Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе. 2

 

     РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

     ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

     КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

     2 курс очного отделения

     специальность 080502

     «Экономика  и управление на предприятии (Культуры и искусства)»

     группа 27 РГБ

     К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

     по  дисциплине «Менеджмент» 

на  тему: Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе. 
 

     Исполнитель: Жадько К.К.

                                               Научный руководитель: проф. Москвитин Г.И. 
 

     Москва 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ  МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………….4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………..10

2.1 Немецкая модель менеджмента 10

2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики 18

2.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………………….22

3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО  МЕНЕДЖМЕНТА: ОБЗОР  РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ  ЭТАП 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       За  всю историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сфер с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

       Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что  содержится в зарубежной теории и  практике (но не бездумного его перенесения  на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

       Цель  курсовой работы – изучить особенности  западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие  задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.

       Объектом исследования являются модели менеджмента.

       Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели. 

       Основные  зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают  М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури  в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ  МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

       Экономические отношения связывают национальные экономики и в значительной степени  нейтрализуют национальные особенности  экономического поведения. На основании  этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная  часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

       

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера  по следующим мотивам: 

       

в настоящее  время многие организации активно  взаимодействуют с зарубежными  фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать  проблемы, связанные с тем, что  его участники действуют в  соответствии с традициями, принятыми  в их культуре

        опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в  связи с формированием мировой  экономики и усложнением связей между экономиками отдельных  стран

       менеджер  может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как  принято управлять деятельностью  людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями1

       Рис. 1.1 Национальные особенности управления

       Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А  это означает, что менеджмент сам  по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

       США вполне можно считать страной, в  которой в наибольшей степени  менеджменту обучают.

       Американский  менеджмент характеризуется жесткой  организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

       Для американского менеджмента очень  характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность  работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично  достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.2

       Европейский менеджмент отличается от американского  в незначительной степени. Дело в  том, что Европа и США – это  достаточно близкие культуры, а поэтому  обмен достижениями между ними протекает  с меньшими трудностями.

        В Европе, как  и в США, очень важную роль в  экономике играют мелкие и средние  предприятия (Рисунок 1.2). Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться. 
 

       Рис.1.2 Приоритет предприятий

       Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского  состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов  и компаний дочерние компании сохраняют  заметную долю самостоятельности. Эта  самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями  в Европе более актуальны, чем  в США.3

       На  японский менеджмент накладывает отпечаток  самобытная культура Японии и то, что  на мировой рынок она вышла  только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США  положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому  руководителей в Японии готовят  непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала  дают теоретические знания, которые  затем закрепляются практикой, то в  Японии предоставляют практику, которая  только затем переходит в знания.4

       Японцы  очень внимательно относятся  к связям между людьми, а также  к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность  под человека, а не человека под  должность ( Рисунок 1.3). Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие  

 

Рис. 1.3. Подборка должностей для человека 

работники особое внимание уделяют технологическим  нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

       Польза  японского опыта для российского  менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией  лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия  «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

       Наука об управлении в России находится  на стадии становления. Существенные отличия  касаются культуры – ценностей и  принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая  традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями  прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

       Сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования (Рисунок 1.4).5

       

         

       Рис. 1.4. Основные модели

       Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение квалификации руководителей. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности.

       Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы.

       Третья, японская, основана главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции "обучение посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму.

       Большинство западно-европейских стран, среди  которых лидируют Италия, Франция, Испания  и Нидерланды, придерживается смешанной  модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской  подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в  США, но зато большее значение имеют  работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ  МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Немецкая модель  менеджмента

 

       Большое влияние на развитие немецкой модели менеджмента оказал немецкий ученый, политик, министр экономики Людвиг Эдхард.

         Людвиг Эрхард (1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма»6. Реформа основывалась на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Эрхард полагал, что нет никакого социального рынка без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства, а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его мнению, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты. Социальное рыночное хозяйство предусматривало увеличение номинальных доходов посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, инвестирование, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов – все это обеспечивало защищенность и свободу граждан.

       Относительно  самостоятельным элементом социально  ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Социальная ориентация рынка  предполагала включение в его  механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика – это политика не в  угоду миллионерам, а политика для  миллионов.

       Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая  политика: освобождение от налогообложения  всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных  налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения наиболее богатых граждан некоторых субсидий.

          Но все же теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

       Концепция бюрократической рационализации, разработанная  М.Вебером, явилась важной составляющей становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной  трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов  определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств  достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение  должностных обязанностей и ответственности  работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности  и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.7 Им так же оглашалась использование, этой концепции (Рисунок 2.1). 

       

       Рис.2.1 Реализация концепции М.Вебера

       Наиболее  часто в сравнительных исследованиях  выделяют следующие особенности  немецкой модели менеджмента.

       1. Стимулирование профессиональной подготовки.

       Стимулирование  роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалисты постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно.

       В национальной системе профессионально-технического образования, особое вниманием уделяется к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами (Рисунок 2.2). Общее руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

       

       Рис.2.2 Утверждение правил об образовании

       2. Техническая  подготовленность менеджеров.

       Немецкие  менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в  Германии не слишком высоко ценится  общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной.

       В 1980-х годах были созданы две  бизнес-школы, преподавание в которых  ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том  числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных  рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или  университета.

        Для немецких менеджеров, мастеров и  наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в  немецкой научно-образовательной  квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении (Рисунок 2.3). Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии. 

                                                       

       Рис. 2.3 Образование менеджеров

       Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного  менеджмента, не считают зазорным постоянно  бывать в заводских цехах. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический  процесс и высококачественная продукция  значат гораздо больше для показателей  экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

       3. Расширенный объем ответственности и полномочий.

       Если  линейный персонал обладает высокой  квалификацией, то он меньше нуждается  в контроле и помощи со стороны  административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г.Хофстеде пишет, что высококвалифицированными и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их «мотивации» менеджер американского типа («дженералист»). Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

       4. Лояльность менеджеров.

       Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии  в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года ( Рисунок 2.4). В исследовании Р.Стюарт 20 из30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были заняты свыше 5 лет, а 6 из них – свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

 
 

       Рис. 2.4 Срок работа в одной фирме

       Многие  немецкие предприятия давно уже  используют принцип заместителей, или  «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают  своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.

       5.  Качество и инновации.

       Качество  продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом  немецких компаний. Высокий уровень  доходов немецких потребителей, позволяет  им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить  и укрепить свои конкурентные позиции  на рынке, было и остается техническое  совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться  различным путем: через слияния  и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и  лицензий или инвестирование в НИОКР. Еще один немецкий феномен – это  Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA). Состоящие в ней предприятия  и организации платят 0,5% своих  годовых доходов в исследовательский  фонд, средства которого расходуются  на отраслевые НИОКР.

       6. Формализованный производственный менеджмент.

       Немецкие  менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций  и процедур. Относительно высокой  является степень формализации в  виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать  в соответствии с правилами и  инструкциями. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, они постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.

2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики

 

       Термин  «шведская модель» возник в связи  со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные  наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.8

       Сейчас  этот термин используется в различных  значениях и имеет разный смысл  в зависимости от того, что в  него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и  государственное регулирование, преобладающую  частную собственность в сфере  производства и обобществление потребления.

       Другая  характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между  трудом и капиталом на рынке труда (Рисунок 2.5). На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

       

Рис.2.5 Отношения  между трудом и капиталом на рынке

       Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

       Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может  быть объяснено уникальной силой  шведского рабочего движения. Более  полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая  партия Швеции (СДРПШ). В течение  десятилетий с СДРПШ тесно  сотрудничает Центральное объединение  профсоюзов Швеции, что усиливает  реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости  в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

       Стремление  к равенству сильно развито в  Швеции. Когда лидер социал - демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как «дома народа», где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.9

       К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих мировых  войнах, рекордное по продолжительности  пребывание у власти Социал-демократической  рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым  формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные  и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем  движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между  руководством профсоюзов и предпринимателями  в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск  компромиссов на основе учета интересов  различных сторон.

Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе. 2