Экономический анализ деятельности аптеки
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика
характеризуется динамичностью
ситуаций, как коммерческой деятельности
предприятия, так и его внешней
среды. В этих условиях наибольшее значение
приобретает экономический
Экономический анализ – это система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов и их взаимосвязи с научным обоснованием различных планов, с объективной оценкой их выполнения, выявлением отрицательных и положительных факторов и их количественного измерения, с обобщением проведенных исследований и принятием решений [5, с. 24].
Под предметом
экономического анализа понимают хозяйственные
процессы предприятий, объединений, ассоциаций,
социально-экономическая
Содержание экономического анализа:
- исследование
экономических процессов,
- научное обоснование
планирования и разработки
- определение использования и эффективности ресурсов;
- объективная
оценка результатов
- ее оптимизация по принятому критерию и выяснение на этой основе возможных внутрихозяйственных резервов улучшения деятельности предприятия, фирм, предпринимателей;
- обеспечение маркетинговых исследований.
Классификация экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный) [9, с.17].
По объектам изучения экономический анализ можно подразделить на:
- собственно экономический анализ (изучение общеэкономических условий, которое предпринимается с целью оценки состояния и перспектив отраслей хозяйства, конкретных хозяйствующих объектов);
- отраслевой (это изучение
отраслей экономики,
- фундаментальный (это
глубокое исследование
- технических (анализ финансового рынка);
- внутрифирменный анализ
(анализ результативности и
Выделяют следующие основные этапы экономического анализа:
- составление программы анализа;
- отбор и проверка информации;
- выбор и расчет показателей (обосновывается набор показателей анализа и методы их расчета);
- аналитическая обработка и сопоставление показателей;
- обобщение результатов
анализа и контроль их
Экономический анализ использует системный подход, который позволяет глубже, основательнее изучить объект, иметь полное представление о нем, увидеть внутренние причинно-следственные связи между частями данного изучаемого объекта [21, с.76].
В процессе проведения экономического анализа используются как традиционные (сравнение, группировка, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, интегральный способ, индексный и балансовый методы), так и математические приемы и методы (метод линейного программирования, математическая теория игр, математическая теория массового обслуживания, теория нечетких множеств и др.) [21, с.26].
Целью дипломной работы является проведение экономического анализа деятельности Дочернего предприятия «Дорожно-строительное управление №5» ОАО «Юждорстрой». Основное внимание уделено изучению работы предприятия за период 2005 – 2006 г.г., выявлению достоинств и недостатков.
Дипломная работа
имеет практическое значение для
выработки позитивного
Информационной базой для проведения экономической диагностики деятельности ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» являются данные формы № 1 «Баланс», формы № 2 «Отчет финансовых результатов», формы № 3 «Отчет о движении денежных средств», формы № 4 «Отчет о собственном капитале», формы № 5 «Примечания к финансовой отчетности» (раздел II «Основные средства»), а также Устава этого предприятия.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.Местонахождение предприятия
Дочернее предприятие ДСУ №5 ОАО «Юждорстрой» было создано в сентябре 1949 г. на базе МТС-8 приказом УШСД № 496 от 01.09.1949 г.
Дочернее предприятие «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой» зарегистрировано исполнительным комитетом Симферопольского городского Совета народных депутатов, распоряжение № 625-р от 04.08.98 г. и перерегистрировано им же, распоряжение № 481 от 18.04.2001 г., № 882 от 17.07.2003 г.
Форма собственности предприятия – частная.
Подчиненность – трест «Юждорстрой».
Взято на налоговый учет Государственной налоговой инспекцией в г. Симферополе 3 октября 2003 г.
Свидетельство о регистрации плательщика НДС 00399262, индивидуальный налоговый номер юридического лица – 034505801093.
Индификационный код плательщика налога 03450583.
ДП ДСУ – 5 ОАО «Юждорстрой» имеет счета в украинской гривне в филиале «Крымского РУ «Банка «Финансы и кредит» в г. Симферополе, МФО 384889.
Так как ДП ДСУ – 5 является дочерним предприятием треста «Юждорстрой», то собственного уставного фонда не имеет.
Дочернее предприятие «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой» имеет следующий юридический адрес: Украина, Автономная Республика Крым, 95038, г. Симферополь, ул. Кечкеметская 96-а.
Общая площадь земельного участка, на котором расположено предприятие, составляет 1,5 га. Арендная плата за пользование данным земельным участком формируется согласно договора с ОАО «Юждорстрой» исходя из ставки арендного сбора.
1.2. Цели деятельности предприятия
Основной целью деятельности ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» является полное и своевременное удовлетворение потребностей государства, предприятий различных форм собственности, а также населения в выполняемых Дочерним предприятием работах и оказании услуг.
Дочернее предприятие «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой» оказывает следующие услуги:
- строительство,
реконструкция и ремонт
- строительное проектирование и конструирование автомобильных дорог, жилых и общественных зданий;
- составление проектов производства работ и смет;
- контроль качества выполняемых работ, материалов и конструкций в лабораториях и в условиях строительной площадки;
- геодезический контроль;
- благоустройство территорий;
- строительство и эксплуатация автостоянок;
- ремонт и обслуживание автотранспорта и другой техники;
- выполнение работ по оказанию услуг населению и предприятиям.
В текущем году руководством предприятия планируется принять участие в тендере на реконструкцию автомобильной дороги в одном из регионов России.
В перспективе планируется расширение ассортимента оказываемых предприятием услуг, в частности оказание следующих услуг:
- монтаж технологического оборудования;
- производство строительных материалов;
- добыча полезных ископаемых открытым способом (разработка собственного карьера);
- внешнеэкономическая деятельность;
- выполнение работ, составляющих государственную тайну Украины по отдельным темам;
- выполнение работ, составляющих межгосударственные секреты по отдельным темам.
С точки зрения достижения общих целей, первоочередной задачей предприятия является:
- техническое перевооружение про
1.3. Характеристика отрасли
Дорожное строительство
является хорошо развитой отраслью. Начало
сравнительно широкого размаха дорожного
строительства в Украине
В Украине в настоящее время очень остро стоит вопрос автомобильных дорог. Сегодня более 50 % протяженности дорог страны не выполняют требования по прочности дорожных одежд, а 37 % - по ровности покрытий. [12, с.30]. Кроме того, в последние годы в Украине прирост автомобильного парка в среднем составляет порядка 7-10 %. На фоне этой динамики увеличение протяженности автомобильных сети дорог составляет всего лишь десятые доли процента. То есть дорог строится крайне мало, а существующая сеть уже не справляется с резко возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков, увеличившейся за последние несколько лет на основных магистралях страны более чем в 2 раза [14, с.25].
Тем не менее, часто средства, которые планировались на строительство новых дорог, переводятся на ремонт и содержание существующих дорог. Это объясняется тем, что если в течение ближайших 3 лет не привести в порядок существующие дороги, то их придется просто строить заново. Если политика финансирования дорожного строительства останется прежней, то через 2-3 года недоремонт автомобильных дорог общего пользования составит 90 %, прочных дорог останется не более 10 %, а ровных – не более 5 %. В последующем ремонт и восстановление этих дорог обойдется в 2,5 – 3 раза дороже, чем при своевременном их проведении [13, с. 31].
Вызывает особую
озабоченность предстоящее
Следует отметить, что отсутствие стабильного финансирования по линии государства дорожной отрасли сдерживает привлечение в дорожное хозяйство негосударственных, в том числе и иностранных, инвестиций.
Вместе с тем размер финансирования дорожного хозяйства на всех уровнях управления должен определяться на долгосрочный период.
Рассматривая развитие и устранение недостатков в дорожной отрасли, следует отметить, что «приоритетной задачей является поддержание качества дорог. Нужно стремиться к тому, чтобы за счет использования более качественных материалов продлить межремонтные сроки дорожных покрытий.
Еще одно приоритетное направление в отрасли – применение механизмов государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции дорог [12, с.30].
Говоря о перспективах работы и развития данной отрасли, следует отметить, что государственная программа «Укравтодор» на 2007 год предусматривает строительство и реконструкцию 145 дорожных объектов - это сотни километров новых и обновленных дорог, мостов, путепроводов и т.п. Основное внимание уделят международным транспортным коридорам. К примеру, на трассе М02 Копти - Бачевск капитально отремонтируют 52-километровый участок от Коптей до поворота на Нежин в селе Вертиевка. Дорога М03 Киев – Харьков - Довжанский получит от Пирятина почти до самого Харькова расширенную проезжую часть с покрытием высокой категории, а от Щербаковки на границе с Россией до этой трассы проложат новую дорогу. Кратчайшая трасса от Киева до границы с Польшей - М07 Киев – Ковель - Ягодин - вообще не отвечает современным требованиям: построенная в 70-е годы, она не рассчитана на грузовики тяжелее 30 т. Поэтому почти по всей ее длине проведут капремонт критичных участков, и в результате от Киева до польской границы появятся 133 км нового покрытия, способного уверенно принять автопоезда. А на основном пути в Европу - дороге Киев - Чоп - обновят участок (90 км) в Житомирской и Ровенской областях. Есть и менее масштабные, но немаловажные планы. Так, на 812-м и 813-м километрах трассы Киев - Луганск построят два путепровода с развязками, на дороге Днепропетровск - Решетиловка реконструируют участок от 43-го до 50-го км, а на 27-м километре трассы Киев - Одесса закончат строительство нового транспортного узла. Также в числе плановых объектов - обход Бердичева на ведущей к Беларуси дороге Выступовичи - Овруч и мост через реку Прут в Ивано-Франковской области.
ОАО “Юждорстрой” в первую очередь специализируется на строительстве и реконструкции дорог республиканского и местного значения, которые являются основным видом путей сообщения между городами и селами. На них зарождается и поглощаются грузопотоки, следующие по дорогам общегосударственного значения. Поэтому перед специалистами ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» стоит задача расширения объемов работ по устройству объездов крупных промышленных центров и столицы АРК. Кроме того, городское уличное движение столица АРК характеризуется в последнее время постоянно растущим транспортным потоком, поэтому перед ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» стоит задача решения улучшения состояния дорожного движения (например, за счет расширения дорог, строительства разгрузочных колец и т.д.).
1.4. Оценка рынка сбыта
В услугах ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» заинтересовано в первую очередь государство, а также предприятия различных форм собственности и частные лица. Основным покупателем услуг предприятия является государство, а также строительная компания «Сonsol».
Необходимо отметить, что наибольшим спросом пользуются такие услуги, как:
- реконструкция и ремонт автомобильных дорог;
- составление проектов производственных работ и смет;
- контроль качества выполняемых работ в условиях строительной площадки.
Степень насыщенности рынка сбыта услугами, которые оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» достаточно высокая, так как в Автономной Республике Крым помимо данного предприятия существует немало других организаций, оказывающих аналогичные услуги. Наиболее крупными из них являются «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис». Но не смотря на это, в ближайшее время емкость рынка сбыта будет увеличиваться, что связано с увеличением транспортного грузопотока, а также повышением требований, предъявляемых к современным автомобильным дорогам.
Также следует отметить, что услуги, оказываемые дочерним предприятием «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой», более привлекательны, чем, например, услуги оказываемые предприятиями «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис», так как рассматриваемое предприятие является более крупным и обладает хорошими материально-производственными и трудовыми ресурсами, чем конкурирующие организации.
ДП ДСУ № 5 ОАО «Юждорстрой» выполняет дорожные работы в основном на трассах Харьков – Симферополь, Алушта – Севастополь. Им было построено дорожное полотно от села Константиновка до села Клиновка, а также дорожное полотно в Симферополе (проспект Победы). Кроме государства, предприятие сотрудничает с Симферопольским Пивзаводом, областной больницей им. Семашко, строительными компаниями «Консоль» и «Профессионал».
1.5. Характеристика
конкурентной среды и
предприятия
Рассматривая конкурентную среду ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» следует в первую очередь выявить конкурентов этого предприятия. Как уже отмечалось выше, основными конкурентами ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» являются «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис». Говоря о конкурентных преимуществах рассматриваемого предприятия, следует в первую очередь отметить, что названные предприятия-конкуренты являются более мелкими, то есть не обладают имеющимися у ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» ресурсами и в связи с этим не оказывают всего того спектра услуг, который оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой». Так, например, «Крымавтодор» в основном специализируется на строительстве, реконструкции автомобильных дорог, а также строительном проектировании автомобильных дорог. «Симкоммунсервис» же специализируется в основном на ремонте автомобильных дорог. Таким образом, и «Крымавтодор», и «Симкоммунсервис», являются конкурентами лишь по отдельным услугам, которые оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой».
В таблице 1.1 представлены данные от диагностики конкуренции на рынке.
Таблица 1.1 - Краткая диагностика конкуренции на рынке
Показатели |
ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» |
Конкуренты | |
«Крымавтодор» |
«Симкоммунсервис» | ||
1. Доля рынка компании |
60 |
25 |
15 |
2. Ассортимент |
Широкий |
Небольшой |
Ограниченный |
3. Преимущества |
Широкий ассортимент, высокое качество |
Таким образом, видно, что на крымском рынке дорожного строительства ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» имеет неоспоримые конкурентные преимущества.
Проведем диагностику конкурентной среды и конкурентного преимущества предприятия, используя SWOT-анализ.
Проведем количественную оценку элементов SWOT (табл.1.2.), устанавливая каждому из аспектов степень влияния (значению) по трех бальной шкале:
3 – сильное (важное);
2 – умеренное;
1 – слабое.
Направление влияния:
( + ) – позитивное;
( - ) – негативное.
Таблица 1.2 - Матрица SWOT
Матрица SWOT |
Возможности |
О |
Угрозы |
Т | |
1. Расширение рынков сбыта |
+1 |
1. Появление новых конкурентов |
-3 | ||
2. Растущая потребность в данных услугах |
+2 |
2. Рост продаж товаров-заменителей |
-2 | ||
3. Расширение ассортимента услуг |
+1 |
3. Производство продукции нового поколения |
-3 | ||
4.Рост емкости рынка |
+2 | ||||
5. Ослабление позиций конкурентов |
+1 |
4. Снижение цены конкурентов |
-2 | ||
6. Выход на новые сегменты рынка |
+2 | ||||
Итого: + 9 |
Итого: - 10 | ||||
Сильные стороны |
S |
Поле сил и возможностей: нужно развивать сильные стороны предприятия на основе реализации шансов внешней среды |
Поле сил при угрозах: нужно использовать сильные стороны предприятия с целью смягчения угроз | ||
1.Сертификация продукции |
+3 | ||||
2. Анализ потребностей покупателя |
+1 | ||||
3.Высокая квалификация,
организация обучения |
+3 | ||||
4. Накопление опыта работы по различным формам платежей |
+1 | ||||
5. Известность предприятия |
+2 | ||||
6. Возможность оказания
услуг в соответствии со |
+2 | ||||
Итого: + 12 | |||||
Слабые стороны |
W |
Поле слабостей, но возможностей: нужно преодолевать слабые стороны предприятия за счет возможностей, предоставляемых внешней средой |
Поле слабостей при угрозах: «кризисное поле», объединяющее угрозы среды и слабые стороны предприятия.Преодолеть угрозы и слабые стороны очень сложно. | ||
1. Необходимость риска |
-3 | ||||
2. Незащищенность от давления конкурентов |
-3 | ||||
3. Постоянные инже-нерные изыскания |
-3 | ||||
Итого: - 9 |
В результате проведенной количественной оценки элементов SWOT можно определить сумму количественных оценок сильных сторон и возможностей и сумму количественных оценок слабых сторон и угроз. Сумма количественных оценок сильных сторон и возможностей составляет +21, а сумма количественных оценок слабых сторон и угроз равна –19, то есть значения этих сумм примерно равны, что говорит об устойчивом конкурентном положении ДП ДСУ-5 «Юждорстрой».
Следует иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может стать для фирмы дополнительной сильной стороной, в случае, если конкуренты не устранили эту угрозу.
Для успешного применения методы SWOT-анализа среды фирмы важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить, насколько важным для фирмы является учет в стратегии своего развития каждой из выявленных угроз и возможностей.
1.6. Тактика реализации продукции
Основным заказчиком
продукции Дочернего
1.7. Организационная
структура управления
Общая численность
работников Дочернего предприятия
Дорожно-строительного
Рисунок 1.1 - Качественный состав персонала предприятия
Схема организационной структуры управления ДП ДСУ № 5 представлена на рисунке 2.
Рисунок 1.2 - Схема организационной структуры управления ДП ДСУ №5
Управление ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» осуществляется директором, который назначается Председателем Правления ОАО «Юждорстрой». Директор дочернего предприятия имеет двух заместителей: главного инженера (заместитель по производству) и главного бухгалтера (заместитель по финансово-учетным отношениям). Заместители назначаются директором дочернего предприятия.
В непосредственном подчинении директора ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» находятся все функциональные и отраслевые службы:
- планово-технический отдел;
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- отдел снабжения.
Как видно из рисунка 2, организационная структура управления ДП ДСУ № 5 основана на разделении функций между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений, то есть на предприятии сформирована функциональная организационная структура.
Директор Дочернего предприятия :
- без доверенности действует от имени Дочернего предприятия;
- представляет его интересы во всех организациях, в том числе и за границей, от имени Дочернего предприятия подписывает учредительные документы при выступлении Дочернего предприятия в качестве учредителя в других хозяйственных обществах, объединениях, ассоциациях и т.д.;
- заключает от имени Дочернего предприятия сделки (договоры, соглашения);
- выдает доверенности, подписывает обязательства и ценные бумаги;
- открывает в банках текущие и другие счета;
- утверждает затраты на производство и цены на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги;
- издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников Дочернего предприятия;
- утверждает акты на списание (ликвидацию) основных и оборотных средств;
- определяет размер и порядок оплаты труда, условия труда работников и должностных лиц Дочернего предприятия, в том числе привлекаемых для выполнения работы на временной основе;
- издает инструкции и другие нормативные акты, регулирующие внутреннюю деятельность Дочернего предприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;
- устанавливает порядок подписания документов, соглашений, договоров;
- представляет Правлению ОАО «Юждорстрой» проекты смет Дочернего предприятия, квартальные и годовые балансы, отчеты о финансовых результатах и их использовании;
- заключает трудовые соглашения (контракты), увольняет и поощряет работников Дочернего предприятия, налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим трудовым законодательством;
- распределяет между работниками и должностными лицами Дочернего предприятия функциональные обязанности, утверждает должностные инструкции работников и должностных лиц Дочернего предприятия;
- утверждает документы, регулирующие внутреннюю деятельность Дочернего предприятия;
- устанавливает порядок делопроизводства и контроль его исполнения, в том числе в филиалах и представительствах;
- определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну Дочернего предприятия;
- осуществляет другую административно-распорядительн
ую деятельность по управлению Дочерним предприятием; - руководит гражданской обороной всего Дочернего предприятия и несет ответственность за состояние готовности ГО;
- несет ответственность за выполнение требований законодательных актов Украины по охране труда.
Квалификационные требования:
- полное высшее
образование соответствующего
- последипломное
образование в области
- стаж работы по профессиям руководителей низшего уровня – не менее 5 лет.
Главный бухгалтер:
- обеспечивает
организацию бухгалтерского
- осуществляет
организацию бухгалтерского
а) использование
современных средств
б) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, отражение в бухгалтерском учете операций по их движению;
в) достоверный учет издержек производства и обращения;
г) точный учет
результатов хозяйственно-
д) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам;
е) участие в работе юридических служб по оформление материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей;
ж) составление
достоверной бухгалтерской
- обязан контролировать
расходование фонда заработной
платы, установление
- обязан активно
участвовать в подготовке
Квалификационные требования:
- полное высшее
образование соответствующего
- последипломное
образование в области
- стаж бухгалтерской
или финансовой работы по
Главный инженер:
- определяет техническую
- Экономический анализ деятельности"Юниаструм Банк"
- Экономический анализ кк основа принятия управленческих решений
- Экономический анализ муниципального предприятия «Фармация»
- Экономический анализ предприятия
- Экономический анализ предприятия
- Экономический анализ предприятия и его роль в стратегии экономической политики фирмы на примере ТОО «АстанаМедСервис»
- Экономический анализ предприятия ООО Русская строительная компания
- Экономическая эффективность производства молока и пути ее повышения на примере филиала ФГОУ ВПО ОГАУ «Покровский сельскохозяйственный к
- Экономическая эффективность текущего ремонта машин в СПК «Вульковский рассвет» Лунинецкого района
- Экономическая эффективность ускоренной амортизации на примере предприятий ТОО «Caspian Metal Trade LLC»
- Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах
- Экономические и финансовые основы деятельности индивидуального предпринимателя
- Экономические проблемы развития малого бизнеса
- Экономические проблемы развития малого бизнеса