Ликвидация кредитных организаций. 2
1 Теоретическая часть
- Какова структура составления предликвидационного и ликвидационного баланса
Составление промежуточного ликвидационного баланса.
В настоящее время законодательством не установлены отдельные виды унифицированных форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов для коммерческих организаций (кроме банков и бюджетных учреждений).
Соответственно, формы ликвидационных балансов организации придется разработать самостоятельно.
За основу ликвидационного баланса обычно принимается Форма №1 «Бухгалтерский баланс», в которую добавляются необходимые реквизиты и сведения.
При составлении ликвидационных балансов необходимо руководствоваться требованиями ПБУ 4/99 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».
В соответствии с п.3 ПБУ 4/99 применяется при установлении особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации.
Промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно.
Их количество зависит: от длительности процесса ликвидации компании, требований участников (учредителей) и кредиторов к актуальности показателей финансового состояния компании.
В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить данные о составе имущества, которые содержат следующие сведения:
а) перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
1) инвентарного номера объекта;
2) наименования объекта и его местонахождения;
3) марки;
4) года ввода в эксплуатацию;
5) фактического износа,
6) их остаточной стоимости.
б) перечень зданий и сооружений с указанием:
1) инвентарного номера объекта;
2) наименования объекта и его местонахождения;
3) года ввода в эксплуатацию;
4) фактического износа;
5) их остаточной стоимости.
в) перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
1) наименования объекта и его местонахождения;
2) года начала строительства;
3) фактически выполненного объема;
4) их балансовой стоимости.
Г) перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
1) наименований долгосрочных финансовых вложений;
2) их стоимости по активу баланса.
д) перечень нематериальных активов с указанием:
1) наименований нематериальных активов;
2) их стоимости по активу баланса.
е) перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
1) производственных запасов,
2) животных на выращивании и откорме,
3) незавершенного производства,
4) расходов будущих периодов,
5) готовой продукции,
6) товаров,
7) НДС по приобретенным ценностям,
8) прочих запасов и затрат,
9) денежных средств,
10) расчетов,
11) прочих активов
12) в том числе указываются товары отгруженные.
ж) расчеты с дебиторами:
1) за товары, работы и услуги,
2) по векселям полученным,
3) с дочерними организациями,
4) с бюджетом,
5) с персоналом,
6) по прочим операциям,
7) С прочими дебиторами.
з) авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
и) краткосрочные финансовые вложения.
к) денежные средства:
1) касса;
2) расчетные счета;
3) валютные счета.
л) перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием:
1)наименования кредитора (в порядке очередности),
2)суммы задолженности,
3)решения об удовлетворении.
Данный перечень приводится либо в приложении к балансу, либо дополняет собой сам баланс.
В отдельной графе указываются результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.
При этом, кредиторская задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств, в ликвидационном балансе не отражается.
Таким образом, показатели промежуточного ликвидационного баланса должны содержать:
-данные о составе активов и пассивов организации;
-данные об имуществе организации;
-данные о текущей дебиторской задолженности;
-данные о текущей кредиторской задолженности.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса используются данные последнего бухгалтерского баланса, составленного до принятия решения о ликвидации юридического лица.
В промежуточном ликвидационном балансе, составляемом до удовлетворения требований кредиторов, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.
После предоставления в ФНС ликвидационного баланса, компания снимается с налогового учета. Ликвидационный баланс составляется и утверждается (согласовывается) по тем же правилам, что и промежуточный ликвидационный баланс.
Окончательный ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей (участников) компании так и убыточным (в таком случае убытки покрываются за счет уставного капитала).
Ликвидационная комиссия должна передать в распоряжение учредителей (участников) компании все оставшиеся после расчетов с кредиторами активы, указанные в окончательном ликвидационном балансе.
После проведения расчетов с учредителями (участниками) компании, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.
Для этого в обслуживающий банк предоставляется заявление о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации.
Обслуживающий банк при закрытии счета должен выдать справку и сделать отметку в ликвидационной карте компании.
Только после этого в ФНС подается заявление о ликвидации. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.
При этом, государственная регистрация
в связи с ликвидацией юридического лица
в случае применения процедуры в деле
о банкротстве юридического лица осуществляется
на основании: определения арбитражного
суда о завершении конкурсного производства,
поступившего в ФНС из арбитражного суда
путем направления указанного определения
заказным письмом с уведомлением о вручении
либо в электронной форме с использованием
информационно-
В случае поступления в ФНС определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
1.2 Учет расходов, связанных с процедурой банкротства. Распределения оставшегося имущества при ликвидации организации между его собственниками
Организация, не зависимо от ее статуса и вида деятельности обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 №«33н. Расходы организации для целей бухгалтерского учета в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы.
Рассмотрим порядок осуществления, а также признания в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли расходов, возникающих при несостоятельности (банкротстве) организаций.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дел о банкротстве должника арбитражным судом.
Судебные расходы, осуществляемые за счет должника, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующими записями:
а) дебет счета 91-2 «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму государственной пошлины, причитающейся к уплате в бюджет.
В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения, все судебные расходы, включая расходы на уплату государственной пошлины, относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора. В бухгалтерском учете организации-должника осуществляются следующие записи:
-Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму судебных расходов, включая государственную пошлину, подлежащую возмещению кредитором;
-Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму судебных расходов, фактически перечисленную в бюджет;
-Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму судебных расходов, возмещенную кредитором, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В соответствии с п. 10 ст. 265 НК РФ для целей налогообложения прибыли судебные расходы учитываются при определении налогооблагаемой базы в составе внереализационных расходов организации, которая произвела указанные расходы.
Распределение оставшегося имущества при ликвидации организации между его собственниками.
Комментарий к статье 23
1. Положения комментируемой
статьи применительно к
Как говорилось выше, в силу п. 2 ст. 48 ГК РФ и п. 1 ст. 2 комментируемого Закона участники общества (акционеры) по отношению к обществу имеют обязательственные права, которые удостоверены акциями (см. комментарий к ст. 2 Закона). В п. 1 ст. 67 ГК РФ также закреплено право участников хозяйственного товарищества или общества получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
На основании приведенных норм в п. 1 комментируемой статьи установлено, что оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами, а также определена очередность, в которой имущество ликвидируемого общества подлежит распределению между акционерами.
В первую очередь осуществляются выплаты акционерам, которые потребовали от общества выкупа голосующих акций в случаях, предусмотренных в п. 1 ст. 75 Закона: в случае реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, если эти акционеры голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам; в случае внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих права этих акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
Следует иметь в виду, что речь идет только об акциях, в отношении которых акционерами в указанных выше случаях предъявлены требования о выкупе. В отношении тех акций, требования о выкупе которых акционерами не предъявлены, обязанность общества их выкупить в силу п. 4 ст. 76 Закона не возникает.
Во вторую очередь осуществляются выплаты акционерам - владельцам привилегированных акций общества, но только в части: начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям; ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. В соответствии с п. 2 ст. 32 комментируемого Закона в уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Там же установлено, что владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций, т.е. в третью очередь.
В третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между: акционерами - владельцами обыкновенных акций, право таких акционеров на получение части имущества ликвидируемого общества закреплено в п. 2 ст. 31 комментируемого Закона; акционерами - владельцами всех типов привилегированных акций, такие акционеры получают дополнительные выплаты в качестве участников третьей очереди в случае, если ликвидационная доля, рассчитанная для владельцев обыкновенных акций и других владельцев привилегированных акций, окажется больше, чем полученная ими доля.
1.3 Осуществление
подачи заявления о
Юридически значимые действия помимо содержания имеют ещё и форму. В этом легко убедиться, если подать заявление в арбитражный суд. Секретариат смотрит на соответствие оформления документа требованиям закона в первую очередь! И только потом оценивает основания. Для возбуждения производства нужно, чтобы и с первым и со вторым пунктом у вас было всё в порядке.
Поэтому сегодня мы рассмотрим такой важный вопрос как порядок подачи заявления о признании должника банкротом должником и кредитором.
Начнём с должника. Ранее мы уже говорили, в каких случаях он имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением, и в каких ситуациях обязан это сделать. Поскольку юриспруденция не терпит предположений, а суд при рассмотрении дел обязан руководствоваться исключительно фактами, то на должника автоматически накладываются обязательства по предоставлению ряда важных документов в судебные органы, в том числе и тех, что доказывают его несостоятельность. Чтобы предприниматели не гадали, с какими бумагами являться в суд, в статье 38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. содержится приблизительный перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании должника банкротом, направляемым в суд самим должником. К этому перечню можно добавить общие требования Арбитражно-процессуального кодекса, и в итоге мы получим более ясную картину о составе необходимых документов.
Итак, заявитель-должник для обоснования приведённых в заявлении аргументов обязан предоставить:
-доказательства направления копии заявления
всем кредиторам;
- документы, которые демонстрируют невозможность
удовлетворить требования кредиторов
в полном объёме;
-те документы, что подтверждают факт и основания возникновения заложенности или иные обстоятельства, на которые должник ссылался в заявлении. Для ИП необходимо предоставить данные и о долгах, возникших не в ходе ведения предпринимательской деятельности;
-устав и/или учредительный договор юридического лица;
-свидетельство ОГРН, ИНН;
-решение о назначении руководителя должника;
-выписка ЕГРЮЛ или ЕГРИП, дата выдачи которой не превышает 30 дней до даты подачи заявления в Арбитражный суд;
-документы, подтверждающие наличие счетов;
-справки из банков об остатках денежных средств;
-полный список дебиторов и кредиторов организации или индивидуального предпринимателя с указанием их ИНН, юридических адресов (для контрагентов – индивидуальных предпринимателей указывается адрес места жительства), основания возникновения задолженности, даты возникновения задолженности;
-бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
-документы, достоверно отражающие состав имущества должника;
-решение об обращении в суд с иском о признании должника несостоятельным лицом (при наличии);
-в случаях, когда собрание учредителей или собственников назначает представителя, необходимо приложить документ, подтверждающий такое решение и указывающий лицо, избранное представителем;
-если сотрудники должника приняли решение об избрании своего представителя для урегулирования вопросов компенсаций, выплат, задолженностей по заработной плате и т.п., прилагается это решение. Оно может быть принято исключительно до подачи заявления в суд;
-при допуске должника к охраняемым законом
тайнам – документы, подтверждающие допуск;
-пожелания относительно кандидатуры временного управляющего и иные ходатайства;
-любые другие документы, которые достоверно подтверждают факты, упоминаемые должником.
Естественно, мы не рекомендуем прилагать оригиналы документов, для принятия заявления к производству достаточно приложить копии документов, заверенных руководителем организации. Оригиналы предоставляются в заседание суда на обозрение.
Заявление кредитора отличается тем, что содержит имущественные требования. Его цель – начать производство по делу для возмещения собственного ущерба. Следовательно, в заявлении описывается процесс образования задолженности и факты, относящиеся к делу. Статья 40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. и Арбитражно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации дают перечень документов, прилагаемых к заявлению кредитора:
-доказательства направления копи заявления
Должнику;
-вступившее в законную силу решение суда,
подтверждающее обоснованность требований;
-документы, содержащие данные, способные подтвердить обязательства должника в части наличия и размера сумм задолженности;
-конкретизирующие первичные документы (договоры, спецификации, счета-фактуры, платежные поручения, товарно-транспортные накладные и др.);
- устав и/или учредительный договор юридического лица-кредитора;
- свидетельство ОГРН, ИНН Кредитора;
- решение о назначении руководителя Кредитора;
- выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (Должника и Кредитора),
даты, выдачи которых не превышают 30 дней
до даты подачи заявления в Арбитражный
суд;
- ходатайства (например, о введении обеспечительных
мер);
- Если заявление подано от имени нескольких кредиторов, должно быть приложено решение об объединении исковых требований и об избрании представителя. В этом случае, естественно, нужно предоставить регистрационные и иные документы каждого кредитора.
Напомним, что объявление организации или ИП банкротом напрямую затрагивает интересы и кредиторов, и должника, а, значит, они должны знать о начавшейся процедуре. Для этого заявитель обязан передать (отправить) копию документа второй стороне, в частности: уполномоченному органу, коллегиальному исполнительному органу юридическому лица или генеральному директору, собственнику имущества унитарного предприятия, представителю собственника имущества и представителю сотрудников должника.
1.4 Страхование в сфере банкротства
Страховка от банкротства, как
утверждает статистика, в первые 12 месяцев
деятельности прекращает работу каждая
вторая российская фирма. Причины могут
быть самыми разными: неверно составленный
бизнес-план, выход из строя оборудования,
пожары на складах и в производственных
цехах, и т.д. Иногда банкротство происходит
из-за высокой конкуренции на рынке и происков
недоброжелателей…
Страховые компании предлагают представителям малого бизнеса и частным предпринимателям стандартные продукты. Лишь крупные компании удостаиваются индивидуального подхода со стороны страховщиков. А «малыши» и «новички» довольствуются коробочными предложениями, включающими стандартные наборы рисков, свойственных каждому виду бизнеса. И тем не менее, затраты на страхование окупают себя на 100%. Тарифные ставки обычно колеблются в диапазоне 0,1-2,0%, в зависимости от рисков и вида страхового продукта. Причем, страховые тарифы имеют тенденцию снижаться год от года. Но этот приятный факт почему-то совсем не отражается на объемах заключаемых страховых сделок.
Но в будущем, возможно, грядут изменения. В августе 2008 года Правительством РФ был разработан проект закона, предусматривающего введение обязательного страхования профессиональной ответственности, взамен лицензирования некоторых видов деятельности. Данный проект включает поправки в целый ряд законов и Кодексов, в частности, - «О морских портах» и др. По идее, - если проект закона будет одобрен Думой, - с 1 июля 2009 года обязанность приобрести полис страхования гражданской ответственности ляжет на компании, оказывающие услуги по внутренним морским и водным грузоперевозкам, буксировкам; доставщиков почтовых отправлений и др. Взамен они будут освобождены от необходимости лицензировать свою деятельность.
Как застраховать предприятие.
Вначале нужно определиться с выбором страховой компании. Лучшим партнером может стать крупный страховщик с безупречной репутацией и приемлемыми ставками. Затем следует просто позвонить в офис страховщика и выяснить, как и когда можно к ним подъехать, или вызвать агента для составления договора страхования. Следующий шаг – предоставить пакет документов, требуемых для заключения страховой сделки. Вместе со страховым агентом определиться с набором рисков, размером тарифной ставки и сроками страхования. И последнее, – подписать договор и оплатить счет. Ваш бизнес застрахован!

- Ликвидация кредитных организаций
- Ликвидация лейкоза крупного рогатого скота
- Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
- Ликвидация организации
- Ликвидация организации
- Ликвидация организации
- Ликвидация политических партий
- Ликвидация и реорганизация предприятия
- Ликвидация и реорганизация субъектов предпринимательского права
- Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству
- Ликвидация и реструктуризация предприятия ООО «ИНВАТЕХ»
- Ликвидация коммерческих организаций
- Ликвидация коммерческих организаций
- Ликвидация коммерческого банка