Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин)

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

Экономический факультет

Кафедра прикладной информатики

Допустить к  защите.

Заведующий  кафедрой

к.ф-м.н., доцент

  Протопопов  А.Н.

_____________________

«_____» _____________ 200_ г.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На  тему: Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС

(г. Тихвин)

 

Студентки 5 курса очного отделения

Ивановой Ирины  Павловны

Зачетная книжка № _______________

Специальность: 080801.65 «Прикладная информатика

(в экономике)»

Специализация: «Информационные системы

в коммерческом менеджменте»

Научный руководитель:

(Ф.И.О., уч. степень,  звание)

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Экономический факультет

Кафедра прикладной информатики

Утверждаю:

Зав. кафедрой  «___» ____________ 200__г.

 

 

ЗАДАНИЕ

по дипломному проекту студентки

Ивановой Ирины Павловны

  1. Тема проекта «Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин)» утверждена приказом по институту «___» __________ 2013г. №__
  2. Срок сдачи студентом законченного проекта 30 мая 2013 года.
  3. Исходные данные к проекту:
    • законы, постановления правительства, научно-техническая документация и методические материалы ведения реестра налогоплательщиков;
    • фактические данные ИФНС г. Тихвин;
    • труды отечественных и зарубежных учёных в области информационных технологий.
  4. Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов).
  5. Исследовать предметную область дипломного проекта:
    • исследовать информационные потоки автоматизированного ведения реестра налогоплательщиков;
    • исследовать существующую технологию обработки информации;
    • оценить эффективность ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин);
  6. построить инфологическую модель предметной области;
  7. осуществить выбор инструментальных средств реализации модели;
  8. выполнить программную реализацию модели;
  9. Оценить эффективность автоматизации ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин).
  10. Перечень графического материала.
  • Организационная структура управления ИФНС (г. Тихвин);
  • Схема процесса обработки информации в автоматизированном ведении реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин);
  • схема с факторами и источниками экономической эффективности.

Консультанты  по дипломному проекту, с указанием относящихся к ним разделов проекта.

Раздел

Консультант

Подпись, дата

   

задание выдал

задание принял

Аналитическая часть

Представитель ИФНС (г. Тихвин) – консультант по предметной области

   

 

Дата выдачи задания 11 февраля 2013 года.

Руководитель ______________________________________________

(подпись  с расшифровкой)

Задание принял к исполнению _________________________________

(подпись  с расшифровкой)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

АИС – автоматизированная информационная система.

АИТ – автоматизированная информационная технология.

БД – база данных.

ГАСНТИ – Государственная автоматизированная система научно-технической информации.

ГСНТИ – Государственная система научно-технической информации.

ИТ – информационные технологии.

СТК – система телекоммуникаций.

СУБД – система  управления базами данных.

УФНС – управление федеральной налоговой службы.

ФНС – федеральная налоговая служба.

ЦОД – центр обработки данных.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы настоящего дипломного проекта, посвященного разработке автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, обусловлена тем, что в настоящий момент сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретают решающее значение для успеха функционирования каждого учреждения. В современный информационный век для служб различной направленности ключевое значение имеет создание такой услуги, которая положила бы начало формированию нового направления в обслуживании населения. Только в этом случае организация может рассчитывать на востребованность, приемлемый уровень издержек, стабильное функционирование и положение, заслуживающее уважение среди граждан.

Современные структуры основывают свою деятельность на использовании информационных технологий. Государство законодательно объявило информационные ресурсы России национальным достоянием, подлежащим защите наряду с другими ресурсами. Организационно информационные ресурсы функционируют в составе Государственной системы научно-технической информации и Государственной автоматизированной системы научно-технической информации. В составе информационных ресурсов концентрируются значительные потоки информации, которая в обработанном и удобном виде доступна государственным структурам. Возросшее значение информатизации деятельности государственных структур, как в комплексе, так и отдельных отделов, обусловило актуальность настоящего исследования.

Цель работы – разработка автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.

Для достижения цели в работе поставлены следующие  задачи:

- исследовать технико-экономическую характеристику Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, специфику ведения реестра налогоплательщиков;

- рассмотреть значимость автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков;

- обосновать использования информационных технологий и вариантов проектных решений по видам обеспечения для разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков;

- исследовать информационное, программное, технологическое и аппаратное обеспечение разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;

- определить особенности защиты информации автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;

- оценить экономическую значимость разработанной системы и ее эффективность.

Объектом исследования является Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области.

Предметом исследования является автоматизированная система ведения реестра налогоплательщиков.

Теоретической основой исследования стали научные  работы специалистов в области прикладной информатики, информатики в экономике  и др., среди которых можно выделить труды следующих авторов: В.В. Година, И.К. Корнеева, Г.С. Иванова, В.Н. Петрова, М.И. Семенова, , О.Л. Ефимова.

Информационной  основой исследования стала официальная информация, предоставленная начальником Отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области о специфике деятельности, выполняемых функциях и обязанностях, должностные инструкции сотрудников Отдела информатизации, положение об Отделе информатизации; Отдела по работе с налогоплательщиками, данные Государственного реестра налогоплательщиков бухгалтерская отчетность Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, характеризующая основные показатели деятельности инспекции, выездных и камеральных проверок за 2010-2012 гг.; статистические сводки, представленные на открытом электронном ресурсе налоговой службы России; нормативно-правовая база, регулирующая деятельность налоговой службы России в целом и Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в частности.

Практическая  значимость: разработанная БД способствует упрощению работы сотрудников Отдела работы с налогоплательщиками и др. отделов, так или иначе использующих в служебных целях данных реестра налогоплательщиков, что сокращает время на поиск, обработку необходимой информации. Следовательно, специалисты могут более полно и глубоко сосредоточиться на тех задачах, которые перед ними непосредственно ставит вышестоящее руководство. В результате улучшаются, как общие показатели работы налоговой инспекции, так и показатели работы отдельных отделов, в той или иной степени обращающихся к данным реестра налогоплательщиков. То есть результатом внедрения автоматизированного ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин) является повышение общих показателей функционирования, как рассматриваемого Отдела по работе с налогоплательщиками в частности, так и специалистов отдела Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в целом.

Структуру работы определило ее содержание, включающее введение, три главы, разделенные  на параграфы, заключение, список литературы и приложения.

Введение раскрывает актуальность темы, цель и задачи, предмет  и объект исследования, методологический подход к исследованию, источники информации.

Первая глава  является аналитической. В ней рассматриваются  такие вопросы, как технико-экономическая характеристика Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, осуществляется постановка задачи о необходимости разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области и определяется значимость разрабатываемой программы. Кроме того, в первой главе проводится обоснование использования информационных технологий и вариантов проектных решений по видам обеспечения для разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.

Вторая глава  носит проектный характер. В ней рассматриваются такие вопросы, как информационное, программное, технологическое и аппаратное обеспечение разработки автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области. Кроме того, во второй главе отражены вопросы защиты информации автоматизированной системы ведения реестра налогоплательщиков для Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области.

Третья глава  является обоснованием экономической  эффективности проекта. В ней  рассмотрены оценка экономической значимости разработанной системы и проводится обоснование расчетов экономической эффективности.

Заключение  содержит итоги работы в кратком  виде.

 

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Технико-экономическая характеристика

Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, специфика реестра налогоплательщиков

 

Государственная налоговая служба Российской Федерации  входит в систему центральных  органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется  Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Структура налоговой службы России представлена в приложении (Приложение А).

Основной задачей  Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

На федеральном  уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных инспекций ФНС  России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих отраслях экономики:

- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;

- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;

- реализация основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;

- производство и реализация электрической энергии;

- производство и реализация продукции металлургической промышленности;

- оказание транспортных услуг;

- реализация и (или) предоставление в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;

- машиностроение;

- финансово-кредитная сфера.

Целью системы  управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия  субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Структура налоговой  службы Ленинградской области представлена Приложении Б.

Межрайонная инспекция  ФНС России №6 по Ленинградской области расположена по адресу: Ленинградская область, Тихвинский р-н, г. Тихвин, 5-й мкр., 36. Территориально обособленное рабочее место (ТОРМ) в г. Бокситогорск расположено по адресу: Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Южная, 5-а.

Структура инспекции представлена на рисунке 1 и включает:

1. Руководство инспекции (начальник инспекции и заместитель начальника инспекции);

2. Отделы:

- Отдел общего обеспечения;

- Правовой отдел;

- Аналитический отдел;

- Отдел информатизации;

- Отделы работы с налогоплательщиками:

-Отдел регистрации и учета налогоплательщиков;

-Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

-Отделы камеральных проверок № 1, 2, 3, 4;

-Отделы выездных проверок № 1, 2.

Рис. 2. Структура управления Межрайонной ИФНС России №6

по Ленинградской  области города Тихвин

 

Основные показатели работы Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Ленинградской области за период с 2011 года по 2012 год приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные показатели работы Межрайонной ИФНС России

№6 по Ленинградской  области, тыс. руб.

№ п./п.

Направление работы

2011 год

2012 год

В том числе  НДС

2011 г.

2012 г.

1.

Поступило в  бюджетную систему, всего

1233684

1459755

361478

384366

в том числе

1.

в федеральный  бюджет

415705

429527

0

0

2.

в территориальный  бюджет

817979

1030228

63443

76310

2.1

из них в местный  бюджет

426988

538337

148035

178056


 

Следовательно, можно сделать вывод, что поступление  налогов во все уровни бюджетов в 2011 году и 2012 году составило 1233684 тыс. руб. и 1459755 тыс. руб. соответственно. Поступление НДС в 2011 году и 2012 году составило 361478 тыс. руб. и 384366 тыс. руб. соответственно. Увеличение поступлений НДС в 2012 году составило 22888 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом или на 6,3%.

Соотношение поступления  в территориальный бюджет и федеральный  бюджет устойчиво сохраняется в  пользу первого, причем большую часть поступлений в территориальный бюджет составляют поступления в местный бюджет (рисунок 2).

 

Рис. 2. Показатели работы Межрайонной ИФНС России №6

по Ленинградской  области по собираемости налогов

 

Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области мобилизовала налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 2011–2012 годах в соответствии с плановыми заданиями.

Динамика проведения камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области за 3 предыдущих года представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Динамика проведения камеральных налоговых проверок

Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

Показатель

2010

2011

2012

Количество  проведенных камеральных проверок

804 321

1 010 491

231 686

из них выявивших  нарушения

30 946

44 233

9 217

%

3,85%

4,37%

3,98%

Доначислено (руб.):

2 749 540

3 686 442

1 116 561

налоги

2 336 607

3 097 954

996 980

пени

74 236

100 063

27 959

штрафы

338 697

488 425

91 622

Уменьшенные платежи

229 455

346 769

52 587


 

Динамика проведения выездных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области за последние три года представлена в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3

Количество  проведенных налоговых проверок по НДС

Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

Показатель

2010

2011

2012

Количество  проведенных выездных проверок

5 238

6 974

1 638

из них выявивших  нарушения

2 779

3 720

850

 

53,06%

53,34%

51,89%

Доначислено (руб.):

15 999 748

21 928 218

9 286 019

налоги

11 618 381

15 679 571

6 014 863

пени

1 873 135

2 937 784

1 768 185

штрафы

2 508 232

3 310 863

1 502 971

Уменьшенные платежи

12 366

9 299

0


 

Межрайонная ИФНС России №6 по Ленинградской области в 2012 году обеспечено поступление налогов на добавленную стоимость в бюджет 3202 млн. рублей, или на 500 млн. рублей (28,5%) больше, чем за 2011 год (таблица 1.4, рисунок 3). В 2012 г. поступление НДС превысило на 600 млн. руб. чем в 2011 г.

 

Таблица 1.4

Анализ поступления  налогов в бюджет

2010

млн. руб.

2011

млн. руб.

2012

млн. руб.

абсолютные  отклонения (+/-),

млн. руб.

2012 к 2011

абсолютные  отклонения 2012 к 2010

% прироста поступлений

2012 к 2011

% прироста поступлений

2012 к 2010

2102

2702

3202

+600

+500

28,5

18,5


 


Рис. 3. Динамика поступления в бюджет в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

 

Отвечает за АИС в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, в частности, за электронный архив документов, Отдел информатизации. Структура управления отдела представлена на рисунке 4. Полномочия отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, его задачи и функции представлены в Приложении В.

Отдел информатизации является структурным подразделением налоговой службы г. Тихвин и непосредственно ставит задачи о разработке того или иного программного продукта, необходимого для налоговой инспекции. Отдел информатизации отвечает за информационно-технологическое обеспечение деятельности налоговой службы г. Тихвин. Обеспечивает внедрение новых информатизации с целью экономии труда в сфере деятельности управленческого аппарата, повышения эффективности принимаемых решений за счет доступа к полной и достоверной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организаций. Организационная структура отдела информатизации налоговой службы г. Тихвин представлена на рисунке 4.

 

Рис. 4. Структура управления Отдела информатизации

Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

 

В соответствии с организационной структурой отдела информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области распишем должностные обязанности специалистов и представим их в виде таблицы 1.5.

Таблица 1.5

Должностные обязанности  специалистов Отдела информатизации

Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области

Должность

Обязанности

Начальник отдела

руководит любой деятельностью, связанной с обслуживанием вычислительной техники; контролирует процесс подбора, установки, поддержки программного и аппаратного обеспечения; контролирует связи налоговой службы с партнерами, предоставляющими услуги в сфере IT; руководит процессом подбора, обучения специалистов отдела, анализирует результаты их деятельности; руководит процессом обучения сотрудников.

Зам. начальника отдела

определяет возникающие в ходе работы сети проблемы; анализирует требования пользователей; координирует процесс наладки и поддержки сетевого оборудования; обеспечивает совместимость программного и аппаратного сетевого обеспечения; готовит бюджет в подотчетной сфере и обеспечивает эффективное использование ресурсов; руководит менее квалифицированным техническим персоналом.

Ведущий специалист-эксперт

проводит анализ требований пользователей для определения  конфигурации программного и аппаратного  обеспечения; готовит технические спецификации, технические отчеты по поддержке программного и аппаратного обеспечения; координирует процесс испытаний и ввода в эксплуатацию ИТ обеспечения; проводит анализ комплексных вопросов программирования касательно модификации кода уже существующих программ и создания кода для новых программ.

Главный специалист-эксперт

производит установку  программного и аппаратного обеспечения; осуществляет мониторинг и оптимизацию  работы операционных систем вычислительной техники; определяет проблемы в программном обеспечении; анализирует требования пользователя, оценивает дополнительные возможности по улучшению работы программного обеспечения.

Специалист 1 разряда

решает комплексные  вопросы программирования, касающиеся модернизации, модификации уже существующего кода либо создания нового кода; готовит графики и диаграммы рабочего процесса; устанавливает последовательность проведения операций по вводу и компьютерной обработке данных; контролирует проведение тестирования и отладки программного обеспечения.

Главный специалист-эксперт

отвечает за установку  и проведение диагностики программного и аппаратного обеспечения; предоставляет  техническую поддержку и консультации конечным пользователям; несет ответственность  за организацию ремонта компьютерной техники; обеспечивает наличие расходных материалов для компьютерной и оргтехники; консультирует пользователей по техническим вопросам.


 

Отдел информатизации Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области осуществляет следующие функции:

- Определения основных направлений программы информатизации по внедрению информационно-технологических систем, в том числе системы электронного документооборота, электронной приемной, предоставления услуг населению в электронном виде;

- Определения (оценка) требуемых объемов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения программы и источников их покрытия;

- Обеспечение бесперебойного функционирования компьютерных сетей и коммуникационного и серверного оборудования, сопровождение системного программного обеспечения и прикладных программных средств подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;

- Проведение анализа функций подразделений налоговой службы, информационных потоков циркулирующих в Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области с целью эффективного использования имеющейся компьютерной техники, локальных сетей, средств связи, баз данных;

- Анализ и оценка проблем информатизации в районе, выявление потребностей в развитии информатизации, выработка целевых установок, оценка требуемых ресурсов;

- Планирование и проведение политики обеспечения совместимости и унификации программных и технических средств подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, их технического обслуживания, с целью уменьшения денежных затрат;

- Подготовка проектов договоров с организациями на приобретение и техническое обеспечение средств вычислительной и копировально-множительной техники подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области, сопровождение имеющихся и покупаемых программных продуктов, установку локальных, корпоративной сетей, электронной почты, сети Internet, аттестации объектов информатизации на предмет безопасности информации и их защите;

- Учет, контроль, анализ выполнения договоров;

- Планирование подготовки и переподготовки кадров подразделений Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области в области новых информатизации;

- Осуществление контроля над используемыми в подразделениях Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области программными и техническими средствами, анализ эффективности их применения и лицензирования, подготовка предложений по их обновлению;

- Организация хранения эталонов и резервных рабочих копий специального программного обеспечения, находящегося в эксплуатации в подразделениях Межрайонной ИФНС России №6 по Ленинградской области;

Автоматизация ведения реестра налогоплательщиков для ИФНС (г. Тихвин)