и нравственный уровень зависит только от одного – от того как воспитываются, развиваются и поддерживаются дети, молодые люди, юноши и девушки, которые это общество и будут строить.

     Объектом  исследования в данном дипломном  проекте является молодежь города Батайска. Изучению подлежит ситуация в городе с досугом молодежи, её социальными ориентирами, уровнем образования, качеством предоставляемых молодежи услуг секций, клубов, кружков, а так же трудоустроенности молодых специалистов.

     Целью данного дипломного проекта является разработка программы для развития и поддержки молодежи в городе Батайске. Для выполнения поставленной цели в рамках программы данного дипломной работы будет разработано технико-экономическое обоснование крупного инвестиционного проекта; разработан проект молодежной биржи труда; разработаны рекомендации к существующим учреждениям в сфере досуга и дополнительного образования.

     Ведь  относительно недавно в РФ начали заниматься вопросами молодежи в  полной мере. Но отсутствие в политике государства индивидуального подхода не позволяют решить все проблемы молодёжи. К молодому поколению следует относиться более внимательно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Общее социально-экономическое  состояние города  Батайска

      1.1 Общая информация о городе и молодежи города Батайска 

     

  •      Батайск имеет очень удобное географическое расположение. Город расположен в  непосредственной близости от трассы М-4 «Дон», практически соединяющая  север и юг страны. Находящиеся  рядом портовые города Азов, Таганрог и Ростов-на-Дону, имеющие морские и речные порта, благоприятствуют развитию международной торговли. Крупнейшая в ЮФО ж/д развязка – предоставляет городу доступ к промышленной торговле и развитию.

         Успешное  расположение города, мощная транспортная инфраструктура - всё это определило дальнейшее развития города, как крупнейшего логистического комплекса Юга страны.

         Плотность населения города на 2009 год составила 1374,4 чел на 1 кв.км, площадь города 75 кв.км.

         Количество  предприятий на 2008 год - 1909, количество предприятий на 2009 год – 1744 шт. Данные о числе предприятий и организаций Российской Федерации получены на основе сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также, с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц, поступивших в органы государственной статистики до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не перерегистрированных и не ликвидированных в установленном порядке.

         Инвестиции  в основной капитал города в 2008 году составили 741 400 000 рублей, а в 2009 году – 800 120 000 рублей.

         Инвестиции  в основной капитал — совокупность затрат, направленных на создание и  воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.). Затраты на приобретение основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов незавершенного строительства в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

         Среднегодовая численность работающих в организациях человек 40900 в 2008 и 41300 в 2009 годах. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила в 2008 году 580 человек, а в 2009 году 510 человек.

         Что касается криминогенной обстановки в городе, то на 2008 год было выявлено 659 лиц, совершивших преступления, а в 2009 году – 644.

         Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата за период составила в 2008 году 10087,2 рубля, а в 2009 году 12043,3 рубля.

         Охват детей дошкольными учреждениями в 2008 году составил 47,1 %, а в 2009 году 42,1 %.

         Численность учащихся дневных общеобразовательных  учреждений составила в 2088 году 9600 человек, а в 2009 году – 9800.

         К учащимся дневных общеобразовательных  учреждений отнесены лица, обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждениях, а также учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений для детей длительно болеющих. В городе 13 дневных общеобразовательных учреждений, и 29 дошкольных учреждений (в 2008 году – 27).

         Город активно развивается. В настоящее  время администрацией города была разработана крупная инвестиционная  программа – «Южно-Батайская промышленная зона».1

         Южно-Батайская  промзона — это, прежде всего, новый  мясокомбинат Группы компаний «Тавр», который должен начать работать в  течение полутора-двух лет. Как рассказал  исполнительный директор «Тавра» Павел Асланов, уже подписан договор аренды на участок площадью 350 га, заключены договоры с проектировщиком и подрядчиком. Новый мясокомбинат будет перерабатывать не менее 150 голов свиней в час. Для сравнения: мощность убойного цеха Морозовского мясокомбината, входящего в Группу, — всего 100 т свиней в сутки.

         Региональные  власти рассчитывают на успешную реализацию и проекта «Южный хаб». На территории бывшего военного аэродрома в  микрорайоне Авиагородок, планируется  построить новый международный аэропорт пропускной способностью 8 млн. пассажиров и 70 тыс. т грузов. Общий объем инвестиций оценивается в 20,1 млрд. руб.

         Тем временем в Батайске уже успешно  реализуется проект строительства  крупнейшего логистического комплекса. Его авторы — «Национальная логистическая компания» и «РосЕвроДевелопмент», входящие в консорциум «РосЕвроГрупп». По утверждению президента консорциума Ильи Бродского, Батайск — идеальное место для размещения такого комплекса: здесь сходятся основные железнодорожные, автомобильные и водные пути транспортного коридора «Север — Юг», что позволяет максимально оптимизировать процесс доставки и хранения грузов. Сам комплекс позиционируется как первый не только в Ростовской области, но на Юге страны логистический парк со складскими терминалами класса «А». Их общая площадь — 50 тыс. кв. м, емкость — около 70 тыс. паллето-мест. Комплекс будет иметь подъезд с федеральной трассы Баку — Ростов, разгрузочный путь длиной более 300 м, стоянку на 200 большегрузных и парковку на 150 легковых машин.

         В городе 11 школ, 1 гимназия и 2 начальные  школы. А также 3 профессиональных училищ и 2 университета.

         На  данный момент в городе проживает  около 102226 человек. Динамика количества жителей города с 2006 по 2009 года отражена на графике (рис. 1). 

         Рисунок 1. Динамика количества жителей города с 2006 по 2009гг.

         Количество  жителей города в период с 2006 по 2009 года:

         Таблица 1. Количество жителей города в период с 2006 по 2009гг.

    Количество  жителей, чел. Год Соотношение с  предыдущим годом
    102 226 2009 101%
    101 210 2008 98.17%
    103 100 2007 99.13%
    104 000 2006  
     

         Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте составила в 2008 году – 65800, в 2009 году 65400 человек и составила 65,5 % в 2008 году и 64% в 2009. Снижение численности постоянного населения связано с экономическим кризисом.

               Численность постоянного  населения моложе трудоспособного  возраста в 2008 году составила 16200 человек, а в 2009 году 15800 человек. Динамика этого  показателя показывает, что количество молодежи, переступившей возрастной порог трудоспособности, больше количества родившихся за данный отчетный период. Численность детей, в возрасте от 1 до 6 лет в 2008 году составила 5500, а в 2009 году – 5700 человек. А значит, численность школьников и несовершеннолетних учащихся ВУЗов и училищ составила в 2008 году – 10700, а в 2009 году – 10100 человек.2

         Общее исследование статистики населения  города, позволяет сделать вывод, что город постоянно растет, уровень  смертности снижается, а количество трудоспособного населения, составляющих опору города, приближается к отметке в 70 процентов, а это значит, что город работоспособен и представляет собой крепкое, стабильное муниципальное образование. 

         1.2 Анализ досуговых учреждений города 

         В Батайске на сегодняшний день существует достаточно большое количество секций, клубов и молодежных организаций. Большинство из них представляют собой правопреемников старых коллективов, существующих еще со времен СССР, некоторые из них являются относительно новыми образованиями.

         Вот основные учреждения, на базе которых организованы секции и клубы:

         Дом Культуры имени Ю.А. Гагарина;

         Городской Культурно-Досуговый Центр;

         Дом культуры железнодорожников;

         МУК "Городской музей истории г. Батайска";

         Детская художественная школа г. Батайска;

         Детская музыкальная школа №1;

         Детская музыкальная школа №3;

         Водно-спортивный комплекс «Батайск»;

         ДЮСШ  № 1;

         Количество  направлений по которому работают данные учреждения составляют более 186. Из них:

         - 86 в области спорта;

         - 9 в области актерского мастерства;

         - 58 в области музыкального развития и образования;

         - 33 в области хореографии.

         В таблице 2 отображено количество человек занимающихся в существующих учреждениях. 

         Таблица 2. Количество постоянно занимающихся молодых людей в досуговых учреждениях г.Батайска.

    Количество человек в возрасте от 6 до 25 лет посещающих секции  
      ДЮСШ ВСК "Волна" ДК им. Гагарина ДК Железнодорожников Музыкальные школы Городской культурно-досуговый  центр Итого
    2004 1770 0 810 1120 780 1040 5520
    2005 1960 0 850 1200 850 1100 5960
    2006 1640 0 770 1190 920 1050 5570
    2007 1520 0 900 1020 1060 1070 5570
    2008 1330 560 970 990 1000 980 5830
    2009 1400 1290 1050 1040 960 930 6670
     

         Одновременно  данные учреждения способны обучать  и тренировать до 8000 человек, т.е. в среднем каждое формирование или секция способны тренировать и обучать до 45 человек. На рисунке 2 отображено количество молодых людей посещающих занятия и тренировки отдельно по каждому учреждению. 

         Рис. 2. Количество постоянно занимающихся молодых людей в досуговых  учреждениях города Батайска.

     

         Данные  диаграммы показывают, что большей  популярностью пользуются спортивные секции. С открытием водноспортивного комплекса «Волна», количество посещающих занятия в ДЮСШ снизилось, т.к. молодые  люди перешли тренироваться в  новый комплекс, хотя общее количество, посещающих спортивные секции возросло. Что же касается домов культур, то здесь популярность секций и кружков идет на спад. Обусловлено это в первую очередь отсутствием тех секций, которые были бы интересны молодежи. То есть дома культуры не отвечают потребностям молодых людей. На сегодняшний день в них отсутствует те секции, которые были бы реально востребованы молодыми людьми.

         Общее количество посещающих данные образования  людей отображено на рисунке 3.

         Рис. 3. Общее количество молодых людей посещающих досуговые учреждения города Батайска.

         Таким образом, на сегодняшний день существующие учреждения по организации клубных  формирований и предоставлению услуг  секций и студий заполнены на 83,4% (рис.4). Всего в городе живет 10100 человек моложе трудоспособного возраста, но старше 5 лет. Таким образом, даже при максимальной загруженности, все клубные формирования города, секции и студии смогли бы охватить только 79,2%, а в данный момент только лишь 66% молодых людей посещают такого рода учреждения.

         Рис. 4. Общая степень загруженности  досуговых учреждений города.

         Для эффективной работы данных учреждений необходимо проведение качественных исследований на предмет потребности молодых  людей в данных учреждениях, их пожеланий  и факторов влияющих на посещаемость.

         В данном дипломном проекте было решено провести исследование текущих потребностей молодежи, её проблем, её образа жизни. Это позволило более качественно  взглянуть на проблему и выявить  те моменты, на которые необходимо делать упор при разработке программы развития и поддержки молодежи города. 
     

         1.3 Анализ деятельности комитета по делам молодежи и туризму г.Батайска 

         В Батайске функционирует комитет  по делам молодежи и туризму, на котором  лежат обязанности по решению  всех проблем, возникающих в данной сфере; вопросы помощи и развития молодежи; вопросы культурного воспитания молодежи и организации молодежного досуга, отдых; вопросы развития в городе культурных, спортивных и развивающих секций, клубов, кружков и т.п. Деятельность отдела регламентируется положением об отделе по делам молодежи и туризму, утвержденным мэром города Батайска.

         Основными функциями комитета по делам молодежи  и туризму являются:

         1. Организация и проведение мероприятий  по работе с детьми и молодежью  города Батайска.

         2. Участие в реализации федеральных,  областных и муниципальных программ  по обеспечению жильём молодых  семей.

         3. Осуществление и разработка  целевых программ  в сфере вопросов, касающихся молодежи и туризма.

         4. Подготовка проектов решений  Батайской городской Думы, постановлений и распоряжений мэра города, касающихся интересов и проблем молодежи и туризма.

         5. Обеспечение реализации молодежной  политики в городе по  следующим направлениям:

         5.1. решение  социально-экономических проблем молодежи;

         5.2. поддержка молодежного предпринимательства и решение вопросов занятости молодежи;

         5.3. поддержка талантливой молодежи, развитие художественного творчества, организация культурного досуга  детей и молодежи;

         5.4. поддержка молодежных и детских  общественных организаций и координация их работы;

         5.5. создание общегородских досуговых  познавательно-развлекательных центров; 

         5.6. военно-патриотическое воспитание  молодежи;

         5.7. профилактика  употребления наркотических веществ среди подростков и молодежи;

         5.8. участие в  экологическом воспитании детей и молодежи.

         6. Создание механизма реализации  молодежной политики в г.Батайске, привлечение к ее формированию  молодежных общественных организаций.

         7. Подготовка методических материалов, аналитической информации о положении молодежи.

         8. Организация официальных встреч, семинаров по вопросам молодежной  политики и туризма.

         9. Координация деятельности различных  организаций, общественных объединений  города в вопросах реализации  молодежной политики и  туризма.

         10. Своевременное рассмотрение обращений государственных органов местного самоуправления, организаций и граждан, и принятие по ним решения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

         Комитет по делам молодежи в своем итоговом отчете о результатах деятельности комитета за 2009 год предоставил исчерпывающую информацию о текущем положении дел молодежи в городе, а так же о своих результатах работы с молодежью (Приложение 5).

         Как видно из отчета о результатах работы комитета за 2009 год, основными проблемными зонами являются:

         - досуг молодежи;

         - уровень безработицы среди молодежи;

         - уровень преступности среди молодежи.

         Причем, необходимо отметить, что зачастую проблемы преступности среди молодежи, являются производными от проблем досуга молодежи.

         Анализ  данного отчета, показал, что комитет  работает эффективно, но действия комитета по организации достойного досуга молодежи недостаточны. Необходимы качественные решения в области досуга молодежи, безработицы и преступности. Для определения проблем в данных областях были проведены соответствующие исследования. 

         1.4. Существующие программы развития и поддержки молодежи города Батайска. 

         Кроме того, что комитет выполняет свои основные функции, на комитете лежит обязанность по реализации областных целевых программ. На сегодняшний день комитетом по делам молодежи и туризму реализуются следующие основные целевые программы:

    1. Областная целевая программа (ОЦП) – «Молодежь Дона» 2006-2011 гг.;3
    2. ОЦП – Обеспечение жильем молодых семей в г.Батайске «Молодая семья» 2006-2015гг.4

         Областная целевая программа «Молодежь  Дона» на 2006–2011 годы направлена на увеличение вклада молодого поколения  в социально-экономическое, политическое, культурное развитие региона, путем  перевода молодежи из пассивного потребителя общественных благ в активный субъект социально-экономических отношений, максимального использования инновационного потенциала молодых граждан в интересах общества и государства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности молодежи, проживающей в Ростовской области.5

         Целевая группа программы – молодые граждане, в том числе молодые семьи, молодежные и детские общественные объединения Ростовской области.

         Программа «Обеспечение жильем молодых семей в ростовской области на 2006-2015 годы». В рамках данного направления улучшение жилищной обеспеченности населения занимает одно из основных мест.

         Основными задачами социально-экономического развития Ростовской области в данной являются:

         увеличение  темпов жилищного строительства;

         реализация  программ, направленных на увеличение платежеспособного спроса на жилье;

         повышение уровня и качества жизни населения;

         улучшение жилищных условий населения;

         организация строительства жилья для работников областных и муниципальных организаций бюджетной сферы.

         Срок  реализации Программы рассчитан  на девять лет с 2006 по 2015 годы.

         Ситуация  в жилищном строительстве в целом  по области характеризуется стабильной динамикой – Ростовская область  на протяжении последних 5 лет сохраняет  положительные темпы роста жилищного строительства. Батайск является одним из лидеров по данному показателю в области. За 2009 год в Батайске в эксплуатацию введено более 720 тыс. кв.м жилья, что на 180 тыс. больше чем 2008 году.

               Реализация всех программных мероприятий рассчитана на весь период реализации Программы с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года включительно, выделение этапов не предусмотрено.

         В рамках данной программы в Батайске в 2009 году субсидию на приобретение жилья  получили 19 молодых семей. Выделено средств из бюджета на сумму 8,28 млн. руб. В 2008 году данные показатели составили соответственно 12 молодых семей и 5,3 млн. руб.

         Более подробно ознакомиться с программой можно на сайте администрации  ростовской области www.donland.ru.

         Но  данные программы не всегда действуют  должным образом. Текущие программы  построены на основе общегосударственных  программ, с общей методологией.

         Хотя  администрация города и области  ежеквартально публикуют данные о результатах внедрения программ, данные отчеты показывают степень внедрения программ и реальные цифры статистики. Причем данные отчеты практически всегда отражают благоприятную картину, а следовательно являются чисто субъективным отображением дел. Что касается же реальной применимости программ, то здесь можно выделить одну особенность практически всех государственных и муниципальных программ.

         Программы не учитывают особенностей города и  живущих в нем жителей. Нет  индивидуального подхода практически  во всех государственных и муниципальных программах. Всегда есть группы, которые не попадают в рамки программ и требуют индивидуального подхода, исходя из своих потребностей, образа жизни и прочего.

         Несмотря  на такое количество общественных мероприятий  и такого количества привлеченной молодежи, клубные формирования города, секции и студии всё мене популярны среди молодежи, а сами молодые люди предпочитают проводить своё свободное время за компьютером или на улице с друзьями, распивая спиртные напитки.

         Другим  примером может послужить тот факт, что программа поддержки молодой семьи, предусматривает выделение государством безвозмездной субсидии на внесение первого взноса для приобретения жилья в ипотеку. Условиями участия молодой семьи в программе являются:

         Возраст до 35 лет;

         Уровень общего семейного достатка, позволяющий выплатить кредит.

         Никакого  жилья в собственности;

         Не  более 10 кв.м. общей площади на 1 человека в месте проживания супругов на время  подачи заявки на участие в программе.

         Из  этого следует, что на сегодняшний  день под данную программу попадают только работающие молодые семейные пары, живущие в коммунальной квартире (или «гостинке»), не имеющие в собственности никакого жилья.

         А  как быть тем молодым людям, которые, безусловно, в жилье нуждаются, но не подходят по параметрам программы? Например, молодая неработающая семья студентов. Или семья, которая прописана у родственников, но не живет с ними, снимает квартиру, а у родственников большая общая площадь жилья?

         Таким образом, основной проблемой данных программ является неэффективное использование выделенных средств, которые, при правильном распределении и использовании, приносили бы много больший эффект.

         Итак, основными проблемами действующих  в городе программ по развитию и  поддержке молодежи являются:

         - Обобщенность программ, отсутствие четкого регламента действий и мероприятий;

         - Отсутствие индивидуального подхода  в программах. 

         2. Исследование основных  проблем молодежи  города Батайска

          2.1. Исследование досуга молодежи

    Программа поддержки и развития молодежи города Батайска