Ликвидация организации. 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Ликвидация организации…………………………………………………
1.1. Понятие ликвидации, причины ликвидации организации………..5
1.2.
Порядок ликвидации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Ликвидация предприятия представляет собой его прекращение. При этом не предусматривается переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к иным лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:
1) решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, имеющих полномочия, которые дают учредительные документы;
2) истечение сроков, на
которые было создано
3) достижение цели, для
которой и создавалось
4) признание судом
5) проведение деятельности
без необходимого разрешения (лицензии)
либо деятельности, которая, запрещена
законом, или если деятельность
проводится с неоднократным
6) признание судом юридического
лица, которое является коммерческой
организацией, банкротом, если оно
не способно удовлетворить
Ликвидационная комиссия имеет полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Она от имени предприятия выступает в суде, публикует в СМИ данные о государственной регистрации юридического лица, материалы, касающиеся его ликвидации, а также порядка и сроках предъявления требований кредиторов, который не может продолжаться менее 2 месяцев с момента публикации.
Ликвидационная комиссия письменно ставит в известность кредиторов о ликвидации предприятия, принимает меры к обнаружению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
После завершения срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который будет содержать информацию о составе имущества ликвидируемого предприятия, требований кредиторов а также о результатах их рассмотрения. Баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) предприятия либо тем органом, который принял решение о ликвидации предприятия.
То имущество, которое остается после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителям (участникам) предприятия, имеющим вещные права на него либо обязательственные права в отношении данного предприятия.
Материал взят из: Основы бизнеса — Е. Ф. Саблин
Причины ликвидации предприятия
Причины ликвидации предприятия могут быть самыми различными. И именно в зависимости от них ликвидация может быть принудительной, добровольной или же вызванной банкротством. В случае добровольной ликвидации решение о прекращении деятельности компании принимается непосредственно самим юридическим лицом. Если же быть точнее, то такое решение принимает орган в лице общего собрания учредителей ООО, уполномоченный на это законом, а также учредительными документами.
Добровольная ликвидация
И в связи с тем, что учредители имеют полное юридическое право принимать совершенно любое решение в отношении организованной ими компании, то мотивы такого решения совершенно не должны быть озвучены. Наиболее частой причиной для принятия этого решения является утрата смысла дальнейшей деятельности компании, к примеру, в связи с прекращением получения прибыли. Естественно, что даже просто оставить компанию совершенно невыгодно, поскольку даже при нулевом балансе руководители обязаны производить выплату налогов, проводить определенный документооборот, связанный с необходимостью сдавать отчеты и производить выплату заработной платы. Поэтому, закрытие ООО стратегически правильное решение.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация фирмы может быть осуществлена только на основании решения суда. Причины же для этого установлены уже законодательством, а наиболее общие прописаны гражданском кодексе. К таким причинам относится нарушение закона в процессе организации фирмы или же проведение деятельности без наличия необходимых лицензий или же других важных документов. Существуют также специальные законы, которые предусматривают особые основания, по которым может быть произведена ликвидация предприятия. К примеру, закон об ООО предусматривает тот факт, что принудительная ликвидация имеет место быть в случае превышения уставного капитала размера чистых активов компании по итогам отчетного года.
Ликвидация в результате банкротства
Также к ликвидации фирмы приводит и признание этой компании банкротом. Использоваться процедура банкротства может в том случае, если компания не имеет средств, которых было бы достаточно, чтобы рассчитаться со всеми ее кредиторами. И стоит отметить, что в этом случае не может быть использована ни принудительная, ни добровольная ликвидация. В этой ситуации банкротство проводится специально для этой цели назначенным управляющим и только под четким контролем арбитражного суда. И когда арбитражный суд признает фирму банкротом он одновременно принимает решение об исключении такой компании из реестра юридических лиц.
В какой-то степени можно сказать, что компания ликвидирована и в том случае, если ее исключают из реестра юридических лиц в следствие реорганизации путем присоединения, слияния, преобразования или же разделения. Каждый из этих видов реорганизации приводит к тому, что фирма прекращает свое существование в качестве отдельного юридического лица. Но в отличие от обычной ликвидации при реорганизации права и обязанности этой фирмы передаются правопреемнику.
Порядок ликвидации организации состоит из следующих этапов:
Принятие решения о ликвидации
Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры). Для АО и ООО - на общем собрании:
в АО - общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об АО”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона “Об АО”);
в ООО - решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об ООО”).
Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.
Обязанность сообщить регистрирующему органу
Учредители (участники) юридического
лица или орган, принявший решение
о ликвидации, обязаны немедленно
письменно сообщить об этом
регистрирующему органу, осуществившему
государственную регистрацию
С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц - полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).
В течение 5 дней с момента получения сообщения регистрирующий орган должен уведомить налоговые органы, органы статистики и внебюджетные фонды о том, что юридическое лицо ликвидируется.
Обязанность сообщить налоговому органу
Ликвидация юридического
лица сопровождается снятием
с учета в налоговом органе,
но снятие с учета делается
позднее - на завершающей фазе
ликвидации, а при принятии решения
о ликвидации необходимо
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (п.2 ст. 23 НК РФ).
Процедура снятия с учета в налоговом органе, в том числе и действия налоговых органов после получения сообщения о ликвидации, регламентируется
Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приложение к письму МНС РФ от 31.12.98 N ВП-6-12/932 (далее - Методические указания)
Действия налоговых
органов после получения
Невыполнение обязанности своевременного сообщения о принятии решения о ликвидации влечет наложение штрафа.
Ранее штраф взимался по п.3 ст.119 НК РФ, что и отражено в Методических указаниях, но в настоящей редакции НК РФ пункт 3 ст.119 исключен, поэтому, видимо, штраф будет взиматься по п.1 ст.126 НК РФ.
Форму сообщения о ликвидации юридического лица в налоговый орган см. в приложении N 5 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”.
К сообщению должны быть приложены следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации:
копия распорядительного документа (решение, постановление, приказ) собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;
копия распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;
копия распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.
После получения налоговым инспектором сообщения о ликвидации выявляется наличие у организации филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств.
Под транспортными средствами здесь имеются в виду те, которые закон относит к недвижимости и которые подлежат постановке на учет в налоговых органах
Далее налоговый орган
на основании полученных
“Обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации”.
Что означает “остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками)”? Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено иное, то такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам
На основании распоряжения
руководителя налоговой
Назначение и согласование ликвидационной комиссии
Учредители (участники) юридического
лица или орган, принявший решение
о ликвидации, назначают по согласованию
с регистрирующим органом, осуществившим
государственную регистрацию
В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица ликвидируемого юридического лица, члены трудового коллектива, собственник или его представители.
Для согласования в регистрирующий орган направляется заявление, в котором указывается полный состав ликвидационной комиссии или ликвидатор. На основании представленного заявления регистрирующий орган в течение 3 дней оформляет письменное заключение, в котором указывается согласованный состав комиссии (ликвидатор) и дата (п.1.2. Временного положения).
Дата согласования является моментом перехода к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. Причины для отказа в утверждении комиссии (ликвидатора) см. в п.1.3. Временного положения.
Публикация о ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица. В Москве такая публикация производится в "Регистрационном вестнике" - официальном бюллетене Московской регистрационной палаты (МРП). В объявлении должен быть указан способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления претензий кредиторами (не менее 2 месяцев) и др. сведения (см. п.1.5. Временного положения).
Оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Уведомления нужно рассылать способом, позволяющим фиксировать отправку: по почте - заказным письмом с уведомлением, по факсу, телексу и пр.
Дебиторская задолженность должна быть взыскана, в том числе и в судебном порядке.
Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований.
Если комиссия обнаружит факт невозможности погасить все свои обязательства перед кредиторами, то она обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, - см. Случаи, когда должник обязан подать заявление о банкротстве
Промежуточный ликвидационный баланс
По истечении 2 месяцев
с момента публикации
Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:
оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
протокол об утверждении ликвидационного баланса;
пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.
Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа (п.1.6. Временного положения).
Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.
Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.
Причины, по которым регистрирующий орган может отказать в согласовании ликвидационного баланса, см. в п.1.7. Временного положения.
Регистрирующий орган не несет ответственности за неполноту и недостоверность содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе сведений.
После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.
Расчеты с кредиторами
После проверки
Если денежных средств организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата осуществляется с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса - за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.
Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должник может их оспорить. Споры решаются в судебном порядке.
Расчеты с кредиторами при ликвидации и банкротстве
Окончательный ликвидационный баланс и акт о распределении оставшегося имущества
После погашения кредиторской
задолженности ликвидационная
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен отражать активы, оставшиеся после окончания всех расчетов с кредиторами.
Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Согласование ликвидационного баланса с Московской регистрационной палатой производится аналогично согласованию промежуточного баланса и также представляется в налоговый орган на проверку.
Снятие с учета во внебюджетных фондах
Ликвидируемая организация
должна сняться с учета во
всех внебюджетных фондах. Снятие
с учета в фондах можно
В фонд направляется заявление, составленное в произвольной форме, на основании которого производится выверка расчетов, проводится документальная проверка организации (как правило - выездная).
В общих чертах процедура снятия с учета во всех фондах одинакова, кроме Пенсионного фонда (ПФР), где снятие с учета производится позднее - нельзя снять организацию с учета в ПФР пока не будут закрыты все счета в банках, а расчетный счет невозможно закрыть до тех пор, пока не будут произведены расчеты с кредиторами и в том числе и с налоговыми органами.
Для снятия с учета в ПФР организация обязана сдать все индивидуальные сведения по персонифицированному учету работников и получить на них страховые свидетельства.
Закрытие счетов в банках
После окончания расчетов
с кредиторами закрываются
Форма сообщения приведена в Приложении N 10 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”.
В случае нарушения этого срока на организацию будет наложен штраф в размере 5000 руб. согласно ст.118 НК РФ.
В случае, если закрыть счет невозможно (например, банк ликвидирован), необходимо обратиться в ЦБ РФ с запросом об этом, полученный ответ и будет являться подтверждающим документом.
Снятие с учета в налоговых органах
Снятие с учета в
налоговых органах
Снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, см. форму заявления и порядок его заполнения в Приложениях N 12 и N 13 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”.
При получении заявления о снятии с учета проверяется, представлены ли:
сообщение о ликвидации копия промежуточного баланса,
а также наличие документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации:
копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;
копии ликвидационного баланса;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданные организации налоговыми органами по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.
Если организации, поставленной
на учет до 01.01.99, Свидетельство
о постановке на учет не
выдавалось, то представляются первые
экземпляры Карты постановки
на учет налогоплательщика - организации,
выданные как по месту учета
организации, так и по месту
учета филиалов (представительств)
и иных обособленных
Под транспортными
средствами здесь имеются в
виду те, которые закон относит
к недвижимости и которые
При отсутствии какого-либо
из перечисленных выше
В случае непредставления ликвидационной комиссией в установленный в письме срок документов накладывается штраф (ст.126 НК РФ).
После снятия с учета ликвидатору выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика - организации в связи с ее ликвидацией по форме, согласно Приложению N 6 к Методическим указаниям, а копии информационного письма направляются в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств для снятия налогоплательщика - организации с учета в соответствующем налоговом органе, - в этих налоговых органах также нужно сняться с учета (см. разделы 2-3 Методических указаний. При этом необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности организации на недвижимое имущество, транспортные средства.
Аннулирование кодов статистики
В органах статистики
необходимо аннулировать
Сдача документов в архив
В Москве организация обязана сдать в Мосгорархив сведения о работниках организации.
Оформление ликвидации
Последним этапом является
сдача документов в Московскую
регистрационную палату для
Для этого необходимо представить:
решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации, либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо соответствующий судебный акт судебного органа;
оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
квитанцию, подтверждающую дату публикации о ликвидации;
ликвидационную карту по форме N 3;
справку из налогового органа о снятии с учета;
справку из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица;
справку из пенсионного фонда о снятии с учета;
справку из фонда занятости населения о снятии с учета;
справки о закрытии счетов в банках;
справку из архива о сдаче документов на хранение;
заключение аудитора в случаях, установленных законом;
акт о распределении имущества юридического лица, оставшегося после расчета с кредиторами, между учредителями (участниками), другими лицами, подписанный учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица;
документы, подтверждающие факт уничтожения круглой печати, иных печатей, штампов и бланков юридического лица.
В соответствии с Временными правилами изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г.Москвы, утвержденными распоряжением Мэра Москвы от 25 августа 1998 г. N 843-РМ, печати и штампы подлежат уничтожению в Московской регистрационной палате.
На основании представленных документов вносятся сведения о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование.
Оригиналы учредительных документов погашаются регистрирующим органом путем проставления штампа "недействительно в связи с ликвидацией" на титульном листе документов. Оригиналы погашенных документов выдаются под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) или их представителям, действующим на основании доверенности.
Московская регистрационная палата оформляет свидетельство о ликвидации юридического лица и выдает его под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) или их представителям, действующим на основании доверенности.
Копия свидетельства о ликвидации организации направляется палатой в Государственную налоговую инспекцию по г.Москве, органы статистики, пенсионный фонд, фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования.

- Ликвидация политических партий
- Ликвидация последствий аварий и повреждений на коммунальных сетях
- Ликвидация последствий после катастрофы на ЧАЭС
- Ликвидация предприятий
- Ликвидация предприятий
- Ликвидация предприятий
- Ликвидация предприятий
- Ликвидация коммерческого банка
- Ликвидация кредитных организаций
- Ликвидация кредитных организаций
- Ликвидация лейкоза крупного рогатого скота
- Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
- Ликвидация организации
- Ликвидация организации