Экспертиза товаров в таможенном деле

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе РФ.

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, – все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Экспертиза является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.

Под экспертизой понимается исследование представленных объектов и анализ полученных на его основе данных, проводимое экспертом (экспертной комиссией) и направленное на проверку качественных свойств объекта, его подлинности, соответствия, идентификации и т.д., которое завершается выпуском акта, заключения, а в некоторых случаях - сертификата качества, соответствия.

Выбранная тема работы является весьма актуальной в современных условиях, так как значение результатов проведенной таможенной экспертизы очень велико. От заключения экспертов во многом, если не полностью, зависит дальнейшая судьба товара.

Цель работы – раскрыть сущность товароведной экспертизы в таможенном деле.

Для этого сформулированы следующие задачи: определение понятия экспертизы, оснований ее назначения, изучение процессуального порядка ее производства, объектов экспертизы, процессуальных документов закрепления ее результатов, ее классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле

 

Экспертная деятельность является информационно-аналитической услугой вне зависимости, используются ли при ее исполнении научные, технические или технологические средства. Результатом экспертной деятельности является информация, в частности, заключение эксперта, оформленное в виде документа установленного образца. В соответствии с процессуальными кодексами РФ властные органы, например судьи, признают заключения только по такой экспертизе, которая была назначена должностными лицами, а не любые документы, содержащие термины «экспертиза» или «эксперт». [9, c. 44]

Исходя из Гражданского кодекса РФ, экспертиза - это процессуальное действие, назначаемое должностным лицом, имеющим на это полномочия, и выполняемое назначенным экспертом по установленным правилам. Если к эксперту обращается физическое или юридическое лицо, то действия, проводимые экспертом, не являются экспертизой, а документ, выданный экспертом, не является заключением установленного образца и поэтому не принимается должностными лицами в таком качестве.

Таким образом, можно подчеркнуть, что обязательной экспертизой считается только такая экспертиза, которая назначается должностным лицом с соответствующими полномочиями при наличии основания и оформлена в соответствии с Законом. Экспертиза в широком смысле этого слова является необязательной экспертизой и представляет профессиональную деятельность эксперта по договору на определенных основаниях.

Основной целью обязательной экспертизы является представление информации органам власти по их поручениям (постановлениям) в случаях, требующих специальных знаний. Обязательная экспертиза назначается при наличии оснований и если факт, устанавливаемый с помощью специальных знаний, является доказательственным и может быть использован как аргумент в процессе последующего рассмотрения дела.

 

1.2. Понятие таможенной экспертизы

 

Под таможенной экспертизой понимают процедуру разрешения вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления товаров, проведении таможенного контроля с использованием специальных знаний. Таможенная экспертиза может производиться при принятии предварительного решения и в других таможенных целях.

Таможенная экспертиза может назначаться на различных этапах перемещения товаров через таможенную границу: [2, №240]

На этапе таможенного надзора и контроля (докриминальная 
сфера) проводятся в основном идентификационные экспертизы, которые разрешают вопросы о таможенном наименовании товара, а также вопросы, связанные со льготами при перемещении товаров через таможенную границу. При этом данный вид экспертизы является комплексным, так как кроме вопроса о таможенном наименовании попутно решаются вопросы, связанные с фальсификацией упаковок, 
этикеток, маркировки и качества товаров.

В случае обнаружения нарушений (криминальная сфера) назначается экспертиза вещественных доказательств. На этом этапе проводят идентификационные, диагностические, экспертно-профилактические экспертизы.

При оценке конфискованных товаров с целью определения возможности их дальнейшего использования. На этом этапе назначаются товароведческие и оценочные экспертизы.

В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса РФ проведение экспертизы в таможенных целях закреплено за таможенными лабораториями. Таким образом, таможенная экспертиза может быть определена как процессуальное действие, порученное таможенной лаборатории компетентным должностным лицом таможенного органа.

Предмет и объекты экспертизы.

Объектами экспертного исследования, проводимого для таможенных целей, выступают товары.

При проведении экспертизы в отношении товаров на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: [4, c. 31]

- характеристик для определения  кода товара согласно ТН ВЭД  России;

- места происхождения;

- свободной (рыночной) стоимости;

- идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;

- физических и химических  свойств, состава;

- марки, сорта, вида и качества;

- технологии производства;

- источников сырья для  производства;

- норм выхода продукции  при переработке сырья и других товаров.

Правовой статус эксперта.

Эксперт вправе: [11, c. 66]

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного  органа привлекать к производству  экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи  заключения, если предоставленные  ему материалы являются недостаточными  или если он не обладает  необходимыми знаниями для проведения  экспертизы. Сообщение о невозможности  дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного  органа участвовать в проведении  конкретных действий при осуществлении  таможенного контроля.

Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями для дачи заключения по возникшим в ходе таможенного контроля вопросам.

Иные требования, например такие, как незаинтересованность в исходе дела, совершеннолетие, предъявляемые КоАП РФ (ст. 25.9), не предусмотрены.

Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и запрашивать дополнительные материалы, необходимые для ее проведения, корреспондирует обязанность лица, назначившего экспертизу, представить такие материалы.

Право эксперта привлекать к производству экспертизы других экспертов направлено на проведение всестороннего и полного исследования представленных объектов и выработку аргументированных и обоснованных выводов.

Как правило, указанное право эксперт использует, когда ряд поставленных перед ним вопросов выходит за пределы его специальных знаний либо когда количество представленных для исследования объектов велико, а срок ограничен.

Однако для реализации указанного права необходимо получить разрешение таможенного органа.

При возникновении перечисленных обстоятельств эксперт может также воспользоваться правом отказа от дачи заключения.

Отказаться от проведения экспертизы можно и в случаях представления недостаточного материала для проведения исследования либо когда на экспертизу представляются пробы и образцы, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям.

Эксперт не вправе исследовать товары, пробы и образцы, не указанные в постановлении о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования; самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке; решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции.

Эксперт обязан:

- производить исследование  представленных на экспертизу  товаров, проб, образцов и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;

- давать обоснованное  заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями;

- заявлять самоотвод при  наличии указанных в законе  оснований;

- обеспечить сохранность  полученных для исследования материалов.

Эксперту запрещается разглашать, использовать в иных целях либо передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, полученной им в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иной конфиденциальной информации.

Необходимо отметить, что ТК РФ предусматривает ответственность только за дачу заведомо ложного заключения.

Правовой статус декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, их представителей.

При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении продовольственных товаров, и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства  о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства  о постановке дополнительных  вопросов эксперту для получения  по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения  таможенного органа, назначившего  экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы  товаров (статья 383);

6) знакомиться с заключением  эксперта либо его сообщением  о невозможности дать заключение  и получить копию такого заключения  или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Права декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей в зависимости от этапа проведения экспертизы можно подразделить на:

- права, предоставляемые  на этапе назначения экспертизы (мотивированно заявлять отвод эксперту, заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта, о постановке дополнительных вопросов, брать пробы и образцы товаров);

- права, предоставляемые  на этапе проведения экспертизы (присутствовать с разрешения  таможенного органа, назначившего  экспертизу, при ее проведении  и давать объяснения эксперту);

- права, предоставляемые  на заключительном этапе (знакомиться  с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение, получить копию такого заключения или сообщения, ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы).

Все вышеперечисленные права дополняют общий перечень прав декларанта, предусмотренный ст. 127 ТК РФ, и направлены на защиту интересов декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении

продовольственных товаров, при назначении и проведении экспертизы.

Часть перечисленных прав реализуется лицом путем заявления ходатайства, которое подлежит рассмотрению таможенным органом.

В случае удовлетворения заявленного ходатайства должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление, а в случае отказа в его удовлетворении сообщает об этом в письменной форме лицу, подавшему ходатайство, с указанием причин отказа.

При этом отказ таможенного органа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы не лишает декларанта права самостоятельно обратиться к эксперту и представить полученное заключение таможенному органу.

 

 

1.3. Порядок назначения и проведения экспертиз таможенными органами

 

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Контроль правильности заявленной таможенной стоимости производится по отдельным категориям товаров по которым установлены наибольшие адвалорные ставки таможенных платежей или же по которым имеется тенденция к занижению таможенной стоимости.

Перечень товаров, подлежащих особому контролю по вопросу таможенной стоимости при таможенном оформлении:

– Наименование товара Код товара по ТН ВЭД

– Сахар белый 170199100

– Бананы, включая 080300100 плантайны свежие

– Апельсины свежие 080510

– Яблоки свежие 080810

– Говядина мороженая 0202

– Свинина свежая 0203 (неохлажденная), охлажденная или мороженая

– Мясо и пищевые 0207 субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие (неохлажденные) охлажденные или мороженые

– Чай 0902

– Шоколад 1806

– Обувь с верхом из кожи 6403

– Обувь с верхом из текстиля 6404

– Обувь прочая 6405

– Телефоны 8517

– Магнитофоны и др. 8520

– Звукозаписывающая аппаратура

– Приемники телевизионные 8528

– Автомобили легковые 8703

– Мебель 9403

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

 О назначении экспертизы  должностное лицо таможенного  органа с согласия начальника  этого органа или его заместителя  выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

  • сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
  • шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
  • один год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Таможенные экспертизы назначаются таможенными органами Российской Федерации в процессе таможенного контроля и таможенного оформления, по делам о нарушении таможенных правил или в процессе проведения таможенными органами дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. [7, №1067]

Экспертизы назначаются только при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным, таможенным законодательством, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке, установленном этим законодательством и указаниями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Таможенные экспертизы в таможенных лаборатории ФТС России производятся по решениям таможенных или других правоохранительных органов Российской Федерации по уголовным и гражданским делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля и таможенного оформления.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Заключение эксперта

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

1. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

2. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

3. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

Заключение эксперта - это акт, составленный на основании проведенных исследований и полученных результатов, содержащий мотивированные выводы по поставленным перед ним вопросам.

В свое заключение эксперт вправе включить также выводы об обстоятельствах, которые были установлены им при проведении экспертизы и имеют, по его мнению, существенное значение для дела, но по поводу которых не были поставлены вопросы.

Экспертное заключение, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.

В вводной части указываются: время и место проведения исследования, наименование экспертной организации либо фамилия, имя, отчество лица, проводивших экспертизу, основания для проведения исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты, поступившие на исследование, материалы и документы, предоставленные эксперту.

В исследовательской части отражается процесс проведения экспертизы, ее содержание и результаты исследований, описываются примененные методы и методики, дается научное обоснование установленным фактам, проводится оценка результатов исследований.

Выводы по поставленным вопросам эксперт формулирует в заключительной части доступным для понимания языком в категоричной или вероятной форме.

При этом эксперт не вправе самостоятельно корректировать или изменять поставленные вопросы.

Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.

Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов (комиссионная экспертиза), заключение подписывается всеми экспертами.

В случаях когда эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении в виде особого мнения.

При этом каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии.

В случаях когда проведение экспертизы невозможно, эксперт готовит сообщение о невозможности дачи заключения. Форма и содержание такого сообщения ТК РФ не предусмотрена.

Однако как и любой акт, фиксирующий результаты деятельности эксперта, сообщение о невозможности дачи заключения должно составляться экспертом в письменной форме от собственного имени и состоять из вводной, мотивировочной и заключительной частей.

Решение о невозможности дать заключение может быть принято до начала проведения исследования, в процессе, а также после проведенного исследования.

Заключение эксперта либо сообщение о невозможности дачи такого заключения направляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, который вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении продовольственных товаров, если эти лица известны, копию полученного документа.

При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз независимо от того, по чьей инициативе она проводилась.

Следует отметить особенности юридического статуса заключения эксперта.

Во-первых, экспертиза назначается при проведении таможенного оформления и таможенного контроля.

Следовательно, полученное заключение является лишь одним из документов, на основании которых таможенный орган будет принимать соответствующее решение.

Однако в отличие от иных законодательных актов (ст. 86 ГПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ), в которых содержится прямое указание о том, что заключение эксперта не является обязательным и оценивается наравне с другими доказательствами, вопрос об оценке полученного заключения в рамках ТК РФ остался открытым.

Во-вторых, в зависимости от того, в каких целях будут использоваться результаты, полученные в ходе экспертизы, назначенной в рамках таможенного контроля, заключение эксперта меняет свой статус.

Так, в случае обнаружения правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела заключение эксперта, полученное в ходе проведения таможенного контроля, может быть приобщено к материалам дела только как письменное доказательство, т.е. как документ, содержащий фактические данные.

Заключением эксперта в рамках уголовного или административного дела признается только акт, составленный в результате проведения экспертизы, назначенной в ходе производства по указанным делам (ст. 86 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

Особенности действий должностных лиц таможенных постов (и должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений при осуществлении таможенного контроля определяются в части следующего: [6, №524]

а) взятие проб и образцов товаров в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

б) сроки предоставления проб и образцов товаров для проведения исследования;

в) сроки проведения экспертного исследования;

г) сроки представления должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений заключения эксперта при осуществлении таможенного контроля товаров.