SWOT анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
- Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Матрица SWOT-анализа.
Сильные стороны предприятия |
Возможности |
Слабые стороны предприятия |
Угрозы |
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.
Я проведу SWOT - анализ на примере ООО «ПК Барбара» - предприятие по производству корпусной мебели.
Для получения более полной информации о конкурентоспособности предприятия ООО «ПК Барбара», следует дополнительно провести анализ сильных и слабых сторон. Для проведения данного анализа, отбираем параметры, соответствующие требованиям данной организации.
- Финансы (размер собственности, эффективность выполнения наметок плана и бюджета предприятия)
- Производство (количество рабочей силы, использование производственных мощностей, запасы сырья, размещение оборудования, возраст технологического оборудования, контроль качества)
- Организация и управление (система связи, скорость реагирования управления на происходящие изменения)
- Маркетинг (доля рынка, контролируемая предприятием, репутация продукции на рынке, престиж торговой марки, организация сбыта)
Каждый параметр оценивается по шкале уровней
I – высокий уровень III – средний уровень V – низкий уровень
II – выше среднего IV – ниже среднего
ООО «ПК Барбара»
Таблица №1
Основные параметры |
I |
II |
III |
IV |
V |
Финансы |
|||||
Размер собственности |
+ |
||||
Эффективность выполнения наметок плана и бюджета предприятия |
+ |
||||
Производство |
|||||
Количество рабочей силы |
+ |
||||
Использование производственных мощностей |
+ |
||||
Запасы сырья |
+ |
||||
Размещение оборудования |
+ |
||||
Возраст технологического оборудования |
+ |
||||
Контроль качества |
+ |
||||
Организация и управление |
|||||
Система связи |
+ |
||||
Скорость реагирования управления на происходящие изменения |
+ |
||||
Маркетинг |
|||||
Доля рынка контролируемая предприятием |
+ |
||||
Репутация продукции на рынке |
+ |
||||
Престиж торговой марки |
+ |
||||
Организация сбыта |
+ |
ООО «СП Мебель»
Таблица №2
Основные параметры |
I |
II |
III |
IV |
V |
Финансы |
|||||
Размер собственности |
+ |
||||
Эффективность выполнения наметок плана и бюджета предприятия |
+ |
||||
Производство |
|||||
Количество рабочей силы |
+ |
||||
Использование производственных мощностей |
+ |
||||
Запасы сырья |
+ |
||||
Размещение оборудования |
+ |
||||
Возраст технологического оборудования |
+ |
||||
Контроль качества |
+ |
||||
Организация и управление |
|||||
Система связи |
+ |
||||
Скорость реагирования управления на происходящие изменения |
+ |
||||
Маркетинг |
|||||
Доля рынка контролируемая предприятием |
+ |
||||
Репутация продукции на рынке |
+ |
||||
Престиж торговой марки |
+ |
||||
Организация сбыта |
+ |
Проанализировав полученные данные, можно отметить, что конкурентоспособность предприятия по сравнению с ООО «СП Мебель» ниже по некоторым параметрам, отсюда следует, что необходимо улучшать свои позиции до более высокого уровня. А так же выяснилось, что слабой стороной ООО «ПК Барбара» является: плохая организация сбыта, а именно отсутствие прямого канала сбыта.
Таблица 3 Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
Увеличить количество рекламы. Занять большую долю рынка. Привлечение новых потенциальных покупателей. |
Большие затраты на рекламу. Слишком сильное давление со стороны конкурентов. |
2. Сбыт |
Открытие собственного магазина (появится прямой канал сбыта). |
Отсутствие сбыта (большие денежные потери), т.к. товар малоизвестен, сбыт практически отсутствует. |
После определения возможностей и угроз, необходимо определить предполагаемые действия по смягчению проблемы:
- Увеличить рекламу
- Предоставлять скидки постоянным покупателям
- Добавить прямой канал сбыта
Если не предпринимать ни каких мер по смягчению проблемы, это может повлечь за собой ухудшение ситуации. Но и даже каждая из ожидаемых последствий этих действий может ни к чему не привести.
Таблица 4.
Сильные стороны Сильная команда профессионалов на производстве. Наличие устойчивых связей с поставщиками. |
Слабые стороны Неизвестность марки ООО «ПК Барбара». Отсутствие мощной рекламной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения. Недоверие со стороны клиентов и партнеров в первое время. |
Возможности Выход на новые рынки или сегменты рынка. Появление прямого канала сбыта (открытие собственного магазина). Закрепление на рынке, признание, вытеснение конкурентов.
|
Угрозы Возрастающее конкурентное давление, попытки вытеснения с рынка. Долгое налаживание работы в прямом канале сбыта (аренда офисов, подбор персонала и т.п.).
|
В данной работе рассмотрена методика проведения SWOT-анализа, приведены некоторые примеры, поясняющие порядок заполнения таблиц.
Список литературы
- Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вершина, 2008.- 480 с.: ил., табл.
- Орлов А.И. Менеджмент. М
- Симкин Л., Дибб С. "Практическое руководство по сегментированию рынка"