Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе



Введение

Природа является местом обитания человека и источником всех ресурсов, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, он может существовать и действовать только в тех природных и климатический условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и т.д.), к которым он генетически приспособлен.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в экологической безграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка являются первоочередными.

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения: экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения детей к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у детей эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Очень важную роль играют такие средства воспитания, как экологические праздники и акции. Природоохранительные акции имеют большой социально значимый резонанс, служат средством экологической пропаганды среди взрослого населения, благодаря чему дети осознают общественную важность этих событий.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их экологическое содержание. Эмоции порождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом. Вместе с тем в дошкольных учреждениях редко проводятся доступные и понятные для детей акции, которые могут быть приурочены ко Дню воды (март), Дню Земли (апрель). Особую значимость такие акции могут иметь, так как они окажут влияние не только на детей, но и на их родителей. Практика работы в ДОУ показала, что праздники и досуги регулярно проводятся в детском саду, но они редко имеют экологическую направленность. Проблема как построить работу, чтобы экологические праздники и природоведческие акции стали средством формирования гуманного отношения дошкольников к природе.

Это позволило нам выбрать темой нашего исследования «Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе».

Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.

Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.

Предмет исследования: Роль экологических акций и праздников в формировании гуманного отношения дошкольников к природе.

Гипотеза исследования: формирование гуманного отношения к природе у  дошкольников посредством праздников и акций будет успешным, если:

1)                               ввести систематические занятия по развитию гуманного отношения к природе;

2)                               создать атмосферу эмоционального отклика на природную среду в ходе экологических праздников и досугов;

3)                               проводить мониторинг сформированности гуманного отношения дошкольников к природе.

Задачи исследования:

- изучить теоретические труды отечественных педагогов, обращающихся к данной проблеме, и опты работы ДОУ.

- определить психолого-педагогическую основу формирования отношения дошкольников к природе;

- выяснить сущность экологических праздников, акций и досугов, а также их роль и место в формировании отношения дошкольников к природе.

- провести экспериментальное исследование роли экологических праздников и акций в формировании отношения дошкольников к природе.

- провести математический и графический анализ результатов экспериментов.

- провести сравнительный анализ результатов экспериментов.

Методы исследования:

1.)   Метод теоретического анализа.

2.)   Педагогический эксперимент.

3.)   Метод математического и графического анализа.

4.)   Сравнительных анализ.

 

27

 



Глава I. Теоретические основы формирования отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.

1.1 Психолого-педагогические исследования формирования отношения дошкольников к природе.

В ходе экспериментальной работы нами были выделены и раскрыты следующие термины:

Отношение – установка, определяющая мнение об объекте; внутреннюю оценку, эмоции, вызываемые объектом; фактическое поведение, направленное на объект.

Формирование – создание чего-либо, придание определённой формы и законченности.

Гуманный – человеколюбивый, направленный на сохранение общественных нравственных ценностей, включающий сопереживание, отзывчивость.

Праздник – день торжества в честь или в память какого-либо события или явления.

Акция – социально значимое мероприятие, приуроченное к какой-либо дате, событию, имеющему общественное значение и предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, переведённые в убеждения.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Таким образом, в сущности экологического воспитания есть две стороны: воспитание экологического сознания и формирование поведения, гармоничного с природой. Это определяет, во-первых, характерные особенности данного процесса:

  1) ступенчатую структуру, включающую:

   а) формирование экологических представлений;

   б) развитие экологического сознания и чувств;

   в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

   г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

   д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

  2) длительность;

  3) сложность;

  4) скачкообразность;

  5) активность;

  во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  1) развитие экологического сознания;

  2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

  3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и

  привычек;

  4) воспитание устойчивой воли;

  5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и воспитание поведения необходимо начинать в дошкольный период развития личности.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Дошкольный и младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Причём формирование знаний у детей, особенно в рассматриваемой возрастной категории, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии благоприятной социальной и психологической обстановке в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Взрослые, принимающие участие в воспитании ребенка, сами должны обладать экологической культурой, пониманием ценности природной среды и необходимости её сохранения.

Создание нового отношения человека к природе - эадача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников .

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

27

 



Вывод

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

27

 



 

1.2. Сущность экологических праздников, досугов, акций. Их роль в формировании отношения дошкольников к природе

Природоохранные акции

Акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка ~ живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом.

В дошкольном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца.

• Цикл наблюдений за елью на участке детского сада или в ближайшем окружении, во время которых дети наблюдают за деревом, углубляют свои познания, воспринимают его разные состояния, красоту, заботятся о нем, отряхивая тяжелый снег с лап, сравнивают с искусственной елкой.

• Создание плакатов в защиту живой ели: детей знакомят с жанром плаката, они рисуют или делают аппликацию (творческая работа по замыслу), затем придумывают слова к ней, а воспитатель пишет их печатными буквами; готовые плакаты сначала вывешиваются на всеобщее обозрение в детском саду (их видят родители), потом развешивают в общественных местах (возле магазинов, поликлиники, на остановках транспорта, на подъездах жилых домов).

• Традиционный новогодний праздник в зале незадолго до Нового года - праздник проходит вокруг искусственной елки, чем демонстрируется на деле бережное отношение к живым деревьям.

• Праздник-досуг вскоре после Нового года вокруг живой ели на участке или в ближайшем окружении; дети делают цветные льдинки, бумажные игрушки, которыми украшают ее, главная цель - радоваться живому дереву, его красоте.

• Осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного акта - вызвать жалость и сочувствие ребят к засохшим елкам; сформировать понимание того, что двухнедельный праздник не стоит жизни замечательного дерева.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля). Дети старшего дошкольного возраста уже понимают ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ. Кстати, акция в защиту воды, за бережное и экономное ее расходование окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

К Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и в ближайших местах, возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Девиз - «Украсим Землю цветами!», чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей. Мало очистить газоны - нужно, чтобы они запестрели цветами.

Экологические праздники и досуги

В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подгото¬вительной группе можно организовать праздник, посвященный А.С.Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвященных природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). (В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало...», «Зима! Крестьянин, торжествуя...», «Вот север, тучи нагоняя...», «В тот год осенняя погода...», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы...» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина) - дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними). Например, досуг «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе