Актуальность проблемы экономического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ............................................................................................. 3

 

2. СОДЕРЖАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ:

а) формирование представлений о труде как ведущей

категории экономической науки....................................................... 7

б) формирование представлений о деньгах, о семейном

бюджете................................................................................................ 8

в) знакомство с рекламой....................................................................... 12

г) полезные навыки и привычки в быту................................................ 14

 

3. УСЛОВИЯ,  СРЕДСТВА  И  МЕТОДЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ......................................................... 16

 

4.   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ................ 24

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ..................................................... 26

 

6. ПЛАН-КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОМУ

   ВОСПИТАНИЮ............................................................................................ 28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32

 

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 34

 

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

На протяжении последнего десятилетия в обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров.

Курс на создание современной  рыночной экономики, основанной на свободе  предпринимательства, выбора направления  экономической деятельности, выпуска  товаров и услуг активизировали потребность в научно-прикладных маркетинговых концепциях и исследованиях.

На современном этапе  развития экономических отношений  все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве  экономической социализации формирует  последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.

Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:

  • социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
  • социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
  • значительные изменения в институте образования: позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др.) и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.);
  • поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), криминализация детской среды, утрата ценностных ориентации и духовный вакуум;
  • ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.

 

         В былые времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их  ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался – не было в этом необходимости.       

  Сегодня практически все изменилось в укладе нашей жизни.

Возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному  воспринимается жизнедеятельность  общества. Это мы, старшие, еще помним, как было и, может быть, не во всем  еще  успели перестроиться, а дошкольник пришел в сегодняшнюю жизнь такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать.  Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему  предстоит еще так много познать.      

  Независимо от того, занимается дошкольное учреждение  экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин  черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования [2, с.34].      

  Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать  экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников. В результате допускаются досадные «опечатки» в работе с детьми.

Изучение вопроса экономической  социализации детей до недавнего  времени в отечественной психологической  науке не проводилось. Все исследования, касающиеся изучения экономической  социализации детей старшего дошкольного  возраста, рассматривались зарубежными экономистами и психологами, и изначально строились в рамках стадиальной теории Ж. Пиаже.

Девять таких стадий выявил А. Страусс в одном из ранних исследований, касающихся обращения детей с деньгами (1952). Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой. Позднее К.Данзигер (1958) выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г. Фёрт – пять [3, с.112].

В отечественной науке  проблемой экономического воспитания на разных этапах детства занимались многие ученые, среди которых – А. Б. Фенько, О. С. Дейнека, С. Ю. Буренина, М. Ю. Семенов, Ю. В. Мацнев, Ж. А. Жилина, Е. В. Щедрина, Л. Ю. Кибизова, А. В. Суптеля, С. И. Ерина, В. В. Новиков, Г. Э. Белицкая, Е. В. Шелкопляс.

В этих и подобных исследованиях  непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка  и уровни понимания им экономических  отношений. Другие исследования были посвящены  развитию мышления ребенка в аспекте  усвоения таких специфических экономических представлений, как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка (Саттон, Яхода, Баррис и др.)

Собственно экономическая  социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социо-экономических  феноменов как богатство, бедность, банк, реклама и др. [12, с.47].

В основе экономической  социализации лежит освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков, то есть, результатом освоения социально-экономического пространства должны стать мнения, отношения и убеждения ребенка относительно экономических понятий. Этот процесс во многом зависит от таких факторов социализации, как семья, общество сверстников, СМИ, специальные институты экономического воспитания и др.

Т. В. Гусева в экономической  социализации различает трудовую, потребительскую и собственно экономическую социализацию.

Целью потребительской  социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических  понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др.

Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение  к труду через поведенческие  аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.) [3, с.114].

Итак, экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. 

 

 

 

 

2.  СОДЕРЖАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ:

 

а) формирование представлений о труде как  ведущей категории экономической  науки

 

Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе.

С малых лет нужно приучать детей  к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка  должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей  выполнять их без напоминаний.

Многие дети охотно берутся за разнообразную  работу.

К сожалению, родители не всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол...». Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других и в общественной работе не принимают участия. Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи. Посильный труд детей – это основа их морального воспитания.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;  
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные  
взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей  в детском саду может и должен  
быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость  
труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в  
ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее  
талантов [8, с.97].

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, с соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.

Этот труд как никакой другой, дает возможность воспитать у детей  
аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,  
постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило,  
сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной  
инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети  
активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда,  
самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления  детей о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

Так, например, можно предложить дошкольникам решить задачу «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса).

 

б)  формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете

 

Специалисты утверждают, что правильное отношение к деньгам  формируется с раннего детства.

И. Хоменко в этой связи  отмечает, что «если мы хотим воспитать самостоятельного ребенка, обойти разговор о собственности мы не сможем. А начинать его надо с рождения: малыш осознает, что мама его, папа его, а потом и игрушки в песочнице... Но взрослые почему-то не готовы к обсуждению этой проблемы. Хотя следом за ней тянется много других проблем в педагогике. Деньги – только один вид собственности. Игрушками тоже все не ограничивается. Потому что время ребенка – тоже его собственность, если, конечно, мы это признаем. Понятия денег в школе нет, но сами-то деньги есть» [13].

Эксперты по вопросам личных сбережений, рекомендуя родителям  с детства приучать своих детей  правильно относиться к деньгам, советуют время от времени беседовать с ними о том, как зарабатывать, тратить, вкладывать, экономить и  занимать деньги, а также – как этими деньгами делиться. И, чем раньше родители начнут обсуждать с детьми эту тему, тем больших успехов им удастся достичь.

В качестве конкретных рекомендаций родителям предлагаются следующие:

  1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно  делитесь с ним своими мыслями  по поводу цен и качества товаров.

  1. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

  1. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются  они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

  1. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь  в том, что часть этих денег  он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

  1. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

  1. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет  четкую цель, это заставляет его  стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

  1. Научите ребенка пользоваться кредитной карточкой.

Если вы решитесь дать ребенку кредитную карточку, обязательно  проследите за тем, как он будет ею пользоваться.

Прежде чем дать в  руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

  1. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о  необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья  обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

  1. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные  цели, вы тем самым помогаете ребенку  понять, почему люди делятся друг с  другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований  может стать естественным поводом  для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

  1. Будьте для ребенка примером. На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства. Ознакомьтесь с информацией о том, как и куда лучше всего вкладывать деньги [6, с.12].

Итак, отношение к деньгам  является важным компонентом структуры  экономического сознания личности и  группы. Под отношением к деньгам  понимается осознанное и субъективно-избирательное  представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении. Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию.

Каждый ребенок проходит через квазиуниверсальный набор  качественно различных стадий социоэкономического  понимания, двигаясь от простых и  конкретных к сложным и абстрактным  понятиям. Развитие экономических представлений проходит три основные стадии: периферическую, психологическую и систематическую.

Специалисты утверждают, что правильное отношение к деньгам  формируется с раннего детства. Источником установок по отношению  к деньгам может служить родительская семья человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей.

 

в)  знакомство с рекламой

Реклама является сегодня  не только средством информирования о новой марке, потребительских  свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента  своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее – к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец – к проецированию символического изображения.

Реклама все чаще вмешивается в  жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При  этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений [1, с.14].

Цель рекламы – в короткий промежуток времени продемонстрировать как можно больше ярких, эмоциональных картинок, зацепить, заставить хотеть то, что показывают. Детям этого (картинок, яркости, эмоций) и надо, потому как внимание у них рассеянное.

По данным специалистов, к ней  лояльно относятся 70 процентов дошкольников. Ничего странного в этом нет –  их привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы хорошо запоминаются. По мнению психологов, это предсказуемая контролируемая действительность – как программа «Спокойной ночи, малыши!», где по первым звукам ясно, что будет дальше. Дети получают удовольствие от того, что их прогноз сбывается [10]. 

А вообще, реклама влияет на неокрепший детский ум опосредованно – через нас, родителей и близких. Если вы поддались рекламным уловкам и задумываетесь, «а не купить ли...» - ребенок моментально чувствует это и скандирует: «купи!». 

Все игрушки-сюрпризы, пластиковые  финтифлюшки из упаковки с чипсами, магнитики, идущие в комплекте с йогуртом, - во всем этом у малыша потребности как таковой нет. Но зато она есть у нас. И если уж нам кажется, что модно – значит хорошо, у вашего чада будет полный набор барахла из телевизора [10]. 

Вместе с тем, как утверждают специалисты, не все так плохо – даже у рекламы есть польза. Вопреки нашей логике, прямой зависимости между рекламой и тем, что ребенок обязательно захочет это, нет. Ему еще неинтересно, что именно предлагают в ролике. Он смотрит житейскую историю, мини-фильм. Это можно использовать в поучительных целях, для объяснения, «что такое хорошо, а что такое плохо»:

– А ведь и правда, когда человек улыбается, он становится красивее! (о рекламе жевательной резинки); 

– Смотри, девушка выкинула в окно все вещи этого парня. Ай-ай-ай, как некрасиво!  

Дошкольники и младшие школьники становятся едва ли не главными адресатами рекламы. Именно им предстоит делать самостоятельный выбор через несколько лет. Поэтому «рекламисты» бьются за то, чтобы воздействовать на эту пока что беззащитную группу населения (а родители и законодательная власть – напротив, минимизировать это воздействие).

Став постарше, ребятишки  уже понимают, что, если что-то есть на экране, он непременно есть и в  магазине. И тогда начинается морока... «Купи!», «Хочу!», «Дай!» - скандируют малолетние «вымогатели», явно демонстрируя последствия рекламы и плохого воспитания.  

Если малыш уже привык получать по первому требованию все, что захочет, то добиваться своего он будет и по привычке, и из вредности, упрямства. Так что, балуя любимое чадо жирными тающими во рту круассанами, жирными хрустящими чипсами, жирными модными гамбургерами, вы в будущем получите жирного потребителя, который весь мир видит сквозь призму рекламы [10]. 

Поэтому знакомить ребенка с  рекламой необходимо, объясняя все  ее плюсы и минусы. Они ведь ужасно забывчивы, дошкольники. Отвлекайте, откладывайте, объясняйте, что вредно/слишком дорого. И, конечно, лучше не врать, будто невкусно, потому как ребенок все равно попробует да и усомнится в честности ваших слов.

Чем-то «словесная» часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы  ребенок сначала должен как можно  больше узнать об объекте (товаре) и  выделить наиболее характерные, на его  взгляд, особенности. Поскольку детям  трудно уложить всю информацию в  одну – две фразы, можно начать с 4–6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

 

г)  полезные навыки и привычки в быту

 

Говоря о методах  и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них  связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие «Его величество – электричество», о бережном отношении к воде – беседа «Сколько нам нужно воды?», «Зачем экономить воду?»

В детском саду необходимо обращать большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей нужно приучать прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.

Итак, полезные навыки и привычки в быту – это тоже «экономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ,  СРЕДСТВА  И  МЕТОДЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.

Методы воспитания следует  отличать от средств воспитания, с  которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога [4, с.21].          

Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот [9, с.102].          

До сих пор наиболее распространенным классификатором  методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.


 

Еще совсем недавно слово  «экономика» не употреблялось в  работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи.

Актуальность проблемы экономического воспитания