Авторское право. 5



 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика системы гражданского законодательства РФ о защите

авторских и смежных прав…………………………………………………………...7

    1. Эволюция развития отечественного законодательства о защите

             авторских и смежных прав…………… ……………….……………………7

    1. Характеристика норм действующего законодательства о защите

               авторских и смежных прав………………………………………………….20

 Глава 2. Характеристика способов защиты авторских и смежных прав……….. 29

             2.1 Формы защиты авторских и смежных прав……………………………29

             2.2 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав...36

 Заключение………………………………………………………..………………….65

 Список использованных источников  литературы………..……………………....69

Приложение 1  ………………………………………………………………………..73

Приложение 2   ……………………………………………………………………….74

Приложение 3 ………………………………………………………………………...75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать существующие результаты творческой деятельности, с другой - правовые основы должны способствовать развитию творческой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации  каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом.1

Наука, литература, искусство, культура и информация являются важными  составные частями жизни и деятельности любого общества.

Важное общественное значение авторского права и смежных  прав состоит в том, что они  являются правовой оболочкой, в которой  появляются и существуют все эти  составные части общественной жизни. Авторское право и смежные права, прежде всего, стимулируют создание новых авторских произведений и объектов смежных прав. Кроме того, они способствуют их широкому использованию, что приносит значительные доходы авторам и иным владельцам авторских и смежных прав, а также оказывает благоприятное воздействие на науку, литературу, искусство, культуру общества.

Актуальность исследований в области защиты авторских и смежных прав обусловливается увеличение в последние время числа правонарушений в этой области и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к способам защиты нарушенных прав, о чем свидетельствует развитие законодательной базы, в частности принятие части 4 Гражданского кодекса РФ.

От того, насколько  четко определены условия использования  установленных в законодательстве средств защиты авторских и смежных прав, в первую очередь основания их применения, зависят возможности практической реализации интересов конкретных правообладателей.

Принятые нормативно-правовые акты об авторском праве и смежных  правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.

Вместе с тем широкое использование  результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время  являются острой проблемой в связи  с высоким уровнем незаконного  использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.2

Нарушение авторских  или смежных прав представляет собой, прежде всего гражданское правонарушение и выступает основанием применения гражданско-правовых способов защиты. Определение понятия, установление границ такого нарушения имеют большое значение также для применения административных и уголовных санкций. Именно нормы гражданского законодательства раскрывают содержание соответствующих прав, за нарушение которых может наступить административная либо уголовная ответственность.

Вопросы правового регулирования  авторских правоотношений находятся  сейчас в центре внимания не только профессиональных юристов и правообладателей, но и экономистов, представителей менеджмента, средств массовой информации и значительной части общества.

Данная тенденция  обусловлена тем, что на современном этапе развития экономических отношений стоимость нематериальных активов стала как никогда высокой. Конкуренция на рынке интеллектуальной собственности приводит к многочисленным правовым конфликтам в данной сфере.

В нашей стране указанный процесс  имеет ряд особенностей, определяемых как своего рода правовым нигилизмом значительной части социума и низкой правовой грамотностью правообладателей, так и формальным отношением или недостаточным практическим опытом решения подобных вопросов со стороны правоприменительных органов.

Вместе с тем, учитывая, что в  настоящее время защита прав авторов  является одной из приоритетных целей  развития государства и выхода на внешние рынки, необходимо документально оформлять отношения по использованию созданных произведений. При подтверждении создания произведений, подлежащих охране авторским правом, особое значение приобретают документы, на основании которых однозначно можно сделать вывод том, что в отношении данного произведения декларант, заявитель, истец обладает авторскими правами (личными неимущественными и/или имущественными правами)

Исследование в данной дипломной работе основано на анализе норм, которые регулируют защиту авторских и смежных прав, и содержаться в Конституции РФ, части 1 Гражданского кодекса РФ, разделе VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» части 4 Гражданского Кодекса РФ и иных нормативно-правовых актах, а также использовались учебная литература, научные статьи периодических изданий и судебная практика.

При написании данной работы были использованы не только правовые источники и комментарии к ним, но  и научные статьи и монографии, где были также приведены мнения ведущих специалистов по данной теме. Крупнейшими исследователями в данной сфере считаются такие современные цивилисты таких как Сергеев А.П., Гаврилов, Яковлев В.Ф., Маковский А.Л., Трахтенгерц Л.А. и др. Использованная литература позволила наиболее полно рассмотреть заявленную в дипломной работе  тему.

Целью данной работы является рассмотрение института защиты авторских и  смежных прав в соответствии с  гражданским законодательством Российской Федерации. Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач: сопоставить положения нормативно-правовых актов, касающихся данного института, выявить возможные пробелы в правовом регулировании, проанализировать нормы части четвертой Гражданского кодекса РФ, а именно  главы 69, 70, 71, которые касаются защиты авторских и смежных прав, рассмотреть ряд изменений в правовом регулировании вопросов защиты авторских и смежных прав в связи с принятием части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на пункты соответствующие тематике, заявленной в названии главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

   Первая глава посвящена характеристике системы гражданского законодательства о защите авторских и смежных прав. В этой главе описано историческое развитие  авторского права в России с момента становления до сегодняшнего времени, дана характеристика норм действующего законодательства о защите авторских и смежных прав.

Вторая глава посвящена характеристики гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика системы гражданского законодательства РФ о защите авторских и смежных прав

1.1.Эволюция развития отечественного законодательства о защите авторских и смежных прав

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.

Книгопечатание возникло в середине XVI в. (первая московская датированная книга обозначена 1564 г.), однако развитие типографий проходило очень медленно, и даже во второй половине XVII в. размножение книг производилось в форме переписки.

Книгоиздательское дело в России до конца XVIII в. считалось монополией государства. Только в 1771 г. одновременно с введением цензуры на иностранную литературу было выдано первое разрешение на открытие частной типографии. Некоему иностранцу Гартунгу была выдана привилегия на печатание книг в Петербурге, но только на иностранных языках. Что касается книг на русском языке, то в Указе 1771 г. специально подчеркивалось: "На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было". Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как их тогда именовали, "вольных", типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 г., который, однако, как слишком либеральный в 1796 г. был отменен. Хотя в 1801 г. новый император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX века. Можно сделать вывод, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России для появления авторского права не было объективных предпосылок.

Первоначально отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Российскому законодательству было почти совершенно незнакомо распространенное на странах представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера. Вознаграждение же, которое получали авторы, в большинстве случаев совершенно не было связано с изданием произведений, это были награды и подарки.3

На всем протяжении исторического  развития авторского права в дореволюционной России она была тесно связана с цензурным законодательством, а первый нормативный документ в области авторского права появился в рамках именно законодательства о цензуре, которое родилось в России значительно раньше. На первых порах выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Но участившиеся в первой четверти XIX в. случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 году Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Первый  закон об авторских правах в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 г.  содержал специальную главу, которая называлась "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. Согласно § 1 данного положения, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным". В соответствии с § 137 Цензурного устава срок авторского права был составлял 25 лет со дня смерти автора, по истечении которого "его творения, кому бы оные потом ни принадлежали, становятся собственностью публики и всяк может печатать, издавать и продавать оные"

 Защита авторского права  ставилась в зависимость от  соблюдения цензурных правил, так согласно §17 Положения "напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную".

8 января 1830 г. было утверждено новое Положение «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д. Из числа новелл следует отметить прямое признание прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора,  в том случае, если сочинитель или его правопреемник за 5 лет до истечения срока исключительного права сделает новое издание книги. Впервые дается понятие контрафакции и определяется наказание за это правонарушение, которое предполагало, что контрафактор платит законному издателю вдвое против издержек, нужных для напечатания 1200 экземпляров контрафактного сочинения, считая вдвое против цены, полученной контрафактором за проданные экземпляры, и сверх того все контрафактные экземпляры отбираются в пользу законного издателя. При этом две трети взысканной с контрафактора суммы поступают в пользу законного издателя, а остальная треть в Приказ общественного призрения. В соответствии с  § 35 Положения само деяние было отнесено к преступлениям частного характера, возбуждаемым только по жалобе потерпевшего.

В ст. ст. 297 – 300 Цензурного устава детально были определены размеры дозволенного заимствования. В частности, разрешалась  перепечатка мелких статей (не более  листа); помещение отрывков в хрестоматиях и учебных книгах, в которых  закон допускал заимствование в размерах, превышающих обыкновенные, но при этом и обязывал указывать на то, откуда это заимствование сделано в соответствии со ст. 298 Цензурного устава; допускались ссылки, если выписано из чужого произведения не более трети, а своего текста вдвое больше. Нормы Цензурного устава были частью гражданского законодательства, что позволяло авторам произведений защищать свои права в гражданско-правовом порядке.

Дальнейшее развитие авторского права  в XIX веке шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские (т. X, ч. 1 Свода законов Российской Империи) в виде приложения к ст. 420, содержащей общую характеристику права собственности.

В конце XIX в. стало совершенно очевидно, что частичные усовершенствования правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. К этому времени назрела необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал ответы на накопившиеся на практике вопросы.4

В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Спустя 13 лет 20 марта 1911 года был принят закон, который имел название "Положение об авторском праве". До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода.5

 Данный нормативный акт был  составлен на основе лучших образцов нормативно правовых актов западноевропейских стран того времени, но уровень охраны авторских был более низок, что характерно для российского авторского права. Закон содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия, такие как "круг охраняемых объектов", "срок действия авторского права", "вопросы правопреемства", "возможные нарушения авторских прав", "способы защиты" и т. п., а также содержались отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения.

В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Необходимо отметить, что многие нормы "Положения об авторском праве" 1911 г. носили весьма прогрессивный характер. Так, в ст. 9 указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. В статье 33 впервые было закреплено право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала. Законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права" и т. д.

Таким образом, Закон 1911 г. явился значительным шагом в развитии авторского права России. Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран — участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., к которой Россия не присоединилась, однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Несмотря на  противоречивый и тернистый путь становления  и развития дореволюционного авторского права, законодательные акты, принятые в то время сыграли положительную роль в совершенствовании регулирования авторских правоотношений.6

После Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство России, в том числе и "Положения об авторском праве" 1911 года, было отменено. Первым советским законом в области авторских прав был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве". В соответствии с данным актом Народной комиссии по просвещению было предложено немедленно приступить к широкой издательской деятельности и, учитывая книжный голод в стране, выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Декрет предоставил комиссии право объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. При этом объяснялось, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественную". На практике указанные действия были осуществлены в отношении произведений 23 русских писателей, уже умерших к этому времени.

 26 ноября 1918 г. был издан Декрет Совета народных комиссаров "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Данный декрет предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР уже любые произведения — опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д. За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 г. "Об отмене наследования". Однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума, хотя ни круг наследников, ни срок действия наследственных прав не оговаривались. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Наркомпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

10 октября 1919 г. был принят  Декрет "О прекращении силы  договоров на приобретение в  полную собственность произведений  литературы и искусства", который  объявил недействительными все  договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Согласно декрету издательства могли приобретать у авторов только право на издание произведения, причем лишь на ограниченный срок.7

Таким образом, авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего авторского права и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся с взглядами власти того времени.

Дальнейшее развитие российского авторского права в советский период связано с принятием Основ авторского права 1925 и 1928 гг.8, а также  Закона РСФСР "Об авторском праве" от 8 октября 1928 г.. Указанные нормативно правовые акты хотя и предусматривали возможность принудительного выкупа авторского права на любое произведение по решению Правительства СССР или союзной республики, однако рассматривали это как исключительную меру, которая на практике почти не применялась.

    Согласно Закону 1925 года за всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 г. стало в отношении большинства произведений пожизненным правом автора. После смерти автора предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет. Использование произведений допускалось не иначе как на основе договоров с авторами, условия которых достаточно детально регулировались законом. Основы авторского права содержали весьма обширный перечень случаев свободного использования произведений. Так, не считались нарушениями авторского права перевод произведения на другой язык, использование чужого произведения для создания нового произведения, существенно от него отличающегося, публичное исполнение чужих опубликованных произведений с выплатой автору гонорара и др.

Таким образом, Основы авторского права  и Закон РСФСР "Об авторском  праве" вполне отвечали духу своего времени. Конечно, круг предоставляемых  советским авторам прав не шел  ни в какое сравнение с правами, которые гарантировались авторам государствами — участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Однако по сравнению с периодом "военного коммунизма" данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав. Юридико-технические качества Основ 1928 г. были достаточно высоки: не случайно многие их правила были перенесены практически без изменений в последующее законодательство.9

В начале 60-х годов законодательство об авторском праве было включено в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. Вследствие этого ранее действовавшие нормы, регулирующие авторское право были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов, укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения, некоторого сокращения перечня изъятий из авторского права и т.д.

В 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.10, тогда же в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет увеличился срок действия авторского права после смерти автора, расширен круг субъектов авторского права и т.д. Внесенные изменения получили широкую поддержку творческой интеллигенции и ученых.

С конца 70-х годов большинство цивилистов высказывалось за необходимость дальнейшего сближения советского авторского права с принципами регулирования авторских отношений в большинстве развитых стран. В этих целях предлагалось привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций, а именно, устранить из него такие случаи свободного использования произведений, как их использование в кино, на телевидении, радио и т.д. Правительство СССР неоднократно говорило о готовности подписать Бернскую конвенцию и Парижскую редакцию Женевской конвенции. С учетом того, что данный вопрос считался уже  практически решенным, был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые были приняты Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года.

Основы гражданского законодательства 1991 года исключили свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, впервые ввели охрану так называемых "смежных" прав и т. п. Эти и иные нововведения Основ получили широкую поддержку специалистов по авторскому праву. Планировалось, что положения Основ гражданского законодательства будут развиты в соответствующих разделах гражданских кодексов республик или в специальных законах об авторском праве, проекты которых уже разрабатывались в ряде республик.

Основы гражданского законодательства 1991 года должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза, окончательно оформившимся в декабре 1991 г., этого не произошло.

Законодательство советского союза  было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем оно служило для обслуживания административно-командной системы, существовавшей в СССР.11

После распада СССР субъекты бывшего советского союза, в частности Казахстан, учитывая, что их гражданские кодексы в значительной степени устарели, приняли решение о применении Основ гражданского законодательства на своей территории. В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы"12.

Одновременно развернулась работа по подготовке специальных нормативно правовых актов,  регулирующих авторских правоотношений.

Следующий этап в развитии российского  авторского права начался с 3 августа 1993 г. - даты вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".13 С принятием данного закона на территории Российской Федерации перестал применяться раздел V Основ гражданского законодательства 1991 года.

Также был принят Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»14, вступивший в силу 20 октября 1992 г., Федеральный закон от 18 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности»15 и некоторые другие. Был принят ряд также подзаконных актов, в частности Указов Президента РФ и постановлений правительства РФ, в которых регулировались отдельные вопросы авторско-правовой охраны. (Например, постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»16 и постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1998 N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г."17).

С  принятием Закона "Об авторском  праве и смежных правах" российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг к этому, как уже указано выше, был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако содержащиеся в них нормы были явно недостаточны для урегулирования возникающих на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых отношений, то Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" впервые подробно регламентировал основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Впервые в истории российского законодательства было дано относительно развернутое правовое регулирование  отношений, связанных со смежными правами. При этом  достоинством Закона является то, что большая часть его норм рассчитана на прямое применение. Закон значительно расширил возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им правами. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Не смотря на достоинства принятого закона по сравнению с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами, он имел и рад недостатков. По мнению Сергеева А.П. к ним можно отнести наделение организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе, возможностью выступать от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали этим организациям соответствующие полномочия; неработоспособность некоторых норм Закона, например, норм, определяющих механизм сбора вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав, неурегулированность многих вопросов осуществления смежных прав (права на объекты смежных прав, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей, договоры в отношении передачи смежных прав и т.д.)18