Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин)
НОУ
ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Экономический факультет
Кафедра прикладной информатики
Допустить к защите.
Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., доцент
Протопопов А.Н.
_____________________
«_____» _____________ 200_ г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему: Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС
(г. Тихвин)
Студентки 5 курса очного отделения
Ивановой Ирины Павловны
Зачетная книжка № _______________
Специальность: 080801.65 «Прикладная информатика
(в экономике)»
Специализация: «Информационные системы
в коммерческом менеджменте»
Научный руководитель:
(Ф.И.О., уч. степень, звание)
Санкт-Петербург
2013 г.
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Экономический факультет
Кафедра прикладной информатики
Утверждаю:
Зав. кафедрой «___» ____________ 200__г.
ЗАДАНИЕ
по дипломному проекту студентки
Ивановой Ирины Павловны
- Тема проекта «Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин)» утверждена приказом по институту «___» __________ 2013г. №__
- Срок сдачи студентом законченного проекта 30 мая 2013 года.
- Исходные данные к проекту:
- законы, постановления правительства, научно-техническая документация и методические материалы ведения реестра налогоплательщиков;
- фактические данные ИФНС г. Тихвин;
- труды отечественных и зарубежных учёных в области информационных технологий.
- Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов).
- Исследовать предметную область дипломного проекта:
- исследовать информационные потоки автоматизированного ведения реестра налогоплательщиков;
- исследовать существующую технологию обработки информации;
- оценить эффективность ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин);
- построить инфологическую модель предметной области;
- осуществить выбор инструментальных средств реализации модели;
- выполнить программную реализацию модели;
- Оценить эффективность автоматизации ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин).
- Перечень графического материала.
- Организационная структура управления ИФНС (г. Тихвин);
- Схема процесса обработки информации в автоматизированном ведении реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин);
- схема с факторами и источниками экономической эффективности.
Консультанты по дипломному проекту, с указанием относящихся к ним разделов проекта.
Раздел |
Консультант |
Подпись, дата | |
задание выдал |
задание принял | ||
Аналитическая часть |
Представитель ИФНС (г. Тихвин) – консультант по предметной области |
Дата выдачи задания 11 февраля 2013 года.
Руководитель ______________________________
(подпись с расшифровкой)
Задание принял
к исполнению ______________________________
(подпись с расшифровкой)
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВАРЬ
АИС – автоматизированная информационная система.
АИТ – автоматизированная информационная технология.
БД – база данных.
ГАСНТИ – Государственная автоматизированная система научно-технической информации.
ГСНТИ – Государственная система научно-технической информации.
ИТ – информационные технологии.
СТК – система телекоммуникаций.
СУБД – система управления базами данных.
УФНС – управление федеральной налоговой службы.
ФНС – федеральная налоговая служба.
ЦОД – центр обработки данных.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего дипломного проекта, посвященного разработке автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, обусловлена тем, что в настоящий момент сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретают решающее значение для успеха функционирования каждого учреждения. В современный информационный век для служб различной направленности ключевое значение имеет создание такой услуги, которая положила бы начало формированию нового направления в обслуживании населения. Только в этом случае организация может рассчитывать на востребованность, приемлемый уровень издержек, стабильное функционирование и положение, заслуживающее уважение среди граждан.
Современные структуры основывают свою деятельность на использовании информационных технологий. Государство законодательно объявило информационные ресурсы России национальным достоянием, подлежащим защите наряду с другими ресурсами. Организационно информационные ресурсы функционируют в составе Государственной системы научно-технической информации и Государственной автоматизированной системы научно-технической информации. В составе информационных ресурсов концентрируются значительные потоки информации, которая в обработанном и удобном виде доступна государственным структурам. Возросшее значение информатизации деятельности государственных структур, как в комплексе, так и отдельных отделов, обусловило актуальность настоящего исследования.
Цель работы – разработка автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать технико-экономическую характеристику Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, специфику ведения реестра налогоплательщиков;
- рассмотреть значимость автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков;
- обосновать использования информационных технологий и вариантов проектных решений по видам обеспечения для разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков;
- исследовать информационное, программное, технологическое и аппаратное обеспечение разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;
- определить особенности защиты информации автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;
- оценить экономическую значимость разработанной системы и ее эффективность.
Объектом исследования является Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области.
Предметом исследования является автоматизированная система ведения реестра налогоплательщиков.
Теоретической основой исследования стали научные работы специалистов в области прикладной информатики, информатики в экономике и др., среди которых можно выделить труды следующих авторов: В.В. Година, И.К. Корнеева, Г.С. Иванова, В.Н. Петрова, М.И. Семенова, , О.Л. Ефимова.
Информационной основой исследования стала официальная информация, предоставленная начальником Отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области о специфике деятельности, выполняемых функциях и обязанностях, должностные инструкции сотрудников Отдела информатизации, положение об Отделе информатизации; Отдела по работе с налогоплательщиками, данные Государственного реестра налогоплательщиков бухгалтерская отчетность Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, характеризующая основные показатели деятельности инспекции, выездных и камеральных проверок за 2010-2012 гг.; статистические сводки, представленные на открытом электронном ресурсе налоговой службы России; нормативно-правовая база, регулирующая деятельность налоговой службы России в целом и Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в частности.
Практическая значимость: разработанная БД способствует упрощению работы сотрудников Отдела работы с налогоплательщиками и др. отделов, так или иначе использующих в служебных целях данных реестра налогоплательщиков, что сокращает время на поиск, обработку необходимой информации. Следовательно, специалисты могут более полно и глубоко сосредоточиться на тех задачах, которые перед ними непосредственно ставит вышестоящее руководство. В результате улучшаются, как общие показатели работы налоговой инспекции, так и показатели работы отдельных отделов, в той или иной степени обращающихся к данным реестра налогоплательщиков. То есть результатом внедрения автоматизированного ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин) является повышение общих показателей функционирования, как рассматриваемого Отдела по работе с налогоплательщиками в частности, так и специалистов отдела Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в целом.
Структуру работы определило ее содержание, включающее введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы и приложения.
Введение раскрывает актуальность темы, цель и задачи, предмет и объект исследования, методологический подход к исследованию, источники информации.
Первая глава является аналитической. В ней рассматриваются такие вопросы, как технико-экономическая характеристика Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, осуществляется постановка задачи о необходимости разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области и определяется значимость разрабатываемой программы. Кроме того, в первой главе проводится обоснование использования информационных технологий и вариантов проектных решений по видам обеспечения для разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.
Вторая глава носит проектный характер. В ней рассматриваются такие вопросы, как информационное, программное, технологическое и аппаратное обеспечение разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области. Кроме того, во второй главе отражены вопросы защиты информации автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.
Третья глава является обоснованием экономической эффективности проекта. В ней рассмотрены оценка экономической значимости разработанной системы и проводится обоснование расчетов экономической эффективности.
Заключение содержит итоги работы в кратком виде.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Технико-экономическая характеристика
Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, специфика реестра налогоплательщиков
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Структура налоговой службы России представлена в приложении (Приложение А).
Основной задачей
Государственной налоговой
На федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих отраслях экономики:
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;
- реализация основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;
- производство и реализация электрической энергии;
- производство и реализация продукции металлургической промышленности;
- оказание транспортных услуг;
- реализация и (или) предоставление в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;
- машиностроение;
- финансово-кредитная сфера.
Целью системы
управления налогообложением является
оптимальное и эффективное
Структура налоговой
службы Ленинградской области
Межрайонная инспекция
ФНС России №6 по Ленинградской области располож
Структура инспекции представлена на рисунке 1 и включает:
1. Руководство инспекции (начальник инспекции и заместитель начальника инспекции);
2. Отделы:
- Отдел общего обеспечения;
- Правовой отдел;
- Аналитический отдел;
- Отдел информатизации;
- Отделы работы с налогоплательщиками:
-Отдел регистрации и учета налогоплательщиков;
-Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
-Отделы камеральных проверок № 1, 2, 3, 4;
-Отделы выездных проверок № 1, 2.
Рис. 2. Структура управления Межрайонной ИФНС России №6
по Ленинградской области города Тихвин
Основные показатели работы Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Ленинградской области за период с 2011 года по 2012 год приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные показатели работы Межрайонной ИФНС России
№6 по Ленинградской области, тыс. руб.
№ п./п. |
Направление работы |
2011 год |
2012 год |
В том числе НДС | |
2011 г. |
2012 г. | ||||
1. |
Поступило в бюджетную систему, всего |
1233684 |
1459755 |
361478 |
384366 |
в том числе | |||||
1. |
в федеральный бюджет |
415705 |
429527 |
0 |
0 |
2. |
в территориальный бюджет |
817979 |
1030228 |
63443 |
76310 |
2.1 |
из них в местный бюджет |
426988 |
538337 |
148035 |
178056 |
Следовательно, можно сделать вывод, что поступление налогов во все уровни бюджетов в 2011 году и 2012 году составило 1233684 тыс. руб. и 1459755 тыс. руб. соответственно. Поступление НДС в 2011 году и 2012 году составило 361478 тыс. руб. и 384366 тыс. руб. соответственно. Увеличение поступлений НДС в 2012 году составило 22888 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом или на 6,3%.
Соотношение поступления в территориальный бюджет и федеральный бюджет устойчиво сохраняется в пользу первого, причем большую часть поступлений в территориальный бюджет составляют поступления в местный бюджет (рисунок 2).
Рис. 2. Показатели работы Межрайонной ИФНС России №6
по Ленинградской области по собираемости налогов
Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области мобилизовала налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 2011–2012 годах в соответствии с плановыми заданиями.
Динамика проведения камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области за 3 предыдущих года представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Динамика проведения камеральных налоговых проверок
Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество
проведенных камеральных |
804 321 |
1 010 491 |
231 686 |
из них выявивших нарушения |
30 946 |
44 233 |
9 217 |
% |
3,85% |
4,37% |
3,98% |
Доначислено (руб.): |
2 749 540 |
3 686 442 |
1 116 561 |
налоги |
2 336 607 |
3 097 954 |
996 980 |
пени |
74 236 |
100 063 |
27 959 |
штрафы |
338 697 |
488 425 |
91 622 |
Уменьшенные платежи |
229 455 |
346 769 |
52 587 |
Динамика проведения выездных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области за последние три года представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Количество проведенных налоговых проверок по НДС
Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество проведенных выездных проверок |
5 238 |
6 974 |
1 638 |
из них выявивших нарушения |
2 779 |
3 720 |
850 |
53,06% |
53,34% |
51,89% | |
Доначислено (руб.): |
15 999 748 |
21 928 218 |
9 286 019 |
налоги |
11 618 381 |
15 679 571 |
6 014 863 |
пени |
1 873 135 |
2 937 784 |
1 768 185 |
штрафы |
2 508 232 |
3 310 863 |
1 502 971 |
Уменьшенные платежи |
12 366 |
9 299 |
0 |
Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области в 2012 году обеспечено поступление налогов на добавленную стоимость в бюджет 3202 млн. рублей, или на 500 млн. рублей (28,5%) больше, чем за 2011 год (таблица 1.4, рисунок 3). В 2012 г. поступление НДС превысило на 600 млн. руб. чем в 2011 г.
Таблица 1.4
Анализ поступления налогов в бюджет
2010 млн. руб. |
2011 млн. руб. |
2012 млн. руб. |
абсолютные отклонения (+/-), млн. руб. 2012 к 2011 |
абсолютные отклонения 2012 к 2010 |
% прироста поступлений 2012 к 2011 |
% прироста поступлений 2012 к 2010 |
2102 |
2702 |
3202 |
+600 |
+500 |
28,5 |
18,5 |
Рис. 3. Динамика поступления в бюджет в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области
Отвечает за АИС в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, в частности, за электронный архив документов, Отдел информатизации. Структура управления отдела представлена на рисунке 4. Полномочия отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, его задачи и функции представлены в Приложении В.
Отдел информатизации является структурным подразделением налоговой службы г. Тихвин и непосредственно ставит задачи о разработке того или иного программного продукта, необходимого для налоговой инспекции. Отдел информатизации отвечает за информационно-технологическое обеспечение деятельности налоговой службы г. Тихвин. Обеспечивает внедрение новых информатизации с целью экономии труда в сфере деятельности управленческого аппарата, повышения эффективности принимаемых решений за счет доступа к полной и достоверной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организаций. Организационная структура отдела информатизации налоговой службы г. Тихвин представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Структура управления Отдела информатизации
Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области
В соответствии с организационной структурой отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области распишем должностные обязанности специалистов и представим их в виде таблицы 1.5.
Таблица 1.5
Должностные обязанности специалистов Отдела информатизации
Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области
Должность |
Обязанности |
Начальник отдела |
руководит любой деятельностью,
связанной с обслуживанием |
Зам. начальника отдела |
определяет возникающие в ходе работы сети проблемы; анализирует требования пользователей; координирует процесс наладки и поддержки сетевого оборудования; обеспечивает совместимость программного и аппаратного сетевого обеспечения; готовит бюджет в подотчетной сфере и обеспечивает эффективное использование ресурсов; руководит менее квалифицированным техническим персоналом. |
Ведущий специалист-эксперт |
проводит анализ требований пользователей для определения конфигурации программного и аппаратного обеспечения; готовит технические спецификации, технические отчеты по поддержке программного и аппаратного обеспечения; координирует процесс испытаний и ввода в эксплуатацию ИТ обеспечения; проводит анализ комплексных вопросов программирования касательно модификации кода уже существующих программ и создания кода для новых программ. |
Главный специалист-эксперт |
производит установку программного и аппаратного обеспечения; осуществляет мониторинг и оптимизацию работы операционных систем вычислительной техники; определяет проблемы в программном обеспечении; анализирует требования пользователя, оценивает дополнительные возможности по улучшению работы программного обеспечения. |
Специалист 1 разряда |
решает комплексные вопросы программирования, касающиеся модернизации, модификации уже существующего кода либо создания нового кода; готовит графики и диаграммы рабочего процесса; устанавливает последовательность проведения операций по вводу и компьютерной обработке данных; контролирует проведение тестирования и отладки программного обеспечения. |
Главный специалист-эксперт |
отвечает за установку
и проведение диагностики программного
и аппаратного обеспечения; предоставляет
техническую поддержку и |
Отдел информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области осуществляет следующие функции:
- Определения основных направлений программы информатизации по внедрению информационно-технологических систем, в том числе системы электронного документооборота, электронной приемной, предоставления услуг населению в электронном виде;
- Определения (оценка) требуемых объемов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения программы и источников их покрытия;
- Обеспечение бесперебойного функционирования компьютерных сетей и коммуникационного и серверного оборудования, сопровождение системного программного обеспечения и прикладных программных средств подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;
- Проведение анализа функций подразделений налоговой службы, информационных потоков циркулирующих в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области с целью эффективного использования имеющейся компьютерной техники, локальных сетей, средств связи, баз данных;
- Анализ и оценка проблем информатизации в районе, выявление потребностей в развитии информатизации, выработка целевых установок, оценка требуемых ресурсов;
- Планирование и проведение политики обеспечения совместимости и унификации программных и технических средств подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, их технического обслуживания, с целью уменьшения денежных затрат;
- Подготовка проектов договоров с организациями на приобретение и техническое обеспечение средств вычислительной и копировально-множительной техники подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, сопровождение имеющихся и покупаемых программных продуктов, установку локальных, корпоративной сетей, электронной почты, сети Internet, аттестации объектов информатизации на предмет безопасности информации и их защите;
- Учет, контроль, анализ выполнения договоров;
- Планирование подготовки и переподготовки кадров подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в области новых информатизации;
- Осуществление контроля над используемыми в подразделениях Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области программными и техническими средствами, анализ эффективности их применения и лицензирования, подготовка предложений по их обновлению;
- Организация хранения эталонов и резервных рабочих копий специального программного обеспечения, находящегося в эксплуатации в подразделениях Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;
- Автоматизация делопроизводства и документооборота
- Автоматизация деятельности Ломбарда
- Автоматизация документооборота на предприятии лесопиления
- Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками
- Автоматизация информационной поддержки процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования
- Автоматизация информационной системы учета труда и его оплаты для предприятия ООО «ВертикальК»
- Автоматизация комплекса задач по управлению движимым имуществом
- Автоматизация бухгалтерского учета
- Автоматизация бухгалтерского учета
- Автоматизация бухгалтерского учета
- Автоматизация бухгалтерского учета
- Автоматизация бухгалтерского учёта
- Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии
- Автоматизация бухгалтерского учета строительной организации на базе технологической платформы системы программ 1СПредприятие 8.0