Законы РФ, их виды и соотношение

Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Волгоградский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право России
Тема Законы РФ, их виды и соотношение
Фамилия студента Кан
Имя студента Татьяна
Отчество  студента Николаевна
№ контракта 04600090101061

 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1. Понятие и  признаки закона…………………………………………………………..4

2. Виды законов  и их соотношение…………………………………………………….8

3. Законы субъектов  Российской Федерации в системе  законодательства…………19

Заключение………………………………………………………………………………25

Глоссарий………………………………………………………………………………..27

Список  использованных источников…………………………………………………31

Приложения……………………………………………………………………………..34 

     Введение

     Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует.

     В первую очередь в связи с потребностями  государственного развития, проведения масштабных преобразований в сфере  административных, судебных, налоговых  отношений. Однако заметна и общая тенденция к стабилизации социально-политической ситуации в стране.

     Поэтому правовая база не только реформ и преобразований, но и повседневного государственного бытия постоянно нуждается в  дополнении, корректировании, исключении устаревающих и введении новых законодательных механизмов.

     В этих условиях приобретает особенный  смысл вопрос о значимости закона как нормативного правового акта, призванного регулировать основные общественные отношения, обеспечить нормативное  оформление наиболее важных сторон государственной и общественной жизни.

     Нормативный правовой акт является наиболее характерным  для Российской Федерации источником права. Правом на издание нормативных  правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества.

     Прежде  всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной  власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

     Юридическая сила нормативных актов зависит  от места органа, издавшего акт, в  государственном механизме. Наибольшей юридической силой по сравнению  с иными нормативными актами обладает закон.

     Предметом исследования в данной работе является закон как нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий большей юридической силой по сравнению с иными правовыми актами.

     Цель  работы – дать характеристику правовой категории «закон».

      В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:

      1) рассмотреть понятие и признаки закона;

      2) охарактеризовать классификации законов по различным основаниям;

      3) рассмотреть вопрос соотношения законов, в том числе законов субъектов Российской Федерации и законов федерального уровня.

      В качестве методов исследования при  написании данной работы использовались метод анализа, диалектический метод, сравнительный метод.

Работа основана на исследованиях таких авторов, как Манохин В.М.,  Липатов Э.Г., Безруков  А.В., Макушин А.А. и др. 

     Основная  часть

     1 Понятие и признаки закон

     Закон является разновидностью нормативного правового акта, в связи с этим рассмотрим понятие нормативного правового  акта, а затем – понятие и  признаки закона.

     Нормативные правовые акты являются одной из основных форм (источников) права. Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

     Нормативный правовой акт рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).

     Нормативные акты издаются органами, обладающими  нормотворческой компетенцией, в  строго установленной форме. Нормативный  акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

     В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных  правовых актов полностью или  в части» названы следующие существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт:

     - издание его в установленном  порядке управомоченным органом  государственной власти, органом  местного самоуправления или  должностным лицом,

     - наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных  для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений1.

     Важнейшее условие эффективного существования  нормативных правовых актов –  их иерархичность, системность. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом.

     Согласованность, последовательность и четкая иерархичность  правовых актов, входящих в российскую правовую систему, способствуют качественному  и эффективному проведению в жизнь  важнейших конституционных принципов. Поэтому важно определить правовую природу, взаимодействие и соотношение важнейших юридических документов, осуществляющих социальное регулирование ключевых для общества и государства отношений2.

     Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

     Как основная форма нормативного оформления общественных отношений закон обладает рядом признаков, отражающих природу  нормотворческих полномочий тех институтов власти, которые прибегают к данному средству. Можно выделить следующие признаки закона:

     1) принимается только органом законодательной  власти или референдумом;

     2) порядок его подготовки и издания  определяется Конституцией и регламентом парламента (его палат);

     3) закон должен выражать волю  и интересы народа;

     4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

     5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

     Именно  данные признаки и выделяют закон  в системе иных нормативных актов  и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его  принял, причем в строго оговоренном  порядке

     В Российской Федерации законы принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.

     Важной  отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов  других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, – постановлений, деклараций, посланий, обращений.

     Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются  отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

     Законам присуща исключительность правового  регулирования. Это качество выражается в том, что высшие представительные органы власти не только обладают правом на законотворческую деятельность, но и несут обязанности по урегулированию. Существуют области, подвластные исключительно закону, в которых первичная регламентация общественных отношений в обязательном порядке осуществляется путем закона, а нормативные акты исполнительных органов власти могут носить лишь производный, вторичный, строго правоприменительный характер.

     Именно  в законах содержится сущность того или иного типа правового регулирования. Это выражается в следующем:

     - только закон определяет характер юридической связи между участниками общественных отношений;

     - закон устанавливает санкции  как вид и меру юридической  ответственности для субъектов  права (подзаконные акты не  могут быть нормативным основанием  юридической ответственности);

     - только законом оформляется степень определенности юридических фактов как условий действия правовых норм.

     Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон  в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.

     Для российской правовой системы на современном этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.

     2. Виды законов и  их соотношение

     Классификация законов может проводиться по различным основаниям.

     По  юридической силе выделяют следующие  виды законов:  Конституция РФ, федеральный  конституционный закон,  федеральный  закон, закон субъекта Федерации.

     Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой среди нормативных  актов. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет начала общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

      Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в правовой системе современного демократического государства, от других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

      1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

      2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

      3) всеохватывающий характер конституционной  регламентации, т.е. тех сфер  общественных отношений, воздействие  на которые она распространяет;

      4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения поправок, специфические формы охраны.

      Важным  юридическим свойством действующей  Конституции Российской Федерации  является высокая степень стабильности ее положений. Принцип стабильности означает, что Конституция является нормативным правовым актом долговременного  действия, положения которого имеют устойчивый характер. Стабильность Конституции прежде всего вытекает из ее особой роли как центрального стабилизирующего ядра действующего права страны. Стабильность основного закона государства, как показывает мировой конституционный процесс, является одним из важнейших условий эффективного развития общества, фундаментальной ценностью, лежащей в основе демократического развития современных государств.

      В перечне неизменных глав Конституции  РФ 1993 г. стоит особо выделить первые две главы, закрепляющие основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, поскольку девятая глава носит процедурный характер, соответственно ее повышенная стабильность – гарантия незыблемости всей Конституции РФ.

      Как известно, в науке конституционного права конституции подразделяются на жесткие и гибкие по способу изменения, внесения поправок и дополнений. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры.

      Российская  Конституция – жесткая Конституция, потому что:

      а) Конституция обладает верховенством  по отношению к «простому закону»;

      б) законодатель позаботился о специальных  условиях проведения ее пересмотра и  внесения в нее конституционных  поправок (гл. 9 Конституции РФ).

     Однако  указанная жесткость Основного  Закона вовсе не освобождает его  от реформирования, вызванного необходимостью приведения в соответствие конституционных  положений с изменяющимися условиями  общественно-политического бытия. Практика показывает, что иногда возникает необходимость изменения положений Конституции России.

     Как отметил Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «наша Конституция  – это не остекленевший акт  и не пыльный манускрипт, а живой  документ. Закрепленные в ней принципы, прежде всего принципы правового и социального государства, юридического равенства и справедливости, должны гибко и деликатно интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому этапу исторического развития».

     Таким образом, в силу самой природы  Конституции ей присуще качество стабильности, долговременности ее норм, что однако не препятствует совершенствованию  ее положений путем пересмотра или  внесения в нее поправок.

     Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего текущего законодательства3. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа они ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признаются недействующими.

     После Конституции Российской Федерации  на верхней ступени нормативных  актов стоят законы.

     Будучи  едиными по положению в правовой системе государства и роли в  регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

     1) федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен  Конституцией России 1993 г.);

     2) федеральные законы, не имеющие  значения конституционных (в доктрине  права они называются обычными  законами);

     3) законы о поправках к Конституции  Российской Федерации;

     4) законы о ратификации и денонсации  международных договоров.

     К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, поименованы в ней как конституционные.

     Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения  и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ, о Государственном флаге, о Государственном гербе, о Государственном гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении.

     Для федеральных конституционных законов  установлена более сложная процедура  их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон  не может быть наложено вето Президента.

     Усложненная процедура принятия конституционного закона, невозможность принесения на него вето Президента, указание в самой Конституции на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству не может быть, конечно, юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции на форму акта и круг регулируемых этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства, правового статуса граждан и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том, что текущее законодательство должно исходить не только из положения Основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновения и коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

     В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона – закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный ст. 134 Конституции, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным ст. 104 Конституции. Во-вторых, согласно ст. 136 Конституции РФ для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

      Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации определен Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Этот порядок включает три этапа.

      Первый  – это реализация законодательной  инициативы субъектами, перечисленными в ст. 134 Конституции РФ. Эти предложения  в соответствии с Федеральным  законом от 04.03.1998 вносятся в Государственную  Думу в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

      Второй  этап – это рассмотрение предложений  в палатах Федерального Собрания. В соответствии с указанным Федеральным законом от 04.03.1998  (ст. 4) предложение о поправках вместе с обоснованием направляется Советом Госдумы в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции и указанного Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

      Как и любой другой закон, проект рассматривается  Думой в трех чтениях, однако, поскольку  ст. 136 Конституции определяет, что  проект закона о поправке должен быть принят в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, для принятия его в окончательном виде необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. В случае принятия положительного решения проект закона о поправке к Конституции направляется в Совет Федерации.

      Проект  закона должен быть одобрен квалифицированным  большинством голосов – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения верхней палатой  парламента проекта закона она совместно с Госдумой может создать согласительную комиссию.

      Третий  этап – контрасигнатура, в данном контексте – одобрение решения  вышестоящего органа государственной  власти субъектами Российской Федерации. Не позднее 5 дней с момента принятия закона Советом Федерации его Председатель направляет закон о поправке к Конституции в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения. Одобрение субъектами Федерации изменений Конституции России необходимо с целью оградить их население от возможного ущемления его прав, свобод и законных интересов. В данном случае контрасигнатура региональных парламентов заменяет собой более дорогостоящую процедуру общероссийского референдума. При этом на рассмотрение вопроса законодательным органам субъектов Федерации Закон от 04.03.1998  отводит срок не более одного года со дня принятия закона Советом Федерации (ст. 9). Как считает Авакьян С.А., годичный срок, обозначенный для одобрения поправок к главам 3 – 8 Конституции, «да еще при нескольких законах о поправках, способен превратить реформирование Конституции в затяжной процесс, что вряд ли целесообразно»4.

      Далее следует факультативный этап, служащий дополнительной гарантией справедливости, законности и объективности конституционных перемен: обращение в Верховный Суд РФ, правом на которое в соответствии со ст. 11 Закона от 04.03.1998 в течение 7 дней с момента принятия закона Советом Федерации обладают Президент РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Решение Судом принимается в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством, и в случае удовлетворения иска требует повторного рассмотрения Советом Федерации.

      Как и любой другой закон, закон о  поправке к Конституции подписывается Президентом России в 7-дневный срок и подлежит официальному опубликованию. Как и в отношении любого другого закона, принятого в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Президент не имеет права вето на закон о поправке к Конституции.

      Как следует из текста Федерального закона от 04.03.1998, принятые поправки инкорпорируются, т.е. включаются в основной текст  Конституции с указанием даты вступления в силу. Номера исключенных  из текста статей сохраняются, общая нумерация статей и глав не меняется.

      В соответствии с вышеизложенными  процедурами в декабре 2008 года были приняты первые законы о поправках  к Конституции Российской Федерации (№ 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ). Так, в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до шести лет (ранее – четыре года), Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ранее – также четыре года). Данные изменения должны применяться в отношении Президента и Государственной Думы, которые избраны после вступления Закона № 6-ФКЗ в силу.

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»5 предусматривает поправки в виде дополнений о заслушивании Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

     Еще одной разновидностью федеральных  законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»6. Ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (ст. 14).

Законы РФ, их виды и соотношение