Экономический анализ деятельности аптеки

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика  характеризуется динамичностью  ситуаций, как коммерческой деятельности предприятия, так и его внешней  среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает экономический анализ.

Экономический анализ – это система специальных  знаний, связанных с исследованием экономических процессов и их взаимосвязи с научным обоснованием различных планов, с объективной оценкой их выполнения, выявлением отрицательных и положительных факторов и их количественного измерения, с обобщением проведенных исследований и принятием решений [5, с. 24].

Под предметом  экономического анализа понимают хозяйственные  процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность  и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Содержание  экономического анализа:

- исследование  экономических процессов, факторов  и причин их обуславливающих  и количественная оценка проявляющихся здесь закономерностей;

- научное обоснование  планирования и разработки нормативов;

- определение  использования и эффективности  ресурсов;

- объективная  оценка результатов производственно-хозяйственной  деятельности;

- ее оптимизация  по принятому критерию и выяснение на этой основе возможных внутрихозяйственных резервов улучшения деятельности предприятия, фирм, предпринимателей;

- обеспечение  маркетинговых исследований.

Классификация экономического анализа имеет важное значение для  правильного понимания его содержания и задач.

По признаку времени  экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и  последующий (ретроспективный) [9, с.17].

По объектам изучения экономический анализ можно подразделить на:

- собственно экономический  анализ (изучение общеэкономических условий, которое предпринимается с целью оценки состояния и перспектив отраслей хозяйства, конкретных хозяйствующих объектов);

- отраслевой (это изучение  отраслей экономики, направленное  на оценку конкурентоспособности  и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями);

- фундаментальный (это  глубокое исследование финансового  положения и результатов хозяйственной  деятельности предприятия и перспектив  их изменения);

- технических (анализ  финансового рынка);

- внутрифирменный анализ (анализ результативности и эффективности  текущей деятельности предприятия). [3, с.139].

Выделяют следующие  основные этапы экономического анализа:

- составление программы  анализа;

- отбор и проверка  информации;

- выбор и расчет показателей (обосновывается набор показателей анализа и методы их расчета);

- аналитическая обработка  и сопоставление показателей;

- обобщение результатов  анализа и контроль их реализации [5, с.83].

Экономический анализ использует системный подход, который позволяет глубже, основательнее изучить объект, иметь полное представление о нем, увидеть внутренние причинно-следственные связи между частями данного изучаемого объекта [21, с.76].

В процессе проведения экономического анализа используются как традиционные (сравнение, группировка, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, интегральный способ, индексный и балансовый методы), так и математические приемы и методы (метод линейного программирования, математическая теория игр, математическая теория массового обслуживания, теория нечетких множеств и др.) [21, с.26].

Целью дипломной работы является проведение экономического анализа  деятельности Дочернего предприятия  «Дорожно-строительное управление №5»  ОАО «Юждорстрой». Основное внимание уделено изучению работы предприятия за период 2005 – 2006 г.г., выявлению достоинств и недостатков.

Дипломная работа имеет практическое значение для  выработки позитивного экономического мышления и стратегии конкурентного  поведения и выживания в реальной деловой среде.

Информационной  базой для проведения экономической  диагностики деятельности ДП ДСУ-5 ОАО  «Юждорстрой» являются данные формы  № 1 «Баланс», формы № 2 «Отчет финансовых результатов», формы № 3 «Отчет о  движении денежных средств», формы № 4 «Отчет о собственном капитале», формы № 5 «Примечания к финансовой отчетности» (раздел II «Основные средства»), а также Устава этого предприятия.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О  ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1.Местонахождение   предприятия

Дочернее предприятие  ДСУ №5 ОАО «Юждорстрой» было создано в сентябре 1949 г. на базе МТС-8 приказом УШСД № 496 от 01.09.1949 г.

Дочернее предприятие  «Дорожно-строительное управление № 5»  ОАО «Юждорстрой» зарегистрировано исполнительным комитетом Симферопольского городского Совета народных депутатов, распоряжение № 625-р от 04.08.98 г. и перерегистрировано им же, распоряжение № 481 от 18.04.2001 г., № 882 от 17.07.2003 г.

Форма собственности  предприятия – частная.

Подчиненность – трест  «Юждорстрой».

Взято на налоговый учет Государственной налоговой инспекцией в г. Симферополе 3 октября 2003 г.

Свидетельство о регистрации  плательщика НДС 00399262, индивидуальный налоговый номер юридического лица – 034505801093.

Индификационный код  плательщика налога 03450583.

ДП ДСУ – 5 ОАО «Юждорстрой» имеет счета в украинской гривне в филиале «Крымского РУ «Банка «Финансы и кредит» в г. Симферополе, МФО 384889.

Так как  ДП ДСУ – 5 является дочерним предприятием треста «Юждорстрой», то собственного уставного  фонда не имеет.

Дочернее предприятие  «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой» имеет следующий юридический адрес: Украина, Автономная Республика Крым, 95038, г. Симферополь, ул. Кечкеметская 96-а.

Общая площадь  земельного участка, на котором расположено  предприятие, составляет 1,5 га. Арендная плата за пользование данным земельным участком формируется согласно договора с ОАО «Юждорстрой» исходя из ставки арендного сбора.

1.2. Цели деятельности  предприятия

Основной целью деятельности  ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» является полное и своевременное удовлетворение потребностей государства, предприятий различных форм собственности, а также населения в выполняемых Дочерним предприятием работах и оказании услуг.

Дочернее предприятие  «Дорожно-строительное управление № 5»  ОАО «Юждорстрой» оказывает следующие услуги:

- строительство,  реконструкция и ремонт автомобильных  дорог;

  • строительное проектирование и конструирование автомобильных дорог, жилых и общественных зданий;
  • составление проектов производства работ и смет;
  • контроль качества выполняемых работ, материалов и конструкций в лабораториях и в условиях строительной площадки;
  • геодезический контроль;
  • благоустройство территорий;
  • строительство и эксплуатация автостоянок;
  • ремонт и обслуживание автотранспорта и другой техники;
  • выполнение работ по оказанию услуг населению и предприятиям.

В текущем году руководством предприятия планируется  принять участие в тендере  на реконструкцию автомобильной  дороги в одном из регионов России.

В перспективе  планируется расширение ассортимента оказываемых предприятием услуг, в частности оказание следующих услуг:

- монтаж технологического  оборудования;

- производство  строительных материалов;

- добыча полезных  ископаемых открытым способом (разработка  собственного карьера);

- внешнеэкономическая  деятельность;

- выполнение  работ, составляющих государственную тайну Украины по отдельным темам;

  • выполнение работ, составляющих межгосударственные секреты по отдельным темам.

С точки зрения достижения общих целей, первоочередной задачей  предприятия является:

- техническое перевооружение производства и создание дополнительных производственных мощностей и внедрение прогрессивных техпроцессов, позволяющих повысить производительность, снизить себестоимость продукции, что приведет к улучшению позиций на украинском рынке.

1.3. Характеристика  отрасли

Дорожное строительство  является хорошо развитой отраслью. Начало сравнительно широкого размаха дорожного  строительства в Украине относится  к 1926 г. К этому времени уже  в основном закончилось восстановление и ремонт ранее существовавших дорог. Необходимо было обеспечить дорогами с твердым покрытием наиболее развитые в промышленном отношении области, подъезды к большим городам. В последующие годы и сейчас происходит дальнейшее развитие этой отрасли, осваиваются новые технологии строительства дорог и укрепления грунтов.

В Украине в  настоящее время очень остро  стоит вопрос автомобильных дорог. Сегодня более 50 % протяженности  дорог страны не выполняют требования по прочности дорожных одежд, а 37 % - по ровности покрытий. [12, с.30]. Кроме  того, в последние годы в Украине прирост автомобильного парка в среднем составляет порядка 7-10 %. На фоне этой динамики увеличение протяженности автомобильных сети дорог составляет всего лишь десятые доли процента. То есть дорог строится крайне мало, а существующая сеть уже не справляется с резко возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков, увеличившейся за последние несколько лет на основных магистралях страны более чем в 2 раза [14, с.25].

Тем не менее, часто  средства, которые планировались  на строительство новых дорог, переводятся на ремонт и содержание существующих дорог. Это объясняется тем, что если в течение ближайших 3 лет не привести в порядок существующие дороги, то их придется просто строить заново. Если политика финансирования дорожного строительства останется прежней, то через 2-3 года недоремонт автомобильных дорог общего пользования составит 90 %, прочных дорог останется не более 10 %, а ровных – не более 5 %. В последующем ремонт и восстановление этих дорог обойдется в 2,5 – 3 раза дороже, чем при своевременном их проведении [13, с. 31].

Вызывает особую озабоченность предстоящее вступление Украины в ВТО, что приведет к  существенному увеличению объемов  международных автомобильных перевозок  грузов, они увеличатся к 2010 г. в 1,7 - 1,8 раза. После вступления Украины в ВТО появившиеся на дорогах потоки тяжеловесных грузовиков могут просто раздавить наши дороги [14, с.25].

Следует отметить, что отсутствие стабильного финансирования по линии государства дорожной отрасли  сдерживает привлечение в дорожное хозяйство негосударственных, в том числе и иностранных, инвестиций.

Вместе с  тем размер финансирования дорожного  хозяйства на всех уровнях управления должен определяться на долгосрочный период.

Рассматривая  развитие и устранение недостатков  в дорожной отрасли, следует отметить, что «приоритетной задачей является поддержание качества дорог. Нужно стремиться к тому, чтобы за счет использования более качественных материалов продлить межремонтные сроки дорожных покрытий.

Еще одно приоритетное направление в отрасли – применение механизмов государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции дорог [12, с.30].

Говоря о  перспективах работы и развития данной отрасли, следует отметить, что государственная  программа «Укравтодор» на 2007 год  предусматривает строительство и реконструкцию 145 дорожных объектов - это сотни километров новых и обновленных дорог, мостов, путепроводов и т.п. Основное внимание уделят международным транспортным коридорам. К примеру, на трассе М02 Копти - Бачевск капитально отремонтируют 52-километровый участок от Коптей до поворота на Нежин в селе Вертиевка. Дорога М03 Киев – Харьков - Довжанский получит от Пирятина почти до самого Харькова расширенную проезжую часть с покрытием высокой категории, а от Щербаковки на границе с Россией до этой трассы проложат новую дорогу. Кратчайшая трасса от Киева до границы с Польшей - М07 Киев – Ковель - Ягодин - вообще не отвечает современным требованиям: построенная в 70-е годы, она не рассчитана на грузовики тяжелее 30 т. Поэтому почти по всей ее длине проведут капремонт критичных участков, и в результате от Киева до польской границы появятся 133 км нового покрытия, способного уверенно принять автопоезда. А на основном пути в Европу - дороге Киев - Чоп - обновят участок (90 км) в Житомирской и Ровенской областях. Есть и менее масштабные, но немаловажные планы. Так, на 812-м и 813-м километрах трассы Киев - Луганск построят два путепровода с развязками, на дороге Днепропетровск - Решетиловка реконструируют участок от 43-го до 50-го км, а на 27-м километре трассы Киев - Одесса закончат строительство нового транспортного узла. Также в числе плановых объектов - обход Бердичева на ведущей к Беларуси дороге Выступовичи - Овруч и мост через реку Прут в Ивано-Франковской области.

ОАО “Юждорстрой” в первую очередь специализируется на строительстве и реконструкции дорог республиканского и местного значения, которые являются основным видом путей сообщения между городами и селами. На них зарождается и поглощаются грузопотоки, следующие по дорогам общегосударственного значения. Поэтому перед специалистами ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» стоит задача  расширения объемов работ по устройству объездов крупных промышленных центров и столицы АРК. Кроме того, городское уличное движение столица АРК характеризуется в последнее время постоянно растущим транспортным потоком, поэтому перед ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» стоит задача решения улучшения состояния дорожного движения (например, за счет расширения дорог, строительства разгрузочных колец и т.д.).

1.4. Оценка рынка сбыта

В услугах ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» заинтересовано в первую очередь государство, а также предприятия различных форм собственности и частные лица. Основным покупателем услуг предприятия является государство, а также строительная компания «Сonsol».

Необходимо отметить, что наибольшим спросом пользуются такие услуги, как:

  • реконструкция и ремонт автомобильных дорог;
  • составление проектов производственных работ и смет;
  • контроль качества выполняемых работ в условиях строительной площадки.

Степень насыщенности рынка сбыта услугами, которые оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» достаточно высокая, так как в Автономной Республике Крым помимо данного предприятия существует немало других организаций, оказывающих аналогичные услуги. Наиболее крупными из них являются «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис».  Но не смотря на это, в ближайшее время емкость рынка сбыта будет увеличиваться, что связано с увеличением  транспортного грузопотока, а также повышением требований, предъявляемых к современным автомобильным дорогам.

Также следует отметить, что услуги, оказываемые дочерним предприятием «Дорожно-строительное управление № 5» ОАО «Юждорстрой», более привлекательны, чем, например, услуги оказываемые предприятиями «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис», так как рассматриваемое предприятие является более крупным и обладает хорошими материально-производственными и трудовыми ресурсами, чем конкурирующие организации.

ДП ДСУ № 5 ОАО «Юждорстрой» выполняет дорожные работы в основном на трассах Харьков – Симферополь, Алушта – Севастополь. Им было построено дорожное полотно от села Константиновка до села Клиновка, а также дорожное полотно в Симферополе (проспект Победы). Кроме государства, предприятие сотрудничает с Симферопольским Пивзаводом, областной больницей им. Семашко, строительными компаниями «Консоль» и «Профессионал».

1.5. Характеристика  конкурентной среды и конкурентного  преимущества

предприятия

Рассматривая конкурентную среду ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» следует  в первую очередь выявить конкурентов  этого предприятия. Как уже отмечалось выше, основными конкурентами ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» являются «Крымавтодор» и «Симкоммунсервис». Говоря о конкурентных преимуществах рассматриваемого предприятия, следует в первую очередь отметить, что названные предприятия-конкуренты являются более мелкими, то есть не обладают имеющимися у ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» ресурсами и в связи с этим не оказывают всего того спектра услуг, который оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой». Так, например, «Крымавтодор» в основном специализируется на строительстве, реконструкции автомобильных дорог, а также  строительном проектировании автомобильных дорог. «Симкоммунсервис» же специализируется в основном на ремонте автомобильных дорог. Таким образом, и «Крымавтодор», и «Симкоммунсервис», являются конкурентами лишь по отдельным услугам, которые оказывает ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой».

В таблице 1.1 представлены данные от диагностики конкуренции  на рынке.

Таблица 1.1 - Краткая  диагностика конкуренции на рынке

Показатели

ДП ДСУ-5 ОАО  «Юждорстрой»

Конкуренты

«Крымавтодор»

«Симкоммунсервис»

1. Доля рынка  компании

60

25

15

2. Ассортимент

Широкий

Небольшой

Ограниченный

3. Преимущества

Широкий ассортимент, высокое качество

   

 

Таким образом, видно, что на крымском рынке дорожного  строительства ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» имеет неоспоримые конкурентные преимущества.

Проведем диагностику  конкурентной среды и конкурентного  преимущества предприятия, используя SWOT-анализ.

Проведем количественную оценку элементов SWOT (табл.1.2.), устанавливая каждому из аспектов степень влияния (значению) по трех бальной шкале:

3 – сильное  (важное);

2 – умеренное;

1 – слабое.

Направление влияния:

( + ) – позитивное;

( - ) – негативное.

Таблица 1.2 - Матрица SWOT

 

 

 

 

 

 

Матрица SWOT

Возможности

О

Угрозы

Т

1. Расширение  рынков сбыта

+1

1. Появление новых конкурентов

-3

2. Растущая потребность  в данных услугах

 

+2

2. Рост продаж  товаров-заменителей

-2

3. Расширение  ассортимента услуг

+1

3. Производство продукции  нового поколения

 

-3

4.Рост емкости  рынка

+2

5. Ослабление позиций  конкурентов

 

+1

4. Снижение цены конкурентов

-2

6. Выход на новые  сегменты рынка

+2

Итого:  + 9

Итого: - 10

Сильные стороны

S

 

 

 

Поле сил и возможностей:

нужно развивать сильные  стороны предприятия на основе реализации шансов внешней среды

 

 

 

Поле сил при угрозах:

нужно использовать сильные  стороны предприятия с целью  смягчения угроз

1.Сертификация продукции

+3

2. Анализ потребностей покупателя

+1

3.Высокая квалификация, организация обучения специалистов

+3

4. Накопление опыта  работы по различным формам  платежей

+1

5. Известность  предприятия

+2

6. Возможность оказания  услуг в соответствии со специфическими  пожеланиями заказчика

+2

Итого: + 12

Слабые стороны

W

Поле слабостей, но возможностей:

нужно преодолевать слабые стороны предприятия за счет возможностей, предоставляемых внешней средой

Поле слабостей при  угрозах:

«кризисное поле», объединяющее угрозы среды и слабые стороны  предприятия.Преодолеть угрозы и слабые стороны очень сложно.

1. Необходимость  риска

-3

2. Незащищенность от  давления конкурентов

-3

3. Постоянные  инже-нерные изыскания

-3

Итого: - 9


 

 

В результате проведенной  количественной оценки элементов SWOT можно определить сумму количественных оценок сильных сторон и возможностей и сумму количественных оценок слабых сторон и угроз. Сумма количественных оценок сильных сторон и возможностей составляет +21, а сумма количественных оценок слабых сторон и угроз равна –19, то есть значения этих сумм примерно равны, что говорит об устойчивом конкурентном положении ДП ДСУ-5 «Юждорстрой».

Следует иметь в виду, что возможности и угрозы могут  переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность  может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная  угроза может стать для фирмы  дополнительной сильной стороной, в случае, если конкуренты не устранили эту угрозу.

Для успешного применения методы SWOT-анализа среды фирмы важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить, насколько важным для фирмы является учет в стратегии своего развития каждой из выявленных угроз и возможностей.

 

1.6. Тактика реализации  продукции

Основным заказчиком продукции Дочернего предприятия  ДП № 5 ОАО «Юждорстрой»  является государство. Выбирая исполнителя  для выполнения дорожных работ, государство проводит тендеры, в которых и принимает участие рассматриваемое предприятие. Благодаря хорошей материальной базе, большой технической базе, наличию специалистов высокого класса и большому опыту работы на данных видах работ ДП ДСУ – 5 ОАО «Юждорстрой», как правило, выигрывает такие тендеры и получает государственный заказ.

1.7. Организационная  структура управления предприятием

 

Общая численность  работников Дочернего предприятия  Дорожно-строительного управления № 5 ОАО «Юждорстрой» составляет 134 человека, из них 20 человек - административно-управленческий персонал  и 114 человек – производственные рабочие. Структура персонала предприятия представлена на рисунке 1.


Рисунок 1.1 - Качественный состав персонала  предприятия

Схема организационной  структуры управления ДП ДСУ № 5 представлена на рисунке 2.

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Схема  организационной структуры управления ДП ДСУ №5

Управление  ДП ДСУ-5 ОАО «Юждорстрой» осуществляется директором, который назначается  Председателем Правления ОАО  «Юждорстрой». Директор дочернего предприятия  имеет двух заместителей: главного инженера (заместитель по производству) и главного бухгалтера (заместитель по финансово-учетным отношениям). Заместители назначаются директором дочернего предприятия.

В непосредственном подчинении директора ДП ДСУ-5 ОАО  «Юждорстрой» находятся все функциональные и отраслевые службы:

- планово-технический  отдел;

- бухгалтерия;

- отдел кадров;

- отдел снабжения.

Как видно из рисунка 2, организационная  структура управления ДП ДСУ № 5 основана на разделении функций между  структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений, то есть на предприятии сформирована функциональная организационная структура.

Директор Дочернего  предприятия :

  • без доверенности действует от имени Дочернего предприятия;
  • представляет его интересы во всех организациях, в том числе и за границей, от имени Дочернего предприятия подписывает учредительные документы при выступлении Дочернего предприятия в качестве учредителя в других хозяйственных обществах, объединениях, ассоциациях и т.д.;
  • заключает от имени Дочернего предприятия сделки (договоры, соглашения);
  • выдает доверенности, подписывает обязательства и ценные бумаги;
  • открывает в банках текущие и другие счета;
  • утверждает затраты на производство и цены на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги;
  • издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников Дочернего предприятия;
  • утверждает акты на списание (ликвидацию) основных и оборотных средств;
  • определяет размер и порядок оплаты труда, условия труда работников и должностных лиц Дочернего предприятия, в том числе привлекаемых для выполнения работы на временной основе;
  • издает инструкции и другие нормативные акты, регулирующие внутреннюю деятельность Дочернего предприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • устанавливает порядок подписания документов, соглашений, договоров;
  • представляет Правлению ОАО «Юждорстрой» проекты смет Дочернего предприятия, квартальные и годовые балансы, отчеты о финансовых результатах и их использовании;
  • заключает трудовые соглашения (контракты), увольняет и поощряет работников Дочернего предприятия, налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим трудовым законодательством;
  • распределяет между работниками и должностными лицами Дочернего предприятия функциональные обязанности, утверждает должностные инструкции работников и должностных лиц Дочернего предприятия;
  • утверждает документы, регулирующие внутреннюю деятельность Дочернего предприятия;
  • устанавливает порядок делопроизводства и контроль его исполнения, в том числе в филиалах и представительствах;
  • определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну Дочернего предприятия;
  • осуществляет другую административно-распорядительную деятельность по управлению Дочерним предприятием;
  • руководит гражданской обороной всего Дочернего предприятия и несет ответственность за состояние готовности ГО;
  • несет ответственность за выполнение требований законодательных актов Украины по охране труда.

Квалификационные  требования:

- полное высшее  образование соответствующего направления  подготовки (магистр, специалист);

- последипломное  образование в области управления;

- стаж работы  по профессиям руководителей  низшего уровня – не менее  5 лет.

Главный бухгалтер:

- обеспечивает  организацию бухгалтерского учета,  осуществляет контроль за эффективным  использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- осуществляет  организацию бухгалтерского учета  на основе утвержденных правил  его ведения, обязан обеспечить:

а) использование  современных средств механизации, автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;

б) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, отражение  в бухгалтерском учете операций по их движению;

в) достоверный  учет издержек производства и обращения;

г) точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными нормативами;

д)  правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам;

е) участие в  работе юридических служб по оформление материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей;

ж) составление  достоверной бухгалтерской отчетности, предоставление ее в установленные сроки государственной налоговой инспекции, в органы статистики;

- обязан контролировать  расходование фонда заработной  платы, установление должностных  окладов, соблюдение правил проведения  инвентаризации, законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- обязан активно  участвовать в подготовке мероприятий,  предупреждающих образование недостач  и незаконное расходование денежных  средств, нарушение финансового  и хозяйственного законодательства.

Квалификационные  требования:

- полное высшее  образование соответствующего направления  подготовки (магистр, специалист);

- последипломное  образование в области управления;

- стаж бухгалтерской  или финансовой работы по профессиям  руководителей высшего уровня: для магистра – не менее 3 лет, для специалиста – не менее 5 лет.

Главный инженер:

- определяет техническую политику, перспективы развития предприятия  и пути их реализации по  всем направлениям совершенствования,  реконструкции и технического перевооружения действующего производства и его специализации;

Экономический анализ деятельности аптеки