SWOT-анализ города Кемерово

SWOT-анализ  города Кемерово

      Анализ  состояния и динамики социально-экономического развития города, проводимого методом  экспертных оценок, позволил определить внутренние резервы и ограничения (сильные и слабые стороны города Кемерово) и внешние возможности  и угрозы перспективного развития города.

        SWOT-анализа г. Кемерово

Сильные стороны Слабые стороны
  1. статус областного центра;
  2. стабильный производственный потенциал (в том числе наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением в Кировском районе); наличие промышленного потенциала и действующих крупных предприятий промышленности;
  3. удачное градостроительное решение компоновки города, позволяющее расширять его границы без существенной реконструкции и сноса;
  4. высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
  5. наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  6. развитый потребительский рынок высокая концентрация сетевой торговли;
  7. оптимальная разнообразная сеть муниципальных учреждений социальной сферы;
  8. растущие темпы жилищного строительства;
  9. наличие высококвалифицированных кадров в сфере жизнеобеспечения города;
  10. близость к динамично развивающимся азиатским рынкам – выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;
  11. наличие достаточного потенциала в сфере дорожного строительства (передовые технологии, техника, кадровый состав);
  12. наличие развитых элементов транспортного узла – международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал;
  13. высокая социальная активность пожилого населения, преданность городу;
  14. маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая закрывать вакансии рабочих мест;
  15. материальная база для подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных рабочих;
16) наличие соснового  бора на берегу реки Томь  как места рекреации и отдыха. 
  1. слабая финансовая база и высокая дотационность городского бюджета;
  2. высокая степень физического и морального износа основных фондов;
  3. чрезмерно высокая степень ресурсная зависимость социально-экономического развития города от политики собственников хозяйствующих субъектов, расположенных вне территории города, продовольственная зависимость города. Недостаток финансовых ресурсов, выделяемых собственниками для модернизации производственных мощностей, на создание экологически чистых и безопасных производств, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов. Низкий уровень энергосберегающих технологий;
  4. слабо развит производственный потенциал уникальных технологий (основная часть химических предприятий неконкурентоспособны). Отсутствие высокотехнологичных, наукоемких производств конкурентоспособных инновационных проектов;
  5. наличие депрессивных территорий в результате банкротства и ликвидации предприятий ВПК и химических производств, угольных шахт;
  6. ухудшение демографических показателей (смертность превышает рождаемость, старение население, миграционный отток населения);
  7. высокая доля аварийного и ветхого жилья в бывших шахтерских поселках;
  8. отсутствие системы утилизации отходов, проблемы с местами захоронения;
  9. наличие жилья в промышленной зоне, не соответствующего санитарным нормам (исторически сложившийся тип промышленного освоения);
  10. значительно изношенный парк техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры;
  11. недостаточная материальная база учреждений здравоохранения и образования (изношенность зданий, систем жизнеобеспечения). Оборудование учреждений социальной сферы требует модернизации;
  12. неблагополучная криминогенная обстановка, высокий уровень преступности;
  13. деформированная структура занятости - нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса;
  14. система подготовки трудовых ресурсов не сбалансирована с потребностями рынка труда;
  15. высокая концентрация промышленного производства на ограниченной территории. Загрязнение водного и воздушного бассейна;
  16. низкая инвестиционная привлекательность;
  17. наличие административных барьеров для развития малого бизнеса;
отсутствие стратегии  развития города.
Возможности Угрозы
1) общеэкономический  рост в России и регионе;

2) возможность  вхождения в федеральные и  региональные целевые программы,  в том числе в рамках реализации  Национальных проектов;

3) модернизация  и развитие энергетики;

4)развитие  инновационных процессов и производств на базе имеющегося научного потенциала, в том числе и через реализацию научных разработок ученых города;

4)развитие механизмов частно-государственного партнерства;

5)инвестиционная активность зарубежных и российских инвесторов;

6)использование рекреационного потенциала реки Томь, соснового бора;

7)интенсивное и активное использование развитой системы и инфраструктуры автотранспорта и связи, а также автомобильной и железнодорожной транспортных магистралей.

1) демографические  проблемы: старение населения, высокая  смертность, в том числе вследствие  ухудшения здоровья, нелегальная  миграция;

2) угроза  техногенных аварий в силу  изношенности ОПФ и высокой  концентрации промышленных предприятий,  в том числе и в сфере  ЖКХ;

3)  сокращение  налоговой базы внешними собственниками  и инвесторами;

4) ухудшение  криминогенной ситуации;

5) ухудшение  экологической ситуации;

6) наличие  экономически мощных конкурентов  из других регионов и городов;

7) труднопрогнозируемая  политика собственников хозяйствующих  субъектов, находящихся на территории  города, в отношении перспектив  развития бизнеса;

8) нестабильность  нормативно-правовой базы государства;

9) углубление  социального неравенства и проблемы  бедности.

 

      Результаты  определения сильных и слабых сторон города, возможностей и угроз  его развития подтверждают выводы, полученные посредством анализа  статистической и отчетной информации.

         СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

                                                КЕМЕРОВО                  

      На  основании анализа социально-экономических  условий и динамики их изменения, а так же результатов SWOT-анализа и опроса жителей города структура целей социального развития города Кемерово представлено на рисунке 1.1, а структура стратегических  целей экономического развития- на рисунке 1.2.Согласованными стратегическими приоритетами устойчивого социального развития города являются:

  1. сохранение и укрепление здоровья населения (в том числе репродуктивного), особенно молодого поколения;
  2. обеспечение равного доступа населения к потреблению товаров и услуг общественного сектора (здравоохранение, образование, спорт, культура и т.д.)
  3. обеспечение общественной безопасности и правопорядка;
  4. внедрение инноваций в процессы, обеспечивающие социально-экономическое развитие города;
  5. обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  6. повышение уровня благоустройства всех территорий города;
  7. рост и улучшение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

      Согласованными  стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города Кемерово являются:

  1. обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др.);
  2. формирование благоприятного инвестиционного климата в городе;
  3. содействие развитию предпринимательству;
  4. внедрение инноваций в технологические и организационные процессы;
  5. развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры;
  6. обеспечение взаимовыгодных условий для реальной интеграции науки и производства;
  7. развитие системы потребительского кредитования населения, в том числе долгосрочного и целевого характера (в том числе ипотечного);
  8. организация производства товаров и услуг, частично или полностью замещающих ввозимые в город Кемерово;
  9. развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской

кооперации через  внедрение инновационных технологий и обслуживания.

    К приоритетам пространственного развития города относятся:

  1. разработка Генерального плана застройки города Кемерово до 2021 года;
  2. разработка концепции цветового восприятия облика города и ночного облика города;
  3. обеспечение комплексной застройки территории города;
  4. строительство нового жилья с учетом розы ветров (преобладания юго-западных и южных ветров);
  5. снос ветхого и аварийного жилья;
  6. переселение из жилья, расположенного на подработках угледобывающих предприятий;
  7. повышение стандартов качества строительства объектов жилищного и производственного назначения;
  8. увеличение доли жилья повышенной комфортности;
  9. благоустройство территории;
  10. зонирование территории города по типу жилищного фонда (зоны индивидуальной застройки коттеджного типа, микрорайоны крупнопанельной застройки и др.) с выделением реакционных зон;
  11. внедрение инновационных решений при обеспечении пространственного развития города Кемерово.

Стратегические  приоритеты социального, экономического и пространственного развития города Кемерово должны служить основой  для разработки мероприятий и  проектов, часть которых может  входить в соответствующие федеральные  и региональные целевые программы  и в программы реализации приоритетных национальных проектов.

    Основные  направления и содержание социальной, экономической, экологической и пространственной (градостроительной) политики органов местного самоуправления, реализация которых должна создать условия, необходимые и достаточные для непрерывного повышения качества жизни населения города Кемерово, представлены в таблице 2.1.

    Основные  направления муниципальной политики представляют собой комплексные  решения, реализация которых предполагает осуществление целого ряда конкретных мер и мероприятий. 

             ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

      Промышленность.

      Город Кемерово является индустриальным центром  Кемеровской  
области.

      В экономическом развитии город прошел путь от штолен с суточной добычей 135-140 тонн угля, кустарных коксовых установок  с примитивными ручными процессами по загрузке угля, выжигу и тушению  кокса до современных промышленных предприятий. К концу 80-х и началу 90-х годов  
20 века город являлся центром химической, угольной отрасли и машиностроения. Такая специализация была обусловлена как типом освоения города в 1920–1950гг., имеющимися запасами угля, в том числе коксующегося, так и эвакуацией в годы Великой Отечественной войны ряда крупных предприятий, составивших в дальнейшем основу «большой химии» города и обусловивших развитие городских территорий.

      К концу 80-х годов 20 века в городе основу промышленного комплекса составляли следующие крупные предприятия:

  1. ПО «Азот»                                                (11,5 тыс. работающих).
  2. РЭУ «Кузбассэнерго»                              (6,5 тыс. работающих).
  3. По «Химволокно»                                    (6,4 тыс. работающих).
  4. ПО «Кузбассэлектромотор»                    (5,3 тыс. работающих).
  5. НПО «Карболит»                                      (5,4 тыс. работающих).
  6. ПО «Химпром»                                         (3,9 тыс. работающих).
  7. Комбинат шелковых тканей                    (3,4 тыс. работающих).
  8. Анилинокрасочный завод                        (3,3 тыс. работающих).
  9. Коксохимический завод                           (2,9 тыс. работающих).
  10. Электротехнический завод                      (2 тыс. работающих).
  11. Разрез «Кедровский»                                (2,2 тыс. работающих).
  12. Завод «Химмаш»                                      (1,6 тыс. работающих).
  13. ЗЖБК № 2                                                  (1 тыс. работающих).
  14. Шахта «Бутовская»                                  (1,7 тыс. работающих).

     В целом, соотношение производства, средств  производства (группа А) и предметов потребления (группа Б) на начало периода реформирования     (1992 г.) составляло 78 % и 22 % соответственно. На территории города на 01.01.2007 г. из зарегистрированных 15557 предприятий - 13265 предприятий частной формы собственности, которые занимают самый значительный удельный вес. 41,0 % всех зарегистрированных предприятий занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий.

     Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг, по видам экономической  деятельности в 2006 году составил:

    • "обрабатывающие производства" – 28419,0 млн. руб. (63,3 % от общего объема),
    • "производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды" – 12912 млн. руб. (28,8 % от общего объема),
    • "добыча полезных ископаемых" – 3544 млн. руб.(7,9 % от общего объема).

     Лидирующее  положение в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг, по представленным видам деятельности, занимает вид «обрабатывающие производства».  

                                СТРАТЕГИЧИСКИЙ ПЛАН. 

В долгосрочном периоде необходимо решить следующие задачи:

  • изменить демографическую ситуацию;
  • обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения;
  • обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для активизации инновационной деятельности;
  • обеспечить организацию инновационных центров как институций будущего развития города.
    • В среднесрочном и краткосрочном периодах необходимо решить следующие задачи:
    • общие задачи социально-экономического развития города:
  • повышение инвестиционного рейтинга города, формирование благоприятного инвестиционного климата в городе;
  • увеличение объема инвестиций в основной капитал;
  • повышение уровня занятости экономически активного населения;
  • обеспечение эффективной интеграции кемеровских предприятий в российскую и мировую экономику;
  • создание комплекса современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, высокому качеству жизни населения и национальной безопасности;
  • обеспечение решения задач по охране окружающей среды;
  • развитие современной социальной и рыночной инфраструктуры;
    • задачи развития промышленности и энергетики:
  • перевод промышленного комплекса города на инновационный путь развития; выпуск и широкое применение энергосберегающих технологий, оборудования для защиты окружающей среды, уникальных технологий и др.;
  • укрепление связей науки с производством, поиск и внедрение новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности;
  • формирование (развитие) благоприятных условий для работы эффективных собственников;
 
  • активизация инвестиционной деятельности в промышленности;
  • развитие внутреннего рынка сбыта и организация работы на внешнем и внутреннем рынках; содействие в реализации интересов промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
  • кадровое обеспечение промышленности (прежде всего, предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей);
  • формирование социальной направленности промышленной политики посредством содействия занятости населения, соблюдения трудовых гарантий, развития системы трудоустройства и профессионального обучения рабочих кадров;
  • модернизация технологического оборудования, реконструкция и внедрение экологически чистых технологий с целью повышения надежности и эффективности энергоснабжения города.

      задачи  строительного комплекса:

  • развитие ипотечного кредитования и государственной поддержки в приобретении жилья;
  • ликвидация ветхого и аварийного жилья;
  • создание условий для развития производства  строительных материалов и конструкций;
  • увеличение объемов вводимого жилья;
  • внедрение новых прогрессивных проектов жилых домов, новых прогрессивных технологий домостроения;
  • завершение разработки генерального плана развития города;
  • строительство объектов социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов промышленного назначения;
 
 
  • модернизация  и реконструкция имеющегося жилого фонда и др.
    • задачи транспортного комплекса и связи:
  • обеспечение телефонной связью жителей сектора частной застройки и поселков закрытых шахт, вошедших в состав города;
  • обеспечение высокого качества предоставляемых услуг связи и расширение их перечня;
  • планомерный переход на цифровую аппаратуру и волоконно-оптические линии связи;
  • транспортное обслуживание населения новых жилых микрорайонов;
  • снижение нагрузки транспорта на экологию;
  • обеспечение регулярности движения транспорта и повышение качества пассажирских перевозок;
  • устранение отставания в реализации транспортной схемы города (строительство новых дорог и магистралей, реконструкция (в том числе расширение) существующих улиц и дорог, увеличение пропускной способности дорог, организация транспортных развязок и т.п.);
  • ликвидация острого дефицита парковочных площадок и сооружений для хранения личного транспорта жителей;
    • задачи развития жилищно-коммунального хозяйства:
  • повышение эффективности и комплексное развитие инженерной инфраструктуры;
  • реализация государственной политики реформирования ЖКХ;
  • содержание объектов ЖКХ (мест общего пользования, систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, муниципального жилищного фонда и т.д.) в состоянии, соответствующем установленным нормам и нормативам;
  • преодоление большой степени износа основных фондов;
    • задачи развития жилищной сферы:
  • переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
  • обеспечение жильем социально не защищенных слоев населения;
  • содействие решению жилищных проблем молодых семей;
    • задачи охраны окружающей среды:
  • совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью обеспечения экологической безопасности в городе Кемерово;
  • снижение значений фактических выбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДВ, и фактических сбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДС;
  • очистка ливневого стока селитебной части города;
  • извлечение вторичного сырья из твердых бытовых отходов;
    • задачи развития потребительского рынка:
  • размещение разнообразных объектов потребительского рынка в районах и поселках города с учетом достигнутого уровня обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами, объектами сферы бытовых услуг;
  • обеспечение высокого качества торгового и бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных категорий граждан;
  • кадровое обеспечение деятельности предприятий отрасли;
    • задачи развития малого предпринимательства:
  • обеспечение доступа малого предпринимательства к краткосрочным кредитным ресурсам; поддержка предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения для своей деятельности; создание кредитных историй для начинающих предпринимателей; создание рабочих мест;
  • доведение инновационных разработок до производства конкурентоспособной продукции;
  • развитие малого предпринимательства в производственной сфере, увеличение налогооблагаемой базы;
  • формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • оказание консультационной и методической помощи субъектам малого предпринимательства;
    • задачи социальной сферы:
  • совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью разработки и внедрения современных инновационных технологий в социальной сфере;
  • формирование муниципального заказа на разработку и внедрение технологий, обеспечивающих диверсификацию социальных услуг, расширение их перечня, повышение их доступности и качества;
  • модернизация и развитие материально-технической базы организаций социальной сферы;
  • обеспечение организаций социальной сферы квалифицированными кадрами;
  • обеспечение доступности и качества социальных услуг, в том числе высокотехнологичных;
  • повышение эффективности функционирования объектов социальной сферы;
  • внедрение инновационных методов работы;
  • стабилизация основных показателей здоровья населения;
  • профилактика социально-значимых и инфекционных заболеваний;
  • перепрофилирование и строительство учреждений дошкольного образования и общего образования (школ) в новых микрорайонах;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • работа по выявлению и поддержке юных талантливых горожан;
  • интенсификация клубной работы по интересам;
  • организация и осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.
    • задачи развития социального партнерства на территории города:
  • совершенствование механизма конструктивного взаимодействия органов власти, бизнеса и общества;
  • разработка и заключение системы Договоров о социальном партнерстве (в том числе долгосрочных) между Администрацией города Кемерово и собственниками крупных и средних предприятий и организаций;
  • разработка и внедрение механизмов поддержки гражданских инициатив;
  • разработка и внедрение механизмов организации совместной деятельности субъектов развития города, обеспечивающих участие жителей города в решении вопросов местного значения, переход к гражданско-договорному взаимодействию;
    • задачи повышения эффективности управления социально-экономическим развитием города Кемерово:
  • внедрение технологии работы с потребителями муниципальных услуг (бизнес-сообществом, населением) по принципу «одного окна» в структурных подразделениях органов местного самоуправления и на предприятиях и организациях муниципальной формы собственности с персонификацией ответственности за выполнение взаимных обязательств в установленные сроки;
  • создание специализированного Управления проектами в структуре Администрации города Кемерово, осуществляющего разработку, реализацию и мониторинг Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года и других стратегических приоритетных проектов, а также обеспечивающего координацию деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, бизнес-структур, общественности в вопросах реализации Концепции;
  • внедрение в органах местного самоуправления системы стратегического управления;
  • внедрение системы сбалансированных показателей деятельности органов местного самоуправления;
  • внедрение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
  • применение технологий конкурсного отбора на замещение должностей муниципальной службы;
    • задачи активизации инновационной деятельности в городе:
  • разработка Программы инновационного развития Кемерово, включающей в себя механизмы поиска, оценки, разработки, внедрения и организационно-правового, информационного, ресурсного сопровождения инноваций во всех отраслях и сферах деятельности;
  • создание Инновационного центра как фундаментальной основы реализации «точек роста» города;
  • формирование условий для создания и развития учебно-производственных комплексов, исследовательских, внедренческих, венчурных фирм;
    • задачи инновационного развития города Кемерово:
  • проведение инновационно-технологической модернизации образовательных, научных, научно-исследовательских, проектных организаций города с целью создания российского технопарка в сфере высоких технологий по глубокой переработке угля, специализированных внедренческих центров по распространению технологий на предприятиях угольной промышленности;
  • развитие научного потенциала и инновационных производств посредством создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
  • формирование условий для развития в городе девелопмента;
  • создание регионального центра современных технологий обеспечения экологической безопасности, рекультивации земель, утилизации отходов производства и бытовых отходов;

Основные  источники ресурсов и механизмы реализации Концепции развития города Кемерово

 

     Основные  источники финансирования реализации Концепции развития города Кемерово до 2021 года следующие:

  • бюджет города Кемерово;
  • бюджет Кемеровской области;
  • федеральный бюджет;
  • собственные средства предприятий и предпринимателей;
  • заемные средства кредитных учреждений;
  • средства российских и международных фондов и общественных организаций;
  • инвестиции.

      Механизм  реализации Концепции предусматривает  использование комплекса мер  организационного, экономического и  правового характера.

     Основными принципами реализации Концепции развития города Кемерово являются:

  • рациональное использование бюджетных средств, их концентрация на решении приоритетных социально-экономических проблем;
  • максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, привлечение частного российского и иностранного капитала на территорию города Кемерово, активное участие в проектах российских и международных организаций;
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области;
  • ежегодное уточнение степени ее выполнения (с учетом эффективности) для включения финансирования мероприятий в бюджет предстоящего года.
  • поддержание баланса интересов всех участников процесса реализации программ и проектов, разработанных на основе Концепции (органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов, населения и общественности).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Заключение.

      В Концепции развития города Кемерово проведен анализ социально-экономического развития города, определены миссия, генеральная  цель, стратегические, тактические  и оперативные цели и задачи развития и управления, определены основные механизмы и условия реализации положений Концепции.

      Реализация  Концепции направлена на непрерывное  повышение качества жизни населения  города Кемерово через осуществление  структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности  муниципального образования на основе инновационного подхода.  
 
 

SWOT-анализ города Кемерово