Авторская методика гитариста, композитора и педагога Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»

 

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет искусств

Кафедра народных инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

на тему:

Авторская методика гитариста,

композитора и педагога Александра Виницкого

«Джаз на классической гитаре».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.

Выполнил:Студент 532 группы

Чечин Глеб

Санкт – Петербург

2007

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение

Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре

Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В., Виницкий А)

Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента

Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре

Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие

 

Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»

Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления творческой деятельности)

«Шагающий» бас

Особенности джазового и латиноамериканского ритма

Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза

Босса – нова. Бразильская музыка

 

Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества

Упражнения и этюды в джазовом стиле

«Детский джазовый альбом № 1»

Детская джазовая сюита «Карусель»

 

Заключение

Библиография 3

Введение.

Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный инструмент, побывавший в космосе.

В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.) 4

Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»1.

1 Волков В., Интервью с музыкантом. Гитарист. 2002 №1. с.21

2 Волков В.,Проблемы гитарного репертуара.2000 №1 с. 23

Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».

«Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».2 5

В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.

Поэтому целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,3 который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.

3 Волков В.,Интервью с музыкантом. Гитарист.2002 №1 с.20

Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:

1)Рассмотреть наиболее известные  Школы игры на гитаре с точки  зрения методики освоения эстрадно-джазовых  стилей 

2)Рассмотреть и проанализировать  авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»

3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.

Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.

Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры 6

на гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно используется гитара (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.

Вторая глава - АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА А.ВИНИЦКОГО «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В ДЖАЗЕ» - посвящена методическим разработкам совремнного московского гитариста-композитора и педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая, чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он превносит в современную гитарную педагогику.

Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель». 7

ГЛАВА 1.

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось и исполнительства и педагогики гитары.

В постсоветское время мы стали открывать для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову, фламенко и т. д.).

Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что информация была крайне скудна.

Все выше сказанное относится и к шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи аудио и 8

видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до ультросовременных гитарных направлений).

Особенно поразил отечественных почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием творчества мэтров джаз - гитары и говорить не проходится.

Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных 9

музыкальных жанров. Об этом говорят и многие известные деятели гитары в России, например, интересно мнение главного редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему произошел такой колоссальный разрыв между системой музыкального образования и сегодняшним днем, в котором присутствует столько музыкальных направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов найти работу»4.

4 Цит. по В.Волков. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

5 В.Волков. Интервью с музыкантом .Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском обласном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную, но на классической гитаре».5

В бывшем советском союзе было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих ознакомиться с особенностями 10

применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова». Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В. Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и недостатках. 11

«ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, В. Манилова.

По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре».6

6.Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанимента. - К., с. 4

7 Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. - М., 1970, с.53

Изданные в нашей стране пособия по обучению игре на электрогитаре, рассчитанные на начинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недостатков. По ним в лучшем случае можно научиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначениями, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой собственный слух и музыкальный вкус.

По мнению автора, «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П. Вещицкого, «опытный гитарист, руководствуясь правилами гармонии или слуховым восприятием, всегда следит, чтобы после-довакия аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками других инструментов оркестра или ансамбля не нарушают правил перехода от аккорда к аккорду»7. Однако сведения о том, какими техническими приемами это достигается и как практически осуществляется на гитаре, в данном пособии отсутствуют.

Гитарист, играющий в трио, совмещает роли солиста и аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для сольной игры в джазовом стиле и особенно импровизации необходимо освоить определенные приемы аккомпанемента, что невозможно без специального обучения.

Какие же требования предъявляются к гитаристу-аккомпаниатору? Прежде всего, ему необходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать 12

аккомпанемент, составляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера аккомпанемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партнеров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Играя в джазовом коллективе, нужно чутко следовать за импровизатором, помогать ему в раскрытии музыкальных образов, создавая гармонический фон на ритмическую основу в соответствии со стилем солирующего музыканта.

Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской практики и развиваются тем успешнее, чем ярче спе-цифические профессиональные способности музыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков аккомпанемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусствои сугубо практическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента могут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

Анализируя «Технику джазового аккомпанимента» были выявлены основные закономерности джазовой гармонии в прогрессивных аккордовых формах:

1. Классификация  септаккордов.

2. Прогрессивная  аппликатура септаккордов.

3. Септаккорды  на ступенях мажорного лада.

4. Способы  игры мажорной гаммы септаккордами.

5.Гармонические  модели в прогрессивных аккордовых  формах.

6.Основные функции септаккордов.

13

7.Изучение гармонических моделей  в различных тональностях с  помощью поворотной схемы 

Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемента: Надстройки и альтерации ступеней. Пропуски тонов в аккордах. Обращенные формы аккордов. Первый класс — мажорные аккорды и их обращения. Второй класс — минорные аккорды и их обращения. Третий класс — доминантсептаккорд. Четвертый класс — полууменьшенный септаккорд и его обращения. Пятый класс — уменьшенный септаккорд и его надстройки. Усложненные гармонические модели. Использование прогрессивной аппликатуры в практике джазового аккомпанемента. Анализ песенной формы периода свинга.

1. Применение поворотной схемы  при анализе отклонений и модуляций.

 

3. Роль кадансов в песенной  форме.

4. Особенности  анализа гармонических схем песен, написанных в миноре.

5. Интродукции  и постлюди и в песнях.

6. Характерная  мелодия блюзов.

7. Метод  гармонических замен.

8. Применение  поворотной схемы при тритоновой замене.

9. Составление партии аккомпанемента  для гитары.

 

Авторы «Техники джазового аккомпанимента» довольно подробно рассматривают основные закономерности джазовой гармонии, приводят многочисленные таблици, подробно касаются вопроса об апликатурных 14

формах септаккордов разных классов. Подробно излагается процесс усложнения гармонических моделий, взаимосвязь надстроик септаккордов с мелодической линией. Но обилие схем предлагаемых авторами, на мой взгляд, несколько усложняет усвоение материала. К недостаткам также можно отнести и сравнительно не большое число нотных примеров по каждой конкретной теме.

В главе, касающейся ритмических рисунков джазового аккомпанимента авторы предлагают всего по одному рисунку для каждого стиля, на наш взгляд, это существенное упущение, посколько именно ритм является одним из важнейших выразительных средств в джазовой музыке. В целом «Техника джазового аккомпанимента» предназначена для серьезно подготовленных гитаристов (как минимум студентов старших курсов музыкальных училищь.) и будет довольно сложна для начинающих и музыкальных школ. 15

«ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ» В. Молоткова.

Предлагаемая работа посвящена вопросам джазовой импровизации, поскольку именно ей в джазе принадлежит особая роль как одному из основных структурных компонентов.

Поскольку овладение искусством импровизации — сложный и длительный процесс, цель настояшего пособия — дать начинающим му-зыкантам представление об основных навыках, необходимых гитаристу для участия в коллективном джазовом исполнительстве, которые впоследствии каждый сможет развивать и закреплять по своему усмотрению.

Нотный материал первых трех глав книги относится к периоду традиционного джаза и бибопа. Включенные в издание музыкальные примеры, кроме специальных технических упражнений, взяты из «живой» музыки. Ритм некоторых из фрагментов-цитат сознательно упрощен, чтобы сосредоточить внимание учащегося на особенностях их мелодики. Целый ряд нотных образцов, схем и таблиц, иллюстрирующих те или иные технологические аспекты импровизации, принадлежат автору и приведены здесь в качестве обмена опытом.

Во втором издании книги, переработанном и дополненном, автор счел нужным пересмотреть некоторые из прежде постулируемых положений, - местами обновить, уточнить или поправить нотную и текстовую части ра-боты, а также сформулировать наиболее общие принципы импровизации в современном джазе.

В свете сказанного самым существенным изменениям подверглась Глава четвертая. В ней рассматриваются отдельные основополагающие тенденции развития ладогармонического мышления в музыке второй половины XX века в их влиянии на джаз, и в частности на технику импровизации на шестиструнной гитаре. 16

Одельный параграф отведен описанию особенности игры в так называемых игровых зонах. В конце главы даны конкретные рекомендации, относительно возможных форм домашних занятий.

Значительно переработанна и хрестоматия, изменения в ней вызваны стремлением авторов представить творчество современных музыкантов, таких как Д.Колтрейн, Ч. Кориа и др. Завершает издание список использованной литературы, куда вошли названия работ отечественных и зарубежных композиторов, исследоватилей, освещающих различные вопросы, связанные с джазовой импровизацие 17

Основные принципы джазовой гитарной техники:

1. Роль сольфеджирования в освоении техники джазовой импровизации

2. Графический анализ грифа.

3. Мажорные и минорные аппликатурные  модели.

4. Предварительное слышание.

5. Упражнения в интервалах.

6. Некоторые особенности аппликатуры.

7. Координация рук.

8. Хроматические последовательности  интервалов.

 

Основные закономерности музыкального языка

джазовой импровизации:

1. Особенности мелодического обыгрывания  целевых звуков.

2. Неполные пентахорды.

3. Мелодическое обыгрывание аккордов  доминантовой группы.

4. Обыгрывание моделей квинтового  круга («гармонические качели»).

5. Обыгрывание четырехтактовых гармонических последовательностей.

6. Секвенционное развитие мелодии.

7. Варьирование отдельных мотивов  тем.

8. Импровизация по гармонической  схеме.

9. Характерные ритмические модели, используемые в импровизации.

 

Импровизационные формы традиционного джаза:

1.Разновидности блюзов и построение  импровизационного соло.

2. Архаичный блюз.

3. Современный блюз.

4. Песенная форма.

5. Подготовка импровизации.

 

Особенности импровизации в современном джазе:

1. Современная джазовая гармония.

18

 

2. Полиаккорды.

3. Полимодальность.

4. Игровые зоны и их аппликатурные  варианты.

5. Пентатоника в джазовой импровизации.

6. Несколько практических советов.

 

Сами авторы «Джазовой импровизации на 6-и струнной гитаре» во введении заявляют, что « пособие расчитанно на гитаристов имеющих определенный опыт игры на инструменте, знакомых с нотной грамотой, элементарной теорией музыки и основами функциональной гармонии»8.

8 В.Молотков. Джазовая импровизация на 6-и струнной гитаре.- К., 1989 , с. 3

Пособие Манилова В. «Джаз в ритме самбы», полностью посвящена бразильской музыке. В этом учебном пособии подробно рассматриваются стилистические особенности самбы и босса - новы, анализируются ритмичечкие рисунки мелодий периода босса - новы, приводятся примеры, как составить аккомпанемент на основе ритмической 19

структуры мелодии:

В табулатурных таблицах предложены аппликатурные варианты аккордов аккомпанимента с указанием позиций: 20

На конкретных примерах автор обьясняет особенности гармонической синкопы (важного элемента латиноамериканских стилей музыки):

В разделе нотного приложения автор представляет очень удачную подборку пьес в стиле босса - нова и самба, как в виде мелодии с цифрованным басом, так и аранжированные композиции для соло гитары. Этот раздел особо интересен, так как содержит оригинальную музыку 21

дразильских композиторов Э. Виллы Лобоса, А. К. Жобима, Л.Бонфа, А. Аморадо и других авторов:

В целом, «Джаз в ритме самбы» является весьма интересным посибием по латиноамериканской музыке. В пособии затрагиваются не только особенности использования гитары в бразильской музыке, но и общие закономерности латиноамериканской музыки. В хрестоматии даны примеры в виде мелодии с цифрованным басом (важно, что гармонии аккомпанемента выписанны полностью со всеми надстройками в аккордах), что является ценным материалом для гитаристов. К недостаткам пособия можно отнести отсутствие более подробного материала относительно ритмических фигур гитарного аккомпанемента, ритмических рисунков партии гитары при исполнении босса - новы и самбы в различных составах (гитара+солист, гитара+контрабас, трио и т. д.). 22

ГЛАВА 2.

Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре».

ВИНИЦКИЙ Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер - классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Из артистической биографии:

Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи еще подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе. Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней. После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приемами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре. 23

Александр много слушал музыку, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями" стали: Дж. Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж. Холл, Ч. Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О. Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса - нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают еще более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

Авторская методика гитариста, композитора и педагога Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»