Доходы, прибыль и рентабельность

Оглавление 

 Введение…………………………………………………………………….  3                                                                                                        

 Глава 1. Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности       организации (предприятия)………………………………………………… 4

            1.1. Расчет показателей дохода…………………………………….  4

            1.2. Расчет показателей прибыли…………………………………..  12

            1.3. Расчет показателей рентабельности…………………………… 18

Глава 2. Анализ показатель дохода, прибыли  и рентабельности………... 23

            2.1.Анализ показателей дохода и прибыли………………………... 25

           2.2.Анализ показателей рентабельности…………………………... 29

Заключение………………………………………………………………….. 33

Список  использованной литературы……………………………………… 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Введение

    Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических  знаний по одной из важнейших тем  дисциплины «Экономика предприятия» - «Доходы, прибыль и рентабельность», а также привитие практических навыков выполнения расчета и анализа экономических показателей.

    Выбор данной темы объясняется той ролью, которую играют показатели  дохода и прибыли организаций (предприятий) в рыночных условиях, прямой зависимостью величины получаемой работником заработной платы от показателей дохода, прибыли и рентабельности деятельности организации (предприятия), с одной стороны, и существенным влиянием совершенства создаваемой техники, технологии, в том числе и информационных технологий, на доходы, прибыль и рентабельность организации (предприятия). Поэтому будущие специалисты в области техники должны хорошо разбираться в механизме формирования дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия) и уметь их анализировать.

    Доходом называются средства, получаемые в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы.

    Прибыль – основной показатель результата финансовой деятельности организации (предприятия), определяемый как разница  между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода. Роль прибыли чрезвычайно велика. Во-первых, прибыль является основной целью коммерческой деятельности; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирования государственного бюджета; в-третьих, за счет прибыли создаются в организации (на предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источником устойчивого роста организации (предприятия).

    Для характеристики экономической эффективности  производства используются показатели рентабельности. В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (предприятием) абсолютный доход, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимых для получения прибыли. Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по прибыли. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе  рассчитываются показатели дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Во второй главе проводится анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Далее делается заключение по обеим главам. 
 

Глава 1. Расчет показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). 

1.1. Расчет показателей  дохода.

     Доход – это средства, получаемые организацией (предприятием) в результате всех видов деятельности, использования авансированного капитала и рабочей силы. Доход часто рассматривается как показатель экономического эффекта от деятельности организации (предприятия).

      На  практике различают три показателя дохода организации (предприятия): чистая выручка от реализации продукции, валовой  доход, маржинальный доход и прочие доходы.

      Для расчета чистой выручки от реализации продукции необходимо определить цену фирмы Pф  по формуле:

      Pфi= Pрознi  / kдi,

     где Pрознi- розничная цена i-го изделия, р./шт.; kдi – коэффициент доплат по i-му изделию, определяемый как произведение коэффициента, учитывающего величину торговой наценки и ставку налога на добавленную стоимость.

    Существуют три вида цены изделия: цена фирмы, оптовая цена, розничная цена. Цена фирмы включает полную себестоимость изделия и минимальную прибыль организации.  Оптовые цены используются при наличие специальных сбытовых организаций. Оптовая включает в себя цену фирмы и оптовые наценки, которые компенсируют затраты сбытовых организаций и являются источниками их прибыли. В курсовой работе оптовые цены отсутствуют, и организация передает свои изделия сразу в розничную торговлю. Розничная цена в курсовой работе включает в себя цену фирмы, торговую наценку, компенсированные затраты торговой организации, обеспечивающие им прибыль, и налог на добавленную стоимость (НДС).

Величина  коэффициента доплат:

Торговая  наценка, % 15 20 25 30 35
Kд 1.357 1.416 1.475 1.534 1.593
 

    Цена  фирмы по изделию  Принтер струйный в 2003 году составила:

                    Pф.пр.ст.= Pрозн.пр.ст.  / kд =5580 / 1.416 = 3940.68 р./шт.

    Цена  фирмы по изделию  Принтер лазерный  в 2003 году составила:

                   Pф.пр.лаз.= Pрозн.пр.лаз  / kд =4290 / 1.416=3029.66 р./шт.

         Цена фирмы по изделию  Ксерокс   в 2003 году составила: 

                    Pф.кс..= Pрозн.кс.  / kд =7860 / 1.416=5550.85 р./шт.

                   

    Для определения цены фирмы составляется таблица 1.

                                     Таблица 1

                                                    Расчет цены фирмы

Наименование

показателя

                              Наименования изделия
Принтер струйный Принтер лазерный Ксерокс
                                                         Год
2003 2004 2003 2004 2003 2004
1.Розничная  цена изделия, р./шт.  
5580
 
5650
 
4290
 
4400
 
7860
 
8200
2.Коэффициент доплат  
1,416
 
1,416
 
1,416
 
1,416
 
1,416
 
1,416
3.Цена  фирмы по изделиям, р./шт.  
3940.68
 
3990.11
 
3029.66
 
3107.34
 
5550.85
 
5790.96

       Расчет чистой выручки от реализации продукции производится отдельно по каждому изделию по формуле:  V р.чi  = Pфi х Qi, где     Qi – годовой объем продаж i-го изделия, шт. Чистая выручка от реализации продукции за год по организации V р.ч. определяется в графе 5 как сумма выручки по всем выпускаемым изделиям в данном году. Результаты расчета чистой выручки от реализации продукции приведены в таблице 2. Например чистая выручка от реализации продукции Принтера струйный в 2003 году составила:

    V р.ч.пр.ст.  = Pф.пр.ст. х Qпр.ст. =(1700 х 3940.68) / 1000 = 6699 тыс.р./ шт.

            Чистая выручка от реализации товаров, работ, услуг (в дальнейшем продукции) и материальных ценностей – это разница выручки от реализации продукции и материальных ценностей и налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей.                                                                              Таблица 2

                                          Расчет чистой выручки от реализации продукции

Наименование  показателя                       Наименование изделия        Итого
  Принтер стр Принтер лаз         Ксерокс
              1               2               3               4              5
1.Годовой  объ-ем продаж, шт.

        2003 г.

        2004 г.

   

          1700

          1600

    

           1980

           1900

         

           900

           850

 
            __
2.Цена  фирмы, р./шт.

        2003 г.

        2004 г.

           

        3940.68

        3990.11

 
 
        3029.66

        3107.34

 
 
         5550.85

         5790.96

   

            __

3.Чистая  выруч-ка от реализа-ции продукции,  тыс.р./ шт.

        2003 г.

        2004 г.

 
 
 
 
         6699

         6240

 
 
 
 
         5999

         5904

 
 
 
 
          4951

          4922

 
 
 
 
        17649

        17066

 

    Годовая чистая выручка от реализации продукции  в 2003 году: 6699 + 5999 + 4951 = 17649 тыс.р./ шт.; в 2004 году: 6240 + 5904 + 4922 = 17066 тыс.р./ шт.

    Валовой доход – это разница чистой выручки от реализации продукции и материальных ценностей плюс доходы от внереализационной деятельности и полной себестоимости реализованной продукции без средств на оплату труда.

    Для определения валового дохода необходимо предварительно произвести расчет годового фонда оплаты труда персонала, полной себестоимости и полной себестоимости без фонда оплаты труда . Результаты расчета сведены в таблицы 3,4 и 5.

                                                                                                                                         Таблица 3

Расчет  годового фонда оплаты труда производственных рабочих

по изделиям

Наименование

показателя

                                       Наименование изделия       
Принтер струйный Принтер лазерный Ксерокс
                                                         Год
    2003      2004     2003    2004      2003     2004
1.Заработная

плата  производст-венных рабочих,

р./шт.

 
 
 
497
 
 
 
497 
 
 
 
 
400
 
 
 
400 
 
 
 
 
600
 
 
 
600
2. Годовой  объем выпуска, шт.  
1750
 
1700
 
2000
 
1900
 
1000
 
900
3.Годовой  фонд оплаты 

труда произ-

водственных

рабочих, тыс.р.

 
 
870
 
 
845
 
 
800
 
 
760
 
 
600
 
 
540

  Fпр.рi – годовой фонд оплаты труда производственных рабочих по i-му изделию (строка3), тыс.р., определяемый по формуле:    Fпр.рi = ∑ Z пр.рi х Qi, где Z пр.рi   - заработная плата производственных рабочих на одно i-е изделие.

     Годовой фонд оплаты труда  производственных рабочих по  Принтер струйный в 2003 г:

         Fпр.р.пр.ст.= ( 497 x 1750 )/1000 = 870 тыс.р.

     Годовой фонд оплаты труда  производственных рабочих по Принтер лазерный в 2003 г:

         Fпр.р.пр.лаз.= ( 400 x 2000 )/1000 = 800 тыс.р.

Годовой фонд труда производственных рабочих  в конкретном году определяется вне  таблицы по формуле: Fпр.р.г = ∑ Fпр.р.i. Годовой фонд оплаты труда персонала организации определяется по формуле: F г = 1.1 х F пр.р.г,

где 1.1 – коэффициент, учитывающий соотношение  фонда оплаты труда персонала  и производственных рабочих.

         Годовой фонд оплаты труда производственных рабочих в 2003 году: 870 + 800 + 600 = 2270 тыс.р.

    Годовой фонд оплаты труда производственных рабочих в 2004 году: 845 + 760 + 540 = 2145 тыс.р.

    Годовой фонд оплаты труда персонала организации в 2003 году: 2270 х 1.1 =2497 тыс.р.

    Годовой фонд оплаты труда персонала организации в 2004 году: 2145 х 1.1 = 2359 тыс.р.

         В таблице 4 производится расчет  полной себестоимости выпущенной i-й продукции на годовой объем выпуска, которая определяется как произведение полной себестоимости конкретного изделия на его годовой объем выпуска.

                                                      Таблица 4

                   Расчет полной себестоимости  годового объема выпуска i-го изделия 

Наименование

показателя

                                       Наименование изделия       
  Принтер струйный    Принтер  лазерный              Ксерокс
                                                         Год
    2003      2004     2003    2004      2003     2004
1.Полная  себестоимость изделия,

р./шт.

 
 
    3320
 
 
    3400
     

    2629

 
 
   2708
 
 
      4751
 
 
     4900
2.Годовой объем выпуска, шт.    

    1750

 
    1700
 
    2000
 
   1900
 
     1000
 

     900

3.Годовая  полная себе-стоимость выпущенной i-й продукции,

 тыс.р.

 
 
 
     5810
 
 
 
     5780
    
 

     5258

 
 
 
    5145
    
 

     4751

 
 
 
     4410
 

        Годовая полная себестоимость выпущенной продукции по конкретному изделию определяется как произведение ее полной себестоимости на годовой объем выпуска.

        Годовая полная себестоимость  выпущенной продукции Принтер струйный в 2003 г:

                                                    ( 3320 x 1750 ) / 1000 = 5810 тыс.р.

                Годовая полная себестоимость выпущенной  продукции   по  организации определяется вне таблицы как сумма годовой себестоимости  продукции по всем изделиям.

    Годовая полная себестоимость  выпущенной продукции по  организации в 2003 году:

                                                    5810 +  5258 + 4751 = 15819 тыс.р.

    Годовая полная себестоимость  выпущенной продукции по  организации в 2004 году:

                                                    5780 + 5145 + 4410 = 15335 тыс.р.

         В таблице 4а производится расчет  полной себестоимости реализованной  i-й продукции на годовой объем продаж, которая определяется как произведение полной себестоимости конкретного изделия на его годовой объем продаж.

                                                                                                                                Таблица 4а

                   Расчет полной себестоимости  годового объема продаж i-го изделия 

Наименование

показателя

                                       Наименование изделия       
  Принтер струйный    Принтер  лазерный              Ксерокс
                                                         Год
    2003      2004     2003    2004      2003     2004
1.Полная  себестоимость изделия,

р./шт.

 
 
    3320
 
 
    3400
     

    2629

 
 
   2708
 
 
      4751
 
 
    4900
2. Годовой объем продаж, шт.    

    1700

 
    1600
 
    1980
 
   1900
 
     900
 

     850

3.Годовая  полная себе-стоимость реа-

лизованной  i-й продукции,

 тыс.р.

 
 
 
     5644
 
 
 
    5440
    
 

     5205

 
 
 
    5145
    
 

     4276

 
 
 
     4165
 

       Годовая полная себестоимость  реализованной продукции по конкретному  изделию определяется как произведение  ее полной себестоимости на  годовой объем выпуска.

        Годовая полная себестоимость  реализованной продукции Принтер  струйный в 2003 г:

                                                    ( 3320 x 1700 ) / 1000 = 5644 тыс.р.

         Годовая полная себестоимость  реализованной продукции по  организации определяется вне таблицы как сумма годовой себестоимости продукции по всем изделиям.

       Годовая полная себестоимость реализованной продукции по  организации в 2003 году:   5644 + 5205 + 4276 = 15125 тыс.р.

        Годовая полная себестоимость реализованной продукции по  организации в 2004 году:  5440 + 5145 + 4165 = 14750 тыс.р.

      

     Расчет валового дохода производится в таблице 5 с использованием данных таблиц 2, 3 и 4 и расчетов годового фонда оплаты труда персонала и годовой себестоимости реализованной продукции в целом по организации.

     Валовой доход определяется по формуле:    Dв = Vр.ч - (Cп.г – Fг),

где Cп.г – полная себестоимость годового объема выпуска организации.

Пункт 4 таблицы 5 определяется как разница  пункта 2 и 3. Пункт 5 определяется как разница пункта 1 и 4.

                                                                                  Таблица 5

                                 Расчет валового дохода 

Наименование  показателя                                                Год
                   2003                      2004
1. Чистая  выручка от реа-лизации продукции,  тыс.р.                  

                  17649

 

                   17066

2 Полная  себестоимость реализованной продукции,  тыс.р.  
                  15125
 
                    14750
3.Годовой  фонд оплаты труда персонала,  тыс.р.  
                    2497
 
                     2359
4.Годовая  себестоимость реализованной продукции  без фонда оплаты труда персонала,  тыс.р.  
                   12628
 
                    12391
5. Валовой  доход, тыс.р.                     5021                       4675
 

Годовая себестоимость реализованной продукции  без фонда оплаты труда персонала  в 2003 году: 15125 – 2497 =  12628 тыс.р.

Годовая себестоимость реализованной продукции без фонда оплаты труда персонала в 2004 году: 14750 – 2359 =  12391 тыс.р.

Валовой доход в 2003 году: 17649 – 12628 = 5021 тыс.р.

Валовой доход в 2004 году: 17066 – 12391 = 4675 тыс.р.

     

         Маржинальный доход – это разница чистой выручки от реализации продукции и суммы переменных затрат на реализованную продукцию.

    Расчету маржинального дохода должно предшествовать определение годовых переменных расходов организации. Для их определения  предварительно рассчитываются переменные расходы по каждому изделию (таблица 5).

    Переменные  расходы – это расходы, которые в расчете на одно изделие практически не меняют свою величину. В расчете на выпуск годовой продукции прямо пропорционально выпуску.

                                                                                                                      

                                                                                                                             Таблица 6

    Расчет  переменных расходов на одно изделие, р./шт.

Вид пере-

                                                                                                                                                            менных

расходов

                                               Наименование изделия
  Принтер струйный   Принтер  лазерный              Ксерокс
                                                               Год
     2003      2004      2003     2004     2003       2004
1.Сырье,ма-

териалы, покупные комплектующие изделия  и полуфабрикаты

 
 
     1591
 
 
     1671
 
 
     1227
 
 
     1240
 
 
    2200
 
 
      2280
2.Заработная  плата производ-

ственных  рабо-

чих

 
      497
 
      497
 
      400
 
      400
 
      600
 
       600
3.Отчисления  на социальные нужды  
      139
 
      139
 
      112
 
      112
 
      168
 
       168
4.Расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования  
      121
 
      121
 
      200
 
       200
 
      300
 
       300
Итого переменные расходы  
      2348
 
      2428
 
     1939
 
     1952
 
     3268
 
     3348
 

   Расчету маржинального дохода должно предшествовать определение годовых переменных расходов организации. Для их определения предварительно рассчитываются переменные расходы по каждому изделию (таблица 6).

   Исходные данные по переменным  расходам приведены в задании  (пп 6.1, 6.2, 6.3 и 6.7). Величина переменных расходов определяется как их сумма по каждому изделию в конкретном году, т.е. сумма строк 1, 2, 3 и 4 таблицы 6.

     Величина переменных расходов на годовой объем выпуска по изделиям рассчитывается в таблице 6. Для определения годового объема переменных расходов в целом по организации следует суммировать годовые переменные расходы по всем выпускаемым изделиям в конкретном году.

    Переменные расходы Принтер струйный в 2003 году: 1591 + 497 + 139 + 121 = 2348

    Переменные расходы Принтер лазерный в 2003 году: 1227 + 400 + 112 + 200 = 1939

    Переменные расходы Ксерокс в  2003 году: 2200 + 600 + 168 + 300 = 3268

     Величина переменных расходов на годовой объем выпуска по изделиям рассчитывается в таблице 7. Переменные расходы на годовой объем выпуска определяются, как произведение переменных расходов на изделие и годовой объем выпуска.                                                                                                                      Таблица 7

                                           Расчет переменных расходов организации 

Наименование  показателя                       Наименование изделия        Итого
Принтер стр                            Принтер   лаз        Ксерокс
              1               2               3               4              5
1.Переменные  расходы на изделие, р./ шт.

        2003 г.

        2004 г.

 
 
 
         2348

         2428

 
 
 
         1939

         1952

 
 
 
          3268

          3348

            

             -

2.Годовой объем выпуска, шт./год

        2003 г.

        2004 г.

 
 
 
         1750

         1700

 
 
 
          2000

          1900

 
 
 
          1000

            900

            -
3.Переменные  расходы на годовой объем выпуска,  тыс.р./год

        2003 г.

        2004 г.

 
 
 
 
 
          4109

          4128

 
 
 
 
 
           3878

           3709

 
 
 
 
 
           3268

           3013

 
 
 
 
 
         11255

         10850

Доходы, прибыль и рентабельность