Авторское право. 6



 

План:

 

 

 

Введение.

 

Глава 1. Имплементация норм международного права в сфере авторского права в  национальное законодательство.

          1.1 Международное авторское право.

                         1.1.1 История развития международного авторского права

                         1.1.2 Основные институты и понятия международного                        авторского права:

 

                                А) Объекты авторского права

 

                               Б)  Субъекты авторского права

 

                                В)  Права обладателей авторского права

 

          1.2  Теоретические основы имплементации международно-правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.

 

            1.2.1 Взаимное влияние международного и национального права

            1.2.2 Механизм имплементации

            1.2.3 Имплементация международно – правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.

Глава 2.  Международная охрана авторских прав.

        2.2. Международные конвенции и соглашения в области авторских прав.

        2.3. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав.

        2.4  Участие Республики Узбекистан в международных соглашениях в области авторского права.

 

 

    Глава 3. Ответственность в сфере авторского права 

 

    Заключение.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Объекты авторского, смежного и патентного права объединяются в одну общую группу под названием "интеллектуальная собственность".

Итак, тема данной дипломной работы – «Имплементация норм международного права в национальное законодательство Республики Узбекистан в области авторского права».

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития международного права характерно все более активное международно-правовое регулирование отношений, которые исконно являлись предметом внутригосударственного правового воздействия. Международное и внутригосударственное право, регулируя отношения в области совместного предмета регламентации, активно взаимодействуют, причем механизм их корреляции определяется в основном в рамках национального права. От должной организации этого механизма зависит достижение целей международного и национального правового регулирования общественных отношений, относящихся к объекту обеих систем права. Доминирующие доктринальные представления о природе и формах взаимодействия международного и национального правопорядков нередко кладутся в основу определения средств и способов осуществления международно-правовых норм на территории государства, конструированию механизма национально-правового обеспечения реализации международно-правовых норм. Именно они берутся в расчет при подготовке проектов соответствующих законов.

Имплементация международно-правовых норм  в национальное законодательство Республики Узбекистан в области авторского права является одной из самых сложных проблем соотношения и взаимодействия международного и внутригосударственного права. Международные договоры, участницей которых является Республика Узбекистан, регламентируют широкий круг вопросов – от охраны авторских прав государства до наказуемости за нарушение авторских прав. В связи с этим необходимо выяснить место международно-правовых норм в системе авторского права, а также пределы имплементации норм международного права в авторском праве Республики Узбекистан и основные алгоритмы корреляции данных нормативных комплексов при совместном регулировании отношений, относящихся к объекту данного права.

Несмотря на достаточно высокую степень научной разработанности указанных аспектов проблемы, часть из них нуждается в дальнейшем исследовании. До сих пор в литературе по авторскому праву юридическая природа некоторых институтов, нормы которых корреспондируют международному праву, трактуется не совсем точно и расходится с современной доктриной международного права. Традиционно сложным является восприятие категорий самоисполнимости и несамоисполнимости норм международного права в авторско-правовой сфере. Неоднозначно решаются проблемы непосредственного применения норм международного права авторско-правового характера, соотношения международного и внутригосударственного авторского права и др.

Настоятельная необходимость комплексного теоретического осмысления вопросов по рассматриваемой проблематике вызвана еще и тем, что далеко не все имплементационные нормы действующего авторского законодательства надлежащим образом изучены. Все это создает трудности их толкования и применения на практике.

Изложенное свидетельствует о необходимости углубленного теоретического анализа имплементации международно-правовых норм в авторском праве Республики Узбекистан для разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию внутригосударственного авторско-правового обеспечения реализации норм международного права.

Актуальность исследования подтверждает и то, что одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Узбекистан – международная охрана авторских прав. Меры в этой области будут направлены на защиту авторов от ущемления их прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Степень научной разработанности проблемы. Внутригосударственное действие международных норм в области авторского права исследуется в рамках двух наук: международного и авторского права.

В доктрине международного права общие вопросы соотношения и взаимодействия международного и национального права освещались в трудах Л.П. Ануфриевой, И.П. Блищенко, В.Г. Буткевича, А.С. Гавердовского, Б.Л. Зимненко, С.Ю. Марочкина, Н.В. Миронова, Р.А. Мюллерсона, Е.Т. Усенко, С.В. Черниченко и др. Разработкой проблем международной охраны авторского права занимались Тошев Б.Н.,  Богуславский М.М., Колосов Ю., Матвеев Ю.Г.,Белиловский Е.Л., Окйулов О. и др.

Однако до сих пор анализу имплементации международно-правовых норм исключительно в рамках авторского права не было посвящено ни одной монографии узбекских ученых.

Говоря о степени проработанности данной тематики в юридической литературе различных авторов, необходимо отметить, что большинство исследований посвящены в основном авторскому праву, интеллектуальной собственности в целом, фактически не уделяя внимания имплементации норм международного права в этой области. К тому же юридическая литература не поспевает за изменениями в практике.

Несмотря на значительное число исследований, в той или иной мере раскрывающих вопросы имплементации норм международного права в авторском праве, проблема требует дальнейшей разработки. Некоторые нормы международного права, содержащие соответствующие положения, непосредственно регулируют отношения охраны авторских прав в Республике Узбекистан. Это определяет необходимость научного осмысления соотношения и взаимодействия международного права и отечественного авторского права, а также разработки мер по совершенствованию национально-правового обеспечения реализации международно-правовых норм, корреспондирующих нормам авторского права, и практики их применения.

Объект и предмет исследования. Объектом дипломного исследования выступают проблемы имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство Республики Узбекистан в области авторского права.

Предмет исследования включает:

      нормы действующего законодательства;

      международно-правовые акты, содержащие нормы, корреспондирующие нормам авторского права Республики Узбекистан;

      нормы зарубежного авторского права;

      Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах»;

      научные публикации (диссертационные исследования, монографии, материалы периодической печати, учебная литература), касающиеся анализируемой проблемы и связанных с ней вопросов.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ соотношения и взаимодействия норм международного права и норм авторского права Республики Узбекистан, а также разработка научных рекомендаций по повышению эффективности совместного регулирования отношений авторско-правового характера.

Указанные цели обусловливают постановку и решение следующих задач:

– определение теоретических и нормативно-правовых основ соотношения и взаимодействия международного права и внутригосударственного права Республики Узбекистан;

– формулирование понятия имплементации международно-правовых норм;

– установление особенностей имплементации международно-правовых норм в области авторского права;

– определение способов имплементации международно-правовых норм в узбекском авторском праве;

– разработка предложений по совершенствованию авторско-правовых норм, имплементирующих нормы международного права.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является комплексный системный подход к анализу проблем соотношения и взаимодействия международного и внутригосударственного права. При проведении исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой анализ и др.

Теоретические и правовые основы работы. В качестве теоретической основы работы были использованы научные труды в области общей теории права, международного, авторского, гражданского права: П.Н. Бирюкова, М.Н. Марченко, Л.Ю. Рыхтикова, Е.Л. Белиловский, С.А. Беляцкин, Ю. Колосов, Б.Н. Тошев, О. Окйулов, И.А. Близнец, М.М. Богуславский, Э.П. Гаврилов и др.

Правовой основой исследования послужили действующее законодательство (Конституция РУз, Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» и др.), а также международно-правовые акты (Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1971г.  и др.).

Эмпирической базой исследования стали научные работы и статьи, посвященные проблемам имплементации норм международного права в национальное законодательство, в том числе материалы судебной практики по данным вопросам, результаты социологических исследований  (в проведении некоторых из них участвовала автор), материалы конференций, в том числе международных, «круглых столов», темой обсуждения которых являлось имплементация норм международного права в национальное законодательство.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является одной из первых в авторском праве работ, выполненной на основе действующего законодательства, посвященной непосредственно имплементации международно-правовых норм в области авторского права. Обобщение и критическое осмысление взглядов ученых-юристов по различным аспектам указанной проблемы в контексте современного этапа развития доктрины международного права, применение системно-структурного метода при исследовании соотношения и взаимодействия международного и отечественного авторского права позволяют сформулировать ряд предложений по совершенствованию авторского законодательства и разрешению некоторых теоретических проблем.

На защиту выносятся следующие научные положения, выводы и рекомендации:

1. Имплементация – принятие норм внутригосударственного права во исполнение международно-правовых норм, а также для создания условий по непосредственной реализации международно-правовых норм на территории государства.

2. Взаимопроникновение международного и внутригосударственного правопорядка на уровне неинституциональных систем объективно обусловливает необходимость взаимодействия международного и внутригосударственного права при регулировании комплексных отношений, подлежащих совместной регламентации данными системами права. К категории комплексных относятся: а) отношения, связанные с обеспечением охраны прав и свобод автора; б) отношения, относительно которых необходимо разграничение правовой компетенции государств; в) охранительные общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, посягающих на объекты интеллектуальной собственности как международным, так и внутригосударственным правом.

Международное и внутригосударственное право отражают друг друга как нормативные явления. Это проявляется во взаимном придании юридического значения нормам, рассчитанным на регулирование комплексных отношений, путем констатации национальным правом наличия международно-правового сорегулятора данных отношений и выражается в установлении общей нормативной отсылки к международному праву, с помощью которой закрепляется формальное признание международно-правовых норм частью права, действующего в стране.

3. Различают самоисполнимые и несамоисполнимые нормы международного права. В отличие от самоисполнимых норм несамоисполнимые нормы могут реализовываться во внутригосударственной сфере только после издания национально-правового акта, дополняющего и конкретизирующего их содержание. Самоисполнимые международные нормы авторско-правового характера непосредственно реализуются на территории Республики Узбекистан в форме исполнения, использования, соблюдения и применения с момента, когда они вступили в силу для нашего государства. Реализация таких норм в указанных формах обеспечивается авторским законодательством путем создания соответствующих правовых условий для их осуществления. В случае коллизии между нормами авторского права Республики Узбекистан и нормами международного права применению подлежат последние.

4. При определении сферы действия авторского законодательства Республики Узбекистан должны учитываться только нормы международного права, регламентирующие вопросы, связанные с установлением объема законодательной гражданской юрисдикции Республики Узбекистан.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет и развивает научные положения в области имплементации международно-правовых норм в авторском праве Республики Узбекистан.

Практическая значимость работы определяется сделанными в ней выводами, способствующими повышению эффективности национально-правового обеспечения реализации международно-правовых норм и качественному улучшению правового регулирования отношений, совместно регламентируемых международным и внутригосударственным правом. Материалы дипломной могут служить основой при составлении программ, учебных пособий, разработке спецкурсов в юридических учебных заведениях по проблемам имплементации норм международного права в автоском праве Республики Узбекистан.

 

 

Глава 1. Имплементация международных норм авторского права в национальное законодательство.

 

1.1             Международное авторское право

 

1.1.1 История развития международного авторского права

 

До середины прошлого столетия понятия «Авторское право» не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но начиная с середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг – всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Изначально произведения авторского права охранялись только внутри страны. Однако быстрое развитие разнообразных технических средств, с помощью которых произведения не только стали тиражироваться в массовом количестве внутри страны, обеспечивая дешевое и практически неконтролируемое копирование объектов авторского права, но и пересекать границы других государств, породило необходимость международной охраны авторских прав. С другой стороны, развитию охраны авторского права в последнее время способствовала растущая значимость международной торговли. Законодатели многих стран пришли к выводу, что нельзя обеспечить достаточную охрану прав заинтересованных сторон одним лишь национальным законодательством, и пошли по пути заключения двусторонних соглашений и многосторонних международных договоров о взаимной охране авторских прав, которые разрешали бы противоречия между национальными законодательствами. Сегодня охрана произведений посредством авторского права является международно-признанным динамично развивающимся правовым институтом.

 

 

1.1.2  Основные институты и понятия международного авторского права

 

Авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

 

А) Объекты авторского права

Можно выделить следующие основные объекты международного авторского права:

Литературные произведения – составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении.

Литературная обработка – особый объект авторского права. Представляет собой музыкальную или литературную обработку произведений авторов, которые в силу некоторых причин (отсутствие навыков и др.) не в состоянии сами привести своё произведение в законченный вид. Кроме того обработке могут подвергаться народные произведения, произведения неизвестных авторов и т. д. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным и музыкальным произведениям.

Музыкальные произведения – выражаются в сочетании звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т.п. Кроме музыкальных произведений существуют также музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.

Хореографические произведения или пантомимы – произведения искусства создаваемые при помощи пластических движений человеческого тела. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение.

Произведения изобразительного искусства – это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т.п. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводится путём изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

Архитектурные произведения (проекты) – также являются объектами авторского права. Они представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство.

Аудиовизуальные произведения – достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевиденья, радио, интерактивных сетей и т. п.: сценарий, сценарные планы, текст, тексты песен, кинофильмы, телепередачи, радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио, кино и видео носителях (плёнка, кассеты, цифровые носители и т.п.)

Все вышеперечисленные объекты международного авторского права можно отнести к категории оригинальных произведений создаваемых авторами. Кроме них конвенционной охране подлежат также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведениях. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства.

Основное отличие авторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания автором без какой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей.

 

 

       Б) Субъекты авторского права.

 

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, имущественного положения, местом создания и выпуска произведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человек признанный судом недееспособным (напр. по причине душевной болезни).

Иностранный гражданин может быть субъектом узбекского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на её территории в какой-либо объективной форме.

Наряду с авторами произведений к субъектом авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в творческом создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определённый круг авторских правомочий по использованию произведений автора, основанием такого перехода служит закон, наследование или договор с автором.

Соавторство.

Как правило автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. В работе над произведением литературы науки и искусства могут быть объединены усилия нескольких лиц.

Особое место в международной системе охраны авторских прав, занимают обладатели так называемых смежных прав. Это новое понятие для нашего права, а в некоторых странах понятие «обладатели смежных прав» вообще не используется.

К такого рода субъектам относится достаточно широкий круг лиц, таких как: Режиссеры, актеры, исполнители, продюсеры, звукорежиссёры, и т.п.

В международном праве охрана прав примыкающих к авторским осуществляется в соответствии с международной конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, и вещательных организаций, подписанной в Риме в 1961 году. Эта конвенция представляющая собой попытку сбалансировать охрану всех категорий субъектов авторского права.

 

В) Права обладателей авторских прав

 

Автору произведения принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее:

- право авторства;

- право на имя;

- право на неприкосновенность произведения;

- право на опубликование произведения;

- право на использование произведения (право осуществлять или разрешать его воспроизведение любыми способами: в печати, путём публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевиденью, с помощью спутников, иных технических средств; перевод, переработку произведения; распространение экземпляров воспроизведенного произведения; реализацию архитектурного и дизайнерского проекта и т. п.);

- право на вознаграждение за разрешение использовать и использование произведения.

Автор может передать право на использование своего произведения как на территории своего государства, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе и иностранным.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более граждан, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение.

Взаимоотношения соавторов могут определятся договором между ними.

Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть произведения, имеющею самостоятельное значение, и вправе использовать такую часть произведения по своему усмотрению.

Составители сборников произведений, которые представляют собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов каждого из произведений, включённых в сборник.

Авторы кино-,теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование и могут использовать произведение независимо от фильма в целом.

К наследникам автора переходит право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать его опубликование или использование, а также право на получение вознаграждения за разрешения использовать или использование произведения.

К иным правопреемникам автора, в том числе юридическим лицам может переходить только право на использование произведения.

 

Обладатели смежных прав также обладают рядом прав.

1. Исполнителям, артистам, режиссерам, постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляция, запись исполнения и иное использование могут производится только с согласия исполнителя.

2. Лицу, создавшему звуко- и видеозапись, принадлежит право осуществлять или разрешать её воспроизведение. Использование звуко- и видео записи допускается только с разрешения этого лица или его правопреемника (правообладателя).

Право на звуко- и видеозапись включает право её воспроизведения любыми способами, право её публичного распространения, в том числе передаче за границу, а также право а защиту от импорта и распространения экземпляров записи без разрешения правообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписи принадлежит не её создателю, исключительное право коммерческого проката сохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись.

3. Организациям эфирного вещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведения их передач. Организациям публичного вещания принадлежит также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач, если оно производится за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц.

4. Создатели звуко- и видеозаписей, организации эфирного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с автором и исполнителем, а организации эфирного вещания – также без ущерба правам создателей звукозаписи.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений.

 

 

 

1.2             Теоретические основы имплементации международно-правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.

 

1.2.1       Взаимное влияние международного и национального права

Рассмотрим, каким образом взаимосвязано международное и национальное право.

Национальное право может влиять на международное право через: