Западноевропейская модель менеджмента. 3



46

 

Введение

За всю историю существования менеджмента западноевропейские страны накопили значительный опыт искусства управления. Знать этот опыт, его прошлое - значить понимать настоящее и уметь предвидеть будущее. Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления. Именно потому, что эта тема столь интересна, я  остановилась на ней как на предмете своего исследования.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время от года к году, все более существенно становится формирование европейской идентичности, европейского сознания, продвижение общих культурных ценностей, которые содержат в себе части индивидуальной культуры каждой из стран Европы.

Целью данной курсовой работы является изучение западноевропейской модели менеджмента и особенностей ее развития на современном этапе. Задачей исследования является определение лучших достижений в западноевропейской модели, которые будут  наиболее эффективны при введении своего бизнеса и, при этом, быть отличным руководителем, не проиграв в «конкурентной борьбе», то есть добиться высочайшего качества, не потерять своих клиентов или не разориться. Для этого необходимо рассмотреть предпосылки возникновения западноевропейской модели менеджмента, характеристики менеджмента отдельных западноевропейских стран  и особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе.

При написании курсовой работы были использованы учебники, учебные пособия, монография. Библиографическими источниками для данной работы служили труды таких ученых как: Чудновская С.Н., Семенов А.К., Набоков В.И. и других.

 

 

 

1. Современные аспекты западноевропейского менеджмента

1.1 Предпосылки возникновения западноевропейской модели менеджмента

 

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. Но особое влияние на эволюцию европейского менеджмента оказала Великобритания. Она была первой страной мира, в которой осуществился быстрый переход от специализации ручного труда к машинной технике, повышению квалификации рабочих, а также изобретательству и внедрению инноваций в крупное промышленное производство. [Рис. 1]

Территориальная близость Великобритании к европейскому континенту позволила на рубеже XVIII-XIX вв. промышленному перевороту английских фабрик распространиться на Францию, а позже - на Германию.

Широкое использование машин в производстве вызвало повышение спроса на металл и создало условия для усовершенствований и новых открытий в этой отрасли. Растущая потребность в машинах и инструментах обусловила появление специальной отрасли промышленности - машиностроения. Создание фабричного машиностроения (в Великобритании в первой четверти XIX в., во Франции в 60-е гг. XIX в., в Германии - в 70-е гг. XIX в.) инициировало развитие инфраструктуры транспорта и средств связи. Появились железные дороги, строились пароходы, в качестве быстрого средства связи стал использоваться телеграф. [23. с. 162]

В процессе распространения технологий промышленного производства происходили качественные изменения внутренних и внешних экономических отношений и управления производством. В текстильной промышленности Франции с 1790 г. стали использоваться английские машины. Экспорт станков из Великобритании позволил увеличить производительность и качество продукции, расширить рынки сбыта, повысить профессиональный уровень работников и в целом оказал влияние на развитие всей промышленности Франции. Следует отметить, что главной отраслью французской экономики в этот период являлось сельское хозяйство. В нем было занято более 3/4 населения. В структуре сельского хозяйства преобладали мелкие крестьянские хозяйства с низкой потребностью в технике. В промышленности же преобладало мебельное производство по заказам с индивидуальной формой организации труда. Низкая потребность в машинах и оборудовании в сельском хозяйстве, мебельной, парфюмерной и фарфоровой промышленности затормозила на некоторое время развитие и внедрение научной организации труда и управления во всей стране. И только в начале XIX в. во Франции вновь возник интерес к ткацкому производству, были сделаны первые национальные изобретения в производстве узорчатых шелковых тканей, помимо этого была создана льнопрядильная машина. В 1851 г. на всемирной выставке в Лондоне прядильные машины Франции заняли второе место (после английских). Изобретенный французским инженером П. Мартеном в 1864 г. новый способ варки стали дал толчок развитию новых производств и технологий в металлургической отрасли Франции. В середине XIX в. Франция сравнялись по показателям экономического роста, качеству промышленной продукции, механизации и уровню организации труда в легкой промышленности с Великобританией. Однако более 70 % трудовых ресурсов все еще было сосредоточено в аграрном секторе, не использующем технические и агрокультурные усовершенствования.

Следует отметить, что недостаток техники в сельскохозяйственном производстве французы нередко компенсировали организацией труда. В сфере переработки продукции создавались закупочные кооперативы и кредитные товарищества. Впоследствии именно они сыграли большую роль в развитии банковского и финансового менеджмента.

В конце XIX в. в развитии французской экономики наметилась тенденция усиления роли банковского капитала. Этому помогали политика протекционизма, проводимая правительством, ресурсный потенциал колоний в Африке и Индокитае и начинающие формироваться ссудно-ростовщические черты французского менеджмента. В начале XX в. 3/4 финансов Франции уже были сконцентрированы в трех банках: «Лионский кредит», «Национальная контора» и «Генеральное общество». Руководство этих банков контролировало большую часть промышленности, входило в состав правлений металлургических и каменноугольных предприятий, владело акциями железных дорог и направляло избыточные капиталы в государственные займы и заграничные инвестиции, нередко используя их в качестве инструмента внешней политики. Перед Первой мировой войной объем инвестиций Франции в экономику иностранных государств превышал объем инвестиций в собственную промышленность и торговлю почти в два раза. Объектами инвестирования были Россия, Испания, Португалия, Турция, Румыния, Сербия. При этом Франция долгое время оставалась еще преимущественно аграрной маломеханизированной страной с низким уровнем концентрации производства.

Современная Франция является крупнейшим экспортером мира продукции пищевой промышленности, кожевенно-обувной, текстильной, химической и фармацевтической, а также производства алкоголя и обработки неблагородных металлов. Международное признание французской продукции во многом обязано исторически сложившейся тенденции независимого поведения французов. Эта черта и является характерной особенностью модели французского менеджмента. Французы любят свою страну, обладают глубокими знаниями истории Франции и ее колоний. Уверены, что именно Франция сформировала мировые стандарты демократии и справедливости, государственной системы управления, военного искусства, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры с определенной долей снисходительности относятся к иностранным и проявляют эти качества в любой обстановке.

Французский язык долгое время был признанным языком дипломатии. Особая точность (по сравнению с американским английским и другими языками) этого языка оказала влияние на поведение менеджеров и методы управления организацией. Точность и красота языка, с одной стороны, придают особую тональность в общении людей, воспитывают уважение к логике, рациональности и вниманию к деталям, с другой - порождают индивидуализм и самоуверенность. Следует отметить, что последние качества нередко снижают эффективность менеджмента. Французы, как правило, плохо работают в команде менеджеров. Внутри самой Франции это качество уравновешивается характерной для менеджмента сильной централизованной властью. [Рис. 2]

Определенным антиподом французскому менеджменту служит немецкий менеджмент. По сравнению с Великобританией и Францией развитие немецкого производственного управления проходило с некоторым запаздыванием. Первые фабрики в Германии появились в 30-е гг. XIX в. В это время Германия состояла из мелких самостоятельных государств, разделенных валютными и таможенными барьерами. Как и во Франции, распространение в Германии машинного производства началось с текстильной промышленности. Активный переход к машинному производству начался в 1871 г., когда образовалась Германская империя. Были ликвидированы таможенные и валютные барьеры, и государство приняло на себя функции регулирования экономики. [11. с. 436]

Следует отметить, что территориальное устройство и местное самоуправление оказали существенное влияние на формирование модели немецкого менеджмента. В истории Германии были периоды, когда государственная власть находилась в прямой зависимости от состояния экономики своих субъектов.

Еще в период Средневековья, во время Первого германского рейха, властью фактически обладали сословия (курфюрсты), непосредственно собиравшие налоги со своих подданных, затем власть перешла к городам, получившим финансовую самостоятельность за счет развития ремесел и торговли. Первым союзом и первой формальной территориальной организацией Германии, получившей реальную власть, было Объединение курфюрстов - рейхстаг. Этот союз планировалось использовать для выработки единой политики по обеспечению финансовой самостоятельности сословий и городов, но рейх оставался бедным. Собранные деньги были потрачены на военные действия Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.).

В дальнейшем опыт самостоятельного управления городами был использован при формировании Рейнского союза (1806 г.), а затем - Германского союза (1815 г.). Первая попытка создать федеративное государство - Второй германский рейх - произошла в 1871 г. Под руководством О. фон Бисмарка был создан проект Финансовой конституции, позволяющей отстоять финансовую независимость центра за счет введения имперских налогов. Но парламент рейха не поддержал проект, и разделение капиталов по землям еще долгое время не позволяло вырабатывать единую экономическую и промышленную политику Германии.

Существенное укрепление федеративного управления началось с принятием Веймарской конституции, создания Имперского финансового управления (1919 г.) и последующей финансовой реформы М. Эрцбергера. В результате удалось создать единую систему налогов и сосредоточить в рейхе ее управление.

Таким образом, в Германии начиная с 1920-х гг. в условиях децентрализованного управления стали отрабатываться экономические механизмы реализации единой политики развития промышленности и труда.

В начале 30-х гг. XX в. группа немецких ученых университета г. Фрайбурга под руководством В. Ойкена провела исследования условий функционирования предприятий в разных регионах Германии. В результате исследований была разработана концепция ордолиберализма («Политика порядка») и определена роль государства в формировании конкурентной среды и свободного ценообразования. Предлагаемая система мер по созданию условий функционирования экономики и общества включала правила и нормы, ограничивающие индивидуальную экономическую деятельность (порядок). Были систематизированы конституционные, правовые, организационные соглашения, обычаи и нормы, а также - требования, с помощью которых могли вступать в действие другие правила. Их несоблюдение влекло за собой достаточно жесткие социальные и экономические санкции. Концепция В. Ойкена закрепляла за государственной властью функции регулирования рынка и размер государственного вмешательства в экономику. Немецкий порядок предлагалось дополнить силой убеждения и личного примера.

Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны рейха, конкуренция и исторически сложившаяся глубокая децентрализация управления на уровне федерации, земли и коммуны создавали особые проблемы. Решению этих проблем было посвящено много исследований. Наиболее известна доктрина Социального рыночного хозяйства, разработанная К. Хартвигом, Ф. Бемом и другими представителями фрайбургской научной школы. Впоследствии доктрина Социального рыночного хозяйства использовалась в качестве экономической политики возрождения хозяйства послевоенной (после Второй мировой войны) Германии. Руководство реализацией Социального рыночного хозяйства осуществлял канцлер ФРГ профессор Л. Эрхард. Послевоенная экономика Германии находилась в тяжелом состоянии. Была разрушена большая часть заводов, фабрик, а также практически полностью уничтожены сельскохозяйственные угодья. В 1946 г. производство промышленной продукции составляло около 1/3 довоенного уровня. Шла масштабная эмиграция из Восточной Германии, продукты распределялись по карточкам, не хватало жилья и рабочих мест. В этой связи политика социальной ориентации была направлена на создание необходимых условий жизни, работы и постепенное повышение благосостояния всех слоев населения. В проведении такой политики государству отводилась новая роль - активного участника.

Восстановление экономики началось в 1948 г. Государство оказало поддержку предприятиям базовых отраслей (угольной, металлургии и электроэнергетики), которые в первую очередь нуждались в финансовой помощи. Поддержка была оказана в основном по выплате заработной платы. Для контроля финансовых потоков был учрежден Эмиссионный банк немецких земель с уставом, регулирующим отношения с частными банками, разработана система поддержки предпринимательства. Эти меры позволили возродиться малому и среднему бизнесу. Через два года производство товаров выросло в два раза, увеличилась производительность труда и заработная плата. К концу 50-х гг. XX в. ежегодный прирост промышленного производства достиг 10-15%. Начали развиваться предприятия машиностроения, оптики, сферы услуг, было осуществлено реформирование сельского хозяйства. Основная часть сельскохозяйственных земель закрепилась за средними и мелкими хозяйствами, рост производства и урожайности осуществлялся за счет механизации и совершенствования организации труда. В промышленности на основе иностранных инвестиций и патентов быстрыми темпами осуществлялось внедрение научно-технического прогресса.

В середине 1960-х гг. реформа Л. Эрхарда была признана «экономическим чудом Германии», но, несмотря на общую высокую оценку реформы, процесс восстановления хозяйства с акцентированными социальными мерами оказался экономически эффективным только до тех пор, пока рост общественного продукта осуществлялся высокими темпами. Недовольство высокими налогами привело, по мнению многих, к падению экономической эффективности, которое, в свою очередь, сопровождалось ослаблением мотивации к труду и постоянными ожиданиями дотаций от государства. Социальные расходы становились слишком большими, а рыночное хозяйство постепенно превратилось в заложника проводимой политики.

Следует отметить, что реализация доктрины Социального рыночного хозяйства столкнулась прежде всего с вопросами эффективности управления. Проблемы эффективности децентрализации государственного управления существуют и по сей день. Их решение осуществляется с помощью системы «финансового выравнивания» и механизма распределения налоговых поступлений между федерацией, землями и коммунами. Идеи «Политики порядка» и особенности управления децентрализованной экономикой оказали влияние на формирование немецкой деловой культуры и модели менеджмента.

На сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную структуру с обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в других странах считаются устаревшими и неэффективными. Но дисциплинированность и почитание вертикальных взаимоотношений в немецкой организации помогают преодолевать проблемы многоуровневой структуры. [Рис. 3]

В 50-х гг. XX в. модель построения социального рыночного хозяйства использовалась не только в Германии. [7. с. 35]

Концепция шведской социальной модели была разработана в шведском профсоюзном движении и использовалась Социал-демократической рабочей партией в качестве собственной принципиальной позиции. Социал-демократическая рабочая партия более 50 лет была партией власти.

В сотрудничестве с Центральным объединением профсоюзов Швеции она несколько десятилетий осуществляла две основные идеи концепции: полную занятость и стабильность цен. Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие исторические корни. Со Средних веков в Швеции сохраняются консервативные традиции, возникшие из частной собственности на землю. Они поддерживались всеми законами и удивительной способностью шведов избегать конфликтов. Стремление к равенству использовалось в качестве политических целей многими шведскими политиками. В 1928 г. лидер социал-демократов П. Ханссон предложил для разработки политики Социал-демократической рабочей партии концепцию «Щвеция - Дом народов». В ней говорилось о важности общих интересов для развития нации и о необходимости под лозунгами общего дома привлечь на сторону социал-демократов большую часть населения. В итоге партия на последующих выборах получила около 45 % голосов избирателей. Важным фактором приверженности социальным традициям является и внешнеполитический нейтралитет Швеции. С 1814 г. Швеция не участвует в войнах и осуществляет все преобразования и реформы эволюционным путем.

Особой чертой шведов является тяга к предпринимательству. Со времен викингов известны предприятия по производству оружия и драгоценных металлов. Более 1000 лет производится добыча железной руды и меди на экспорт. Шведские короли в XVI и XVII вв. поощряли иностранные инвестиции и импорт новой техники. В XVI в. началось развитие судостроения, в XVII в. страна имела военный и торговый флот, который по мощи мог сравняться с британским. Известная шведская компания Styra Copparberg более 700 лет действует на рынке и сегодня является одним из ведущих экспортеров страны. Из 30 лучших компаний обрабатывающей промышленности Швеции более половины образованы в XIX в. На протяжении всей истории Швеции государственная власть играла активную роль в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода. С 1950-х гг. XX в. на уровне государственной власти реализуются более широкие функции регулирования социально-экономических процессов с помощью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, социального страхования всего населения, профессионального обучения и переподготовки рабочей силы. [23. с.167]

Среди Скандинавских стран Швеция занимает лидирующие позиции. В настоящее время в Швеции лучшее в мире медицинское обслуживание и социальное страхование. Именно эти факторы способствовали появлению шведского феномена долголетия. В Швеции 18,1 % населения старше 65 лет, продолжительность жизни - 78 лет (практически такая же, как в Японии, - 79 лет). Население численностью 8,6 млн. человек производит валовой внутренний продукт на одного человека в размере 25 487 долл. По размерам территории среди государств мира она занимает 54-е место, а по валовому внутреннему продукту - 18-е место. По трудовой занятости населения занимает второе место в мире (первое место занимает Зимбабве). Высокий уровень жизни проявляется также и в покупательной способности населения. Швеция находится на первом месте по количеству владельцев всех видов телефонов, на пятом - по использованию посудомоечных машин, на седьмом - по холодильникам и видеомагнитофонам, на десятом - по автомобилям. Шведские транснациональные корпорации Volvo, Electrolux, Axel Jonson, SKF производят качественную продукцию не только для внутреннего рынка, они являются ведущими экспортерами Скандинавского региона и всего мира. Национально-исторические особенности жизнедеятельности шведов отражаются и в модели научного управления. [25. с. 46]

Сопоставив вышеперечисленные особенности европейской модели менеджмента, можно сделать вывод, что она включает в себя совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.

 

1.2 Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран

 

Западноевропейский менеджмент состоит  из нескольких моделей управления разных стран Западной Европы. Основными моделями управления, которые сформировали общую модель для всех европейских стран, являются немецкая, шведская, французская и швейцарская модели менеджмента.

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920), который разработал базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента, и которые являются вполне актуальными и сегодня. [12. с. 27]

Выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента:

1. Стимулирование профессиональной подготовки. Система профессионально-технического образования обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Важное значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

Стимулирование роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями.

2. Техническая  подготовленность менеджеров. Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и, соответственно,  не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью. Немцы полагали, что менеджмент  как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. Менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса. Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, они не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами. [6. с. 36]

3. Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников. Стремясь быть ближе к цехам и производственным подразделениям, создается потенциал для взаимоприемлемых  внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами немецкой организации.

Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

Авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии.

Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным.

4. Расширенный объем ответственности и полномочий. Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата.

5. Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года.

Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.

6. Качество и инновации. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество.

7. Эффективные трудовые отношения. Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами.

8. Формализованный производственный менеджмент. Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию.

Особенности немецкого менеджмента также проявляются в стиле проведения встреч, переговоров и выработке решений. Процедуры переговоров, как правило, до мелочей формализованы и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее составляют из разных специалистов. Члены группы всегда хорошо информированы о решаемой проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов для подтверждения правоты своих слов, не вмешиваются в замечания своих коллег, соблюдают очередность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тщательно записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготовленными для следующей встречи.

В администрировании немецкие менеджеры пунктуальны, в обоснованиях своей позиции всегда опираются на соответствующие документы. Они любят планировать будущее и не любят отчеты за короткие промежутки времени, предпочитают годовые отчеты квартальным и месячным. Стараясь не совершать ошибок, хотят быть справедливыми, переходят к новому делу только после того, как завершат старое. [19. с. 40]

Людям, не знакомым со спецификой немецкого менеджмента, может показаться, что многие решения разрабатываются в обстановке секретности.

Элементы немецкой модели менеджмента присутствуют в Нидерландах, Скандинавии, Бельгии и т.д. [5. с. 72]

Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в. объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

 Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. [17. с. 114]

Западноевропейская модель менеджмента. 3