Законы РФ,их виды и соотношение

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ухтинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Законы РФ,их виды и соотношение

Фамилия студента

Кожемяко

Имя студента

Роза

Отчество студента

Александровна

№ контракта

0720012403720001


 

Содержание

 

 

 

  Введение

  Основная часть

  1. Понятие и признаки закона

  2. Виды законов и их соотношение

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы. Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

 

 

Основная часть

1 . Понятие и признаки закона

 

Закон является разновидностью нормативного правового акта, в связи с этим рассмотрим понятие нормативного правового акта, а затем – понятие и признаки закона.

Нормативные правовые акты являются одной из основных форм (источников) права. Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

Нормативный правовой акт рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.В структуру закона входят следующие основные элементы (части): наименование органа, принявшего закон; название закона; преамбула закона; нормативно-правовое содержание закона; последствия несоблюдения закона; отмена законом других нормативно-правовых предписаний; опубликование закона и вступление его в силу; подпись соответствующего должностного лица.

Для того чтобы законы оказывали воздействие на правовое регулирование общественных отношений, они должны находиться в состоянии реального функционирования. Действие закона осуществляется в определенном отрезке времени; на определенной территории; в отношении определенного круга лиц, как правило, всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Закон, как всякая объективная реальность, действует во времени и пространстве. Это означает, что в любом законе определяется: в каком месте и в какой момент должно осуществляться предписанное поведение.

Действие закона во времени определено вступлением его в силу и утратой силы. Законы вступают в законную силу, то есть, становятся обязательными, с того момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом: или по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона, или немедленно после официального принятия и опубликования текста закона, или по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление закона в силу означает, что с этого времени им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. До этого момента он носит информационный характер. Поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, то новый закон применять нельзя.

Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Этот факт объясняется необходимостью предоставления субъектам возможности ознакомления с содержанием нового нормативного акта и определить для себя установки по его реализации.

Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. К первым относятся акты, в отношении которых специально указан срок их действия или срок подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Ко вторым - акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Утрата законом силы означает, что с этого момента его нельзя применять. Утрата законом силы может произойти в результате его официальной отмены специальным распоряжением государственного органа. Приостановление действия закона является разновидностью утраты законом силы.

Рассмотрим действие во времени вошедшего в силу закона на примере уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед собой только один закон, регулирующий то или иное отношение. Двух различных законов, которые регулируют одно и то же отношение, квалифицируют и устанавливают наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время быть не может. Суд применяет этот закон к каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем сроку действия данного закона. Это пример обычного действия уголовного закона или его немедленное действие.

Обратной силой закона называется действие закона во времени, при котором он распространяется на случаи, имевшие место до вступления его в законную силу.  Для придания любому закону обратной силы существуют несколько способов: молчаливое придание закону обратной силы и придание обратной силы закону посредством коллизионной нормы.

В первом случае закон не содержит никаких прямых указаний о его действии во времени.  Вывод о желании законодателя придать закону обратную силу делается  лишь путем толкования его существа и содержания. Разъяснительные законы можно отнести к законам, имеющим обратную силу по своему существу.

Во втором случае существование коллизионной нормы в законе обязывает признать обратную силу некоторым законам. Применение закона с обратной силой  происходит очень затруднительно в случаях, относящимся к правам граждан. По-этому это требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и государстве. 13

Действие закона в пространстве означает, что он действует и имеет силу на определенной территории: территории государства в целом и (или) на территории его субъекта.

По кругу лиц основания действия законов различны: по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства); по половому признаку; по возрастному цензу; по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (инвалидность и т.п.).

Если рассматривать закон как нормативный юридический акт - источник права, то необходимо отличать его от иных правовых актов:

- от индивидуальных актов, т.е. актов, которые содержат индивидуальные

предписания по конкретным вопросам, (например, назначение на должность, поручение передать имущество);

- от интерпретирующих актов, актов  толкования, т.е. актов, дающих только разъяснение действующих норм, но не устанавливающих новые нормы (эти акты в своем большинстве называются иначе, например, "постановление", "разъяснение" и др.).

В демократическом государстве первое место среди всех источников права должны занимать законы, они обязаны быть базой всей правовой системы, основой законности и правопорядка.

Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

Нормативные указы Президента и Постановления Правительства, принятые по вопросам, которые относятся к законодательной области, в настоящее время имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ закреплено: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Таким образом, закон – это один из источников конституционного права, регулирующий наиболее значительную часть общественных отношений. Закон – это выражение воли субъекта верховной власти, и содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» названы следующие существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт:

- издание его в установленном  порядке управомоченным органом  государственной власти, органом  местного самоуправления или  должностным лицом,

- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных  для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов – их иерархичность, системность. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом.

Согласованность, последовательность и четкая иерархичность правовых актов, входящих в российскую правовую систему, способствуют качественному и эффективному проведению в жизнь важнейших конституционных принципов. Поэтому важно определить правовую природу, взаимодействие и соотношение важнейших юридических документов, осуществляющих социальное регулирование ключевых для общества и государства отношений.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Как основная форма нормативного оформления общественных отношений закон обладает рядом признаков, отражающих природу нормотворческих полномочий тех институтов власти, которые прибегают к данному средству. Можно выделить следующие признаки закона:

1) принимается только органом законодательной  власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания  определяется Конституцией и регламентом парламента (его палат);

3) закон должен выражать волю  и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке

В Российской Федерации законы принимаются представительными и законодательными органами, как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, – постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Законам присуща исключительность правового регулирования. Это качество выражается в том, что высшие представительные органы власти не только обладают правом на законотворческую деятельность, но и несут обязанности по урегулированию. Существуют области, подвластные исключительно закону, в которых первичная регламентация общественных отношений в обязательном порядке осуществляется путем закона, а нормативные акты исполнительных органов власти могут носить лишь производный, вторичный, строго правоприменительный характер.

Именно в законах содержится сущность того или иного типа правового регулирования. Это выражается в следующем:

- только закон определяет характер юридической связи между участниками общественных отношений;

- закон устанавливает санкции  как вид и меру юридической  ответственности для субъектов  права (подзаконные акты не могут  быть нормативным основанием  юридической ответственности);

- только законом оформляется степень определенности юридических фактов как условий действия правовых норм.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.

Для российской правовой системы на современном этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.

 

 

2. Виды законов и их соотношение

 

Классификация законов может проводиться по различным основаниям.

По юридической силе выделяют следующие виды законов:  Конституция РФ, федеральный конституционный закон,  федеральный закон, закон субъекта Федерации.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой среди нормативных актов. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет начала общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной  регламентации, т.е. тех сфер общественных  отношений, воздействие на которые  она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения поправок, специфические формы охраны.

Важным юридическим свойством действующей Конституции Российской Федерации является высокая степень стабильности ее положений. Принцип стабильности означает, что Конституция является нормативным правовым актом долговременного действия, положения которого имеют устойчивый характер. Стабильность Конституции прежде всего вытекает из ее особой роли как центрального стабилизирующего ядра действующего права страны. Стабильность основного закона государства, как показывает мировой конституционный процесс, является одним из важнейших условий эффективного развития общества, фундаментальной ценностью, лежащей в основе демократического развития современных государств.

В перечне неизменных глав Конституции РФ 1993 г. стоит особо выделить первые две главы, закрепляющие основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, поскольку девятая глава носит процедурный характер, соответственно ее повышенная стабильность – гарантия незыблемости всей Конституции РФ.

Как известно, в науке конституционного права конституции подразделяются на жесткие и гибкие по способу изменения, внесения поправок и дополнений. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры.

Российская Конституция – жесткая Конституция, потому что:

а) Конституция обладает верховенством по отношению к «простому закону»;

б) законодатель позаботился о специальных условиях проведения ее пересмотра и внесения в нее конституционных поправок (гл. 9 Конституции РФ).

Однако указанная жесткость Основного Закона вовсе не освобождает его от реформирования, вызванного необходимостью приведения в соответствие конституционных положений с изменяющимися условиями общественно-политического бытия. Практика показывает, что иногда возникает необходимость изменения положений Конституции России.

Как отметил Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «наша Конституция – это не остекленевший акт и не пыльный манускрипт, а живой документ. Закрепленные в ней принципы, прежде всего принципы правового и социального государства, юридического равенства и справедливости, должны гибко и деликатно интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому этапу исторического развития»[3].

Таким образом, в силу самой природы Конституции ей присуще качество стабильности, долговременности ее норм, что однако не препятствует совершенствованию ее положений путем пересмотра или внесения в нее поправок.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего текущего законодательства[4]. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа они ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признаются недействующими.

После Конституции Российской Федерации на верхней ступени нормативных актов стоят законы.

Будучи едиными по положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

1) федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен  Конституцией России 1993 г.);

2) федеральные законы, не имеющие  значения конституционных (в доктрине  права они называются обычными  законами);

3) законы о поправках к Конституции  Российской Федерации;

4) законы о ратификации и денонсации  международных договоров.

К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, поименованы в ней как конституционные.

Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ, о Государственном флаге, о Государственном гербе, о Государственном гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении.

Для федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Усложненная процедура принятия конституционного закона, невозможность принесения на него вето Президента, указание в самой Конституции на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству не может быть, конечно, юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции на форму акта и круг регулируемых этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства, правового статуса граждан и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том, что текущее законодательство должно исходить не только из положения Основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г.[5] о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона – закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный ст. 134 Конституции, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным ст. 104 Конституции. Во-вторых, согласно ст. 136 Конституции РФ для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации определен Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[6]. Этот порядок включает три этапа.

Первый – это реализация законодательной инициативы субъектами, перечисленными в ст. 134 Конституции РФ. Эти предложения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Второй этап – это рассмотрение предложений в палатах Федерального Собрания. В соответствии с указанным Федеральным законом от 04.03.1998  (ст. 4) предложение о поправках вместе с обоснованием направляется Советом Госдумы в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции и указанного Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

Как и любой другой закон, проект рассматривается Думой в трех чтениях, однако, поскольку ст. 136 Конституции определяет, что проект закона о поправке должен быть принят в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, для принятия его в окончательном виде необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. В случае принятия положительного решения проект закона о поправке к Конституции направляется в Совет Федерации.

Проект закона должен быть одобрен квалифицированным большинством голосов – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения верхней палатой парламента проекта закона она совместно с Госдумой может создать согласительную комиссию.

Третий этап – контрасигнатура, в данном контексте – одобрение решения вышестоящего органа государственной власти субъектами Российской Федерации. Не позднее 5 дней с момента принятия закона Советом Федерации его Председатель направляет закон о поправке к Конституции в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения. Одобрение субъектами Федерации изменений Конституции России необходимо с целью оградить их население от возможного ущемления его прав, свобод и законных интересов. В данном случае контрасигнатура региональных парламентов заменяет собой более дорогостоящую процедуру общероссийского референдума. При этом на рассмотрение вопроса законодательным органам субъектов Федерации Закон от 04.03.1998  отводит срок не более одного года со дня принятия закона Советом Федерации (ст. 9). Как считает Авакьян С.А., годичный срок, обозначенный для одобрения поправок к главам 3 – 8 Конституции, «да еще при нескольких законах о поправках, способен превратить реформирование Конституции в затяжной процесс, что вряд ли целесообразно»[7].

Далее следует факультативный этап, служащий дополнительной гарантией справедливости, законности и объективности конституционных перемен: обращение в Верховный Суд РФ, правом на которое в соответствии со ст. 11 Закона от 04.03.1998 в течение 7 дней с момента принятия закона Советом Федерации обладают Президент РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Решение Судом принимается в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством, и в случае удовлетворения иска требует повторного рассмотрения Советом Федерации.

Законы РФ,их виды и соотношение