Законы права

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Правовое состояние  законов……………………………………………………..5

1.1 Понятия закона как источника права…………………………………………..5

1.2 Основные признаки и особенности правового состояния закона…………….7

1.3 Классификация законов по различным основаниям…………………………10

2 Особенности  действия закона…………………………………………………...15

2.1 Действия законов  во времени и в пространстве……………………………..15

2.2 Действие нормативно-правового акта по предмету и по кругу лиц………...18

3 Проблемы реализации  законов…………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………….28

Список  использованных источников……………………………………………...30

Приложение  А Классификация нормативно-правовых актов…………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в  законах и подзаконных  актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

       Отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором  общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством  преобразований в  экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

       Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением  государственной  воли российского  общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

       В настоящее время, когда политические и экономические  реформы, проводимые в России, потребовали  интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность  будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

       Реальность  показывает, насколько  широк круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых  невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.

       Отступая  от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться  в обществе, противоречащие друг другу  и  общественной системе в целом, государственная  власть ослабляет  свой авторитет, снижает  степень общественного  доверия.

       Повышение эффективности действия закона является одним из самых важных средств  успешного решения социально-экономических  задач.

       Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции  подходов к пониманию  закона как источника  права.

       В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

       - Дать  определение понятию  закон;

       - Раскрыть  основные признаки закона;

       - Рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;

       - Определить  классификацию законов;

       - Охарактеризовать  Действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

       - Проанализировать проблемы реализации законов.

       Объект  исследования – сущность и понятие  закона как источника права. Предмет  исследования – законы права.

       При исследовании темы «Законы права» нами были использованы следующие методы:

       - изучение и анализ научной литературы;

       - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

       -  моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование.

       Практическая  значимость работы заключается в  возможности использования результатов  исследования в совершенствовании  законодательного процесса, как на уровне самого государства, так и на уровне его субъектов.  

           
  
  
  
  
  
  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Правовое состояние  законов 

       1.1 Понятия закона как источника права 
 

       На  протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как форма (источник) права привлекал  к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

       За  многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о  нем, выработалось определенное представление о  данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

       Дело  в том, что закон, как и право  в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

       Например, иногда закон рассматривается  в самом «широком»  смысле, как синоним  понятия права, а  точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».1

       Из  этого рассуждения  следует, что первостепенной по значимости отличительной  чертой закона является его нормативный  характер. Однако нормы  права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

       Но  понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под  нормативно-правовыми  актами понимаются выраженные в письменной форме  решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

       Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру  актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

       В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует  назвать законы, декреты, указы, постановления  правительства, приказы  министров, председателей  государственных  комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

       В обыденной жизни, в обиходе использование  термина «закон»  для обозначения  любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов.

       Юридически  же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими  нормативно-правовыми  актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.

       В силу этого и ряда других причин в научной  и учебной юридической  литературе гораздо  чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:  

       Закон - это принятый в  особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».

       Или: Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».2

       Или: «В юридическом смысле закон - это нормативный  акт, принимаемый  в особом порядке, обладающий после  Конституции наибольшей юридической силой  и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».3

       Можно привести еще целый  ряд аналогичных  определений. Однако дело не в этом. Главное  состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты. 

       1.2 Основные признаки и особенности правового состояния закона 
 

       Закон имеет следующие  признаки, отличающие его от нормативных  правовых актов:

       1. Закон обладает  высшей юридической  силой среди всех  остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

       Сущность  высшей юридической  силы заключается  в следующем: 

       а) Никто, кроме органов  законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.

       Например, Конституция  PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой PФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации PФ.

       б) Все правовые акты государства должны издаваться  в соответствии с Основным законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен. 

       Например, п. 1 cт. 15 Конституции  PФ гласит: «Конституция  Российской Федерации  имеет высшую юридическую  силу, прямое действие  и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

       в) Закон не подлежим утверждению  или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного  на то органа законодательной власти.

       Например, Конституционный Суд может признать  закон принятый  Парламентом неконституционным,  но отменить его  может только сам  законодательный  орган.

       Данные  особенности закона множество раз  подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале 20-го века писал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности».4

       Рассматриваемый признак данного правового акта, хотя и является устоявшимся, широко признанным, но отнюдь, как и ранее рассмотренный, не является общепризнанным признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования.

       2. Закон как источник  права, исходящий  от высшего органа  государственной  власти, представляющего  волю и интересы  всего общества  или народа, должен  также отражать  волю и интересы  всего общества  или народа.

       3. Законы, в отличие от других  нормативно-правовых актов издаются  по наиболее важным вопросам  государственной и общественной  жизни. С их помощью упорядочиваются  и регулируются наиболее важные  общественные отношения. В законах  закрепляется общественный и  государственный строй, компетенция  центральных звеньев государственного  механизма, основные права и  свободы граждан и т.д. 

       Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть  уже на сферу конституционного регулирования в  России или в любой  зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

       4. По своему значению  закон - это правовой  акт первичного  характера, т.к.  в нем содержится  первичное, изначальное  право - юридические  предписания, которые  представляют собой  отправные начала  всей правовой  системы государства; 

       5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

       6. Закон исключительно  нормативен (содержит  только нормы права,  в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь  «вкрапления»  индивидуально-властных  предписаний).

       В каждой стране существует свой собственный  и особый порядок принятия, изменения  и дополнения законодательных актов  и положений. Однако, все принимаемые  законы, как правило, проходят через  одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта  в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и  кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

       В том случае, если закон принимается  путем референдума, отдельные стадии и весь порядок  его принятия оговариваются  в специальном  Законе о референдуме.

       С законами тесно связано  понятие законодательства, которым широко оперируют  юридическая наука  и правоприменительная  практика, трактуя  его содержание весьма неоднозначно.

       Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими  органами государственной  власти и управления.

       Часто к законодательству относят все без  исключения нормативные  акты, в том числе  ведомственные и  акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе.

       Наиболее  верным представляется такое понимание  законодательства, когда  к нему относятся  акты высших органов  государственной  власти и управления. Законодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:

       1) законов и иных  нормативных актов,  принимаемых высшими  представительными  органами России, т.е. органами законодательной  власти;

       2) указов Президента  РФ; нормативных актов  Совета Министров  - Правительства РФ.

       Российское  законодательство делится  на определенные блоки  в зависимости  от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию  выделяются гражданское  законодательство, административное законодательство, уголовное  законодательство и другие отрасли законодательства.

       Такое деление совпадает  с делением системы  права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли  права - капитальное  строительство, но есть законодательство о  капитальном строительстве.

       Категория «правовое состояние» в конкретно-научной (в  частности, правовой) интерпретации играет фундаментальную  методологическую роль при формулировании научных теорий: она, во-первых, лежит  в основании формулировки законов; во-вторых, в основании определения типа как существующей, так и будущей теории, ее структуры. Следовательно, допустимо предположение, что категория «правовое состояние» при соответствующей интерпретации может способствовать гипотетико-дедуктивному построению теории.5

       К функциям правового  состояния законов  относятся следующие  функции: наделительная, сигнализаторская, интегративная, динамическая.

       Суть  наделительной функции правового состояния законов состоит в следующем. Становясь правовым, отдельное состояние приобретает дополнительные свойства, состоящие в появлении у него связей с государством посредством права. Состояние представляет собой набор характеристик носителя. Переход в разряд правовых состояний сопровождается появлением у последнего определенного количества новых юридических свойств.

       Например, лицо, утратившее работоспособность, имеет право на социальное пособие; невменяемый гражданин  не может быть привлечен к юридической ответственности. Появление новых свойств обусловлено интересами государства, общества и самого носителя. Они могут проявляться в виде освобождения от некоторых обязанностей, получении дополнительных прав и т. п.

       Сигнализаторская  функция правового  состояния законов  заключается в  том, что оно может  выступать главнейшим показателем при  оценке того или иного  явления. Включая  в себя различные  характеристики носителя, правовое состояние  как бы констатирует положение вещей, позволяет получить представление о благополучии либо отдельных проблемах в конкретной сфере общественной жизни. Данная информация оценивается законодателем, который решает, какие меры необходимо предпринять.

       Интегративная функция правового состояния  законов выражается в его способности  объединять своих носителей в  относительно самостоятельные группы. С помощью правового состояния  оформляются определенные связи  индивидов и коллективов с  обществом, и тем самым обеспечивается их включенность в единую систему  социальной организации.

       Так, отношения между  человеком и государством фиксируются таким  правовым состоянием, как гражданство. Его носители могут  быть объединены в  большую группу, называемую «граждане». Формирование групп способствует достижению различных целей.

       Например, изучение «состояния... находящихся под  угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном  шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постановление Правительства РФ «О Красной Книге Российской Федерации») позволяет не только обособить их, закрепив в Красной Книге РФ, но и сосредоточить усилия государства именно на их охране.6

       Динамическая  функция правового  состояния законов  заключается в  создании условий, позволяющих  проследить движение, изменение, развитие своего носителя. С  течением времени  его характеристики меняются. Законодательство устанавливает границы этих изменений, в рамках которых прослеживается динамика явления. Происходящие изменения интересуют, как правило, отдельных субъектов, а не государство.

       Например, для медиков крайне важно отслеживать  срок беременности женщины, наблюдать за ее протеканием, так как от этого зависят специальные рекомендации, выплата пособий по беременности и родам, выдача больничных листов и т. п. Государство не вникает в медицинские подробности, а лишь создает должные, по его мнению, условия для носителя правового состояния и заинтересованных субъектов путем отражения в законодательстве конкретного состояния.

       Таким образом, законом  называется акт, принимаемый  в особом порядке  высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону.

       Закон имеет признаки, отличающие его от нормативных правовых актов.  
 

       1.3 Классификация законов по различным основаниям 
 

       Классификация законов может производиться по различным основаниям (см. Приложение А):

       - по их юридической  силе (федеральные  конституционные,  федеральные, субъектов  федерации);

       - по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

       - по сфере действия (общефедеральные  и субъектов федерации). Если первые принимаются Федеральным собранием (федеральным парламентом) и регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые принимаются органами законодательной власти субъекта и действуют только в пределах территории данного субъекта. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

       Согласно  Конституции России, «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут  противоречить федеральным  законам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ст. 76, п. 5).

       В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами субъектов  РФ, изданным по предметам исключительного  ведения последних, «действует нормативный  правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6); 

       - по отраслевой  принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

       - по внешней форме  выражения (конституция,  кодекс, постановление,  положение, регламент,  устав, закон).7

       Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

       Конституция - это Основной закон  государства, выражающий волю господствующего  класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».

       Конституция как Основной закон  государства учреждает  политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

       Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное  устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

       Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

       Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Законы права