Определение налоговой базы и методы уплата транспортного налога
37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
КАФЕДРА « ЭКОНОМИКА, НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЙ
НА ТЕМУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И МЕТОДЫ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА 4КУРСА
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРУППА ЭН508
КУЛЕШОВА.Г.В.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Д.Э.Н ДОЦЕНТ
РОДИНА Л.А.
ОМСК2009 ГОД
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты транспортного налога
1.1.Общая характеристика и элементы транспортного налога........................
1.2.Компетенция субъектов федерации по введению и установлению транспортного налога........................
Глава 2.Практические аспекты налогообложения транспортных средств
2.1. Налоговая база и ее определения по транспортному налогу………………. 14
2.2. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога……………………. 18
2.3. Пути совершенствования исчисления и уплаты транспортного налога……24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………….…………
Введение
В настоящее время уровень автомобилизации жизни повышается и вместе с тем всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с проблемами налогообложения, которые возникают при покупке и эксплуатации транспортных средств.
Вопросы исчисления и уплаты транспортного налога являются насущными практически для всех: руководителей предприятий, главных бухгалтеров, администраций территориальных образований, налогоплательщиков физических лиц. этим обусловлена актуальность данной темы разработкой данной темы в экономической литературе занимаются такие авторы как Кушнарева П.И, Малахова Ю.В., Парыгина В.А, Тедеев А.А. Пантелеева Е.Л
Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы РФ, материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печати.
Целью исследования является выявление путей совершенствования определения налоговой базы и методов исчисления транспортного налога.
. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи данной работы —
рассмотреть элементы транспортного налога
особенности связанные с установлением транспортного налога в пределах субъектов
рассмотреть формирование налоговый базы по транспортному налогу
рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога
предложить пути совершенствования механизма исчисления и уплаты транспортного налога
Объект изучения – система налогообложения для владельцев транспортных средств(транспортный налог).
Предмет – вопросы, связанные с определение налоговой базы и исчислением транспортного налога.
В ходе исследования использовались общенаучные методы - анализ, синтез, аналогия
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы. Во введении сформулирован объект данного исследования, цель, поставленные задачи. В первой главе рассмотрены теоретические основы транспортного налога, его элементы и компетенция субъектов по установлению данного налога. Вторая глава посвящена механизму исчисления и уплаты транспортного налога, формирования налоговой базы, а также сформулированы пути совершенствования. В заключении сделаны основные выводы. В приложениях представлены ставки предусмотренные налоговым кодексом по транспортному налогу, ставки по различным регионам.
Глава I Теоретические аспекты исчисления и уплаты транспортного налога
1.1.Общая характеристика и элементы транспортного налога
. Транспортный налог появился в России в 2002 году введен федеральным законом от 24.07.2002 №110-Фз . взамен отмененного дорожного налога. Дорожный налог платили только предприятия, а транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства — гражданина или организации. Транспортный налог устанавливается НК РФ главой 28 и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог является региональным. Поэтому платить его нужно только в том случае, если органы власти того региона, где зарегистрировано транспортное средство, приняли соответствующий закон и ввели его в действие с 1 января 2003 года. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты по данному налогу.
Транспортный налог служит источником образования дорожных фондов. Дорожные фонды созданы для поддержания качества автодорог России, для строительства новых дорог и сооружений. Сумма налога впрямую зависит от грузоподъемности автотранспортного средства.
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения транспортным налогом
Транспортными средствами признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из данного определения транспортные средства можно подразделить на:
наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства. [1]Физические лица уплачивают транспортный в соответствии с уведомлением, сформированным и направленным налоговым органом Плательщики организации самостоятельно исчисляют транспортный налог.
Рассмотрим элементы транспортного налога
Элементами налогообложения, в общем, следует считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия которые в совокупности определяют условия обложения налогом.
Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения:
Объект налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога
Налогоплательщики не отнесены НК РФ к элементам налогообложения, но они, так же, как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Однако на практике, в ситуациях когда транспортное средство оформлено в аренду, приобретается в лизинг, временно не используется ,находится в розыске, утилизировано или конфисковано по решению суда, возникают трудности с определением налогоплательщика. При заключении договора аренды плательщиком является арендодатель, который должен рассчитать арендную плату так, чтобы в нее была включена сумма транспортного налога. В случае получения транспортного средства по лизингу плательщиком налога может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель, в зависимости от того, на какого зарегистрированное транспортное средство.
В случае конфискации транспортного средства по решению суда( без возврата собственнику) транспортный налог не взимается с момента вынесения судебного решения. Если транспортное средство подлежит утилизации, то транспортный налог уплачивается до момента снятия его с учета.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
При этом налогоплательщики не должны специально приносить в инспекцию документы, подтверждающие право не платить налог с данных транспортных средств. Однако при камеральной или выездной проверке сотрудники налоговой инспекции скорее всего затребуют документы подтверждающие данное право. Перечень соответствующих документов представлен в приложении№1.
Налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
-в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
-в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении водных и воздушных транспортных средств, которые не были упомянуты выше, налоговая база определяется, как единица транспортного средства; Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок уплаты транспортного налога согласно ст.58 Налогового кодекса РФ представляет собой способ и форму его уплаты. Форма уплаты налога установлена Налоговым кодексом РФ и не может изменяться региональным законодательством.
Что касается срока, до которого нужно перечислять авансовые платежи, то он обязательно должен быть прописан в региональных законах. Глава 28 Налогового кодекса РФ по этому поводу ничего не говорит. Следовательно, если в региональном законе такой срок не указан, то налогоплательщик имеет полное право авансовые платежи не исчислять.
Если же власти установили срок для уплаты авансов, но фирма опоздала их перечислить, то налоговики могут начислить пени. Такая возможность у чиновников появилась с 1 января 2007 года - после того, как глава 28 Налогового кодекса РФ установила по налогу отчетные периоды.
Налогоплательщики-организации обязаны представить по окончании налогового периода в сроки, установленные законодательными органами по субъектам Российской Федерации, налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Налоговая декларация по транспортному налогу для юридических лиц и инструкция по ее заполнению утверждаются МНС России в соответствии со ст.80 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики - физические лица декларацию по налогу не представляют.
Налоговым периодом признается календарный год
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Отчетные периоды могут быть не установлены по решению законодательных органов субъекта при введении налога.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. .Налоговые ставки предусмотренные налоговым кодексом представлены в приложении№2
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления сформированного и направляемого налоговым органом. Налогоплательщики, имеющие статус предпринимателей, исчисляя транспортный налог руководствуются правилами исчисления транспортного налога физическими лицами.
Таким образом, транспортный налог это региональный налог и является обязательным к уплате для владельцев транспортных средств, признаваемыми объектами налогообложения на территории соответствующего субъекта РФ
В налоговом кодексе определены обязательные элементы транспортного налога, каковыми являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Элементы транспортного налога были рассмотрены выше, эти элементы, определены законодательством, из чего следует, что данный налог является установленным и действующим налогом на территории РФ.
1.2. Компетенция субъектов по введению и установлению транспортного налога.
Транспортный налог является региональным и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты Российской Федерации сами определяют
ставку налога в пределах, установленных НК РФ,
порядок и сроки его уплаты,
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации не может изменять такие элементы налогообложения как: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, базовые налоговые ставки, порядок исчисления налога, место уплаты налога. Конкретная налоговая ставка устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не может отклоняться от последней более, чем в пять раз. [2]
Особое внимание следует обратить организациям, у которых имеются филиалы, ставка налога на один вид транспортного средства в одном регионе может значительно отличаться от ставки налога в другом регионе. Юридические лица, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают налог с владельцев транспортных средств в бюджет субъекта РФ по месту нахождения структурных подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если головная организация и ее структурное подразделение находятся в разных регионах РФ, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то налог с владельцев транспортных средств уплачивается головной организацией по месту регистрации этих транспортных средств, т.е. в бюджет субъекта РФ по месту расположения головной организации .
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Налоговые ставки применяемы в различных субъектах рассмотрены в приложении №3
В каждом регионе ставка налога своя — субъекты Федерации могут уменьшать или увеличивать базовую ставку в 5 раз. Самые высокие ставки налога действуют в Москве, Новосибирске, Кемерово и Красноярске, Например, владелец машины мощностью до 100 л. с. заплатит в Москве 7 руб. с 1 л. с. (базовая ставка — 5 руб.), а мощностью свыше 250 л. с. — 150 руб. (базовая — 30 руб.), по Омской области увеличение базовых ставок происходит в среднем в 1,5-2 раза.
В субъектах РФ, где введены отчетные периоды (а их большинство), следует исчислять квартальные авансовые платежи, а также отчитываться по ним. По общему правилу сроки, в которые нужно уплатить авансы и сдать квартальные расчеты, устанавливают региональные власти. То же самое можно сказать про уплату налога по итогам года и сдачу декларации.
Но в законах субъектов РФ не может устанавливаться срок сдачи расчетов или декларации, отличный от того, который указан в пункте 3 статьи 363.1. Налогового кодекса РФ. То есть сдавать расчеты по авансовым платежам нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А декларацию по транспортному налогу нужно приносить в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за текущим. Так к примеру законом Московской обрасти с 2009 года изменен срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, — не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 1 января 2006 г. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе разрабатывать и утверждать формы отчетности по транспортному налогу.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предугадать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовых платежей по налогу в течение налогового периода. Так же в компетенцию субъектов входит установление льгот по транспортному налогу, категории граждан и организации попадающих в льготную категорию различаются по субъектам РФ
При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория налогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств Льготы по налогам, в том числе по транспортному налогу, должны иметь социальную направленность, а также носить стимулирующий характер. Рассмотрим установление льгот на примере Московской и Омской области.
На территории Омской области предоставляются следующие льготы по транспортному налогу:
От уплаты налога освобождаются:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, по одному зарегистрированному на физическое лицо легковому автомобилю с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, либо мотоциклу или мотороллеру независимо от мощности двигателя;
3) общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;
4) организации автомобильного и электрического транспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси, включая маршрутные);
5) бюджетные учреждения, финансируемые из областного и местного бюджетов, органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области.
Налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы. Налогоплательщики, являющиеся организациями и имеющие право на льготы представляют документы, подтверждающие такое право, вместе с налоговой декларацией по итогам налогового периода. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Законом Московской области о транспортном налоге выделены иные льготные категории и условия предоставления льгот
. От уплаты налога освобождаются:
1) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
2) резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства. Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной;
3) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
4) ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
5) ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
6) инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
7) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
8) один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
9) лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц;
10) один из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
11) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
12) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
13) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.
Данный льготы не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.
При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.

- Определение налоговой базы и методы уплаты транспортного налога
- Определение налоговой базы по НДС для предприятия розничной торговли
- Определение налоговой нагрузки на предприятие в условиях обычной системы налогообложения, а также применения специальных налоговых режи
- Определение напряжений и деформаций в рабочих валках прокатного стана при получении гладкой стали диаметром 65мм
- Определение необходимого интервала времени при управлении запасами на фирме “A/S Drogas”
- Определение необходимого количества погрузочно-разгрузочных машин
- Определение необходимого числа камер и размера флотационной машины
- Определение мошенничества в Дореволюционной России
- Определение мощности приводов механизмов резания и подачи деревообрабатывающего фрезерного станка с нижним расположением шпинделя типа
- Определение мощности технических средств для обслуживания пассажиров
- Определение наилучшей структуры капитала фирмы ЗАО «МДС»
- Определение наличия угрозы людям и чужому имуществу в случае пожара
- Определение налогового бремени для предприятия
- Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи