Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ

 

             Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном  этапе.».

 

 

 

Выполнена студенткой  3 курса группы

заочной формы обучения

специальности  080502 "Экономика и управление на предприятии

(торговли и общественного  питания)"

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите    

 

 

« »   2013г.       

           (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в России господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения.

Актуальность темы работы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.

Цель курсовой работы - изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть модели менеджмента;

2. проанализировать особенности западноевропейской модели менеджмента.

Объектом исследования являются модели менеджмента.

Предметом исследования - основные признаки и элементы западноевропейской модели менеджмента

При написании работы использованы труды М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, И.И. Семеновой, А.Б. Бахур и др.

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Сущность менеджмента

Прежде чем рассматривать  модели менеджмента следует рассмотреть  теоретическую часть вопроса, дать определение менеджменту. Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к  управлению как к искусству ведения  дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это  тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным  путем[6, c.25].

Менеджмент – это  система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это  искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с  помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

К менеджеру предъявляются  определенные требования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Требования к менеджеру

 

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале 1980-х гг. этот «сверхгерой из бизнеса» спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера-коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философии менеджмента (табл. 1.1).

 

 

Таблица 1.1

Философия менеджмента (по Ли Яккоке)

 

Эволюция теории и  практики менеджмента проявилась в  многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное»[7, c.24]

Таким образом, в данном параграфе я раскрыла понятие менеджмента и указала основные требования, которые предъявляются к менеджеру для более эффективного ведения бизнеса.

 

 

    1. Характеристики моделей менеджмента

 

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления[4, c.118].

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастливый атом», модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития)[3, c.98].

Прежде чем рассматривать  особенности заподноевропейской модели, я приведу ниже сравнение японской и американской моделей менеджмента. Благодаря данной таблице (табл. 1.2.) в последующем раскрытии темы можно будет выделить схожие и различные черты моделей менеджмента, рассматриваемых в моей работе.

 

Таблица 1.2.

Сравнительная таблица  моделей менеджмента

 

Характеристики

Модели менеджмента

японская

американская

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в  «команде», ориентация на коллектив, отказ  от выпячивания собственного «Я», нежелание  рисковать.

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

Критерии к продвижению  по службе

Жизненный опыт, хорошее  знание производства. Медленное должностное  продвижение.

Высокая квалификация, способность  к обучению. Перемещение в должности  происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой  специализации к овладению несколькими  смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения  по принципу консенсуса; решение принимается  долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к  фирме и работе

Пожизненный наем, переход  в другую фирму считается неэтичным  поступком. Главные мотивы поведения  сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив  – экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем.

Революционным путем.

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия.

Контракты


 

 

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически  сочетать в себе основы национального  опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

В данном параграфе я  изучила понятие модели менеджмента  и на примере американской и японской моделях, я провела сравнительную характеристику, в которой четко прослеживаются как схожие черты, так и различия между этими двумя моделями. К схожим чертам можно отнести коллективную работу, умение работать в команде, к различиям же относятся отношение к риску, критерии к карьерному росту, процесс принятия решений, форма деловых отношений и т.д. Это в свою очередь говорит о том, на развитие менеджмента крайне влияет культура страны, традиции, отношение к ведению дел, взаимодействие отдельных стран друг с другом в экономическом отношении.   

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Предпосылки  формирования западноевропейской  модели менеджмента

 

Экономические отношения  связывают национальные экономики  и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности  управления организацией важны для  менеджера по следующим мотивам:

- в настоящее время  многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия  могут возникать проблемы, связанные  с тем, что его участники  действуют в соответствии с  традициями, принятыми в их культуре;

- опыт зарубежных компаний  может быть полезным в других  культурах. Особенно это важно  в связи с формированием мировой  экономики и усложнением связей  между экономиками отдельных  стран;

- менеджер может найти  работу за границей. Естественно,  ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями[2, c.251].

Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать  страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента  очень характерно представление  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и  США - это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в  США, очень важную роль в экономике  играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые  особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться[11, c.324].

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой  рынок она вышла только после  Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего - ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания[7, c.124].

Японцы очень внимательно  относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

Польза японского опыта  для российского менеджмента  заключается прежде всего в связи  с мягкой интеграцией лучшего, что  было выработано в культуре бизнеса  в Европе и США. Профессия "менеджер" одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных в России[9,c.185].

Наука об управлении в  России находится на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры - ценностей и принципов, которые  лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

Итак, для формирования западноевропейской модели менеджмента большую роль сыграл опыт США, так как именно в США особенное внимание уделяли этому явлению. Так как Европа и США довольно близки по культуре, менеджмент в Европе очень схож с американским. 

 

 

2.2. Характеристика основных моделей западноевропейского менеджмента

 

2.2.1. Немецкая модель менеджмента

 

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920).

Концепция бюрократической рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления классического менеджмента. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления.

Не отрицая ряда недостатков  теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия)[5, c.168].

К особенностям немецкой модели менеджмента относятся:

1.   Стимулирование  профессиональной подготовки. Внимание в национальной системе профессионально-технического образования в большей степени уделено инженерному делу, техническому обучению. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте, так и теоретическое обучение. Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами.

2. Техническая  подготовленность  менеджеров. Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место в англосаксонских странах. Менеджеры среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

3. Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Авторитет управленцев основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж.

4.  Расширенный объем  ответственности и полномочий. Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции. Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

5.  Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

6. Качество и инновации. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия реализовывается путем: слияния и поглощения, создания совместных предприятий, закупки патентов и лицензий или инвестирования в НИОКР. Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ и организациями, которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований..

7.  Эффективные трудовые  отношения. Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами.

8.  Формализованный  производственный менеджмент. Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования[12, c.342].

В данном параграфе я рассмотрела особенности немецкой модели менеджмента, в которой особое внимание уделяется именно техническому образованию управленцев, длительный стаж работы на одном рабочем месте, высокая степень формализации.

 

2.2.2. Шведская модель менеджмента

 

Автор шведской модели социализма — лауреат Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль. Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства.

Термин «шведская модель»  возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе[16, c.165].

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор рассматриваются как результаты этой политики.

Швеция отличается от других стран принятием полной занятости  в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. [6, c.168] Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды[8, c.218].

Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Итак, шведская модель менеджмента  предусматривает децентрализованную рыночную систему, рост производства частного сектора, максимально полную занятость населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Современное состояние развития западноевропейской модели менеджмента

 

Рассмотрим особенности  западноевропейской модели менеджмента на современном этапе развития менеджмента.

Регламентация и процедурная  связь образуют жесткий каркас, обеспечивающий согласованность исполнений и соединение их в единый результат. Помехи в западноевропейской модели возникают в результате появления нерегламентированных и неконтролируемых действий. Поэтому в описании предприятия появляется администрация – отдельная группа сотрудников, воплощающих механизм управления. В их обязанности входит выбор применяемых процедур, доведение этого решения до каждого исполнителя, за работу которого они отвечают, контроль за исполнительностью работников и пресечение действий, выходящих за рамки регламентации и процедур[16, c.345].

Рефлексивные аспекты  в западной модели менеджмента связаны  с проявлением личной эффективности. Бытие, присутствие человека воспринимается через наличие некоторого эффекта, очевидно с ним связанного. Для владельца предприятие — средство проявления и максимизации того эффекта, через который он зафиксирует свое присутствие. Присутствие, бытие работника — это максимальное проявление того эффекта, ради которого человек был нанят. Именно такое отношение создало почву для появления «Принципов научного управления» Ф. Тейлора и этой работой было закреплено в модели. Вот что определяет основные аспекты развития проблематики рефлексивного управления в западной модели менеджмента: ищутся те мотивы, которые бы стали causa effeciens.

Концепция организации  западной компании скопирована у  военных. На схеме её можно изобразить в виде пирамиды, на вершине которой находится генеральный директор, отдающий указания топ-менеджерам, те - менеджерам среднего звена и так далее до самого низа. В ней нет дублирования функций, что исключает любую путаницу и обеспечивает быстрое и безошибочное реагирование в любых ситуациях[13, c.198].

Западная компания обычно разделяет людей, разрабатывающих  планы и людей их исполняющих, а сборщиков информации — от разработчиков стратегии. Организация западного типа четко определяет функции при помощи должностных инструкций и старается нанимать сотрудников в соответствии с ними. Все инновации и улучшения исходят сверху, другими словами - существует очень четкое разделение труда и каждый сотрудник компании должен знать зону своей ответственности. Что касается топ-менеджеров, то обычно они приходят извне, для решения определенной задачи (например увеличения продаж) и периодически переходят из одной компании в другую.

Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе