Авторская композиция и роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» д

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ №59

 

 

 

 

специальность 070802 Декоративно-прикладное искусство  и народные промыслы

(базовый  уровень)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

тема: «Авторская композиция и роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома»

 

 

студентки          _______________   Туктамышевой Екатерины Юрьевны

 

 

 

 

 

Руководитель      _______________   Монашов Владимир Сергеевич

Консультант       _______________   Даньшина Светлана Николаевна

Консультант       _______________   Дудкина Татьяна Сергеевна

Консультант       _______________   Попова Ольга Викторовна

Рецензент          _______________   Лантратова Ольга Павловна

 

 

 

МОСКВА

2012

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и росписи панно в стиле  лаковой миниатюрной живописи Федоскино  по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники  на привале» для оформления обложки  фотоальбома……………………………..7

1.1. История  промысла «Федоскино»………………………………………………………..7

1.2.Техника миниатюрной живописи и декоров в промысле Федоскино…………..........12

1.3.Биография художника Василия Григорьевича Перова……………………………….17

1.4.Историческая справка о картине «Охотники на привале» В.Г. Перова …………….22

1.5.Жанровая  живопись……………………………………………………………………..26

1.6. Охота  в России. Царская и великокняжеская  охота на Руси…………………………27

1.7. Охота во 2-ой половине XIX века  в изображении русских художников……………32

Глава 2. Технологическое обоснование  художественного изделия панно  в стиле лаковой миниатюрной  живописи Федоскино по мотивам картины  В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома………………………………………………...40

2.1. Описание  и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений …………………………………………………...………...……………………...…..40

2.2. Технологическая  карта …………………………………………………………………42

2.3.Технология воплощения проектируемого изделия панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома ……….………………………………………………..…45

2.4. Охрана  труда и техника безопасности……………………............................................

2.4.1. Организация  рабочего места художника……………………………………………

2.4.2. Охрана  труда и общие требования безопасности  по данной профессии………….

2.4.2.1. Пожарная и электробезопасность производственных помещений………..

2.4.2.2. Общие  требования безопасности по профессии  Художник-мастер...….……

Требования  безопасности перед началом работы………………...…….

Требования  безопасности во время работы……………………….……

Требования  безопасности в аварийных ситуациях……………….……

Требования  безопасности по окончании работы……………….………

2.4.3. Основы безопасности при проведении окрасочных работ ………………………...

2.4.3.1. Воздействие ЛКМ на здоровье человека и основные меры по защите работников от действия вредных факторов…………………………………

2.4.3.2. Пожароопасные свойства ЛКМ и основные меры по обеспечению пожарной безопасности в окрасочном производстве………………………………………

2.4.3.3. Требования безопасности к хранению лакокрасочных материалов и отходов производства……………………………………………………………………….

2.4.3.4. Требования безопасности к производственным процессам окраски и окрасочному оборудованию……………..…………………………………..

2.4.3.5. Безопасность труда в окрасочном производстве. Общие требования……….

Глава 3. Экономическое обоснование  художественного изделия «панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома»……….…………………………………..……

3.1. Выбор  материала и технологий для  его материального воплощения…………………

3.2. Расчет  индивидуальной себестоимости изделия  «панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома»…….………………………….……………………….…...

3.3. Однокомпонентный  анализ безубыточности………………………….………….……..

3.4. Экономическое  обоснование проектируемого изделия  «панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома»……………………...….……………………...………

Заключение……………………………..…………………………………….……………………

Список литературы…………………….…………………………………………………………

Терминологический словарь…………………………………………………………………….

Приложение 1………………………….………………………………………………………….

 

 

Введение

 

Моей дипломной работой является авторская композиция и роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома, выполненная на пластине размером 29x17,5 в технике масляной живописи.

Роспись в этом стиле интересна  мне своей техникой живописи, историей и получаемым результатом.

Актуальность данной работы заключается в использовании известной жанровой картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления мужского фотоальбома. Размещение картины на обложке фотоальбома привлекает к нему внимание покупателей, вводит будущего пользователя данного предмета в мир искусства. Такой фотоальбом может стать местом размещения подборки фотографий, на тему охота.

На панно, размещенном, на обложке фотоальбома  изображена копия картины В.Г. Перова «Охотники на привале» написанная им в 1871 году. В этом произведении художник изобразил трех охотников отдыхающих на привале, после удачной охоты. Картина В.Г. Перова «Охотники на привале» знакома всем людям с раннего детства, родная и близкая русской душе.

Новизна моей работы, связана с современными технологиями и совмещением прикладного предмета (фотоальбома) с произведением искусства.

Объектом исследования является роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома.

Размеры пластины: высота - 29см, ширина - 17,5см.

Предметом исследования стала возможность размещения на функциональном предмете (фотоальбоме) классического произведения искусства, соответствующего форме и внешнему оформлению фотоальбома.

Целью моей дипломной работы является освоение техники лаковой миниатюрной живописи Федоскино. Создание копии картины В.Г. Перова «Охотники на привале» гармонично соответствующей колориту, форме фотоальбома.

Задачами дипломной работы является:

  1. дать общее описание истории промысла «Федоскино»;
  2. изучить подробно стадии технологического процесса изготовления панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино для оформления обложки фотоальбома;
  3. ознакомиться с охраной труда и техникой безопасности;
  4. дать экономическое обоснование проектируемого изделия.

Методами исследования в данной дипломной работе является:

1. сравнительный анализ исторического развития федоскинской росписи и ее использовании в оформлении бытовых предметов;

2. подбор необходимых технологий и определения оптимальной последовательности их применения;

3. определение соответствия процесса изготовления изделия основным требованиям техники безопасности и охраны труда;

4. проведение экономического расчета процесса росписи изделия.

Источниками информации при работе над проектом были нормативно-правовые акты, книги с иллюстрациями художественных изделий и произведений искусств, периодические издания (газеты и журналы) и ресурсы сети интернет.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литература, терминологического словаря и приложения.

Во введении сформулирована цель и  задачи работы, определены методы, выделены объект и предмет исследования, проанализированы источники информации и дана краткая  справка о структуре работы.

Первая глава «Художественно-историческая справка об авторской композиции и росписи панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома» посвящена темам, напрямую связанным с моей работой, таким как история федоскино, её развитие и развитие жанровой живописи, биографические сведения о жизни и творчестве В.Г. Перова, техника лаковой миниатюры, а так же описание композиции творческих этапов росписи пластины

Вторая глава «Технологическое обоснование художественного изделия «панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома» ознакомит с инструментами и материалами, которые использовались и применялись для выполнения дипломной работы и с технологической картой выполнение изделия.

В теме «Охрана  труда и техника безопасности»  дается обзор условий организации рабочего места художника, электробезопасности, пожаробезопасности, описаны общие требования безопасности по профессии и основы безопасности при проведении окрасочных работ.

Третья глава «Экономическое обоснование  художественного изделия «панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома» описывает краткий обзор выбранного материала и технологий для материального воплощения написания копии картины, дает расчет индивидуальной себестоимости данной репродукции, проводит анализ безубыточности, экономически обосновывает проектируемое изделие.

В заключении сформулированы основные выводы.

Список  литературы содержит 40 наименований.

Термины, употребляющиеся в тексте дипломной  записки, требующие более точного  значения и пояснения, будут указаны  в разделе «Терминологический словарь».

В приложении представлены фотографии и эскизы поэтапного выполнения работы.

 

 

 

Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и росписи панно в стиле  лаковой миниатюрной живописи Федоскино  по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» для оформления обложки фотоальбома

1.1. История промысла «Федоскино»

 

Федоскино – старинное русское село на берегу реки Учи, чуть больше 30 километров от Москвы. Очень живописное место, особенно летом.

Здание  фабрики стоит на берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места  художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением, сейчас уже заряжать некого. Все оставшиеся на фабрике художники – надомники.

Согласно  изученным архивным и научно-исследовательским  материалам Д.С. Айзенштодта, В.И. Боруцкого, Л.Я. Супрун, Г.В Яловенко, а так же каталогов и отчетов выставок, установлено, что в конце 90-х годов 18 века, в русском селе Федоскино, возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Заинтересовавшись расписными изделиями лаковой фабрики  И.Г. Штобвассера из немецкого города Брауншвейга. Русский купец П.И. Коробов на базе картонной фабрике в селе Данилково (смежном с Федоскино), которая выпускала лаковые козырьки из папье-маше к каскам для русской армии, основывает в 1795 году новое производство. Одну из первых в России фабрику лаковых изделий из папье-маше с миниатюрной живописью. А с 1798 года начинает стабильный выпуск продукции. Выпускаемые табакерки вначале они имели только круглую форму, затем по мере развития производства создавались новые формы, расширялся ассортимент, совершенствовалась технология миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше.

С 1818 года П.И. Коробов привлекает к делу своего зятя П.В. Лукутина, а в 1825 году полностью передает ему фабрику. П.В. Лукутин, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. Фабрика превращается в большое предприятие, где работает уже около 100 человек. В основном это русские мастера. При фабрике была создана рисовальная школа с 30-ю учениками, наиболее талантливые из которых направлялись в Строгановское училище для усовершенствования своего мастерства. Ассортимент при П.В. Лукутине значительно расширился: выпускаются табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. Искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России, но и вывозится за ее пределы.

С 1828 года на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба  и инициалов владельца фабрики, после чего изделия повсеместно  стали известны под названием «лукутинских».

Рис. 1.1. Клеймо фабрики 

 

Наивысшего  расцвета производство достигло в период современного ведения дела отцом  и сыном Лукутинами (1843 – 1863). Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Ассортимент обогащается изделиями, различными по своему бытовому назначению (табакерки, спичечницы, чайницы, пудреницы, накладки с миниатюрами на кошельки, пасхальные яйца и т.д.). Совершенствуется технология живописи, внедряются новые приемы декоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку», скань, цировка). Изделия предназначались для различных слоев населения того времени с учетом их потребностей.

На протяжении 19 века формировался народный художественный промысел с присущими ему коллективными формами творческой деятельности. Но последний из представителей Лукутиных – владелец фабрики Н.А. Лукутин (третье поколение Лукутиных) – не испытывал интереса к делу, не способствовал его дальнейшему развитию, и в 1904 году фабрика была закрыта.

С закрытием  фабрики Лукутина история русской лаковой миниатюры не прервалась. Десять наиболее инициативных федоскинских мастеров при поддержке сельской учительницы Л.Д. Державиной добились разрешения организовать артель. 1 июня 1910 года был подписан договор об организации артели. С этого дня Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики «Лукутина» начала свое официальное существование. Мастера Федоскинской артели, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. Коллективный труд в общих мастерских способствовал воспитанию молодых кадров и преемственности традиций.

В советское  время период своего существования  Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие. Характерной особенностью Федоскинского промысла является максимальное использование ручного труда. Что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров.

Вместе  с тем на предприятии используются средства малой механизации, приспособления, станки и механизмы, применяемые на вспомогательном и заготовительном участках. В основном это нестандартное оборудование, позволяющее создавать изделия довольно высокого качества.

Зародившись, как своеобразная художественная мануфактура  с особой формой разделения труда, со сложнейшей системой коллективного творчества. Федоскинское лаковое производство сохранило и развило лучшие черты искусства прошлого. Проявляются новые темы, сюжеты и мотивы. Важной частью творчества Федоскинских мастеров остается орнаментально-декоративное оформление изделий. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром, создают неповторимое убранство лаковым изделиям.

1920 –  1930 годы – время восстановления  традиций Федоскинской миниатюры и обновления ее темами за счет копирования образцов художников Кустарного музея и произведений русской классической и советской живописи. Наряду с копиями создавались и самостоятельные композиции. В период Великой Отечественной войны старейшие мастера. Ученики профтехшколы, а также несколько художников, отозванных с фронта, в полуразрушенных производственных помещениях и по домам стали изготовлять лаковые изделия и расписывать их.

В 1950 – 1960 годах художники Федоскино в  значительной мере отказываются от копирования  станковых произведений и обращаются к созданию собственных композиций на современные темы: городской и  сельский пейзаж, русский фольклор, орнаментально-декоративное оформление изделий. В этот период формируется новое поколение художников, постоянно пополнявших творческий коллектив федоскинцев.

Последующие годы ознаменовали значительный перелом  в создании образов для тиражирования, а так же наметился новый подход к темам и сюжетам.

Портретное  направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности.

Сегодня эта славная эстафета перешла  к ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и ее национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. В ассортименте фабрики преобладают традиционные художественные изделия: шкатулки, ларцы различных форм и размеров, изделия по заказу.

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. При этом многочисленные живописные слои накладывались на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра, чем создавался эффект свечения красок, особой светоносности живописи. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные- с прозрачными. Применяются рельефные изображения, оригинальная техника цировки, при которой изделие обертывается листом металлической фольги, покрывается черным лаком, а затем по нему процарапываются орнаментальные узоры. В итоге, в зависимости от подложки, рождается золотой или серебряный декор. Иногда лаковая живопись имитирует технику мозаики. Это был отклик на вошедшие в моду в 1820-х г.г. итальянские мозаики.

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи - портрет. С  удивительной виртуозностью и мастерством  живописцы раскрывали внутренний мир  человека, будь то знаменитость или  обыкновенный крестьянин.

В темах  архитектурного пейзажа нашла отражение  любовь к местам, ставшим святыней русской истории - таким, как Московский Кремль, Красная площадь с памятником Минину и Пожарскому, собором Василия Блаженного. Большой популярностью пользовались виды двух столиц - Санкт- Петербурга и Москвы.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.

Стилистика  произведений федоскинских мастеров находилась в постоянном развитии. 1950-е годы принесли преобладающее увлечение станковизмом, при котором создавались копии картин известных художников - Шишкина, Перова, Васнецова, Левитана. Это была хорошая школа для художников.

В 1960-х  годах появляются новые подходы  к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием. В темах преобладают теплые лирические мотивы. Именно в это время складывается целая плеяда талантливых художников: М.С.Чижов, И.И.Страхов, С.П. Рогатов, Н.И. Балашов, В.Д. Липицкий, А.И. Козлов, Г.И. Ларишев, В.Д. Антонов, М.Г. Пашинин, и другие. Мастера увлеченно работают над изображениями окрестностей родного села, видов подмосковной природы, создают портреты исторических лиц и современников. Им удалось, не отрываясь от реалистического исполнения, привнести в искусство Федоскино мотивы русских сказок. Технология лаковой живописи позволила раскрыть эти темы ярко, выразительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Ларишев Г. И. "Теплый вечер". 1984 г.

 

 

1.2. Техника миниатюрной живописи и декоров в промысле Федоскино

 

Федоскинская миниатюрная живопись производится масляными красками в той строгой последовательности стадий и приемов, которую теперь принято называть классической.

Приемы живописи масляными красками были разработаны в эпоху Возрождения  в Италии, Нидерландах и Германии. Техника масляной живописи по дереву и холсту сохранялась в общих чертах в цехах живописцев до XVIII в. и как-то сама собой перешла в искусство миниатюристов по лаку, закрепившись здесь в стройной системе специфических приемов письма, обусловленных особенностями лакового дела.

В Федоскино миниатюрная живопись имеет две разновидности, обусловленные  техническими особенностями: это так  называемые письмо по-плотному и письмо по-сквозному.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Шкатулки в стиле Федоскино. Письмо по-плотному

 

Письмо по-плотному. Крышка коробки в этом случае от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость.

На просушенный грунт переводится  рисунок миниатюры с тонкого  листа бумаги или кальки. Контуры  рисунка перед этим аккуратно  обводятся с обратной стороны  какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем  отпечатываются на грунте лощением листа  ногтем большого пальца.

Можно приступать к живописи.

Палитрой для федоскинского художника обычно служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами, - белая палитра. В руках живописца - колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, капля которого помещается тут же, на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками.

Подмалевок. Первой стадией живописи является так называемый подмалевок. Плотными, корпусными красками мастер стремится закрыть всю поверхность крышки, при этом каждый цвет как бы сплавляется, сцепляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий красочный слой, в котором только в самых приблизительных очертаниях намечаются формы изображения. В прошлом такой подмалевок нередко выполнялся дву-мя-тремя красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами - так называемая гризайль или полугризайль, устанавливающая тоновые соотношения изображенных предметов и определяющая светотень на них.

Подмалевок требует уверенной  руки и быстроты исполнения, поскольку  масляная краска имеет свойство в  короткое время терять эластичность.

Закончив подмалевок, художник сглаживает красочные мазки нежными, воздушными взмахами беличьей кисти.

Первый слой живописи в естественных условиях сохнет два-три дня, а в  сушильном шкафу - 3-4 часа. Затвердевший подмалевок покрывается слоем светлого лака.

Прежде чем приступить к дальнейшей живописи, художник прочищает просушенную  лаковую пленку (лак сохнет в естественных условиях в течение суток) хвощом либо порошком пемзы на влажной тряпочке. Затем, слегка протерев подмалевок льняным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый перемалевком. В нем уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет предметов, проявляются детали. Слегка флейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.

Лессировка представляет собой  живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Лессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета. Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Письмо по-сквозному. В трехслойной системе письма художник-миниатюрист имеет возможность сосредоточить свое внимание поочередно на каждом приеме в отдельности, совершенствуя его и находя наиболее гармоничные связи с предыдущими и последующими слоями. В этих исканиях и родилось в Федоскине так называемое письмо по-сквозному. Основываясь на светопоглощающих свойствах лессировочных красок, т.е. на их способности пропускать сквозь себя свет, федоскинские миниатюристы остроумно применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр.

Металлизированный грунт под сквозное письмо создается следующим образом: на прочищенную крышку коробки наносится  тонкий слой светлого лака и выдерживается  на воздухе до неполного высыхания - до "отлила"; затем лаковая  пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания лака смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недо-сушенную лаковую пленку. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем.

Создание миниатюры по сквозному  фону требует чрезвычайной тщательности работы во всех стадиях: в переводе рисунка, в подмалевке, перемалевке и бликовке. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировоч-ной краски, заставляет ее гореть с поразительной яркостью.

Авторская композиция и роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» д