Авторское право. 4

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1 Становление авторского права в Республике Казахстан

1.1 История становления  и понятие авторского права………………….7

1.2 Современное правовое регулирование  авторского права………….10

 

2 Общие положения авторского права

2.1 Объекты авторского  права…………………………………………...13

2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21

2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26

 

3 Авторский договор как ключевая категория авторского права

3.1 Понятие и значение  авторского договора…………………………...43

3.2 Содержание авторского договора……………………………………44

3.3 Проблематика и тенденции  развития современного 

авторского права…………………………………………………………..50

 

Заключение……………………………………………………………….............62

 

Список использованной литературы………………………................................66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы данного исследования подтверждается Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Процветание и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (Стратегия «Казахстан- 2030»). Изменение экономических отношений в стране и вступление ее в международное сообщество обусловили необходимость серьезного пересмотра системы авторского права Республики Казахстан. С принятием Закона Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах", и Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенной части), в котором целая глава посвящена интеллектуальной собственности, ситуация в авторско-правовой сфере коренным образом изменилась. Самым главным изменением, на наш взгляд, явилось признание авторских прав на произведения (особенно это касается аудиовизуальных произведений) за самими авторами.

В настоящее время  результаты интеллектуального труда  имеют исключительную значимость в  развитии человеческого общества: резкий скачок в развитии производительных сил наглядно демонстрирует особую роль интеллектуального творчества в современной цивилизации. В связи с этим многими учеными отмечается значимость, которую приобретает интеллектуальное творчество в жизни современного общества: «Результаты интеллектуальной деятельности играют все большую роль в жизни человечества, причем не только в сфере духовной, но и в материальном производстве. Постоянно возрастает их удельный вес в общественном продукте. Положение меняется не только количественно, но и качественно. Интеллектуальный продукт, ранее традиционно распространявшийся вне рынка, вышел на рынок. И если сначала это касалось только некоторых видов интеллектуального продукта, то в настоящее время все виды результатов интеллектуальной деятельности представляют ценность для рыночного оборота».

В связи с этим задачей  права является обеспечение такого уровня и качества правового регулирования, которые позволили бы обеспечить максимальную эффективность духовного производства и, что не менее важно, баланс интересов различных субъектов, вступающих в отношения по поводу результатов такого производства. В свете данного положения очевидной становится роль авторского права, которое выполняет не только роль, направленную на защиту имущественных и неимущественных интересов конкретного автора, но и более широкую задачу - задачу, которая заключается в обеспечении и стимулировании духовного развития человечества.

В настоящее время  интерес к праву интеллектуальной собственности вообще и к авторскому праву, в частности, обусловлен также тем, что развивающееся международное сотрудничество ставит новые задачи перед гражданским правом в данной сфере. Возможность использования определенных произведений в международном масштабе, а также постоянное развитие техники позволяют недобросовестным лицам прибегать к новым способам нарушения авторских прав, а значит, требуются новые механизмы их защиты. Тот факт, что произведение представляет собой информацию, обусловливает возможность его многократного копирования и независимость во многих случаях от материальной формы, в которой такое произведение выражено. Другими словами, новые технологии воспроизведения и распространения произведений на международном уровне придают новую актуальность знаменитой фразе Михаила Булгакова «Рукописи не горят». И это становится возможным не в силу какой-то мистической случайности, а именно вследствие особой, специфической сущности произведения, которая выражается в том, что произведение представляет собой определенную информацию.

В то же время в настоящее  время необходимо много сделать  для повышения уровня правоприменительной  практики в Казахстане. Как совершенно справедливо отмечается на страницах  юридической литературы, «нормы законодательства, прежде всего касающиеся защиты нарушенных авторских прав, еще не в достаточной степени эффективно применяются в нашей стране, о чем наглядно свидетельствует пока еще очень высокий уровень пиратства в данной сфере в Республике Казахстан» [2, с. 42]. Данное замечание актуально и в отношении современной ситуации в Республике Казахстан.

Таким образом, можно  сделать вывод, что право интеллектуальной собственности, вообще, и авторское  право, в частности, играют немаловажную роль в современном обществе.

Тема настоящего дипломного исследования является актуальной в свете современного развития общества и значения, которое приобрело авторское право в нынешних условиях.

Степень разработанности  темы исследования. В Казахстане разработкой  вопросов исключительных прав в целом  и авторских прав в частности занимаются Р.Ж. Абуова, А.А. Амангельды, К.Е. Бейсембин, ДА. Братусь, В.В. Воропаев, И.К., Елеусизова, С.А. Есмаганбетов, В.В. Зинченко, У.К. Ихсанов, Е.У. Ихсанов, Т.Е. Каудыров, М.Р. Кокашев, В.В. Колесникова, A.M. Кукетаева, Л.С. Мамиконян, СБ. Масалина, У.М. Хамзин и др. Вместе с тем, в Казахстане отсутствуют комплексные исследования, посвященные объекту авторского права.

Авторское право является предметом исследования таких зарубежных исследователей, как В.В. Белов, Л.Ю. Богатова, ИА. Близнец, Г.В. Виталиев, Э.П. Гаврилов, OA. Городов, Г.М. Денисов, В.А. Дозорцев, ИА. Зенин, В.О. Калятин, К.Б. Леонтьев, Н.В. Макагонова, О.А. Рузакова, А.П. Сергеев, С.А. Судариков, М.В. Телюкина и др.

Большой вклад в развитие авторского права внесли ученые, среди которых можно отметить таких ученых, как Б.С. Антимомнов, Е. Вакман, А.И. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, A.M. Гарибян, М.В. Гордон, И. Грингольц, В.А. Дозорцев, ИА. Зенин, В.Я. Ионас, О.С. Иоффе, У.К. Ихсанов, В.Г. Камышев, В.И. Корецкий, М.И. Никитина, В.А. Попов, НА. Райгородский, ИВ. Савельева, В.И. Серебровский; ЕА. Флейшиц, ИЛ. Хейфец, С.А. Чернышева, А.К. Юрченко и др. Несмотря на коренное изменение экономической системы, многие концепции, разработанные советскими учеными, востребованы и на современном этапе развития.

Различные вопросы авторского права рассматривались представителями исторической цивилистики, среди которых можно отметить таких юристов, как С.А. Беляцкин, А.Н. Гейне, Я. Канторович, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцев, В.Д. Спасович, И.Г. Табашников, Г.Ф. Шершеневич. В данный период появилось несколько фундаментальных исследований, кроме того, институт авторского права становился предметом рассмотрения в рамках соответствующих разделов учебников по гражданскому праву. Многие положения, сформулированные представителями дореволюционной юриспруденции, не теряют своей актуальности и сегодня.

В то же время необходимо также отметить, что монографий, специально посвященных исследованию проблем авторского права, практически  не имеется. Как показывает проведенная работа по исследованию соответствующих теоретических положений, существует множество нерешенных проблем, связанных с вопросом авторского права. Изложенное подтверждает, что тема настоящего исследования является недостаточно изученной, в связи с чем настоящее исследование преследует цель восполнить существующие пробелы и внести вклад в развитие авторского права.

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических  положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.

В соответствии с целью  были поставлены и решены следующие  задачи:

- рассмотреть историю  становления и понятие авторского  права;

- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского

 права;

- охарактеризовать объекты и субъекты авторского права;

- выделить содержание авторских прав и авторского договора;

- дать понятие и значение авторского договора;

- выделить проблематику и тенденции развития современного

 авторского права.

Объектом исследования выступают авторско-правовые отношения.

Предметом исследования являются отдельные (научно-теоретические  и практические) аспекты авторского права, которые связаны с понятием и общей характеристикой авторского права: общие положения об объектах гражданских прав, признаки произведения, понятие объекта авторского права, особенности отдельных авторских правомочий.

Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, сравнение, методы системного и исторического подхода и другие, а также методы эмпирического исследования: изучение юридической, философской, социологической, научно-технической литературы, договоров; изучение и обобщение практики судебных и правоохранительных органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается  в том, что сделанные в работе выводы могут быть использованы в  законотворческой деятельности для  совершенствования законодательства об авторском праве; в правоприменительной практике; в преподавании курса гражданского права и спецкурса по интеллектуальной собственности.

Структура и объем исследования. Дипломное исследование изложено на 60 страницах и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление авторского  права в Республике

Казахстан

 

1.1 История становления и понятие  авторского права

 

 

Решение современных  проблем защиты результатов творческой деятельности невозможно без детального исследования истории становления и развития законодательства об авторском праве.

Длительная эволюция зарубежного  авторского права привела к тому, что современная европейская  юридическая наука склоняется к трактовке прав на результаты интеллектуальной деятельности как неотъемлемых абсолютных правомочий лица по распоряжению продуктами своего умственного труда. Здесь прослеживается явная аналогия с правом собственности, защита которого традиционно выводится из самой концепции естественного права.

Изучение истории возникновения  авторского права, свидетельствует о том, что попытки обеспечить охрану личных неимущественных прав автора предпринимались еще в Древней Греции, где тексты драматических произведений, во избежание плагиата и искажений, передавались на хранение в публичные учреждения (депозитарии). Передача рукописей осуществлялась на основе договоров, которые явились прототипами современных договоров о депонировании рукописей произведения.

Ажибаев М.Г. предлагает разделить мировую историю эволюции права интеллектуальной собственности на три периода. Первый длился с 15 по конец 18 века и назван автором периодом монопольных привилегий. Второй, период расцвета национальных систем охраны интеллектуальной собственности, существовал с 1790 по 1883 год. Третий исчисляется с 1883 года и называется периодом мировых конвенций. [1, с. 59]

Институты интеллектуальной собственности в их нынешнем виде начали складываться в Европе в позднем  средневековье и в Новое время.

В теории зарубежного  частного права существуют два разных понимания сущности авторского права. Первая концепция - англосаксонская "доктрина копирайта" (copyright), суть которой состоит в том, что авторское право понимается как исключительное право продажи литературных и художественных произведений. Вторая - это европейская доктрина "права автора" (droit d'auteur), которая, основываясь на идеях великой французской революции, концентрируется на личности автора. Анализ данных концепций позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент наиболее приемлемым является компромиссный вариант, который должен обеспечивать оптимальный баланс между интересами автора и интересами общества.

Важную роль в развитии авторского права в Российской империи сыграла цензура. Впервые в России законодательное закрепление права на литературные произведения получили в "Уставе о Цензуре", утвержденном 22 апреля 1828 года, задачей которого была борьба с "крамолой" в науке и литературе. На органы цензуры также возложили задачу наблюдения за применением законодательства об авторском праве. [2, с. 24]

В гражданском праве  России XIX века были известны следующие  способы перехода авторского права  от одного лица к другому: договор об уступке права литературной собственности, издательский договор, наследование (по завещанию и по закону), обращение взыскания на имущество правообладателя

Большое распространение  имели соглашения об уступке исключительного  права издания и продажи (литературной собственности). Договор об уступке авторского права был больше сходен с договором купли-продажи, чем с издательским договором, так как автор отчуждал исключительное право издания и продажи книгопродавцу.

В отличие от договора об уступке права литературной собственности, в котором произведение рассматривалось как "благоприобретенное имущество", предмет издательского договора носил нематериальный характер, а также автор оставлял за собой право заключать подобные договоры с третьими лицами.

В обоих случаях личные неимущественные права (например, право авторства) оставались за автором, а имущественные - переходили к издателю.

Закон об авторском праве, принятый в 1911 стал первым в истории  России международно-правовым актом  в этой сфере, поскольку его действие распространялось на всех авторов неопубликованных произведений, независимо от их подданства и местонахождения произведения, и на зарубежных авторов, чьи произведения были опубликованы на территории России.

В более ранних Законах  речь шла в основном об издательских договорах, данный Закон установил, что авторские права могут передаваться посредством авторского договора, предметом которого могли стать права на литературные, музыкальные, художественные произведения, фотокарточки, граммофонные пластинки и так далее.

После Октябрьской революции было отменено прежнее гражданское законодательство России, включая упомянутый выше Закон об авторском праве 1911 года.

Первым в этой сфере  был издан "Декрет о государственном издательстве" ЦИК от 29 декабря 1917 года, имевший своей целью освобождение авторов от "гнета" издателей, владевших практически всеми имущественными правами на выпуск литературных произведений. На самом деле этот декрет привел к национализации государством произведений творчества и государственной монополии на авторские права. [2, с. 26]

Что касается собственно авторских договоров, то они в  тот период времени не отличались разнообразием, так как повсеместно  применялись типовые формы договоров, разработанные и закрепленные законодательным образом. В настоящее время эти формы потеряли обязательный характер и применяются исключительно в качестве примерных форм при составлении индивидуальных договоров.

В связи с тем, что  в 1973 году СССР присоединился к Женевской  конвенции об авторском праве, начался  процесс сближения советского авторского права с принципами построения авторского права в большинстве зарубежных стран. Благодаря чему советские авторы и их правопреемники получили право самостоятельно заключать договоры с зарубежными организациями.

Отношения в сфере  научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав. Законодательство об авторском праве - составная часть гражданского законодательства.

Хотя в Основах гражданского законодательства и в гражданском  кодексе авторское право выделено в самостоятельный раздел, тем не менее на регулируемые им отношения распространяется действие других норм этих законов, причем не только общих (например, о правоспособности граждан, включающей возможность иметь авторские права), но и ряда специальных (например, о наследовании при переходе по наследству некоторых правомочий автора, о договорах при заключении и исполнении авторских договоров, о возмещении убытков при защите имущественных прав авторов и др.).

Нормы авторского права  содержатся в различных законодательных и нормативных актах республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во вех республиках. Раздел Основ "Авторское право" относит к таковым критерии охраноспособности произведений как объектов авторского права, права субъектов научного и художественного творчества, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, срок действия авторского права. Такое единство предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях по охране авторских прав.

При разрешении споров по авторским делам применяется  руководящее постановление Пленума  Верховною Суда СССР от 18 апреля 1986 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений. "

Республика Казахстан  как и другие субъекты бывшего  СССР участвует в международной  системе охраны авторских прав, что  связано с присоединением СССР к  Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 июля 1973 г. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого принципа в каждой стране участнице произведениями иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е. применяются правила национального законодательства об авторском праве. [3, с. 81]

Конвенция дает примерный  перечень охраняемых произведений. Законодательство ряда стран идет по этому пути.

Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о  лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан государств, участвующих в Конвенции, независимо

от места первого  выпуска их произведений в свет. Охраняются авторские права граждан  государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства -участника конвенции.

Действие Всемирной  конвенции распространяется на авторские  права лиц без гражданства, поскольку  каждое государство-участник имеет  право внутренним законодательством  предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам, постоянно проживающим на территории 'этого государства, как и своим гражданам.

Всемирная конвенция  уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав: специальное  обозначение на всех экземплярах  произведения, начиная с первого издания, имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в свет; специальные процессуальные требования, продолжительность срока охраны и др.

Следует отметить, что  нормы Основ гражданского законодательства 1991 г. пошли еще дальше по пути расширения охраны авторских прав, учитывая многие положения более строгой Международной конвенции об охране литературных и художественных произведений (Бернской конвенции) и Конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции).

Новое законодательство об авторском праве дало возможность  Казахстану принять участие в  международных соглашениях, существовавших в данной сфере. За годы независимости Республика Казахстан стала членом следующих международных конвенций по авторскому праву - вступила в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 года и признала себя правопреемником СССР в отношении Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года. [3, с. 83]

 

1.2 Современное правовое  регулирование авторского права

 

 

Авторское право один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные  отношения связаны с созданием  и использованием произведений литературы, науки и искусства: Авторские право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой  совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования  произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные "неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Нашему авторскому праву  присущи определенные общие принципы.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всем дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего  общества отражен в ст. 488 ГК. допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 488 ГК предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.

Принцип моральной и  материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы  морального поощрения: присуждение  почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов  отражен не только в нормах права, которые устанавливают права  и обязанности участников авторских  правоотношений, закрепляю! гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности. Авторское право включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права .

Эта область права имеет обширную и долгую историю — с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались.

Закон РК устанавливает, что «авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей». Однако для обеспечения доказательств авторства и осуществления защиты интеллектуальной собственности некоторыми государственными и не государственными организациями осуществляется регистрация интеллектуальной собственности.

В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»от 10 июня 1996 года № 6-1 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. [4, с. 144]

П.2 ст. 6 Закона N 6-1 указывает на то, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Основным вопросом авторов  при создании и использовании  произведений является вопрос об обеспечении  или защите собственных авторских прав. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ.

Авторские права — совокупность правомочий автора (правообладателя), закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

В настоящее время, в  соответствии со статьёй 978 Гражданского Кодекса РК, к авторским правам относятся:

1) Исключительные права  на использование произведения в любой форме и любым способом.

2) При использовании  произведения автор вправе разрешить  или запретить третьим лицам  осуществлять следующие действия:

а) воспроизводить произведение;

б) публично показывать произведение;

в) публично исполнять произведение;

г) передавать произведение в эфир;

д) переводить произведение;

е) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;

ж) осуществлять иные, не противоречащие законодательным актам  действия. [5]

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания. Но, если автор желает вступить в авторское общество, это потребует заключения договора.

 Права автора представляют  собой совокупность имущественных и личных неимущественных прав (Согласно Закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). При соавторстве права принадлежат каждому из авторов.

2 Общие положения авторского права

 

2.1 Объекты авторского  права

 

 

Согласно ст. 471 ГК, авторское  право распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Правом охраняются лишь те произведения, которые  обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности. Эти признаки сформулированы в самом законе. [5]

Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь  объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает  в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая  непосредственно относится к  области литературы, науки и искусства.