Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Исполнитель: Студент

 

Дипломная работа

 

Тема

 

Авторские договоры: основные аспекты правового

 

регулирования

 

Студент

 

Вологжанникова М.А.

 

Москва 2010

 

Содержание

 

авторский договор правовой

 

Введение

 

1. Общая характеристика  авторских договоров

 

1.1 Авторские договоры: понятие,  признаки, история развития

 

1.2 Нормативное правовое  регулирование и особенности  заключения авторских договоров

 

2. Содержание авторского  договора

 

2.1 Характеристика существенных  и иных условий авторских договоров

 

2.2 Права, обязанности сторон  и ответственность по авторским  договорам

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Авторское право является в настоящее  время одной из наиболее значимых и динамично развивающихся областей гражданского права. Значение авторского права в регулировании общественной жизни особенно резко возросло в  последние годы. Это связано, в  первую очередь, с невероятным по своей быстроте и масштабам развитием  технических средств и технологий, позволивших максимально быстро осуществлять копирование и распространение  произведений, являющихся традиционными  объектами авторского права. Развитие средств коммуникации, многократно  усиливших и ускоривших обмен  продуктами творческой деятельности между  отдельными странами и регионами, также  потребовало усиления роли авторского права в защите интересов авторов  творческих произведений. Более того, технический прогресс привел к появлению  новых объектов авторского права, таких  как программы для ЭВМ, базы данных, а также новых способов использования произведений, например путем передачи их через Интернет, что обусловило необходимость совершенствования прежней модели использования произведений путем заключения авторского договора. Значение авторского права в жизни общества также велико в силу того, что оно обеспечивает права авторов произведений, то есть, защищает их творческую, интеллектуальную деятельность, как высшее проявление чувств разума человека. Таким образом, авторское право способствует созданию новых оригинальных произведений науки, литературы и искусства, увеличению в обществе прослойки людей, занимающихся творческим трудом и, следовательно, способствует развитию социально - экономического и научно-технического прогресса в обществе. Соответственно, актуальность авторского права, его роль в современном мире настоятельно требует подробного изучения его норм, в том числе норм, регулирующих передачу авторских прав на произведения науки литературы и искусства посредством авторского договора. Именно договорная форма использования творческих произведений с одной стороны, обеспечивает защиту как личных, так и имущественных прав авторов, а с другой стороны, способствует широкому вовлечению творческих произведений в рыночный оборот и, в конечном итоге, приумножению духовного потенциала общества. Кроме того, в настоящее время согласно законодательству большинства стран мира использование произведений автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, за исключением довольно ограниченного перечня случаев, специально закрепленных в различного рода нормативно-правовых актах. Особенно актуально изучение норм, регулирующих договорный способ использования произведений, для Российской Федерации, где в силу происходящих в обществе социально-экономических преобразований, использование творческих произведений, ранее довольно жестко регламентировавшееся законодательством, осуществляется в настоящее время именно путем заключения авторского договора на основе свободного волеизъявления сторон. Поэтому подробное изучение и последующее совершенствование норм, регулирующих авторский договор, является в настоящее время одним из самых актуальных направлений российской правовой науки. Вместе с тем следует заметить, что социально-экономическая ситуация в той или иной стране, специфика конкретной правовой системы, сложившаяся практика реализации авторских прав самым существенным образом влияют на регламентацию отношений, связанных с договорным использованием творческих произведений. Обратить внимание на данную тему так же, меня заставил личный интерес. Мне как юристу и как человеку, который занимается созданием и использованием творческих произведений необходимо понимать и разбираться в вопросах правового регулирования авторского договора. Степень разработанности темы: Естественно, что данная тема являлась объектом исследования и до меня. Имеется множество исследований,

 

проведенных еще в советский период. Большая работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как Зенин И.А., Клык Н.Л., Сутулов Д.М. и многими другими. Конечно, эти исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора. Главной целью моей работы является комплексное исследование авторских договоров.

 

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских  договоров.

 

Задачи исследования:

 

1. Раскрыть понятие авторского  договора и авторского права  в целом.

 

2. Изучить основные признаки  авторского договора.

 

3. Проанализировать историю  развития авторского договора  и авторского права в целом.

 

4. Изучить нормативно правовое  регулирование авторских договоров.

 

5. Проанализировать особенности  заключения авторских договоров.

 

6. Проанализировать существенные  и иные условия авторских договоров.

 

7. Изучить права и обязанности  сторон авторских договоров.

 

8. Изучить ответственность  по авторским договорам.

 

Объект исследования: Авторские  договоры.

 

Предмет исследования: Авторские  договоры, как способ передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.

 

Методология исследования: теоретические  и практические методы.

 

1. Общая характеристика  авторских договоров

 

1.1 Авторские договоры: понятие,  признаки, история развития

 

С древнейших времен человек  создает произведения искусства  и литературы. Первоначально в  качестве оплаты авторского труда рассматривалось  общественное признание и уважение. Мы не знаем имен авторов древних  рисунков. Религиозные произведения по своей природе не могли иметь  авторов. В Древней Греции и Римской  империи положение авторов произведений литературы, науки, искусства, архитектуры  изменилось. Их имена известны любому современному цивилизованному человеку благодаря признанию и фиксации в документах той эпохи. Даже слово  «плагиатор» родилось в Древнем  Риме и переводиться с латыни, как похититель чужих работ. Однако интеллектуальная собственность была неотделима от своего создателя. Творческие произведения рождались на свет, когда их авторы нанимались на работу в качестве архитекторов, художников, поэтов, философов и т. д. В то время произведения интеллектуального труда не могли стать товаром; без развития науки, производства, рыночных отношений невозможно было массовое использование результатов творческого труда. Следовательно, не было и необходимости в фиксации и охране имущественных прав авторов. «Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: «Служу тому, кто мне платит». Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII в. частная финансовая поддержка и «внерыночное обеспечение» способствовали появлению большинства шедевров Богацкая С.Г. Авторское право: Учебное пособие. М: МГУП. 2005. С. - 45..

 

«Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили  и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости  от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще». Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных  прокормить себя своим трудом. Первоначально  охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с  помощью систему привилегий, выдаваемых «милостью монарха». Верховная власть покровительствовала отдельным  издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение  был выдан в 1421 г. Городской управой  Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный  поворотный кран.

 

Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. Выходцу из Фломандии Джону  из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа. В 1557 г. английская королева Мария Тюдор  издает указ о том, что одна из британских типографических гильдии (Stationers Company) наделяется монополией на книгопечатание и книготорговлю в стране. Согласно этому указу, книготорговец, принадлежащий  к этой гильдии, купивший книгу у  автора и зарегистрировавший ее в  специальном реестре, становился полноправным владельцем права на печатание (дословный  перевод copyright). Это право могло  быть продано или передано другому  книготорговцу гильдии так же, как и любые другие права. Конечно  же, это решение было продиктовано вовсе не заботой о книгоиздателях, а уж тем более не об авторах, а  интересами цензуры и укрепления монархической власти, но именно ему  суждено было стать первым примером закрепления смежных прав. Дело же с защитой прав самих авторов  обстояло следующим образом Близнец  И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие  для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46.. Упомянутый указ английской королевы Марии Тюдор отнюдь не был  направлен на защиту их интересов, и  писателям пришлось вести борьбу за право на созданные ими произведения еще добрых сто пятьдесят лет. Это была не легкая борьба. Например, мнение одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения - английского  философа Джона Локка, призывавшего Stationers Company разрешить свободное печатание  давно написанных книг, было попросту проигнорировано гильдией. А Даниэль  Дефо, автор «Робинзона Крузо», оказался более удачлив: его резкие выступления  в защиту прав писателей, были услышаны английским парламентом и привели  к принятию в 1710 г. законодательного акта, ставшего прообразом современных  законов об авторских правах. Этим законодательным актом права  на литературное произведение закреплялись за его автором, правда, лишь на 14 или 28 лет. После окончания этого срока  произведение становилось общественным достоянием. Так возник прецедент (каким  бы несовершенным на первых парах  он не был) достижения компромисса интересов писателей, книгоиздателей и читателей - тех, для кого и пишутся книги. Подобные законодательные акты, с интервалом в несколько десятилетий, были приняты и в других странах: в Дании, Франции, США. Вскоре копирайту предстояло стать межгосударственным законом. Упомянутый выше нормативный акт называется «Статут Королевы Анны» (1710) и считается первым в истории законодательным закреплением авторских прав. В нем впервые был озвучен один из важнейших принципов авторского права - принцип охраны опубликованного произведения, запрета тиражирования его без согласия автора. Считается, что принятие в Англии такого закона было одной из причин передового экономического развития государства. С принятием подобных нормативных актов в США и странах Европы торговля правами на издание произведений литературы, постановку драматических произведений приобрела массовый характер См. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46..

 

Понятие интеллектуальной собственности  впервые появилось в законодательстве Франции в конце XVIII в. (в Патентном  законе 1791 г.). Этим законом были закреплены понятия литературной и промышленной собственности. Источником нового законодательства стала теория естественных прав, разработанная  Вольтером, Дидро, Руссо и другими  французскими философами - просветителями. Согласно этой теории, право автора любого творческого произведения является его неотъемлемым правом, основано на природе творческой деятельности и существует независимо от его признания  кем - либо. Во вводной части французского Патентного закона 1797 г. говорилось, что «всякая новая идея провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»… Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось что «нет собственности принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». В XIX развитие книгопечатания приобрело столь существенные масштабы, что писатели почувствовали себя не заслуженно отстраненными от процесса распределения доходов от прибыльного издательского бизнеса. С развитием массового промышленного производства, снижением издержек, появлением новых технологий функции автора и производителя были окончательно разделены, материальный носитель произведения отделился от автора и приобрел самостоятельное существование, не зная границ и забывая о правах своего создателя. Изобретение быстропечатного станка Ф. Кенигом (1810) позволило в короткие сроки выпускать огромные тиражи книг, газет Там же. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46..

 

Благодаря появлению такой  сравнительно не дорогой возможности  доведения до широких слоев достижений современной науки, литературы, искусства  повысился образовательный уровень  населения, выросло число библиотек. Произведения творческого труда  стали таким же товаром на рынке, как и продукция промышленных мануфактур. Необходимость защиты авторских  прав была осознана в большинстве  стран Европы и США. К середине XIX в. законы об авторских правах существовали во многих странах. Однако, это не устраняло незаконный оборот материальных носителей интеллектуальных произведений. Международный литературный конгресс, состоявшийся в 1878 г. под председательством знаменитого писателя и сторонника защиты авторских прав Виктора Гюго, обратил внимание общественности и власти на необходимость принятия многостороннего международного соглашения, обеспечивающего надежную защиту, как авторских прав, так и прав издателей.

 

В XIX в. были приняты три  основополагающих правовых документа, регулирующих на международном уровне права интеллектуальной собственности:

 

1) Парижская конвенция  по охране промышленной собственности  (1883) обеспечила защиту объектов  промышленной собственности и  товарных знаков;

 

2) Бернская конвенция об  охране литературных и художественных  произведений (1886) в первоначальном  варианте определяла в качестве  объектов правовой охраны книги,  брошюры, картины и т. п. На  Берлинской конференции (1908) года  в текст конвенции было добавлено  признание права автора на  воспроизведение, публикацию и  представление своих работ в  кинематографе, радио, а также  грампластинками и магнитофонными  записями Силенок М. А. Авторское  право: Учебно-практическое пособие для вузов. М., ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. - 48..

 

Римская конференция 1928 г. признала также личные права автора, сохраняемые  за ним после отчуждения имущественного права, объявила о защите устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т. п.). Стокгольмская конференция 1967 г. дополнила конвенцию дополнительным разделом о льготах для развивающихся  стран в целях облегчения их доступа  к произведениям науки и культуры;

 

3) Мадридское соглашение  «О международной регистрации  знаков» (1891) определило порядок  международной регистрации и  охраны товарных знаков.

 

Параллельно с Бернским союзом развивался межамериканский союз по охране авторских прав. В 1891 г. государства - участники обоих союзов высказали заинтересованность в объединении, что впоследствии привело к созданию Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Следующим важным шагом стало подписание в Стокголькгоме в 1967 г. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), вступившей в силу 1970 г. Законы об авторском праве становятся все более совершенными. Развивается соответствующий понятийный аппарат, строиться концепция авторско-правовой охраны различных произведений. Так, законом Великобритании 1911 г. «Об авторском праве» учреждался единый правовой режим для произведений определенных видов, как обнародованных, так и необнародованных, в том числе произведений архитектуры, звукозаписи и кино. Вводился срок правовой охраны в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Сфера действия авторского права расширяется за счет включения в него переводов, переработки «воспроизведения в материальной форме». Длительное время в России книгоиздание и книготорговля оставались государственной монополией См. Силенок М. А. Авторское право: Учебно-практическое пособие для вузов. М: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. - 48 - 49..

 

Законодательство об авторском  праве первоначально появляется в рамках «Цензурного устава» от 22. 04. 1828 г. в который вошел раздел «О сочинителях и издателях книг». В соответствии с этим законом сочинитель или переводчик книги имели «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Автору предоставлялись исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и его наследникам на 25 лет после смерти автора. В дальнейшем этот срок был увеличен до 35 лет. В 1830 г. был принят еще один закон - «Положение о правах сочинителей», в котором определенно понятие контрафакции и введена ответственность за нее. В 1845 г. был принят закон об авторских правах композиторов, а в 1846 г. - о правах художников и архитекторов. Родилось движение в защиту прав драматургов. В 1874 г. создается общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентств. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей нормативно внедренные процентные отчисления от сборов за театральные постановки в пользу авторов. В 70-е г. XIX в России начали создаваться авторские общества. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. «Собрание русских драматических писателей». С 21 октября 1874 г. на основе этого собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей», ставшее первым в истории России обществом со своим уставом. В мае 1875 г. А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и мире французского Общества драматических писателей и композиторов письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. // Интеллектуальная собственность / М: 2000. №3. С. - 38 - 41..

 

С 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе  с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав  «Общество русских драматических  писателей и композиторов», т. е. первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами  своих членов на коллективной основе. В 1877 г. нормы об авторском праве  вошли в первую часть Свода  законов Российской Империи, где  они дополняли общую характеристику права собственности. В 1911 г. был  принят закон «Положение об авторском  праве». Новый закон разрабатывался на основе лучших образцов западноевропейского  законодательства и, безусловно, стал значительным шагом в развитии авторского права в Российской Империи. В  Положении в качестве объектов охраны выступали литературные, музыкальные, художественные и даже фотографические  и кинематографические произведения. Права авторов делились на моральные и материальные. Произведения охранялись в течении жизни автора и 50 лет после его смерти. Провозглашалась правовая охрана произведений с момента их возникновения. Появилась регламентация ограничений авторского права (случаев использования произведений без согласия автора) - «право литературной перепечатки» в общественных интересах. Положение предусматривало ответственность за нарушение авторских прав, существенная роль при этом отводилась «справедливому решению суда». После Октябрьской революции 1917 г. частные издательства были ликвидированы, издательская деятельность монополизирована 29 декабря 1917 был принят декрет «О государственном издательстве». «Учитывая книжный голод в стране» народной комиссии про просвещению было предложено приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков См. Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. // Интеллектуальная собственность М: 2000. №3. С. - 41 - 44..

 

Декрет народных комиссаров РСФСР «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», предоставлявший  возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам  произведений, объявленных государственным достоянием обеспечивался гонорар по установленным ставкам. В соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменялся переход авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 декабря 1918 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведении литературы и искусства». Существенные изменения в советском авторском праве произошли в 1925 г. В Постановлении ЦИК от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» провозглашалось, что «автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течении установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права. Не считалось нарушением авторского права: перевод произведения на другой язык; публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности. Срок действия авторского права устанавливался 25 лет со дня выпуска произведения в свет (авторские права могли переходить к наследникам) Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С. - 51..

 

Следующий этап в развитие авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом «Об авторском  праве». Право авторов на созданное  ими произведение в большинстве  случаев стало пожизненным, использование  произведений допускалось только на основании договоров с авторами. По-прежнему не считался нарушением, авторского права перевод произведения, публичное  исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены с 1 мая 1962 г. В соответствии с Основами был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие, на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР, были включены отдельные разделы об авторском праве. Субъектами авторского права признавались, юридические и физические лица. Был расширен перечень имущественных и неимущественных прав автора. Предусматривался 15 летний срок действия авторского права после смерти автора. Сохранялось право на принудительный выкуп авторского права государством. Появилась статья, регламентирующая авторские права на служебные произведения. Однако случаи использования произведений без согласия автора, во многом сводили на «нет» провозглашенные права. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательства в соответствии с положениями конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права до 25 лет после смерти автора. В числе авторских прав, появилось право на перевод произведения. С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В IV разделе Основ впервые были признаны смежные права См. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С. 52 - 54..

 

Кроме того был увеличен срок действия авторского права до 50 лет  после смерти автора, исключены многие случаи, использования произведений без согласия автора. В связи с распадом СССР и демократическими преобразованиями в российском обществе появилась необходимость принятия нового закона об авторском праве, воплощающего в себе все достижения авторского права развитых стран и соответствующего по уровню правовой охраны произведений требованиям Бернской конвенции. 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который с изменениями и дополнениями действуют в настоящее время Там же. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С...

 

Право интеллектуальной собственности - это право обладателя результатов  интеллектуальной деятельности по своему усмотрению использовать использование  неограниченному кругу третьих  лиц. Право интеллектуальной собственности  является правом абсолютным. Модель собственности, выработанная классическим римским  правом для вещей, оказалась максимально  подходящей для закрепления и  защиты результатов интеллектуальной собственности. Другое наименование интеллектуальной собственности - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

 

Исключительные права  являются имущественными. Помимо них  существуют и неимущественные права, связанные с авторством на объекты  интеллектуальной собственности. Как  и в области собственности  на вещественные объекты, и здесь  следует различать право интеллектуальной собственности в субъективном смысле (правомочия правообладателя) и в  объективном смысле (совокупность норм об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности) Большая  юридическая энциклопедия./ответ. ред. Дубенюк Н. В. М: ЭКСМО. 2007. С. - 234..

 

Для защиты своего права правообладателем может быть, в частности, предъявлено  требование - о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, тем самым  умоляя интересы правообладателя; - о  пресечении действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения - к лицу, совершающему такие действия или делающего необходимые к  ним приготовления; - о возмещении убытков к лицу, использовавшему  произведение или другой объект исключительного  права без соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушавшему его исключительное право и причинившему ущерб правообладателю; - об изъятии без какого-либо возмещения изделий, изготовленных с нарушением исключительного права, - к изготовителю этих изделий или любому их приобретателю. По договору о передаче права на результат интеллектуальной деятельности автор или иной обладатель этого права передает свое исключительное право в полном объеме другому лицу. По лицензионному договору автор или иной обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства в установленных договорами пределах Алексеев С.С. Гражданское право: Учебник. Екатеринбург. Институт частного права. 2008. С. - 413 - 415.. Охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организацией эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем;12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования Маковский А.Л. Комментарий к части четвертой Гражданского Кодекса Федерации Российской. Учебник. - М., Статус, 2008. С. - 42 - 43. ;

 

14) товарные знаки и  знаки обслуживания; 15) наименования  мест происхождения товаров; 16) коммерческие  обозначения. Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства или его работодателем либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М., КНОРУС. 2006. С. - 658 - 659.. По авторскому договору по названию и буквальному смыслу ст. 30 ЗоАП исключительные права передаются, т.е. лишь предоставляются пользователю на время, а не уступаются ему. Этим авторский договор отличается от таких способов отчуждения или закрепления имущественных авторских прав, как их дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, при которых данные права переходят к другим лицам либо возникают у других лиц в качестве первоначальных исключительных прав. К авторским договорам, как к разновидностям сделок по передаче имущественных прав, применяются общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера исключительных авторских прав. В общем плане можно распространить на авторские договоры правила, скажем, п. 1 ст. 460 ГК, обязывающие продавца товара передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Пользователь также заинтересован в получении имущественных прав, не обремененных правами других пользователей этих же прав Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78..

 

Однако большинство общих  норм ГК о купле-продаже телесных объектов неприменимо к передаче ни авторских, ни других имущественных  прав См. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78.. Это касается норм об ассортименте товара, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке товара. Поэтому регулирование авторских договоров, как и всех вообще договоров об использовании исключительных прав, нуждается в самостоятельной правовой регламентации См. Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М: КНОРУС. 2006. С. - 659..

 

Различают три вида авторских  договоров:

1) авторский договор о  передаче исключительных прав;

2) авторский договор о  передаче неисключительных прав;

3) авторский договор заказа (ст. 30, 33).

Поскольку имущественные  авторские права всегда являются исключительными, первые два вида авторских  прав логичнее было бы назвать авторскими договорами о передаче исключительных прав на исключительных и неисключительных условиях. По смыслу п. 2 ст. 30 ГК Часть IV авторский договор о передаче исключительных прав на исключительных условиях разрешает использование  произведения определенным способом и  в установленных договором пределах только лицу, которому эти права  передаются. Пользователь по данному  договору вправе запретить подобное использование произведения всем другим лицам, включая сторону, передающую права. Право запрета может быть применено помимо пользователя только создателем произведения Золотов А., Силонов И. Автор в законе //М., эж-ЮРИСТ. 2003. № 32. С. 2..

Если пользователь не осуществляет защиту данного права, право запрещать  использование произведения другим лицам может осуществляться его  автором. Пользователь по авторскому договору о передаче исключительных прав на исключительных условиях фактически может  на срок действия договора приобрести абсолютное право использования  произведения, включая передачу полученных прав другим лицам. Однако передача полностью  или частично другим лицам прав, переданных по авторскому договору, допускается  лишь в случае, если это прямо  предусмотрено договором. Авторский  договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает  пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким  же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор  создает пользователю менее сильные  позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о  передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже. Существует презумпция не исключительности использования  передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо  не предусмотрено иное. По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и другое Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М: Гардарика. 2000. С. - 152.. В Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. было зарегистрировано Российское Авторское Общество (РАО).Российское Авторское Общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления Российское Авторское Общество (РАО)/О РАО/http://www.rao.ru/orao/ С. - 2.. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО. Главные задачи РАО: Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО; Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе; Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами - партнерами РАО. В 2008 году Российское Авторское Общество получило государственную аккредитацию. Первое заседание состоялось Аккредитационной комиссии 12 августа в Министерстве культуры. Впервые в российской правоприменительной практике организация по управлению авторским правом получила государственную аккредитацию. В состав Аккредитационной комиссии входят должностные лица Минкультуры России и Росохранкультуры, представители ФСБ России и Союза композиторов России. Как сообщила пресс-служба Минкультуры, на заседании был рассмотрен вопрос о возможности государственной аккредитации Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО) в качестве организации по коллективному управлению в сферах См. Российское Авторское Общество (РАО)/О РАО/http://www.rao.ru/orao/ С. - 2..

Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования