Jбразование российского централизованного государства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА 

    План

    1. Завершение объединения  русских земель  при Иване III (1462 - 1505) и Василии III (1505-1533). Освобождение от монголо-татарского ига.

    2. Социально-политическое  развитие Московской  Руси во второй  половине XV - начале XVI в.

    3. Русская православная  церковь и государственная  власть. Теория "Москва - третий Рим".

    Список  использованной литературы 

  1. Завершение  объединения русских  земель при Иване  III (1462 - 1505) и Василии III (1505-1533). Освобождение от монголо-татарского ига.
 

     «Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.).

     Уже к 1462 году Московское княжество было самым сильным государственным  образованием в северо-восточной  Руси, но не единственным. Существовали Ростовское, Ярославское, Тверское, Рязанское княжества, а также Новгородская и Псковская республики. Кроме того, многие исконно русские земли входили в состав Великого княжества Литовского, и их возвращение было одной из задач московской политики.

     Проще всего была ситуация с Рязанским  княжеством: его князь был женат  на родной сестре Ивана III и фактически находился в полной зависимости  от Москвы. Присоединение Ростова  и Ярославля также прошло легко - Ярославское княжество перестало  существовать в 1463 г., а Ростовское - в 1474 г. Ликвидация их независимости не сопровождалась какими-либо вооруженными столкновениями.

     Более трудным делом было присоединение  Новгорода. Новгородское правительство, возглавлявшееся Марфой Борецкой (вдовой посадника), приняло решение отстаивать независимость. Новгородцы заключили союз с Великим княжеством Литовским. Соглашение с великим князем литовским Казимиром было подписано. По его условиям Великое княжество Литовское гарантировало самостоятельность Новгородской республики. О договоре стало известно Ивану III. Решено было начать войну. Решающая битва произошла на реке Шелонь (июль 1471 г.). Новгородские войска были полностью разгромлены. В этом же году в Коростыни был заключён мир между Иваном III и Новгородом, после чего Новгородская республика утратила свою независимость. Окончательно Новгород был покорен в январе 1478 г. Предлогом для этого послужил вопрос о титуле Ивана III. Город был окружен московскими войсками и правительству Новгородской республики пришлось капитулировать.

     После ликвидации независимости Новгородской земли наступил черед Тверского  княжества. Князь Твери Михаил Борисович, стараясь избежать подчинения Москве, заключил соглашение с великим князем литовским Казимиром. Опыт новгородцев ничему не научил его. Тверские земли были разорены. Но спустя несколько месяцев москвичи перехватили тверского гонца, отправленного к Казимиру. Это событие послужило предлогом для окончательного присоединения Твери. В сентябре 1485 г. Тверь была занята московскими войсками. С присоединением Твери Иван III стал называть себя государем всея Руси, показывая тем самым свои претензии на русские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского.

     Окончание процесса территориального объединения  русских земель полностью было осуществлено при Василии III Ивановиче (1505-1533), при  котором к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521).

     К началу XVI в. Псков фактически утратил  свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Новый великий  князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками  самостоятельности Пскова. В 1509г. в  Псков был послан наместник —  князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он отказался признавать псковские законы и не считался с вече. Они решили жаловаться на него великому князю. Василий приказал им передать жителям Пскова, что разберёт их жалобы 6 января. Когда наступил этот день псковских посадников и бояр пригласили в кремль. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и распространения на Псковскую землю московской системы управления. Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Собранные посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя.

     После присоединения северо-русских земель и укрепления Московского централизованного государства перед Московским княжеством встал вопрос о присоединении западно-русских земель, находившихся под контролем Великого княжества Литовского.

     Российско-литовская  война 1487-1494 годов закончилась присоединением к Московскому княжеству территории большинства Верховский княжеств; Смоленск, однако, остался в литовском владении. В это время в Литовском княжестве начало проявляться религиозное угнетение православных католиками. Князья западно-русских княжеств стали искать защиту у московского князя Ивана III, который стал принимать на свою службу перебежчиков. Иван III решил, не дожидаясь похода литовских войск против перебежчиков, в мае 1500 открыть боевые действия.

     На  юго-западном направлении выступили  из Москвы в начале мая русские  войска под командованием воеводы  Кошкина, они овладели Брянском, Мценском и Серпейском. Сдались города Гомель, Чернигов, Почеп, Рыльск, Дорогобуж и другие.

     Попытка взять Смоленск в 1502 г., окончились неудачей.

     19 декабря 1512 г. Василий III возглавил поход на город. Но осада окончилась безрезультатно. В 1514 г. Василий III предпринял третий поход на Смоленск. Штурм города воеводы вели организованно, и 21 июля крепость сдалась. Смоленск вошел в состав Московского государства. С конца ХV в. стал употребляться термин "Россия"»1.

     «Отношения  с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на ее территории образовались Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и  Сибирская Орды.

     В 1480 году произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся  Золотой Орды — Ахмед-хан (он владел так называемой Большой Ордой), заключив союз с польско-литовским королем  Казимиром IV, вторгся на Русскую  землю, чтобы снова заставить  Московского великого князя платить дань (выплата дани была прекращена Иваном III уже за несколько лет до этого). Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей — братьев Ивана III, недовольных усилением власти великого князя.

     Московский  великий князь заключил союз с  противником Ахмед-хана — крымским ханом Менгли-Гиреем, который ударил по украинским владениям Казимира IV и тем самым не дал ему выступить на помощь Ахмед-хану. Одновременно Ивану III удалось ликвидировать и опасный мятеж удельных князей.

     В сентябре 1480 года хан Ахмат направился к реке Угре — границе между  московскими и литовскими владениями. Начались ожесточённые столкновения. Попытки ордынцев переправиться  через реку были успешно отбиты русскими войсками. 26 октября 1480 года река Угра замёрзла. 11 ноября хан Ахмат, не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся  зимы, отдал приказ отступить.

     «Стояние  на Угре» кончилось освобождением  Русской земли от монголо-татарского ига. Оно было подготовлено борьбой  народных масс против завоевателей и  успехами объединительного процесса. Свергшая монголо-татарское иго  Москва продолжала объединение русских  земель. Однако остались еще выросшие из Золотой Орды опасные соседи —  Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась еще  длительное время»2.

     Таким образом, «стояние на Угре» завершилось  фактической победой Российского  государства, получившего желанную независимость. 
 

  1. Социально-политическое развитие Московской Руси во второй половине XV - начале XVI в.
 

     Объединение земель вокруг Москвы неминуемая централизация  единой системы государственного управления страной.

     «В XV веке реальный объем власти московского  государя постоянно возрастал, и  задолго до получения официальной  независимости государства источники, относящиеся к XV веку, называют его "царем и самодержцем". Падение  Византии создало условия для  возвеличивания роли московского государя как преемника византийского  императора. Внешним выражением преемственности  с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха. 3 февраля 1498 году Иван III впервые в русской  истории венчал в Московском Успенском  соборе внука Дмитрия на великое  княжение. Царский титул в его  правление служил установлению равноправия  Руси с другими государствами  в международных отношениях.

     Политическим  строем Российского государства  стало самодержавие с Боярской думой  и боярской аристократией. При великом  князе сложился постоянно действующий  совет знати - Боярская дума. Ее члены  назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). Вторыми по старшинству  думными членами были окольничие, далее - думные дворяне, позднее появились  думные дьяки - представители правительственной  администрации. Боярская дума решала вопросы  внутренней и внешней политики, а  также разбирала местнические дела.

     С увеличением функций государственного управления возникла необходимость  создания специальных учреждений, которые  руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными  и прочими делами. В старинных  органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные "столы", управляемые дьяками - приказы. Приказная система была проявлением феодальной организации  государственного управления. В ее основе лежали принципы неразделенной судебной и административной власти.

     Князья  в присоединенных землях становились  боярами московского государя. Эти  княжества назывались уездами, управлялись  наместниками из Москвы. Наместники назывались "боярами-кормленщиками", так как  за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Порядок назначения на должности  получил название местничества. Местничество - это право на занятие должности  государстве в зависимости от знатности и служебного положения  предков. Единого принципа административно-территориального устройства не было. Уезды делились на станы, станы - на волости.

     Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях феодальных общественных, следы феодальной раздробленности  еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Основной формой крупного феодального  землевладения на Руси в XIV в. была вотчина  — княжеская, боярская, церковная.

     В XIV в. система русской феодальной иерархии включала в себя четыре нисходящие ступени. На верхней ступени восседали  великие князья — верховные правители  Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя — удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы  удельных князей — бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским  хозяйством, составляющие княжескую  и боярскую администрацию.

     В огромной массе крестьянства отчетливо  выделялись две категории: черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие  крестьяне, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины. Владельческие  крестьяне были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной в разных районах.

     В 1497 году был принят новый свод законов  государства - Судебник Ивана III. Судебная система включала в себя: суд наместников  Великого князя, приказной суд, суд  Боярской Думы и самого великого князя. Важным аспектом, затронутым в своде  законов, является начало юридического оформления крепостного права: сроки  ухода крестьянина от владельца  ограничивались двумя неделями в  году (до и после Юрьева дня 26 ноября). Он отражал усиление роли центральной  власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны»3.

 

    

  1. Русская православная церковь  и государственная  власть. Теория "Москва - третий Рим".
 

     В XIV веке, когда начинается "собирание  земли Русской" вокруг Москвы, решающим фактором оказывается союз московских князей и иерархов Русской Церкви. Выбор митрополитом Петром и его  преемниками Москвы вызван желанием поддержать единство Руси, соединив церковный  центр с центром государственным.

     «В  середине XV века Русь была разделена  на Московское государство и Литву. Произошло и разделение Русской  Церкви на митрополии - Московскую и  Киевскую, под властью Литвы. Власть государственная перестаёт нуждаться  в поддержке и руководстве  церковной власти. Если раньше князей было много, а митрополит один, то в XIV веке оказывается один князь и  несколько митрополитов. Вспомогательное  участие власти в церковных делах  превратилось в самостоятельное  управление Церковью.

     В 1439 году был заключен договор между  православной и римско-католической церквями и формально объединивший их, который называется Флорентийской  унией. Это было необходимо, потому христианский мир нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена  крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности  со стороны восточных соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков).

     В акте унии было написано, что православная церковь входит в состав католической. 15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие  унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано  против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Эта  независимость позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а  московским князьям – звание царей.

     По  отношению к православному Востоку  русская церковь, несмотря на свою экономическую и политическую силу, внешне продолжала находиться как бы в подчиненном положении. Необходимо было ликвидировать эту зависимость, приведя правовое положение русской церкви в соответствие с ее фактическим положением в системе других православных церквей. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви в нормах канонического права. Она стала автокефальной.

     Господствующая  церковная идеология всецело  подчиняла общественное сознание и  обладала огромным имуществом, не удивительно что это вызывало протест, который принимал форму богословских ересей, высший пик которых приходится на XIV–XVI вв.

     Великокняжеская власть в поисках надежной идеологической опоры не останавливалась даже перед  поддержкой еретических движений. Это  вынуждало церковь отходить от прежних  позиций. В ее рядах усилилось  брожение, зрел первый крупный раскол, принявший формы нестяжательства и иосифлянства. В центре споров был вопрос о монастырском землевладении, о роли производительного труда.

     Главным идеологом нестяжательства был духовный наследник Сергия Радонежского Нил Сорский. Его учение, проповедовавшее восстановление идеала общинной жизни в монастырях, включавшее в себя принципы равенства, обязательного труда и самоотречения во имя спасения души, стояло близко к идеологическим постулатам западноевропейской церкви – спасению через труд, что заложило в Европе основы «духа» капитализма.

     Однако  на деле победило другое направление, представленное иосифлянством, в идеологии которого получили воплощение тенденции к стяжанию, обогащению, с одной стороны, и трезвый политический расчет, ориентация на «собирание Руси» – с другой. Их лидером был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Он, как и Нил Сорский, стоял за реформу монастырей для поднятия их авторитета. Волоцкий не считал физический труд обязательным для монахов.

     Победа  иосифлян означала, что главные ценности христианства – спасение души после смерти и труд как ценность были противопоставлены друг другу. Основной формой деятельности по спасению души в православии стала заупокойная молитва. В результате труд не вошел в систему духовных ценностей русского человека. Ценность личности лишилась идеологической базы и уже не могла стать ценностью номер один, что обусловило становление в качестве главной ценности государства»4.

       «В начале XVI в. оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, существовало два мировых христианских центра: Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», и затем Византия, которая пошла в 1439 г. на унию с католической церковью. И теперь «избрана богом» Москва – единственный законный наследник Древнего Рима; «четвертому же Риму не бывать».

     Московская  православная церковь, изолированная  от христианского мира, который менялся, создавала особую атмосферу, пронизанную  религией. Этот период в русской  истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.

     Вселенские  настроения в «третьем Риме», согласно которым Москва единственная сохранила  чистоту православия и призвана заменить погибшую Византию, усилились  после принятия Иваном Грозным царского титула.

     По  мнению Филофея русское царство осталось единственным православным государством в мире, на нём лежит ответственность охранения Православия от внешних угроз.

     Представление о России как единственном православном государстве неизбежно "влекло за собой и византийское представление  о русском государе как полноправном хозяине в делах своей церкви". В этом убеждении присутствовала огромная опасность для Русской  Церкви. Так как теократическое царство  знает только неограниченную власть.

     В последующем теория "Третьего Рима" была извращена официальной идеологией. Подверглось выхолащиванию ее духовное содержание, и всё сведено было в восхваление государственной  власти, в избранничество России, но не духовное, а имперское, земное. По такой трактовке теории "Третьего Рима" - русское государство не "продолжает" духовные традиции Византии, а "заменяет" империю во времени»5.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Артамонов В.А., Мезенцев Е.В., Морозова Л.Е., и др. Создатели Московского государства. М., 1997, 298 с.
  2. История России с древнейших времен до 1917 года /В.Ю.Халтурин, С.П. Боброва и др. // Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. - 2003 г. - 579 с.
  1. Синицына  Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской  средневековой концепции XV-XVI вв. М., 1998, 351 с.
  1. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV- начала XVI вв. М., 1996, 367 с.
  2. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. - сост. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Просвещение, 2004, 342 с.
  3. Орлов А.С. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.-520с.
Jбразование российского централизованного государства