Авторский договор. понятие . правовая характеристика

Содержание 
 

 Введение………………………………………………………………………....3 

 Глава 1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений……..6

 

Глава 2. Понятие и классификация авторского договора…………..………...23

2.1 Понятие авторского  договора………………………………........................23

2.2 Основные классификации и виды авторских договоров…........................27 

Глава 3. Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения………………………………………………..…………….41 

Заключение ………………………………………………………………...........65 

Список использованных источников………………………………………......67 

 

Введение 

     Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования  в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать существующие результаты творческой деятельности, с другой - правовые основы должны способствовать развитию творческой деятельности.

     В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции  Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом1. Наука, литература, искусство, культура и информация являются важными  составные частями  жизни и деятельности любого общества. Важное общественное значение авторского права состоит в том, что оно является правовой оболочкой, в которой появляются и существуют все эти составные части общественной жизни. Авторское право, прежде всего, стимулирует создание новых авторских произведений. Кроме того, оно способствуют их широкому использованию, что приносит значительные доходы авторам и иным владельцам авторских прав, а также оказывает благоприятное воздействие на науку, литературу, искусство, культуру общества.

     Тема  «Авторский договор» была выбрана мною для дипломной работы не случайно.

     Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

     Способствуя созданию условий для занятия  творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями. Для коммерческого использования произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.

     В современном мире тиражирование  материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами. На «индустрию авторских прав» в 2009 году в США приходилось примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта. Так же в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Я думаю мало, кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов.

     Этот  вклад в общественное производство страны превышает вклад любой обрабатывающей отрасли, включая производство самолетов, электронного и другого промышленного оборудования. Следует также учитывать эффект «вторичной отдачи» авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.

     Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

     Достижение  данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

     1. Определить место авторского договора в системе гражданско–правовых отношений.

     2. Охарактеризовать классификацию  гражданско-правовых договоров.

     3. Описать порядок заключения, изменения и расторжения авторского договора.

     Также в дипломной работе рассматриваются виды объектов авторского права. Анализируются все имущественные права автора произведения: права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение и публичный показ, публичное оповещение, а также другие имущественные права автора.

     В общем, следует подчеркнуть, что  все монографические исследования проблем защиты прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства спроектированное на возможность использования зарубежного опыта в условиях украинского законодательства, что проводить эти исследования особенно ценно. Эти исследования полезны для законодательной практики, они могут использоваться в учебном процессе, служить базой для дальнейших исследований данных проблем.

Глава 1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений 

     Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности1.

     Творения  человеческого разума приобрели  значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

     Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества2.

     Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению.

     Творения  Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

     Однако  в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

     С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены3.

     Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто  делал это первым. Ему же приходилось  оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял»1.

     Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав. Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

     Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть ... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением»2 - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека»1. С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других» (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом)2.

     Результаты  интеллектуальной деятельности могут  становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

     Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров).

     Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

     Проблема  интеллектуальной собственности достаточно новая для Российского законодательства, впервые это понятие было использовано в ст.1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.

     В Конституции РФ понятия «собственность»  в ее имущественном значении и «интеллектуальная собственность», как результат свободной творческой деятельности отнесены, к разным статьям (ст.35 и ст.44)3, а правовая формула «владения, пользования и распоряжения» отнесено только к имущественным правам. С принятием первой части Гражданского Кодекса РФ (от 21.10.1994) противоречия заложенные законом о собственности были в значительной степени устранены. Так в соответствии со ст.138 ГК РФ «интеллектуальная собственность» определена как самостоятельный объект гражданских прав и установлен достаточно жесткий режим ее защиты1. В ней говориться, что в случаях и в порядке установленных Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

     Нормативные акты, прямо регулирующие вопросы, связанные  с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям. В тоже время, оценивая ситуацию, сложившуюся  на сегодня в России в сфере защиты авторских прав, приходится констатировать, что она далека от идеала. Причин тому достаточно много: экономическое положение страны в целом, низкий уровень правовой культуры населения и т.д. В законах, прямо не регулирующих авторские отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему Российскому законодательству так и международным актам. Так в статье 10 Закона «О государственной тайне» говориться «о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации)»2 и вообще вся статья исходит из того, что правовой режим информации идентичен правовому режиму материальных объектов.

     Специалисты в области авторского права отмечают, что «разрешение споров по вопросам интеллектуальной собственности вызывает определенные трудности, поскольку необходимы специальные познания», а также указывают на «необходимость обобщения судебной практики и принятия высшими судебными инстанциями постановлений по этим категориям дел»1.

     До  недавнего времени отношения, связанные  с созданием и использованием авторских и смежных прав, регулировались специальным Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», принятым 9 июля 1993 г. Этот документ регулировал две группы отношений. В первую группу входили отношения, которые возникают по поводу авторских прав, во вторую - отношения по поводу возникновения и использования смежных прав, производных от авторских. Принятие данного Закона было важным этапом в развитии российского авторского права. Так как он был составлен в соответствии с международными стандартами в данной области, впервые в Законе нашли отражение нормы, касающиеся охраны смежных прав, и нормы, посвященные правовому положению организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами авторов и владельцев смежных прав. В настоящее время названный Закон утратил свое действие в связи с принятием четвертой части ГК РФ, которая полностью посвящена результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Данный документ вступил в действие 1 января 2008 г. На основании Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» вновь принятый документ отменял ряд специальных законов в области авторского права. Во многие документы были внесены изменения и уточнения2.

     Часть четвертая ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после введения ее в действие. Если же правоотношение возникло раньше, то нормы части четвертой ГК РФ применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Преимущество данного нормативного акта заключается в том, что он впервые объединил в себе нормы в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности, которые ранее содержались в различных законах. К иным источникам авторского права можно отнести специальное законодательство, касающееся отдельных объектов авторского права, а также законы, посвященные регулированию других отношений, но содержащие внутри себя отдельные нормы в области авторского права.

     В качестве таких источников можно  выделить:

     1) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

     2) Федеральный закон от 26 декабря  1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

     3) Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

     4) Федеральный закон от 13 марта  2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

     5) Уголовный кодекс Российской  Федерации (УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), содержащие составы преступлений и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав;

     6) Гражданский процессуальный кодекс  Российской Федерации (ГПК РФ), содержащий нормы об особенностях  рассмотрения в суде споров, касающихся интеллектуальной собственности1.

     В качестве источников авторского права можно выделить и многочисленные подзаконные нормативные акты, среди которых весьма важную роль играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Конституция РФ в п. «о» ст. 71 устанавливает, что принятие нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности, относится к исключительному ведению Российской Федерации. Статья 1246 ГК РФ определяет, что издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. В качестве таких органов в настоящее время выступают Министерство культуры РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Министерство образования и науки РФ1.

     Правовое  положение указанных министерств  регулируется указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в частности:

     1) Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»;

     2) Постановлением Правительства РФ  от 17 июня 2004 г. № 289 «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации»;

     3) Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 157 «Вопросы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации»;

     4) Постановлением Правительства РФ  от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»;

     5) Постановлением Правительства РФ  от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации».

     В качестве источников авторского права  выделяют также правовые обычаи и  обычаи делового оборота2.

     Частью  правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - правопреемника СССР.

     В качестве источников авторского права выступают как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения начиная с 1968 г., когда СССР вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

     Согласно  п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования1.

     Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

     Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора, обмена документами, его образующими, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

     В качестве источников авторского права  могут выступать общепризнанные нормы и принципы международного права. Однако, как справедливо отмечает О.В. Костькова1, Конституция РФ не содержит определения общепризнанных принципов и норм международного права, в связи с чем следует иметь в виду, что эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми Российской Федерацией; без подобного признания они не могут считаться частью ее правовой системы, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства2.

     Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

     К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип  добросовестного выполнения международных  обязательств.

     Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

     Содержание  указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

     Например, ст. 38 Статута международного суда ООН  не проводит различия между общепризнанными нормами и принципами международного права и выделяет следующие источники международного права:

     1) международные конвенции (как  общие, так и специальные);

     2) международный обычай как доказательство  всеобщей практики, признанной в  качестве правовой нормы;

     3) общие принципы права, признанные  цивилизованными народами.

     Следует более подробно рассмотреть основные международные документы в области авторского права.

     1. Конвенция об учреждении Всемирной  организации интеллектуальной собственности 1967 г. Данная Конвенция была принята в Стокгольме и изменена 2 октября 1979 г., она провозглашала создание Всемирной организации интеллектуальной собственности, целью которой должно было стать содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, взаимодействие в данной области с международными организациями и государствами, обеспечение международного сотрудничества государств. Большое значение данной Конвенции заключалось в том, что она давала определение интеллектуальной собственности путем перечисления прав, подлежащих включению в это понятие.

     2. Бернская конвенция по охране  литературных и художественных  произведений (9 сентября 1886 г.). Этот документ по праву можно назвать старейшим международным документом в области авторского права. С момента принятия данный документ много раз пересматривался. Конвенция в последней редакции 1971 г. состоит из 47 статей и содержит дополнительный раздел, касающийся развивающихся стран. Он состоит из 6 статей. В настоящее время к данному документу присоединились 150 стран. Россия присоединилась к данной Конвенции 13 марта 1995 г.

     Конвенция предполагала создание Бернского союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

     Согласно  Бернской конвенции правовая охрана предоставляется литературным и художественным произведениям, как созданным одним автором, так и созданным в соавторстве. В данном случае определение «литературные и художественные произведения» является собирательным и включает в себя любую продукцию в области литературы, науки и искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

     Статья 7 Конвенции определяет срок правовой охраны - это все время жизни автора и 50 лет после его смерти.

     Отдельные положения Конвенции касаются личных неимущественных прав автора, произведений, созданных в соавторстве, прав авторов произведений, случаев свободного использования произведения.

     Многие  положения Бернской конвенции нашли отражение в законах РФ, касающихся правового регулирования и охраны авторских и смежных прав.

     3. Всемирная конвенция об авторском  праве (Женева, 6 сентября 1952 г.). Россия  присоединилась к данной Конвенции  (в ее Парижской редакции 1971 г.) 9 марта 1995 г. В настоящее время в ней участвуют более 90 государств.

     Конвенция закрепляет положение о том, что  произведения, выпущенные в свет гражданами любого государства - участника Конвенции, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком государстве, пользуются в любом другом государстве, присоединившемся к Конвенции, такой же охраной, как та, которая предоставляется этим государством произведениям, созданным его гражданами.

     Не  выпущенные в свет произведения граждан  любого государства - участника Конвенции  пользуются в любом другом договаривающемся государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством не выпущенным в свет произведениям его граждан.

Авторский договор. понятие . правовая характеристика