Экологические права

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Права граждан  в сфере природопользования

    1. Понятие и общая характеристика прав природопользователей
    2. Права граждан в области охраны окружающей среды
    3. Экологические права и обязанности граждан и их объединений
    4. Применение методов защиты нарушенных экологических прав граждан

 

Глава 2 Экологические  правонарушения и их меры пресечения

2.1 Понятие экологических  правонарушений

2.2 Негативное воздействие  деятельности предприятий 

2.3 Виды ответственности  за экологические правонарушения

Глава 3 Судебная практика в области защиты экологических прав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Естественной средой обитания человека, условием его жизни  и всех видов деятельности выступает  природа, существующая вне его сознания. Она - колыбель человека и кладовая природных ресурсов, которые Российской Конституцией признаны как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. .9 п. 1).

Взаимоотношения человека и общества с природой, именуемые  в настоящее время экологическими, существенно отличаются от тех, которые принято называть общественными. Это - отношения людей, наделенных сознанием, способных контролировать и управлять своими поступками, с окружающей естественной природной средой, которая развивается по присущим ей объективным (естественным) законам. Человек не может властвовать и повелевать природой. Он должен учитывать законы ее саморазвития и их рационального использования, если не желает причинить вред природе, ее объектам и благоприятному уровню жизни всего человечества, его настоящим и будущим поколениям.

Гармоничные отношения  общества с природой в современных  условиях не могут сложиться без  воздействия Правовых, экономических  и воспитательных механизмов, побуждающих  каждого землянина рационально  и бережно относиться к природе, ее ресурсам, экологическим системам.

Право выступает особо  эффективным механизмом воспитания у граждан высокого уровня экологического правосознания, понуждает всех природопользователей поддерживать предписанный законами уровень  экологического правопорядка. Такой порядок рационального и бережного природопользования складывается под влиянием законодательных и иных требований экологического права, которое в настоящее время развивается и совершенствуется под активным влиянием норм международного права охраны окружающей среды.

В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих рациональное природопользование и охрану окружающей среды, особое место занимает правопорядок, являясь одной из ведущих правовых категорий, от научной разработки, которой зависят как состояние самой науки экологического права, так и практика законотворческая и практика по установлению экологического правового порядка. Однако данное понятие исследуется лишь в общей теории права и применительно к отдельным отраслям права в науке не рассматривалось. Экологический правопорядок во многом пока еще употребляется лишь в качестве правовой дефиниции, закрепленной в некоторых нормативных правовых актах. Поэтому разработка теоретических проблем новой концепции экологического правопорядка - это одна из актуальных проблем науки экологического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Права граждан  в сфере природопользования

 

В своей дипломной  работе я рассмотрю для начала такие понятия как «экология» и «природа».

Итак, экология – это один из сравнительно молодых и бурно  развивающихся  разделов биологии. Эта наука изучает взаимоотношения организмов  между собой и со  средой обитания.  Взаимодействие  организмов   со   средой рассматривает   каждая биологическая наука. Экология  затрагивает лишь  ту  его сторону,  которая обусловливает  развитие,  размножение  и  выживание  особей,   структуру   и динамику популяций, и сообществ.

 Принято исторически, что термин «экология» был первоначально предложен немецким ученым Геккелем (Haeckel) в 1869 г. Он был составлен в соответствии с традицией того времени из 2-х греческих слов:  oikos (что означает дом, определённое место); logos (то есть слово, учение). Однако в XIX веке термин практически не использовался. И только в самом конце века - в 1895г. Варминг (Warming) - ученый из Дании, повторно ввел термин «экология» в обиход.1

В философском смысле под природой понимается предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды, новой для него среде обитания. Но когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности организма человека, наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели

 

Общее понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.). 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и общая  характеристика прав природопользователей

 

В КРФ (ст. 42) закреплено, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

Так же не стоит забывать, что для того что бы наша окружающая среда оставалась благоприятной, необходимо рациональное природопользование.

Нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  устанавливаются для физических и юридических лиц - природопользователей. Рассмотрим понятие природопользователь подробнее.

Природопользователи - это  юридические лица и граждане Российской Федерации, а также апатриды, иностранные  юридические лица и граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации  различные виды деятельности, в ходе которых происходит осуществление предусмотренных экологическим и природоресурсовым законодательством форм воздействия на природу. Для лучшего уяснения понятия природопользватели, необходимо определить, что же представляет собой природопользование.

Под «природопользованием»  в экологическом праве понимают эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том  числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной  и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).3

По способам воздействия  на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное  с извлечением полезных свойств  природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в  негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.

Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).

Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и  животным миром.

Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости от воздействия и формы проявления негативного воздействия.

По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекты, почвы, атмосферный воздух, недра и леса.

По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды.

Право природопользования понимается в двух значениях.

В объективном смысле право природопользования — это  совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие  группы отношений в сфере природопользования:

• отношения собственности  на природные ресурсы;

• отношения пользования  природными объектами;

• отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право  природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного  природопользователя по использованию  и охране природного объекта.

 

Для добычи энергии человек  использует громадные объемы разнообразных  природных веществ, поэтому проблема обеспеченности человечества природными ресурсами является глобальной.4

 Природные ресурсы  – это элементы природы, которые  используются (или могут быть  использованы) при данном уровне  развития производительных сил  для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

 Природные ресурсы  являются главным объектом природопользования, в ходе которого они подвергаются  эксплуатации и последующей переработке.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Права граждан в области охраны окружающей среды

 

В соответствии с действующим  законодательством РФ граждане имеют  права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного  законодательства, что являет составными частями экологического права. Права  граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Комплексным нормативным  документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).

Поскольку речь идет о  правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и  свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

 

    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
    • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
    • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
    • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

 

Основные права человека и гражданина, установленные в  Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения; осуществление  прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в  развитии экологических прав граждан  играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в  Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.6

Декларация Рио-де-Жанейро  по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила, что люди имеют право жить в добром здравии  и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10).7

Право на жизнь в целом  тоже можно рассматривать как естественное экологическое право граждан.

Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного  законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.

Среди имеющихся прав согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделить следующие основные группы прав:

1) общественные права  граждан в области охраны окружающей  среды;

2) информативные права  граждан в области охраны окружающей среды;

3) права по защите  прав граждан в области охраны  окружающей среды.

Так, согласно п. 2 указанной  статьи граждане имеют право:

 

    • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды";
    • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
    • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
    • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
    • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
    • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
    • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

В свое время был подготовлен  проект закона о гарантиях прав граждан  на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснования запрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается. Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом и информации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне»).8

Право требовать соответствующую  экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах «Об экологической экспертизе»9, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».10

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством РФ было принято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен  информацией на соответствующих  территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют сбор, обработку и обмен  информацией на соответствующих  территориях и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку  и обмен информацией в своей  сфере деятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.11

Кроме того, федеральные  органы исполнительной власти, которые  осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий:

    • координирует работу по сбору и обмену информацией;
    • осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    • ведет учет чрезвычайных ситуаций.

 

Прямым источником получения  экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.

Так, в Республике Татарстан  Кабинетом министров с целью  обеспечения населения и государственных  органов управления республики полной достоверной информацией о состоянии  окружающей среды и мерах по ее охране было принято постановление от 24 февраля 1994 г. N 73 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды».

Этот государственный  доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения государственных органов управления и населения Республики Татарстан объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности; он содержит сведения об осуществляемых на территории Республики Татарстан правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Доклад призван служить  основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Республике Татарстан.

Доклад должен содержать  рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В докладе используются официальные данные государственной  статистики и отчетности кадастров  природных сред, мониторинга, других материалов.12

Декларация тысячелетия  Организации Объединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи  ООН от 8 сентября 2000 г., определила: "Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и  прежде всего наших детей и  внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей".13

Право природопользования производно от права собственности  на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежащего им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ресурсов титульного права пользования природным объектом, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного  права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные  объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользования не входят, например, отношения пользования атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей. Эти отношения составляют предмет регулирования природоохранительного права.

Формы природопользования классифицируются в зависимости  от вида субъективного права природопользования. Выделяют две формы природопользования:

1) право природопользования, осуществляемое собственниками  природных ресурсов;

2) право природопользования  лиц, не являющихся собственниками  природных ресурсов.

Право природопользования реализуется самим собственником  в тех случаях, когда субъектом права собственности является физическое или юридическое лицо. Государство и муниципальные образования субъектами права природопользования не являются, несмотря на то, что обладают правом собственности на природные объекты.

Право пользования природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется юридическими и физическими лицами на основе производного титула природопользования.

Право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных  ресурсов, подразделяется на два вида:

I. общее природопользование;

II. специальное природопользование.

Общее природопользование — это пользование природными ресурсами как естественной средой обитания человека, осуществляемое гражданами в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением экономической выгоды, основанное на дозволительном методе регулирования данных отношений и не требующее получения специального разрешения на право придопользования.

Примером общего природопользования является сбор грибов и ягод в лесах, купание в водоемах общего пользования и т. д.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее  землепользование, однако в составе  земель городов (ст. 76 ЗК) определен  такой их вид, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы  переулки и т.п.);

• служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, пляжи...);

• полигонов для захоронения не утилизированных промышленных\бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.14

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закрепил право общего пользования ресурсами недр.15 Статья 21 ЛК РФ устанавливает общее лесопользование — публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено российским законодательством.16  В соответствии со ст. 86 ВК РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Экологические права