10 контрольных работа по системе управления (Решение → 16650)

Описание

Практическое занятие 1.

Деловая игра

«Организация и проведение исследования на предприятии»

Задание.

Вашей команде необходимо разработать план работы над исследовательским проектом (расположить виды деятельности в соответствии с той последовательностью, которой вы будете придерживаться в работе над проектом).

Задание выполняется поэтапно.

Этап 1. Изучите список видов деятельности (табл.1) и расположите их

в той последовательности, которой, по вашему мнению, необходимо придерживаться в работе над проектом. Заполните колонку 2.

Примечание: в ходе этапа 1 не допускается групповое обсуждение. Этап 2. В ходе группового обсуждения в команде придите к согласию

относительно порядка предпринимаемых действий. Заполните колонку 3. Примечание: значения в колонке 3 (ранжирование команды) должны

быть одинаковыми в бланках всех членов команды.

Этап 3. Ознакомьтесь с результатом эталонного ранжирования (предоставляется преподавателем). Заполните колонку 4.

Этапы 4-5. Данные, полученные в результате индивидуального и командного выполнения работы, необходимо сравнить с оценкой экспертов и заполнить колонки 5 и 6 (определяется разность значений по модулю).

Определите по итоговым значениям колонок 5 и 6 наиболее компетентного члена команды и наиболее компетентную команду (если в практическом занятии принимали участие несколько команд).

Примечание: чем ниже итоговое значение, тем выше компетентность участника деловой игры или команды.

Этап 6. Сделайте вывод, сработал ли в вашей команде принцип синергии, согласно которому команда в целом работает лучше, чем каждый из ее участников по отдельности.

Оглавление

Практическое занятие 2. Работа с кейсом «Упрямые клиенты»1 Исходная ситуация.Краткое описание ситуации. Автор кейса Виталий Авсеев пытается понять, как можно ускорить развитие направления управленческого консалтинга, которое он возглавляет в своей

Практическое занятие 2.

Работа с кейсом «Упрямые клиенты»1

Исходная ситуация.

Краткое описание ситуации.

Автор кейса Виталий Авсеев пытается понять, как можно ускорить развитие направления управленческого консалтинга, которое он возглавляет

в своей компании. Дело в том, что объектом консалтинга выбраны малые и средние фирмы, многие из которых, по его мнению, остро нуждаются в советах со стороны. Но потенциальные клиенты этого почему-то не осознают и от услуг консультантов пока упорно отказываются.

Подробное описание ситуации.

Виталий Авсеев с осени прошлого года возглавляет направление управленческого консалтинга в компании "1C: ВДГБ-консалт", основной деятельностью которой до сих пор были продажа и инсталляция программных продуктов фирмы "1С". Есть у компании и собственные разработки на основе "1С". Консалтинговое направление представлено IT-консалтингом при продаже программ. Автора проблемы пригласили в "ВДГБ-консалт" после того, как он, будучи независимым консультантом, помог этой компании с разработкой стратегии продвижения на рынок.

В принципе необходимость развивать направление управленческого консалтинга осознавалась в ВДГБ давно. Ведь он – естественная дополнительная услуга к IT-консалтингу. Задача была поставлена так: развивать это направление, координируя свою позицию с позицией "1С-консалтинг". Что, впрочем, не исключает самостоятельного развития данной услуги, без привязки к другим продуктам компании. До сих пор все направление состоит из одного Виталия Авсеева – еще два сотрудника присоединятся, как только появится первый клиент.

Условия для запуска нового бизнес-направления Виталий Авсеев считает благоприятными. У сотрудников отдела франчайзинга компании "1С: ВДГБ-консалт" налажены постоянные контакты с клиентами, которые ранее приобретали продукты "1С" (всего их около 4 тыс.). По мнению автора проблемы, отдел франчайзинга вполне может выступать в роли коллективного агента предлагаемой им услуги. Уже подготовлены тренинги для отдела франчайзинга, отдела продаж и для так называемых отраслевых специалистов, где сотрудники будут обучаться презентации новой услуги и азам управленческого консультирования, чтобы уметь отвечать на вопросы потенциальных клиентов.

В перспективе планируется создать новый отдел по работе с клиентами, который займется поиском потенциальных заказчиков. Как площадку по их привлечению Виталий Авсеев уже использует так называемые "1C"-семинары, на которых он выступает в качестве специального партнера компании "1С", и пресс-конференции для страховых изданий, проводимые его компанией раз в месяц.

Набор услуг, предлагаемый подразделением, вполне стандартен и на новое слово в консалтинге не претендует: предварительное изучение фирмы-клиента, анализ ситуации, разработка альтернативной оргструктуры и оптимизация бизнес-процессов. Необходимая услуга может быть предоставлена в двух формах: как участие специалиста в выработке управленческих решений (процессный консалтинг) или как ответ на сформулированную заказчиком проблему (экспертный консалтинг). Предлагает отдел и услуги маркетингового консалтинга, а также разработку стратегии для небольших фирм.

Финансовые условия "ВДГБ-консалта" таковы. Час работы консультанта стоит $60, то есть его рабочий день обойдется примерно в $500. Если общее количество часов превышает 20, компания делает скидку $200- 300. Виталий Авсеев не считает это чрезмерной суммой и приводит в пример соответствующие предложения известных компаний – они больше в разы. Что касается маркетингового направления, то тут он согласен со схемой оплаты в зависимости от достигнутого результата. За разработку стратегии господин Авсеев намерен брать $1,5 тыс.

Главной проблемой, мешающей заключению контрактов между небольшими компаниями и консультантами, автор считает отсутствие реальных точек соприкосновения и площадок общения потенциальных клиентов со специалистами по управлению. Практически нет и специализированных изданий по данной тематике и общепризнанных ассоциаций консультантов, а существующие профобъединения не ведут сколько-нибудь заметной работы. У немногочисленных известных на рынке консалтинга компаний предложения для малого и среднего бизнеса почти отсутствуют – они работают в основном с крупными фирмами.

Однако, несмотря на декларируемую очевидность проблем, потенциальных клиентов не удается сделать клиентами реальными. Два месяца, прошедшие с начала активной деятельности подразделения, потрачены вхолостую. По словам Виталия Авсеева, он провел уже 15 встреч с руководителями небольших компаний разных отраслей. С тремя из них он, по его утверждению, находится на стадии заключения договоров. Большинство остальных управленцев, с которыми общался автор проблемы, получили дополнительное бизнес-образование в различных экономических вузах и осознают необходимость постановки регулярного менеджмента, разработки стратегии и маркетинговой политики. Сложность, однако, в том, что они не очень доверяют возможностям консалтинга. Виталий Авсеев относит их к категории сомневающихся и надеется, что они примут нужное решение.

Хотя наличие управленческих проблем признается, потенциальные клиенты отказываются от привлечения консультантов. Они считают, что справятся сами и ситуация пока не дозрела до приглашения специалиста. Виталий Авсеев не понимает, почему, несмотря на полный бардак в распределении полномочий, о котором ему рассказывают знакомые с ситуацией ИТ-консультанты, руководители фирм не желают звать внешних консультантов.

Задание.

Ответьте на вопросы:

1. Каковы доводы «за» и «против» использования услуг внешних консультантов?

2. Какие направления управленческого консультирования наиболее востребованы, по вашему мнению, руководством малого и среднего бизнеса?

3. Какие меры помогут, на ваш взгляд, решить проблему автора кейса с привлечением клиентов на консалтинговые услуги?

Практическое занятие 3.

Рынок консалтинговых услуг в России

Исходная информация.

Исследование отечественного рынка консалтинговых услуг проводится силами разных компаний. Наиболее популярны результаты ежегодного исследования от компании «Эксперт РА». Основной вывод, сделанный исследователями по итогам 2006 г. – экспансия аудиторско-консалтинговых групп в регионы достигла своего апогея. Национальные сети, действующие под международными брендами, полностью определяют тенденции рынка.

Объем рынка 150 аудиторско−консалтинговых групп увеличился за 2006 год на 38,5% и достиг 27 млрд рублей. Уже не в первый раз бурные темпы роста обеспечила десятка лидеров рейтинга (на ее долю приходится 50% от общего объема рынка).

Однако на этот раз размах превзошел все ожидания. Причем рост в основном носил экстенсивный характер: он осуществлялся за счет агрессивного вторжения в регионы, поглощения других, более мелких структур, расширения штата специалистов. Как следствие, за последние два года доходы компаний первой десятки топ-150 увеличились более чем в два раза, с 6 до 13,3 млрд рублей (в среднем за год на 50%).

В таблице 2 представлена информация о динамике и структуре рынке консалтинговых услуг в России2.

Задания.

1. Постройте график динамики объема совокупной выручки за 2003-2006 гг. Определите темп прироста объема совокупной выручки в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Сделайте вывод.

2. Определите структуру рынка консалтинговых услуг в 2006 г.

3. Определите темпы прироста объема выручки по видам консультирования по двум периодам времени: 2006-2005, 2005-2004.

4. Ответьте на вопросы:

4.1. Какие виды консультирования наиболее динамичные по итогам 2006 года? Объясните.

4.2. По каким видам консультирования наблюдается снижение доли в структуре рынка консалтинговых услуг? Объясните.

4.3. Спрогнозируйте перспективы развития отрасли управленческого консультирования в России.

Практическое занятие 4.

Составление конспекта статьи управленческой тематики

Исходная информация.

На практическое занятие студенты приносят статью управленческой тематики (на выбор). Рекомендуется использовать статьи из таких журналов, как «Секрет фирмы», «Компания», «Бизнес», «Деньги», «Управление компанией», «Генеральный директор» и т.д.

Конспект – универсальная форма анализа содержания статей. Он объединяет все другие формы: план, тезисы, резюме. К составным элементам конспекта относят:

• план источника информации;

• изложение основных мыслей источника;

• оценочные характеристики основных положений источника тем, кто конспектирует.

В тексте конспекта уместны цитаты, схемы, таблицы, доказательства. Желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых в источнике.

Конспект не должен быть чрезмерным по объему, т.к. конспектирование – это не тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление.

Логическим завершением конспекта являются структурно-логические схемы.

Задание.

1. Внимательно изучить содержание статьи.

2. Представить план статьи с краткими тезисами.

3. Высказать собственную оценку (отразить актуальность, новизну, практическую значимость статьи и т.д.).

4. Составить структурно-логическую схему статьи.

5. Дать библиографическое описание статьи.

Практическое занятие 5.

Логический аппарат исследования

Исходная информация.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на три группы: методы теоретического исследования, методы эмпирического исследования и эмпирико-теоретические методы исследования.

В основе методов теоретического исследования лежит использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для диагностики и решения исследуемой проблемы или ситуации.

Знание законов и принципов логики, основных форм мышления позволяет грамотно провести анализ управленческой ситуации, в ходе диагностики определить ее причины и следствия, взаимосвязи между обнаруженными фактами, проверить гипотезы, сделать выводы, основываясь на правилах использования разных видов умозаключений.

Задания:

1. Запишите с помощью логических символов следующие суждения:

1. 1. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец.

1. 2. Нужно трудиться, чтоб у нас отличиться.

2. Установите отношения между объемом и содержанием следующих понятий:

2. 1. Компания – авиакомпания.

2. 2. Менеджмент – финансовый менеджмент.

3. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

3.1. Специалист по международным отношениям.

3.2. МГТУ ГА.

3.3. Деньги.

3.4. Обанкротившееся предприятие «Фортуна».

3.5. Алогизм.

3.6. Юпитер:

а) верховный бог древних римлян;

б) самая большая планета Солнечной системы.

4. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера)

4.1. Ученый (А), американский ученый (В), «отец научного менеджмента» (С), Ф.Тейлор (D)

4. 2. Менеджер (А), экономист (В), ученый (С), человек (D)

4. 3. Добро (А), зло (В)

4. 4. Экономист (А), женщина (В), экономист, работающий в банке (С).

4. 5. Мать (А), женщина (В), дочь (С)

4. 6. Мужчина (А), женщина (В), человек (С)

4.7. Государство (A), столица государства (B), европейская столица (C), Токио (D)

4. 8. Авиакомпания (А), аэропорт (В), авиапредприятие (С).

20

5. Укажите вид логической операции (обобщение или ограничение):

5. 1. Радость - чувство

5. 2. Учебное заведение - ВУЗ

5. 3. Менеджмент – кадровый менеджмент

5. 4. Сотрудник компании - руководитель

5. 5. Республика – государство

6. Обобщите и ограничьте понятие:

6.1. – Менеджер -

6.2. – Авиапредприятие –

7. Укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие

Менеджмент - научная дисциплина, изучающая технико-экономические, организационные и социально-психологические аспекты управленческой деятельности.

8. Определите, правильно ли произведена операция деления объема понятия:

8. 1. Европа: Западная Европа, Восточная Европа.

8. 2. Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный.

8. 3. Персонал: со средним образованием, с высшим образованием.

8. 4. Дом: одноэтажный, многоэтажный.

9. Дайте родовидовое определение следующим понятиям:

9.1. Финансовый менеджмент – это...

9.2. Управление персоналом – это...

9.3. Статистика – это...

9.4. Бухгалтерский учет – это...

10. Найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку.

10. 1. Эти люди лишены инициативы.

10. 2. Каждое предприятие нуждается в эффективном управлении.

11. Найдите составляющие сложное суждение простые суждения и определите, какой связкой они связаны.

«Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж.Руссо).

12. Установите вид умозаключения:

12.1. В устройстве двигателя внутреннего сгорания Э.Ленуара используется закон превращения тепловой энергии в механическую. Этот же закон используется и в паровом двигателе. Значит, во всех двигателях используется закон превращения тепловой энергии в механическую.

12.2. Все предприниматели должны знать налоговое законодательство. Петров – предприниматель. Значит, он должен знать налоговое законодательство.

12.3. Я мыслю, следовательно, я существую.

12.4. По отзывам всех жителей нашего города, применивших асбесто-пористую изоляцию в своих домах, издержки оправдали себя. Поэтому этот вид изоляции – в общем выгодное вложение средств.

12.5. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем

к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности…» (Ф.Энгельс). Результат умозаключения соответствует действительности. Значит, наши предпосылки верны и мы не нарушили законов мышления.

12.6. Было проведено исследование 50 преуспевающих предприятий в США. (Критерием преуспевания являлись высокие финансовые показатели деятельности, высокий курс акций и т.д.). В результате было доказано, что на всех этих предприятиях сильная корпоративная культура. Значит, все преуспевающие предприятия имеют сильную корпоративную культуру.

12.7. Если у преступника был сообщник, то налицо преступная группа,

а если преступление совершено группой, то это - преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если у преступника был сообщник, то это - преступление с отягчающими обстоятельствами.

12.8. Все люди стремятся к счастью, он тоже человек.

22

12.9. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было

в роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы его предки.

12.10. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

12.11. В одном городе производились измерения радиационного фона. В первом, третьем и шестом микрорайонах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 микрорайонов. Было сделано предположение, что уровень радиации соответствует норме на всей территории города.

13. Установить вид условного умозаключения и его правильность:

13.1. Нынешняя зима была многоснежной. Значит, следуя народной примете: «Зима без снега – лето без хлеба», надо ждать хорошего урожая.

13.2. Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития.

13.3. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали. Значит, туман рассеялся.

13.4. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья Д. – потерпевший. Следовательно, он не может участвовать в рассмотрении дела.

13.5. Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (грузинская пословица). И так как мы чужому счастью не завидуем, значим, мы будем счастливы.

Список литературы

Практическое занятие 6.

Моделирование управленческих ситуаций

Исходная информация.

Региональная фирма «Уран-компьютер» известна на местном рынке в течение 10 лет благодаря высокоэффективной сборке и реализации компьютерной техники. Директор Петр Ивлиев считает, что залогом успеха фирмы являются своевременные поставки качественных комплектующих. В настоящее время у фирмы 3 поставщика.

1. ОАО «Мегахит» находится в Москве и отличается большими объемами реализуемых партий и хорошим ассортиментом товаров. Компания обеспечивает самые низкие цены, но совершенно не желает проявлять гибкость ни в каких вопросах. В то же время этот поставщик всегда заблаговременно предоставляет всю необходимую коммерческую информацию (о новых марках, об изменениях на рынке компьютеров и т.д.).

2. ООО «Профит», также расположенный в Москве, не такой крупный и потому занимается также поставками мелких партий, скомплектованных под конкретного заказчика. Его изделия проходят предварительный контроль, и проблем с качеством продукции практически не бывает.

3. ИП «Иванежкин» работает на местном рынке и отличается скромными объемами продаж. Качество его товара оставляет желать лучшего, но сроки поставки он обеспечивает самые короткие. К тому же часто он готов взять на себя доставку необходимых комплектующих. К достоинствам данного поставщика можно отнести и его готовность оказать как консультативную, так и техническую поддержку своим покупателям.

Гарантийные сроки на аналогичные товары у всех трех поставщиков одинаковые.

Начальник отдела снабжения Дмитрий Ротанов предпочитает второго поставщика. Недавно у директора состоялся разговор с Дмитрием. Директор заявил, что поставщика надо выбирать «по критериям» и предложил построить модель, по результатам исследования которой определить, совпадает ли его выбор с выбором по модели.

Задание.

Постройте модель выбора поставщика, используя следующие критерии: сроки поставки, качество комплектующих, цены, гарантии, послепродажное обслуживание, информирование, доставка товара, объемы поставок, полнота ассортимента, стабильность.

Для этого выберите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, критериев. Присвойте им «вес» так, чтобы в сумме веса всех пяти критериев дали 1. Проставьте оценки для всех поставщиков по выбранным критериям. Максимальная средневзвешенная оценка укажет на лучшего поставщика.

Практическое занятие 7.

Разработка анкеты и проведение анкетирования

Исходная информация.

Метод анкетирования в исследовании проблем управления – один из самых распространенных, так как:

• это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации (за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей);

• результаты анкетирования более доступны для математической обработки.

Задание.

1. Объединиться в группы по 3-5 человек.

2. Выбрать проблему для исследования, учитывая, что объектом анкетирования являются однокурсники, знакомые и т.д. Предметом исследования могут стать явления и процессы, происходящие в сфере образования, досуга, карьеры, коммуникаций, быта и потребления товаров и услуг и т.д.

3. В соответствии с выбранной проблемой разработать анкету (см. ниже методические рекомендации).

4. Предложить анкету для заполнения респондентам (количество респондентов не менее 10).

5. Провести обработку данных и интерпретацию полученных результатов. Рекомендуется результаты анкет представлять в виде структуры исследуемого явления (процентном соотношении). Например, “в опросе принимали участие 30 человек, из них 40% считают, что..., 35% - ..., а 25% -

...” (такие результаты удобно представлять в виде диаграмм).

5. Оформить отчет о проделанной работе. Структура отчета:

1. Цель анкетирования.

2. Объект и предмет исследования.

3. Гипотезы и задачи исследования.

4. Бланк анкеты.

5. Таблицы с результатами анкетирования.

6. Графическое представление результатов исследования (диаграммы).

7. ыводы исследования.

8. В Приложении к отчету заполненные бланки анкеты.

Методические рекомендации по разработке анкеты.

Анкета - система вопросов, направленных на выяснение

существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации.

Правила графического оформления анкеты:

* Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным.

* Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.

* Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.

* Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь.

Анкета состоит из трех частей:

• Вводная часть.

• Основная часть.

• “Паспортичка”.

Исходная информация.

За основу взяты результаты экспертного опроса «Оценка профессионально-важных качеств рекрутера», опубликованные в журнале «Управление персоналом» (табл. 4). В экспертном опросе приняли участие четыре группы экспертов: руководители кадровых агентств, рекрутеры, заказчики (работодатели), соискатели.

Задание.

1. Постройте матрицу корреляций.

Практическое занятие 10.

Диагностика исследовательского типа личности

Исходная информация:

Для определения типа личности воспользуйтесь адаптированной методикой Дж.Голланда «Определение типа личности».

Инструкция:

В таблице 6 попарно представлены различные профессии. В каждой паре постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий: «автомеханик» или «авиаконструктор» - вы предпочитаете первую. Тогда в графе 1 (а) вы должны поставить «+».

Если выбор сделать сложно, представьте себе такую жизненную ситуацию, в которой вам необходимо принять сложное решение: чем заниматься, чтобы обеспечить свою жизнь и жизнь своих близких. При выборе также делаются допущения: равная оплата труда по двум представленным вариантам и наличие способностей к любому виду труда.

Таблица 6

Практическое занятие 9.

Статистический анализ систем управления

Исходная информация:

В таблице 5 представлены данные производственно-хозяйственной деятельности по 25 предприятиям.

Задания:

1. Выполнить группировку предприятий, приняв в качестве группировочного признака стоимость основных средств. Выделить мелкие, средние и крупные предприятия. Число групп и величину интервалов принять самостоятельно.

2. По каждой группе определить число предприятий, среднюю стоимость основных средств (май), среднюю величину прибыли (май).

3. По каждой группе рассчитать удельный вес (долю) каждой группы по числу предприятий, стоимости основных средств (май), величине прибыли (май).

Результаты по пп. 1-3 представить в виде таблицы.

4. Построить ряд распределения предприятий по стоимости основных средств. Для построенного ряда рассчитать среднюю и медиану. Сформулировать вывод об однородности совокупности и надежности средней.

5. Установить наличие и характер корреляционной связи между стоимостью основных средств предприятий и величиной прибыли (май).

6. По одному из предприятий проанализировать его динамику по прибыли, рассчитав темпы прироста.

Таблица 5

Данные производственно-хозяйственной деятельности

    
          Описание
          Практическое занятие 1. Деловая игра «Организация и проведение исследования на предприятии»Задание. 	Вашей команде необходимо разработать план работы над исследовательским проектом (расположить виды деятельности в соответствии с той последовательностью, которой вы будете придерживаться в работе над проектом).Задание выполняется поэтапно. Этап 1. Изучите список видов деятельности (табл.1) и расположите их 	в       той последовательности, которой, по вашему мнению, необходимо придерживаться в работе над проектом. Заполните колонку 2. Примечание: в ходе этапа 1 не допускается групповое обсуждение. Этап 2. В ходе группового обсуждения в команде придите к согласиюотносительно порядка предпринимаемых действий. Заполните колонку 3. Примечание: значения в колонке 3 (ранжирование команды) должныбыть одинаковыми в бланках всех членов команды. Этап 3. Ознакомьтесь с результатом эталонного ранжирования (предоставляется преподавателем). Заполните колонку 4. Этапы 4-5. Данные, полученные в результате индивидуального и командного выполнения работы, необходимо сравнить с оценкой экспертов и заполнить колонки 5 и 6 (определяется разность значений по модулю).	Определите по итоговым значениям колонок 5 и 6 наиболее компетентного члена команды и наиболее компетентную команду (если в практическом занятии принимали участие несколько команд). 	Примечание: чем ниже итоговое значение, тем выше компетентность участника деловой игры или команды. Этап 6. Сделайте вывод, сработал ли в вашей команде принцип синергии, согласно которому команда в целом работает лучше, чем каждый из ее участников по отдельности. 
          Оглавление
          Практическое занятие 2. Работа с кейсом «Упрямые клиенты»1 Исходная ситуация.Краткое описание ситуации. 	Автор кейса Виталий Авсеев пытается понять, как можно ускорить развитие направления управленческого консалтинга, которое он возглавляет	в   своей компании. Дело в том, что объектом консалтинга выбраны малые и средние фирмы, многие из которых, по его мнению, остро нуждаются в советах со стороны. Но потенциальные клиенты этого почему-то не осознают и от услуг консультантов пока упорно отказываются. Подробное описание ситуации. 	Виталий Авсеев с осени прошлого года возглавляет направление управленческого консалтинга в компании 1C: ВДГБ-консалт, основной деятельностью которой до сих пор были продажа и инсталляция программных продуктов фирмы 1С. Есть у компании и собственные разработки на основе 1С. Консалтинговое направление представлено IT-консалтингом при продаже программ. Автора проблемы пригласили в	ВДГБ-консалт после того, как он, будучи независимым консультантом, помог этой компании с разработкой стратегии продвижения на рынок.	В     принципе необходимость развивать направление управленческого консалтинга осознавалась в ВДГБ давно. Ведь он – естественная дополнительная услуга к IT-консалтингу. Задача была поставлена так: развивать это направление, координируя свою позицию с позицией 1С-консалтинг. Что, впрочем, не исключает самостоятельного развития данной услуги, без привязки к другим продуктам компании. До сих пор все направление состоит из одного Виталия Авсеева – еще два сотрудника присоединятся, как только появится первый клиент.	Условия для запуска нового бизнес-направления Виталий Авсеев считает благоприятными. У сотрудников отдела франчайзинга компании 1С: ВДГБ-консалт налажены постоянные контакты с клиентами, которые ранее приобретали продукты 1С (всего их около 4 тыс.). По мнению автора проблемы, отдел франчайзинга вполне может выступать в роли коллективного агента предлагаемой им услуги. Уже подготовлены тренинги для отдела франчайзинга, отдела продаж и для так называемых отраслевых специалистов, где сотрудники будут обучаться презентации новой услуги и азам управленческого консультирования, чтобы уметь отвечать на вопросы потенциальных клиентов. 	В        перспективе планируется создать новый отдел по работе с клиентами, который займется поиском потенциальных заказчиков. Как площадку по их привлечению Виталий Авсеев уже использует так называемые 1C-семинары, на которых он выступает в качестве специального партнера компании 1С, и пресс-конференции для страховых изданий, проводимые его компанией раз в месяц.	Набор услуг, предлагаемый подразделением, вполне стандартен и на новое слово в консалтинге не претендует: предварительное изучение фирмы-клиента, анализ ситуации, разработка альтернативной оргструктуры и оптимизация бизнес-процессов. Необходимая услуга может быть	предоставлена в двух формах: как участие специалиста в выработке управленческих решений (процессный консалтинг) или как ответ на сформулированную заказчиком проблему (экспертный консалтинг). Предлагает отдел и услуги маркетингового консалтинга, а также разработку стратегии для небольших фирм. 	Финансовые условия ВДГБ-консалта таковы. Час работы консультанта стоит $60, то есть его рабочий день обойдется примерно в $500. Если общее количество часов превышает 20, компания делает скидку $200-	300.  Виталий Авсеев не считает это чрезмерной суммой и приводит в пример соответствующие предложения известных компаний – они больше в разы. Что касается маркетингового направления, то тут он согласен со схемой оплаты в зависимости от достигнутого результата. За разработку стратегии господин Авсеев намерен брать $1,5 тыс. 	Главной проблемой, мешающей заключению контрактов между небольшими компаниями и консультантами, автор считает отсутствие реальных точек соприкосновения и площадок общения потенциальных клиентов со специалистами по управлению. Практически нет и специализированных изданий по данной тематике и общепризнанных ассоциаций консультантов, а существующие профобъединения не ведут сколько-нибудь заметной работы. У немногочисленных известных на рынке консалтинга компаний предложения для малого и среднего бизнеса почти отсутствуют – они работают в основном с крупными фирмами. 	Однако, несмотря на декларируемую очевидность проблем, потенциальных клиентов не удается сделать клиентами реальными. Два месяца, прошедшие с начала активной деятельности подразделения, потрачены вхолостую. По словам Виталия Авсеева, он провел уже 15 встреч с руководителями небольших компаний разных отраслей. С тремя из них он, по его утверждению, находится на стадии заключения договоров. Большинство остальных управленцев, с которыми общался автор проблемы, получили дополнительное бизнес-образование в различных экономических	вузах и осознают необходимость постановки регулярного менеджмента, разработки стратегии и маркетинговой политики. Сложность, однако, в том, что они не очень доверяют возможностям консалтинга. Виталий Авсеев относит их к категории сомневающихся и надеется, что они примут нужное решение. 	Хотя наличие управленческих проблем признается, потенциальные клиенты отказываются от привлечения консультантов. Они считают, что справятся сами и ситуация пока не дозрела до приглашения специалиста. Виталий Авсеев не понимает, почему, несмотря на полный бардак в распределении полномочий, о котором ему рассказывают знакомые с ситуацией ИТ-консультанты, руководители фирм не желают звать внешних консультантов. Задание. Ответьте на вопросы: 	1.     Каковы доводы «за» и «против» использования услуг внешних консультантов? 	2.     Какие направления управленческого консультирования наиболее востребованы, по вашему мнению, руководством малого и среднего бизнеса?	3.  Какие меры помогут, на ваш взгляд, решить проблему автора кейса с привлечением клиентов на консалтинговые услуги?Практическое занятие 3. Рынок консалтинговых услуг в России Исходная информация. Исследование отечественного рынка консалтинговых услуг проводится 	силами разных компаний. Наиболее популярны результаты ежегодного исследования от компании «Эксперт РА». Основной вывод, сделанный исследователями по итогам 2006 г. – экспансия аудиторско-консалтинговых групп в регионы достигла своего апогея. Национальные сети, действующие под международными брендами, полностью определяют тенденции рынка. 	Объем рынка 150 аудиторско−консалтинговых групп увеличился за 2006 год на 38,5% и достиг 27 млрд рублей. Уже не в первый раз бурные темпы роста обеспечила десятка лидеров рейтинга (на ее долю приходится 50% от общего объема рынка). Однако на этот раз размах превзошел все ожидания. Причем рост	в  основном носил экстенсивный характер: он осуществлялся за счет агрессивного вторжения в регионы, поглощения других, более мелких структур, расширения штата специалистов. Как следствие, за последние два года доходы компаний первой десятки топ-150 увеличились более чем в два раза, с 6 до 13,3 млрд рублей (в среднем за год на 50%). В   таблице 2 представлена информация о динамике и структуре рынке консалтинговых услуг в России2. Задания. 	1.          Постройте график динамики объема совокупной выручки за 2003-2006 гг. Определите темп прироста объема совокупной выручки в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Сделайте вывод.2.          Определите структуру рынка консалтинговых услуг в 2006 г. 	3.          Определите темпы прироста объема выручки по видам консультирования по двум периодам времени: 2006-2005, 2005-2004.4.          Ответьте на вопросы: 	4.1. Какие виды консультирования наиболее динамичные по итогам 2006 года? Объясните.	4.2. По каким видам консультирования наблюдается снижение доли в структуре рынка консалтинговых услуг? Объясните.	4.3. Спрогнозируйте перспективы развития отрасли управленческого консультирования в России.Практическое занятие 4. Составление конспекта статьи управленческой тематики Исходная информация. На практическое занятие студенты приносят статью управленческой 	тематики (на выбор). Рекомендуется использовать статьи из таких журналов, как «Секрет фирмы», «Компания», «Бизнес», «Деньги», «Управление компанией», «Генеральный директор» и т.д. 	Конспект – универсальная форма анализа содержания статей. Он объединяет все другие формы: план, тезисы, резюме. К составным элементам конспекта относят: •      план источника информации; •      изложение основных мыслей источника; 	•      оценочные характеристики основных положений источника тем, кто конспектирует. 	В тексте конспекта уместны цитаты, схемы, таблицы, доказательства. Желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых в источнике.	Конспект не должен быть чрезмерным по объему, т.к. конспектирование – это не тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление. 	Логическим завершением конспекта являются структурно-логические схемы. Задание. 1.    Внимательно изучить содержание статьи. 2.    Представить план статьи с краткими тезисами. 	3.    Высказать собственную оценку (отразить актуальность, новизну, практическую значимость статьи и т.д.).4.    Составить структурно-логическую схему статьи. 5.    Дать библиографическое описание статьи.Практическое занятие 5. Логический аппарат исследования Исходная информация. 	Всю совокупность методов исследования можно разделить на три группы: методы теоретического исследования, методы эмпирического исследования и эмпирико-теоретические методы исследования. 	В   основе методов теоретического исследования лежит использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для диагностики и решения исследуемой проблемы или ситуации.	Знание законов и принципов логики, основных форм мышления позволяет грамотно провести анализ управленческой ситуации, в ходе диагностики определить ее причины и следствия, взаимосвязи между обнаруженными фактами, проверить гипотезы, сделать выводы, основываясь на правилах использования разных видов умозаключений.Задания: 1.  Запишите с помощью логических символов следующие суждения: 1. 1. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. 1. 2. Нужно трудиться, чтоб у нас отличиться. 2.  Установите отношения между объемом и содержанием следующих понятий: 2. 1. Компания – авиакомпания. 2. 2. Менеджмент – финансовый менеджмент. 3.  Дайте полную логическую характеристику понятиям: 3.1. Специалист по международным отношениям. 3.2. МГТУ ГА. 3.3. Деньги. 3.4. Обанкротившееся предприятие «Фортуна». 3.5. Алогизм. 3.6. Юпитер: а) верховный бог древних римлян; б) самая большая планета Солнечной системы.  4.    Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера) 	4.1. Ученый (А), американский ученый (В), «отец научного менеджмента» (С), Ф.Тейлор (D)4. 2. Менеджер (А), экономист (В), ученый (С), человек (D) 4. 3. Добро (А), зло (В) 4. 4. Экономист (А), женщина (В), экономист, работающий в банке (С). 4. 5. Мать (А), женщина (В), дочь (С) 4. 6. Мужчина (А), женщина (В), человек (С) 	4.7. Государство (A), столица государства (B), европейская столица (C), Токио (D)4. 8. Авиакомпания (А), аэропорт (В), авиапредприятие (С).                                                                                                                                           20 5.  Укажите вид логической операции (обобщение или ограничение): 5. 1. Радость - чувство 5. 2. Учебное заведение - ВУЗ 5. 3. Менеджмент – кадровый менеджмент 5. 4. Сотрудник компании - руководитель 5. 5. Республика – государство 6.  Обобщите и ограничьте понятие: 6.1.                      – Менеджер - 6.2.                      – Авиапредприятие –  7.      Укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие 	Менеджмент - научная дисциплина, изучающая технико-экономические, организационные и социально-психологические аспекты управленческой деятельности.  8.     Определите, правильно ли произведена операция деления объема понятия:8. 1. Европа: Западная Европа, Восточная Европа. 8. 2. Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. 8. 3. Персонал: со средним образованием, с высшим образованием. 8. 4. Дом: одноэтажный, многоэтажный. 9.  Дайте родовидовое определение следующим понятиям: 9.1. Финансовый менеджмент – это... 9.2. Управление персоналом – это... 9.3. Статистика – это... 9.4. Бухгалтерский учет – это... 10.  Найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. 10. 1. Эти люди лишены инициативы. 10. 2. Каждое предприятие нуждается в эффективном управлении. 11.                                       Найдите составляющие сложное суждение простые суждения и определите, какой связкой они связаны.  	«Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж.Руссо). 12.  Установите вид умозаключения: 	12.1. В устройстве двигателя внутреннего сгорания Э.Ленуара используется закон превращения тепловой энергии в механическую. Этот же закон используется и в паровом двигателе. Значит, во всех двигателях используется закон превращения тепловой энергии в механическую.	12.2. Все предприниматели должны знать налоговое законодательство. Петров – предприниматель. Значит, он должен знать налоговое законодательство. 12.3. Я мыслю, следовательно, я существую. 	12.4. По отзывам всех жителей нашего города, применивших асбесто-пористую изоляцию в своих домах, издержки оправдали себя. Поэтому этот вид изоляции – в общем выгодное вложение средств. 12.5. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности…» (Ф.Энгельс). Результат умозаключения соответствует действительности. Значит, наши предпосылки верны и мы не нарушили законов мышления.	12.6. Было проведено исследование 50 преуспевающих предприятий в США. (Критерием преуспевания являлись высокие финансовые показатели деятельности, высокий курс акций и т.д.). В результате было доказано, что на всех этих предприятиях сильная корпоративная культура. Значит, все преуспевающие предприятия имеют сильную корпоративную культуру. 12.7. Если у преступника был сообщник, то налицо преступная группа, 	а        если преступление совершено группой, то это - преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если у преступника был сообщник, то это - преступление с отягчающими обстоятельствами. 12.8. Все люди стремятся к счастью, он тоже человек.22 	12.9. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было	в     роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы его предки.	12.10. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.	12.11. В одном городе производились измерения радиационного фона. В первом, третьем и шестом микрорайонах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 микрорайонов. Было сделано предположение, что уровень радиации соответствует норме на всей территории города. 13.  Установить вид условного умозаключения и его правильность: 	13.1. Нынешняя зима была многоснежной. Значит, следуя народной примете: «Зима без снега – лето без хлеба», надо ждать хорошего урожая.	13.2. Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития. 	13.3. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали. Значит, туман рассеялся.	13.4. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья Д. – потерпевший. Следовательно, он не может участвовать в рассмотрении дела. 	13.5. Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (грузинская пословица). И так как мы чужому счастью не завидуем, значим, мы будем счастливы. 
          Список литературы
          Практическое занятие 6. Моделирование управленческих ситуаций Исходная информация. Региональная фирма «Уран-компьютер» известна на местном рынке в 	течение 10 лет благодаря высокоэффективной сборке и реализации компьютерной техники. Директор Петр Ивлиев считает, что залогом успеха фирмы являются своевременные поставки качественных комплектующих. В настоящее время у фирмы 3 поставщика.	1.    ОАО «Мегахит» находится в Москве и отличается большими объемами реализуемых партий и хорошим ассортиментом товаров. Компания обеспечивает самые низкие цены, но совершенно не желает проявлять гибкость ни в каких вопросах. В то же время этот поставщик всегда заблаговременно предоставляет всю необходимую коммерческую информацию (о новых марках, об изменениях на рынке компьютеров и т.д.). 2.    ООО «Профит», также расположенный в Москве, не такой крупный 	и    потому занимается также поставками мелких партий, скомплектованных под конкретного заказчика. Его изделия проходят предварительный контроль, и проблем с качеством продукции практически не бывает.	3.    ИП «Иванежкин» работает на местном рынке и отличается скромными объемами продаж. Качество его товара оставляет желать лучшего, но сроки поставки он обеспечивает самые короткие. К тому же часто он готов взять на себя доставку необходимых комплектующих. К достоинствам данного поставщика можно отнести и его готовность оказать как консультативную, так и техническую поддержку своим покупателям.	Гарантийные сроки на аналогичные товары у всех трех поставщиков одинаковые.	Начальник отдела снабжения Дмитрий Ротанов предпочитает второго поставщика. Недавно у директора состоялся разговор с Дмитрием. Директор заявил, что поставщика надо выбирать «по критериям» и предложил построить модель, по результатам исследования которой определить, совпадает ли его выбор с выбором по модели. Задание. 	Постройте модель выбора поставщика, используя следующие критерии: сроки поставки, качество комплектующих, цены, гарантии, послепродажное обслуживание, информирование, доставка товара, объемы поставок, полнота ассортимента, стабильность. 	Для этого выберите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, критериев. Присвойте им «вес» так, чтобы в сумме веса всех пяти критериев дали 1. Проставьте оценки для всех поставщиков по выбранным критериям. Максимальная средневзвешенная оценка укажет на лучшего поставщика.Практическое занятие 7. Разработка анкеты и проведение анкетирования Исходная информация. Метод анкетирования в исследовании проблем управления – один из самых распространенных, так как: 	•      это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации (за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей);	•      результаты анкетирования более доступны для математической обработки. Задание. 1. Объединиться в группы по 3-5 человек. 	2.    Выбрать проблему для исследования, учитывая, что объектом анкетирования являются однокурсники, знакомые и т.д. Предметом исследования могут стать явления и процессы, происходящие в сфере образования, досуга, карьеры, коммуникаций, быта и потребления товаров и услуг и т.д. 	3.    В соответствии с выбранной проблемой разработать анкету (см. ниже методические рекомендации).	4.    Предложить анкету для заполнения респондентам (количество респондентов не менее 10).	5.         Провести обработку данных и интерпретацию полученных результатов. Рекомендуется результаты анкет представлять в виде структуры исследуемого явления (процентном соотношении). Например, “в опросе принимали участие 30 человек, из них 40% считают, что..., 35% - ..., а 25% -...” (такие результаты удобно представлять в виде диаграмм). 	5.    Оформить отчет о проделанной работе. Структура отчета: 1.    Цель анкетирования. 2.    Объект и предмет исследования. 3.    Гипотезы и задачи исследования. 4.    Бланк анкеты. 5.    Таблицы с результатами анкетирования. 6.    Графическое представление результатов исследования (диаграммы). 7.    ыводы исследования. 8.    В Приложении к отчету заполненные бланки анкеты. Методические рекомендации по разработке анкеты. Анкета -  система вопросов,  направленных на выяснение существующей проблемы и позволяющей обеспечить сбор первичной информации.Правила графического оформления анкеты: *                  Шрифт должен быть ясным, достаточно крупным. 	*                  Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.	*                  Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.	*                  Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.	Составление анкеты - задача сложная, поскольку важна не механическая последовательность вопросов, а их тесная взаимосвязь.Анкета состоит из трех частей: •      Вводная часть. •      Основная часть. •      “Паспортичка”.Исходная информация. 	За основу взяты результаты экспертного опроса «Оценка профессионально-важных качеств рекрутера», опубликованные в журнале «Управление персоналом» (табл. 4). В экспертном опросе приняли участие четыре группы экспертов: руководители кадровых агентств, рекрутеры, заказчики (работодатели), соискатели.Задание. 1.    Постройте матрицу корреляций.Практическое занятие 10. Диагностика исследовательского типа личности Исходная информация: Для определения типа личности воспользуйтесь адаптированной методикой Дж.Голланда «Определение типа личности». Инструкция: 	В    таблице 6 попарно представлены различные профессии. В каждой паре постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий: «автомеханик» или «авиаконструктор» - вы предпочитаете первую. Тогда в графе 1 (а) вы должны поставить «+».	Если выбор сделать сложно, представьте себе такую жизненную ситуацию, в которой вам необходимо принять сложное решение: чем заниматься, чтобы обеспечить свою жизнь и жизнь своих близких. При выборе также делаются допущения: равная оплата труда по двум представленным вариантам и наличие способностей к любому виду труда. Таблица 6Практическое занятие 9. Статистический анализ систем управления Исходная информация: 	В      таблице 5 представлены данные производственно-хозяйственной деятельности по 25 предприятиям. Задания: 	1. Выполнить группировку предприятий, приняв в качестве группировочного признака стоимость основных средств. Выделить мелкие, средние и крупные предприятия. Число групп и величину интервалов принять самостоятельно.	2. По каждой группе определить число предприятий, среднюю стоимость основных средств (май), среднюю величину прибыли (май).	3. По каждой группе рассчитать удельный вес (долю) каждой группы по числу предприятий, стоимости основных средств (май), величине прибыли (май). Результаты по пп. 1-3 представить в виде таблицы. 	4. Построить ряд распределения предприятий по стоимости основных средств. Для построенного ряда рассчитать среднюю и медиану. Сформулировать вывод об однородности совокупности и надежности средней.	5.    Установить наличие и характер корреляционной связи между стоимостью основных средств предприятий и величиной прибыли (май).	6.     По одному из предприятий проанализировать его динамику по прибыли, рассчитав темпы прироста.Таблица 5 Данные производственно-хозяйственной деятельности
            
            
            10. Определить работу A трактора, ели его средняя скорость при вспашке поля u = 1,5 км/ч, тяговое усилие F = 200 кН. Продолжительность вспашки t = 3 ч. 19. Определить количество вещества v газа, занимающего объём V = 2 л при температуре t = 57 °C и давлении p = 1 ГПа. 28. Вычислить энергию вращательного движения молекулы кислорода при температуре t = 15 °C.10 ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТЕСТА И ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 87% РОСДИСТАНТ11.02.2011г. на имя главы администрации города Б. обратилось ООО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта (домов семейного отдыха). Письмом от 18.02.2011г. администрация города Б. отказала в выдаче разрешения на строительство.110. Какие оксиды и гидроксиды образуют олово и свинец? Как изменяются их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства в зависимости от степени окисления элементов? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций110. Молекула BF₃ имеет плоскую треугольную конфигурацию, а NF₃ – объемную (пирамидальную). Используя метод ВС, объясните, в чем причина различия в строении этих молекул? Какая молекула неполярна и почему? Результат подтвердите величинами1-10. Решите систему линейных уравнений тремя способами: а) по формулам Крамера; б) с помощью обратной матрицы; в) метод Гаусса. 3 11-20. Найти пределы функции.1-10. Решите систему линейных уравнений тремя способами: а) по формулам Крамера; б) с помощью обратной матрицы; в) метод Гаусса. 710. Вычислите поверхностное натяжение олеиновой кислоты, если коэффициент растекания ее по воде равен 72,5⋅10⁻³ Дж/м², межфазное натяжение на составляет 0,016 Дж/м².[10 из 10 баллов] Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице. (НСПК)[10 из 10 баллов] Назовите троп, который использован:  1) в создании образа моря:  Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,  Тревожною думой наполнено ты... (Ж у к о в с к и й);  2) в изображении пешеходов в повести Гоголя «Невский проспект»:[10 из 10 баллов] Прочитайте приведённые ниже предложения, в которых пропущен ряд слов.  1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем…(1), умен, чем …(2),[10 из 10 баллов] Рассмотрите ситуацию. Решите задачу.  Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром.[10 из 10 баллов] Решите задачу.  От разведчика было получено сообщение: 001001110110100. В этом сообщении  зашифрован пароль – последовательность русских букв.10. Из 3,31 г нитрата металла получается 2,78 г его хлорида. Вычислите молярную массу эквивалента этого металла. 27. Сколько граммов хлорида бария содержится в 25 мл 0,5н раствора? 66. Напишите электронные формулы атомов элементов и назовите их, если значения квантовых чисел (n, l, mₗ, mₛ) электронов наружного электронного слоя следующие: а) 2, 0, 0, +1/2; 2, 0, 0, −1/2; б) 3, 1, −1, −1/2; 3, 1, +1, −1/2. Охарактеризуйте