Косвенное налогообложение. 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

    Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

    Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые  налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

    Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

    Целью данной курсовой работы является определение  составляющих косвенного налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

     Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

     Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

     Фискальная  монополия – специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной – монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В настоящее время в Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.

     Таможенные  пошлины – косвенные налоги, применяемые  во внешнеэкономической деятельности.

     НДС, акцизы и таможенные пошлины входят в состав федеральных налогов.

     Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

    НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

    Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Регулируется главой 21 НК РФ.

    Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 2004 года составляет 18 %.

    Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению.

    Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются (ст. 143 НК РФ):

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Объектом  налогообложения признаются следующие  операции (ст. 146 НК РФ):

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

    Передача  права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

  1. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
  2. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  3. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (ст. 171 НК РФ).

    Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные  налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

  1. товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ;
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

    Расчет  налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

    Налоговая база для НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в  том числе реализация предметов  залога и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав). При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

    НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего»  НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

    НДС имеет универсальный характер, поскольку  взимается со всех товаров, работ  и услуг в течение всего  производственного цикла – от завода до магазина. Причем каждый промежуточный  участник этого процесса уплачивает налог.

    НДС имеет ряд преимуществ для бюджета: это стабильный, регулярный источник доходов.

 

     АКЦИЗЫ

    Акциз — один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

    Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

    Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

    В настоящее время порядок обложения  акцизами регулируется НК РФ (глава 22).

    На  всей территории России установлены  следующие ставки:

  • адвалорные — в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акциза;
  • специфические — в рублях и копейках за единицу измерения товара.

    Преобладающими  являются специфические ставки. Адвалорные ставки установлены для таких видов товаров как сигареты (папиросы).

    Единые  ставки, действующие на всей территории Российской Федерации, указаны в  статье 193 НК РФ.

 

     Новые ставки акцизов (на 01.01.2005 г.)

    Таблица 1

Виды  подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах  и (или) в рублях и  копейках за единицу  измерения)
Этиловый  спирт из всех видов сырья (в том  числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 19 руб. 50 коп.  за 1 литр безводного этилового  спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта свыше 25 процентов (за исключением  вин) и спиртосодержащая продукция 146 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта свыше 9 до 25  процентов включительно (за исключением вин) 108 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин) 76 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах
Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) 95 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах
Вина  шампанские, игристые, газированные, шипучие 10 руб. 50 коп.  за 1 литр
Вина  натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих) 2 руб. 20 коп.  за 1 литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно 1 руб. 75 коп.  за 1 литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 8,6 процента 6 руб. 28 коп.  за 1 литр
Табачные  изделия:  
Табак трубочный 620 руб. за 1 килограмм
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья  для производства табачной продукции 254 руб. за 1 килограмм
Сигары 15 руб. за 1 штуку 
Сигариллы 170 руб. за 1 000 штук 
Сигареты  с фильтром 65 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее  20 процентов от отпускной цены 
Сигареты  без фильтра, папиросы 28 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее  20 процентов от отпускной цены 
Автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт  (1 л.с.)
Автомобили  легковые с мощностью двигателя  свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно 15 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили  легковые с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 153 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Бензин  автомобильный с октановым числом до "80" включительно 2 657 руб. за 1 тонну
Бензин  автомобильный с иными октановыми числами 3 629 руб. за 1 тонну
Дизельное топливо 1 080 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 2 951 руб. за 1 тонну
Прямогонный бензин 0 руб. за 1 тонну
 

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

  • реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  • передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
  • получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому  виду подакцизного товара.

    Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены  адвалорные (в процентах), налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

     
 
 
 
 

 

     ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

 

   Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

    Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный  орган, уполномоченный в области  таможенного дела — Федеральную  таможенную службу.

    Субъектами  таможенных пошлин являются как физические, так и юридические лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. (Под товаром понимается любое движимое имущество, в т.ч. тепловая, электрическая и другие виды энергии.) Объект обложения таможенных пошлин - товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Ввозные таможенные пошлины взимаются также с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправлениях, в адрес лиц проживающих в РФ, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну. От оплаты ввозных таможенных пошлин освобождается имущество, ввозимое в страну отечественными государственными учреждениями, функционирующими за границей. Список товаров, запрещенных к ввозу (например, оружие, наркотики), содержится в Таможенном тарифе, на их ввоз требуется особое разрешение государственных органов РФ.

    Ставки  таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят  от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

    В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

    В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

    Однако  ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

    В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  1. Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
  2. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  3. Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

    Особые  виды таможенных пошлин:

  1. Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  2. Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  3. Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  4. Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

     Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предусматриваются в Таможенном тарифе РФ и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей страны, деятельности отечественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организаций за рубежом и операций на мировых валютных рынках.

     Таможенные  преференции - это особые льготы, предоставляемые страной отдельным государствам на началах взаимности или в одностороннем порядке в виде освобождения от таможенных пошлин, снижения ставок или установления квот на предпочтительный ввоз товаров, происходящих из государств, образующих со страной таможенный союз (или ведущих подготовку к его созданию), зоны свободной торговли; товаров, происходящих из развивающихся стран, для которых применяется национальная схема преференций РФ.

     От  уплаты таможенных пошлин освобождаются: транспортные средства, совершающие международные перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенное за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств; вывозимые с территории страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла; предметы, пользующиеся по международным договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования; российская и иностранная валюта, ценные бумаги и др.

     Таможенные  пошлины имеют следующие основные цели: рационализацию товарной структуры ввоза товаров; поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; защиту экономики страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка. В настоящее время добавилась еще одна важнейшая цель — обеспечить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

     Ставки  ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются Правительством Российской Федерации, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

     Многим  не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думают, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что – то вроде десятины в античном мире. Другие полагают, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу – плачу, хочу – скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не вовремя оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

     Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой  системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. Этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее придумать какую-нибудь новую.

     Частые  частичные изменения свидетельствуют  об отсутствии стройной концепции, вновь  и вновь  - возвращают нас к  мысли о необходимости создания научной школы. Но в, то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не может быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее стало введение Налогового кодекса Российской Федерации. 
 

Косвенное налогообложение. 3