Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Исполнитель: Студент
Дипломная работа
Тема
Авторские договоры: основные аспекты правового
регулирования
Студент
Вологжанникова М.А.
Москва 2010
Содержание
авторский договор правовой
Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных
и иных условий авторских
2.2 Права, обязанности сторон
и ответственность по
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования.
Авторское право является в настоящее
время одной из наиболее значимых
и динамично развивающихся
проведенных еще в советский период. Большая работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как Зенин И.А., Клык Н.Л., Сутулов Д.М. и многими другими. Конечно, эти исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора. Главной целью моей работы является комплексное исследование авторских договоров.
Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое
регулирование авторских
5. Проанализировать особенности
заключения авторских
6. Проанализировать существенные
и иные условия авторских
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.
8. Изучить ответственность по авторским договорам.
Объект исследования: Авторские договоры.
Предмет исследования: Авторские договоры, как способ передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.
Методология исследования: теоретические и практические методы.
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
С древнейших времен человек
создает произведения искусства
и литературы. Первоначально в
качестве оплаты авторского труда рассматривалось
общественное признание и уважение.
Мы не знаем имен авторов древних
рисунков. Религиозные произведения
по своей природе не могли иметь
авторов. В Древней Греции и Римской
империи положение авторов
«Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще». Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом. Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью систему привилегий, выдаваемых «милостью монарха». Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г. Городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран.
Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. Выходцу из Фломандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа. В 1557 г. английская королева Мария Тюдор издает указ о том, что одна из британских типографических гильдии (Stationers Company) наделяется монополией на книгопечатание и книготорговлю в стране. Согласно этому указу, книготорговец, принадлежащий к этой гильдии, купивший книгу у автора и зарегистрировавший ее в специальном реестре, становился полноправным владельцем права на печатание (дословный перевод copyright). Это право могло быть продано или передано другому книготорговцу гильдии так же, как и любые другие права. Конечно же, это решение было продиктовано вовсе не заботой о книгоиздателях, а уж тем более не об авторах, а интересами цензуры и укрепления монархической власти, но именно ему суждено было стать первым примером закрепления смежных прав. Дело же с защитой прав самих авторов обстояло следующим образом Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46.. Упомянутый указ английской королевы Марии Тюдор отнюдь не был направлен на защиту их интересов, и писателям пришлось вести борьбу за право на созданные ими произведения еще добрых сто пятьдесят лет. Это была не легкая борьба. Например, мнение одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения - английского философа Джона Локка, призывавшего Stationers Company разрешить свободное печатание давно написанных книг, было попросту проигнорировано гильдией. А Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», оказался более удачлив: его резкие выступления в защиту прав писателей, были услышаны английским парламентом и привели к принятию в 1710 г. законодательного акта, ставшего прообразом современных законов об авторских правах. Этим законодательным актом права на литературное произведение закреплялись за его автором, правда, лишь на 14 или 28 лет. После окончания этого срока произведение становилось общественным достоянием. Так возник прецедент (каким бы несовершенным на первых парах он не был) достижения компромисса интересов писателей, книгоиздателей и читателей - тех, для кого и пишутся книги. Подобные законодательные акты, с интервалом в несколько десятилетий, были приняты и в других странах: в Дании, Франции, США. Вскоре копирайту предстояло стать межгосударственным законом. Упомянутый выше нормативный акт называется «Статут Королевы Анны» (1710) и считается первым в истории законодательным закреплением авторских прав. В нем впервые был озвучен один из важнейших принципов авторского права - принцип охраны опубликованного произведения, запрета тиражирования его без согласия автора. Считается, что принятие в Англии такого закона было одной из причин передового экономического развития государства. С принятием подобных нормативных актов в США и странах Европы торговля правами на издание произведений литературы, постановку драматических произведений приобрела массовый характер См. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46..
Понятие интеллектуальной собственности
впервые появилось в
Благодаря появлению такой
сравнительно не дорогой возможности
доведения до широких слоев достижений
современной науки, литературы, искусства
повысился образовательный
В XIX в. были приняты три основополагающих правовых документа, регулирующих на международном уровне права интеллектуальной собственности:
1) Парижская конвенция
по охране промышленной
2) Бернская конвенция об
охране литературных и
Римская конференция 1928 г. признала
также личные права автора, сохраняемые
за ним после отчуждения имущественного
права, объявила о защите устных литературных
произведений (лекций, речей, проповедей
и т. п.). Стокгольмская конференция
1967 г. дополнила конвенцию
3) Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков» (1891) определило порядок международной регистрации и охраны товарных знаков.
Параллельно с Бернским союзом развивался межамериканский союз по охране авторских прав. В 1891 г. государства - участники обоих союзов высказали заинтересованность в объединении, что впоследствии привело к созданию Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Следующим важным шагом стало подписание в Стокголькгоме в 1967 г. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), вступившей в силу 1970 г. Законы об авторском праве становятся все более совершенными. Развивается соответствующий понятийный аппарат, строиться концепция авторско-правовой охраны различных произведений. Так, законом Великобритании 1911 г. «Об авторском праве» учреждался единый правовой режим для произведений определенных видов, как обнародованных, так и необнародованных, в том числе произведений архитектуры, звукозаписи и кино. Вводился срок правовой охраны в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Сфера действия авторского права расширяется за счет включения в него переводов, переработки «воспроизведения в материальной форме». Длительное время в России книгоиздание и книготорговля оставались государственной монополией См. Силенок М. А. Авторское право: Учебно-практическое пособие для вузов. М: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. - 48 - 49..
Законодательство об авторском праве первоначально появляется в рамках «Цензурного устава» от 22. 04. 1828 г. в который вошел раздел «О сочинителях и издателях книг». В соответствии с этим законом сочинитель или переводчик книги имели «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Автору предоставлялись исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и его наследникам на 25 лет после смерти автора. В дальнейшем этот срок был увеличен до 35 лет. В 1830 г. был принят еще один закон - «Положение о правах сочинителей», в котором определенно понятие контрафакции и введена ответственность за нее. В 1845 г. был принят закон об авторских правах композиторов, а в 1846 г. - о правах художников и архитекторов. Родилось движение в защиту прав драматургов. В 1874 г. создается общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентств. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей нормативно внедренные процентные отчисления от сборов за театральные постановки в пользу авторов. В 70-е г. XIX в России начали создаваться авторские общества. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. «Собрание русских драматических писателей». С 21 октября 1874 г. на основе этого собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей», ставшее первым в истории России обществом со своим уставом. В мае 1875 г. А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и мире французского Общества драматических писателей и композиторов письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. // Интеллектуальная собственность / М: 2000. №3. С. - 38 - 41..
С 21 октября 1875 г. к Обществу
присоединились композиторы во главе
с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав
«Общество русских
Декрет народных комиссаров РСФСР «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», предоставлявший возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием обеспечивался гонорар по установленным ставкам. В соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменялся переход авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 декабря 1918 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведении литературы и искусства». Существенные изменения в советском авторском праве произошли в 1925 г. В Постановлении ЦИК от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» провозглашалось, что «автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течении установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права. Не считалось нарушением авторского права: перевод произведения на другой язык; публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности. Срок действия авторского права устанавливался 25 лет со дня выпуска произведения в свет (авторские права могли переходить к наследникам) Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С. - 51..
Следующий этап в развитие
авторского права связан с принятым
8 октября 1928 г. Законом «Об авторском
праве». Право авторов на созданное
ими произведение в большинстве
случаев стало пожизненным, использование
произведений допускалось только на
основании договоров с
Кроме того был увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, исключены многие случаи, использования произведений без согласия автора. В связи с распадом СССР и демократическими преобразованиями в российском обществе появилась необходимость принятия нового закона об авторском праве, воплощающего в себе все достижения авторского права развитых стран и соответствующего по уровню правовой охраны произведений требованиям Бернской конвенции. 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который с изменениями и дополнениями действуют в настоящее время Там же. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С...
Право интеллектуальной собственности - это право обладателя результатов интеллектуальной деятельности по своему усмотрению использовать использование неограниченному кругу третьих лиц. Право интеллектуальной собственности является правом абсолютным. Модель собственности, выработанная классическим римским правом для вещей, оказалась максимально подходящей для закрепления и защиты результатов интеллектуальной собственности. Другое наименование интеллектуальной собственности - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Исключительные права
являются имущественными. Помимо них
существуют и неимущественные права,
связанные с авторством на объекты
интеллектуальной собственности. Как
и в области собственности
на вещественные объекты, и здесь
следует различать право
Для защиты своего права правообладателем может быть, в частности, предъявлено требование - о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, тем самым умоляя интересы правообладателя; - о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения - к лицу, совершающему такие действия или делающего необходимые к ним приготовления; - о возмещении убытков к лицу, использовавшему произведение или другой объект исключительного права без соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушавшему его исключительное право и причинившему ущерб правообладателю; - об изъятии без какого-либо возмещения изделий, изготовленных с нарушением исключительного права, - к изготовителю этих изделий или любому их приобретателю. По договору о передаче права на результат интеллектуальной деятельности автор или иной обладатель этого права передает свое исключительное право в полном объеме другому лицу. По лицензионному договору автор или иной обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства в установленных договорами пределах Алексеев С.С. Гражданское право: Учебник. Екатеринбург. Институт частного права. 2008. С. - 413 - 415.. Охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организацией эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем;12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования Маковский А.Л. Комментарий к части четвертой Гражданского Кодекса Федерации Российской. Учебник. - М., Статус, 2008. С. - 42 - 43. ;
14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства или его работодателем либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М., КНОРУС. 2006. С. - 658 - 659.. По авторскому договору по названию и буквальному смыслу ст. 30 ЗоАП исключительные права передаются, т.е. лишь предоставляются пользователю на время, а не уступаются ему. Этим авторский договор отличается от таких способов отчуждения или закрепления имущественных авторских прав, как их дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, при которых данные права переходят к другим лицам либо возникают у других лиц в качестве первоначальных исключительных прав. К авторским договорам, как к разновидностям сделок по передаче имущественных прав, применяются общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера исключительных авторских прав. В общем плане можно распространить на авторские договоры правила, скажем, п. 1 ст. 460 ГК, обязывающие продавца товара передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Пользователь также заинтересован в получении имущественных прав, не обремененных правами других пользователей этих же прав Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78..
Однако большинство общих норм ГК о купле-продаже телесных объектов неприменимо к передаче ни авторских, ни других имущественных прав См. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78.. Это касается норм об ассортименте товара, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке товара. Поэтому регулирование авторских договоров, как и всех вообще договоров об использовании исключительных прав, нуждается в самостоятельной правовой регламентации См. Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М: КНОРУС. 2006. С. - 659..
Различают три вида авторских договоров:
1) авторский договор о передаче исключительных прав;
2) авторский договор о
передаче неисключительных
3) авторский договор заказа (ст. 30, 33).
Поскольку имущественные
авторские права всегда являются
исключительными, первые два вида авторских
прав логичнее было бы назвать авторскими
договорами о передаче исключительных
прав на исключительных и неисключительных
условиях. По смыслу п. 2 ст. 30 ГК Часть IV
авторский договор о передаче
исключительных прав на исключительных
условиях разрешает использование
произведения определенным способом и
в установленных договором
Если пользователь не осуществляет
защиту данного права, право запрещать
использование произведения другим
лицам может осуществляться его
автором. Пользователь по авторскому договору
о передаче исключительных прав на
исключительных условиях фактически может
на срок действия договора приобрести
абсолютное право использования
произведения, включая передачу полученных
прав другим лицам. Однако передача полностью
или частично другим лицам прав,
переданных по авторскому договору, допускается
лишь в случае, если это прямо
предусмотрено договором. Авторский
договор о передаче исключительных
прав на неисключительных условиях разрешает
пользователю использование произведения
наравне с обладателем
- Авторские и смежные права на литературные произведения: возникновение и приобретение
- Авторские права и срок их действия
- Авторский договор. понятие . правовая характеристика
- Авторское и патентное право в арбитражной практике
- Авторское и патентное право России
- Авторское право
- Авторское право
- Авторитарный политический режим
- Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен
- Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен
- Авторская композиция и роспись панно в стиле лаковой миниатюрной живописи Федоскино по мотивам картины В.Г. Перова «Охотники на привале» д
- Авторская методика гитариста, композитора и педагога Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»
- Авторская позиция в "Письмах русского путешественника" Н.М. Карамзина
- Авторская позиция как выражение субъективности журналиста