Законы спроса и предложения. 3
Министерство
образования и науки Российской
Федерации Федеральное
Институт
экономики и финансов
Кафедра
Антикризисного управления и оценочной
деятельности
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине "Микроэкономика"
Тема: "Законы
спроса и предложения"
Автор
курсовой работы
Группа
Научный
руководитель
Казань 2011
Содержание
Введение
1. Содержание
законов спроса и предложения
2. Факторы определяющие
спрос и предложение
3. Значение законов
спроса и предложения для
России
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений
центр экономической
Все это требует глубоких
Изучение же спроса и
Целью настоящей работы
1.
Содержание законов спроса и
предложения
Любойарынок представляетасферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынкеаформирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которыхатребуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Спрос платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Рынок и еще раз рынок.
Экономисты
моделируют спрос, т. е. представляют его
в виде модели. Спроса рассматриваетсяакак
функция множества переменных,
главная изакоторых — рыночная
цена товара. Общеизвестно, что количество
купленных товаров зависит от их цены.
Чемавыше ценаатовара, тем меньшее
его количество людиахотят купить, и наоборот,
чем нижеацена, тем большеаобъем
спросаана него. Подобную зависимость экономисты
называютазакономаспроса. Закон спроса
— при прочих равныхаусловиях, чем нижеацена,
темабольше величина спроса, и наоборот,
чем выше цена, темавеличина спросааменьше.
Таким образом, между ценойаиавеличинойаспроса существуетаобратнаяазависимост
Связь между ценой и объемом спросаана любой товар можно проиллюстрировать сапомощью кривой спроса. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями нааэтот товар.
Кривая спроса (D)аявляется нисходящей, убывающей.аПодобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценойатовара X (Рх) и величиной спросаана данный товар (Qx). На рисунке ниже падениеацены с Р1 до Р2 ведет к ростуаобъема спроса с Q1 до Q2.
Рис. 1.1. Кривая спроса
Доасих порамы рассматривали проблему с позицииаодного единственного потребителя. Однако вареальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спросамы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуальногоаспроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. Ааграфически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.
Рис.
1.2. Индивидуальный и рыночный
спрос
Аналогично закону спроса в экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (p). Закон предложения – это реакция величины предложения наадинамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения.
Графически закон предложения выглядит следующим образом:
Рис.
1.3. Кривая предложения
Более точно этаакривая предложения выглядит следующим образом:
Рис.
2.2. Кривая предложения
Кривая строится приаусловии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, какацены нааресурсы, технология производства, налоги и дотации, ценыана другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение ввпредложении выражается впсмещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.
Каждой точкеана кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: болееавысокому предложению соответствует возросшаяацена и большее количество поставок и продажатоваров; положение в начальных точкахана кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.
Кривая предложения находит множество применений: онааотражает предложение приасоответствующих ценах потребительских товаров и услуг, труда, земли, капитала, инвестиций, денег и т.д.
Важно отметить, что всеаточки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товарована рынке иииллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.
Следует строго различать «само предложение» и «величину предложения»: закон предложения характеризует прямое влияниеацены именно на величину предложения, т.е. Qs=f(P).
2.
Факторы определяющие спрос и
предложение
Рассматривая
категорию «спрос», мы
В
том случае когда под влиянием
изменения какого-то фактора
Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.
Рис. 2.1. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.
1. Вкусы и предпочтения потребителей» которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.
2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос кастет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.
3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.
4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.
5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.
Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.
Предложение – это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
В то же время рыночное
Выручка предпринимателя от
На величину предложения
Первые два состояния – это
«рынок продавца». Он
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.
Величина и структура
Кроме того, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.
Кривая предложения
Неценовые факторы изменения
предложения перемещают всю
- цены на ресурсы;
- уровень технологии производства;
- налоги и дотации;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
- ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
- число продавцов.
Прямую зависимость между
Каждое ресурсовложение фирмы
– это выбор альтернативы, которая
означает отвлечение
Только в этом смысле фирма
может констатировать факт
Основные неценовые факторы
Во-первых, уровень технологии
Во-вторых, государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.
Как известно, налог во всем
его размере полностью
В противоположном направлении
влияют на уровень издержек
производства субсидии, льготные
кредиты и т.п. формы
В-третьих, предложение
В-четвертых, экономию
3.Значение
законов спроса и предложения
для современной экономики
Рыночный механизм действует
таким образом, что любое
- Законы спроса и предложения в рыночной системе
- Законы спроса и предложения в системе рыночного хозяйства. Рынок капитала. Процент как доход на капитал. Рынок природных ресурсов. Земельн
- Законы спроса и предложения в установлении равновесной рыночной цены
- Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены
- Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены
- Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг
- Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг
- Законы РФ,их виды и соотношение
- Законы сохранения в механнике
- Законы сохранения энергии и момента импульса
- Законы спроса и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг
- Законы спроса и предложения
- Законы спроса и предложения
- Законы спроса и предложения