SWOT-анализ города Кемерово
SWOT-анализ города Кемерово
Анализ состояния и динамики социально-экономического развития города, проводимого методом экспертных оценок, позволил определить внутренние резервы и ограничения (сильные и слабые стороны города Кемерово) и внешние возможности и угрозы перспективного развития города.
SWOT-анализа г. Кемерово
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
1) общеэкономический
рост в России и регионе;
2) возможность
вхождения в федеральные и
региональные целевые 3) модернизация и развитие энергетики; 4)развитие инновационных процессов и производств на базе имеющегося научного потенциала, в том числе и через реализацию научных разработок ученых города; 4)развитие механизмов частно-государственного партнерства; 5)инвестиционная активность зарубежных и российских инвесторов; 6)использование рекреационного потенциала реки Томь, соснового бора; 7)интенсивное и активное использование развитой системы и инфраструктуры автотранспорта и связи, а также автомобильной и железнодорожной транспортных магистралей. |
1) демографические
проблемы: старение населения, высокая
смертность, в том числе вследствие
ухудшения здоровья, нелегальная
миграция;
2) угроза
техногенных аварий в силу
изношенности ОПФ и высокой
концентрации промышленных 3) сокращение
налоговой базы внешними 4) ухудшение криминогенной ситуации; 5) ухудшение экологической ситуации; 6) наличие
экономически мощных 7) труднопрогнозируемая
политика собственников 8) нестабильность
нормативно-правовой базы 9) углубление
социального неравенства и |
Результаты определения сильных и слабых сторон города, возможностей и угроз его развития подтверждают выводы, полученные посредством анализа статистической и отчетной информации.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
На
основании анализа социально-
- сохранение и укрепление здоровья населения (в том числе репродуктивного), особенно молодого поколения;
- обеспечение равного доступа населения к потреблению товаров и услуг общественного сектора (здравоохранение, образование, спорт, культура и т.д.)
- обеспечение общественной безопасности и правопорядка;
- внедрение инноваций в процессы, обеспечивающие социально-экономическое развитие города;
- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;
- повышение уровня благоустройства всех территорий города;
- рост и улучшение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Согласованными стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города Кемерово являются:
- обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др.);
- формирование благоприятного инвестиционного климата в городе;
- содействие развитию предпринимательству;
- внедрение инноваций в технологические и организационные процессы;
- развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры;
- обеспечение взаимовыгодных условий для реальной интеграции науки и производства;
- развитие системы потребительского кредитования населения, в том числе долгосрочного и целевого характера (в том числе ипотечного);
- организация производства товаров и услуг, частично или полностью замещающих ввозимые в город Кемерово;
- развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской
кооперации через
внедрение инновационных
К приоритетам пространственного развития города относятся:
- разработка Генерального плана застройки города Кемерово до 2021 года;
- разработка концепции цветового восприятия облика города и ночного облика города;
- обеспечение комплексной застройки территории города;
- строительство нового жилья с учетом розы ветров (преобладания юго-западных и южных ветров);
- снос ветхого и аварийного жилья;
- переселение из жилья, расположенного на подработках угледобывающих предприятий;
- повышение стандартов качества строительства объектов жилищного и производственного назначения;
- увеличение доли жилья повышенной комфортности;
- благоустройство территории;
- зонирование территории города по типу жилищного фонда (зоны индивидуальной застройки коттеджного типа, микрорайоны крупнопанельной застройки и др.) с выделением реакционных зон;
- внедрение инновационных решений при обеспечении пространственного развития города Кемерово.
Стратегические
приоритеты социального, экономического
и пространственного развития города
Кемерово должны служить основой
для разработки мероприятий и
проектов, часть которых может
входить в соответствующие
Основные направления и содержание социальной, экономической, экологической и пространственной (градостроительной) политики органов местного самоуправления, реализация которых должна создать условия, необходимые и достаточные для непрерывного повышения качества жизни населения города Кемерово, представлены в таблице 2.1.
Основные
направления муниципальной
ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Промышленность.
Город
Кемерово является индустриальным центром
Кемеровской
области.
В
экономическом развитии город прошел
путь от штолен с суточной добычей 135-140
тонн угля, кустарных коксовых установок
с примитивными ручными процессами
по загрузке угля, выжигу и тушению
кокса до современных промышленных
предприятий. К концу 80-х и началу
90-х годов
20 века город являлся центром химической,
угольной отрасли и машиностроения. Такая
специализация была обусловлена как типом
освоения города в 1920–1950гг., имеющимися
запасами угля, в том числе коксующегося,
так и эвакуацией в годы Великой Отечественной
войны ряда крупных предприятий, составивших
в дальнейшем основу «большой химии» города
и обусловивших развитие городских территорий.
К
концу 80-х годов 20 века в городе основу
промышленного комплекса
- ПО «Азот»
(11,5 тыс. работающих). - РЭУ «Кузбассэнерго»
(6,5 тыс. работающих). - По «Химволокно»
(6,4 тыс. работающих). - ПО «Кузбассэлектромотор»
(5,3 тыс. работающих). - НПО «Карболит»
(5,4 тыс. работающих). - ПО «Химпром»
(3,9 тыс. работающих). - Комбинат шелковых тканей (3,4 тыс. работающих).
- Анилинокрасочный завод (3,3 тыс. работающих).
- Коксохимический
завод
(2,9 тыс. работающих). - Электротехнический завод (2 тыс. работающих).
- Разрез «Кедровский»
(2,2 тыс. работающих). - Завод «Химмаш»
(1,6 тыс. работающих). - ЗЖБК № 2
(1 тыс. работающих). - Шахта «Бутовская»
(1,7 тыс. работающих).
В целом, соотношение производства, средств производства (группа А) и предметов потребления (группа Б) на начало периода реформирования (1992 г.) составляло 78 % и 22 % соответственно. На территории города на 01.01.2007 г. из зарегистрированных 15557 предприятий - 13265 предприятий частной формы собственности, которые занимают самый значительный удельный вес. 41,0 % всех зарегистрированных предприятий занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий.
Объем
отгруженных товаров
- "обрабатывающие производства" – 28419,0 млн. руб. (63,3 % от общего объема),
- "производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды" – 12912 млн. руб. (28,8 % от общего объема),
- "добыча полезных ископаемых" – 3544 млн. руб.(7,9 % от общего объема).
Лидирующее
положение в структуре объема
отгруженных товаров
В долгосрочном периоде необходимо решить следующие задачи:
- изменить демографическую ситуацию;
- обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения;
- обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для активизации инновационной деятельности;
- обеспечить организацию инновационных центров как институций будущего развития города.
- В среднесрочном и краткосрочном периодах необходимо решить следующие задачи:
- общие задачи социально-экономического развития города:
- повышение инвестиционного рейтинга города, формирование благоприятного инвестиционного климата в городе;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- повышение уровня занятости экономически активного населения;
- обеспечение эффективной интеграции кемеровских предприятий в российскую и мировую экономику;
- создание комплекса современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, высокому качеству жизни населения и национальной безопасности;
- обеспечение решения задач по охране окружающей среды;
- развитие современной социальной и рыночной инфраструктуры;
- задачи развития промышленности и энергетики:
- перевод промышленного комплекса города на инновационный путь развития; выпуск и широкое применение энергосберегающих технологий, оборудования для защиты окружающей среды, уникальных технологий и др.;
- укрепление связей науки с производством, поиск и внедрение новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности;
- формирование (развитие) благоприятных условий для работы эффективных собственников;
- активизация инвестиционной деятельности в промышленности;
- развитие внутреннего рынка сбыта и организация работы на внешнем и внутреннем рынках; содействие в реализации интересов промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
- кадровое обеспечение промышленности (прежде всего, предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей);
- формирование социальной направленности промышленной политики посредством содействия занятости населения, соблюдения трудовых гарантий, развития системы трудоустройства и профессионального обучения рабочих кадров;
- модернизация технологического оборудования, реконструкция и внедрение экологически чистых технологий с целью повышения надежности и эффективности энергоснабжения города.
задачи строительного комплекса:
- развитие ипотечного кредитования и государственной поддержки в приобретении жилья;
- ликвидация ветхого и аварийного жилья;
- создание условий для развития производства строительных материалов и конструкций;
- увеличение объемов вводимого жилья;
- внедрение новых прогрессивных проектов жилых домов, новых прогрессивных технологий домостроения;
- завершение разработки генерального плана развития города;
- строительство объектов социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов промышленного назначения;
- модернизация и реконструкция имеющегося жилого фонда и др.
- задачи транспортного комплекса и связи:
- обеспечение телефонной связью жителей сектора частной застройки и поселков закрытых шахт, вошедших в состав города;
- обеспечение высокого качества предоставляемых услуг связи и расширение их перечня;
- планомерный переход на цифровую аппаратуру и волоконно-оптические линии связи;
- транспортное обслуживание населения новых жилых микрорайонов;
- снижение нагрузки транспорта на экологию;
- обеспечение регулярности движения транспорта и повышение качества пассажирских перевозок;
- устранение отставания в реализации транспортной схемы города (строительство новых дорог и магистралей, реконструкция (в том числе расширение) существующих улиц и дорог, увеличение пропускной способности дорог, организация транспортных развязок и т.п.);
- ликвидация острого дефицита парковочных площадок и сооружений для хранения личного транспорта жителей;
- задачи развития жилищно-коммунального хозяйства:
- повышение эффективности и комплексное развитие инженерной инфраструктуры;
- реализация государственной политики реформирования ЖКХ;
- содержание объектов ЖКХ (мест общего пользования, систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, муниципального жилищного фонда и т.д.) в состоянии, соответствующем установленным нормам и нормативам;
- преодоление большой степени износа основных фондов;
- задачи развития жилищной сферы:
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
- обеспечение жильем социально не защищенных слоев населения;
- содействие решению жилищных проблем молодых семей;
- задачи охраны окружающей среды:
- совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью обеспечения экологической безопасности в городе Кемерово;
- снижение значений фактических выбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДВ, и фактических сбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДС;
- очистка ливневого стока селитебной части города;
- извлечение вторичного сырья из твердых бытовых отходов;
- задачи развития потребительского рынка:
- размещение разнообразных объектов потребительского рынка в районах и поселках города с учетом достигнутого уровня обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами, объектами сферы бытовых услуг;
- обеспечение высокого качества торгового и бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных категорий граждан;
- кадровое обеспечение деятельности предприятий отрасли;
- задачи развития малого предпринимательства:
- обеспечение доступа малого предпринимательства к краткосрочным кредитным ресурсам; поддержка предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения для своей деятельности; создание кредитных историй для начинающих предпринимателей; создание рабочих мест;
- доведение инновационных разработок до производства конкурентоспособной продукции;
- развитие малого предпринимательства в производственной сфере, увеличение налогооблагаемой базы;
- формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- оказание консультационной и методической помощи субъектам малого предпринимательства;
- задачи социальной сферы:
- совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью разработки и внедрения современных инновационных технологий в социальной сфере;
- формирование муниципального заказа на разработку и внедрение технологий, обеспечивающих диверсификацию социальных услуг, расширение их перечня, повышение их доступности и качества;
- модернизация и развитие материально-технической базы организаций социальной сферы;
- обеспечение организаций социальной сферы квалифицированными кадрами;
- обеспечение доступности и качества социальных услуг, в том числе высокотехнологичных;
- повышение эффективности функционирования объектов социальной сферы;
- внедрение инновационных методов работы;
- стабилизация основных показателей здоровья населения;
- профилактика социально-значимых и инфекционных заболеваний;
- перепрофилирование и строительство учреждений дошкольного образования и общего образования (школ) в новых микрорайонах;
- пропаганда здорового образа жизни;
- работа по выявлению и поддержке юных талантливых горожан;
- интенсификация клубной работы по интересам;
- организация и осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.
- задачи развития социального партнерства на территории города:
- совершенствование механизма конструктивного взаимодействия органов власти, бизнеса и общества;
- разработка и заключение системы Договоров о социальном партнерстве (в том числе долгосрочных) между Администрацией города Кемерово и собственниками крупных и средних предприятий и организаций;
- разработка и внедрение механизмов поддержки гражданских инициатив;
- разработка и внедрение механизмов организации совместной деятельности субъектов развития города, обеспечивающих участие жителей города в решении вопросов местного значения, переход к гражданско-договорному взаимодействию;
- задачи повышения эффективности управления социально-экономическим развитием города Кемерово:
- внедрение технологии работы с потребителями муниципальных услуг (бизнес-сообществом, населением) по принципу «одного окна» в структурных подразделениях органов местного самоуправления и на предприятиях и организациях муниципальной формы собственности с персонификацией ответственности за выполнение взаимных обязательств в установленные сроки;
- создание специализированного Управления проектами в структуре Администрации города Кемерово, осуществляющего разработку, реализацию и мониторинг Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года и других стратегических приоритетных проектов, а также обеспечивающего координацию деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, бизнес-структур, общественности в вопросах реализации Концепции;
- внедрение в органах местного самоуправления системы стратегического управления;
- внедрение системы сбалансированных показателей деятельности органов местного самоуправления;
- внедрение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- применение технологий конкурсного отбора на замещение должностей муниципальной службы;
- задачи активизации инновационной деятельности в городе:
- разработка Программы инновационного развития Кемерово, включающей в себя механизмы поиска, оценки, разработки, внедрения и организационно-правового, информационного, ресурсного сопровождения инноваций во всех отраслях и сферах деятельности;
- создание Инновационного центра как фундаментальной основы реализации «точек роста» города;
- формирование условий для создания и развития учебно-производственных комплексов, исследовательских, внедренческих, венчурных фирм;
- задачи инновационного развития города Кемерово:
- проведение инновационно-технологической модернизации образовательных, научных, научно-исследовательских, проектных организаций города с целью создания российского технопарка в сфере высоких технологий по глубокой переработке угля, специализированных внедренческих центров по распространению технологий на предприятиях угольной промышленности;
- развитие научного потенциала и инновационных производств посредством создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
- формирование условий для развития в городе девелопмента;
- создание регионального центра современных технологий обеспечения экологической безопасности, рекультивации земель, утилизации отходов производства и бытовых отходов;
Основные источники ресурсов и механизмы реализации Концепции развития города Кемерово
Основные источники финансирования реализации Концепции развития города Кемерово до 2021 года следующие:
- бюджет города Кемерово;
- бюджет Кемеровской области;
- федеральный бюджет;
- собственные средства предприятий и предпринимателей;
- заемные средства кредитных учреждений;
- средства российских и международных фондов и общественных организаций;
- инвестиции.
Механизм реализации Концепции предусматривает использование комплекса мер организационного, экономического и правового характера.
Основными принципами реализации Концепции развития города Кемерово являются:
- рациональное использование бюджетных средств, их концентрация на решении приоритетных социально-экономических проблем;
- максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, привлечение частного российского и иностранного капитала на территорию города Кемерово, активное участие в проектах российских и международных организаций;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области;
- ежегодное уточнение степени ее выполнения (с учетом эффективности) для включения финансирования мероприятий в бюджет предстоящего года.
- поддержание баланса интересов всех участников процесса реализации программ и проектов, разработанных на основе Концепции (органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов, населения и общественности).
В Концепции развития города Кемерово проведен анализ социально-экономического развития города, определены миссия, генеральная цель, стратегические, тактические и оперативные цели и задачи развития и управления, определены основные механизмы и условия реализации положений Концепции.
Реализация
Концепции направлена на непрерывное
повышение качества жизни населения
города Кемерово через осуществление
структурных преобразований в экономике,
совершенствование нормативно-
- SWOT-анализ гостиницы «Айгуль» (Уфа)
- SWOT-анализ деятельности предприятия
- SWOT-анализ деятельности предприятия
- SWOT-анализ деятельности предприятия как основа стратегического управления
- SWOT-анализ деятельности предприятия как основа стратегического управления
- SWOT – анализ деятельности турфирмы ООО «Ланта-Тур Вояж»
- Swot-анализ ЗАО ТПК «Техноэкспорт»
- SWOT-анализ в практике менеджмента
- SWOT-анализ в стратегическом менеджменте
- SWOT-анализ в формировании миссии и целей предприятия в области качества
- SWOT-анализ в формировании миссии и целей предприятия в области качества
- SWOT-анализ в формировании миссии и целей предприятия в области качества
- SWOT-анализ в формировании миссии и целей предприятия в области качества
- SWOT-анализ в формировании миссии и целей предприятия в области качества