Экспертиза сметы доходов и расходов в сфере здравоохранения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4

  1. Теоретические основы деятельности бюджетных организаций…………. 7

    1.1 Особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях……………………………………………………………………. 7

    1. Смета доходов и расходов – основа функционирования деятельности бюджетной организации. Порядок составления и утверждения бюджетной сметы……………………………………………………..  21
    2. Государственный контроль за расходами средств бюджетных учреждений.…………………………………………………………… 26
  1. Бухгалтерская экспертиза исполнения смет доходов и расходов в МУЗ «Центральная городская больница»…………………………………… 34

    2.1Краткая характеристика учреждения……………………………… 34

    1. Отражение в бухгалтерском учете финансирования и расходования средств в организации………………………………………………………. 38
    2. Составление бюджетной и внебюджетной сметы на содержание больницы……………………………………………………………………… 58
    3. Бухгалтерская экспертиза составления бухгалтерской отчетности об исполнении сметы доходов и расходов учреждения…………………… 68
  1. Рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности МУЗ «ЦГБ» ………………………………………………………78
    1. Совершенствование исполнения сметы доходов и расходов…… 78
    2. Основные направления совершенствования финансирования учреждения…………………………………………………………………… 80
    3. Совершенствование внутреннего финансового контроля………. 84

Заключение……………………………………………………………………… 87

Приложение  А…………………………………………………………………….. 93

Приложение  Б…………………………………….

Приложение  В…………………………………………………..

       Введение

       Здоровье  граждан, как социально - экономическая  категория, представляет собой важнейший элемент национального богатства. Для поддержания здоровья потребляется определенная часть валового национального продукта, но и само здоровье человека должно рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных благ. В известной мере, здоровье есть функция таких переменных, как производство и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания. В соответствии, с этим негативные стороны социально-экономической и политической ситуации в стране, финансовый кризис и недостаточное финансирование системы здравоохранения отрицательно сказывается на состоянии здоровья населения.

       Тема, затрагивающая вопросы организации  в медицинском учреждении бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерском учете финансирования и расходования средств, составление, утверждение и исполнение сметы, организации и контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджета и обязательного медицинского страхования является актуальной, т.к. в современных условиях охрана здоровья  - это проблема государственного масштаба.

       Бюджетное финансирование всегда актуально и значимо для каждого государства. В условиях становления рыночных отношений рост доходной части государственного бюджета является главным источником финансирования и залогом качества работы бюджетных учреждений. Рациональное и эффективное использование бюджетных средств рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений развития бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время, несмотря на существенные позитивные сдвиги в области государственного социального обеспечения (в том числе проведение приоритетного национального проекта «Здоровье»), сфера медицинских услуг России нуждается в дополнительных средствах, которые государственные лечебные учреждения получают в виде доходов от оказания платных медицинских услуг. Особую актуальность представляет рациональное использование имеющихся ресурсов лечебных учреждений, обеспечение сбалансированности затрат, необходимых для выполнения обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи, а также изыскание новых внебюджетных источников финансирования для стимулирования дальнейшего развития отрасли.

       Цель  дипломной работы – проведение бухгалтерской экспертизы исполнения смет доходов и расходов в бюджетных организациях в сфере здравоохранения.

       Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

       - ознакомление с бюджетной классификацией  РФ;

       - изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях;

       - изучение принципов финансирования  бюджетного учреждения в разрезе источников финансирования;

       - изучение порядка составления  бюджетной и внебюджетной сметы  доходов и расходов на текущее  содержание учреждения;

       - анализ и динамика расходов организации и отражение их в бухгалтерском учете и отчетности;

       - проведение экспертизы исполнения бюджетной и внебюджетной сметы;

       - наметить пути совершенствования  финансово – хозяйственной деятельности  лечебно – профилактического учреждения.

       Решение поставленных задач исследования определило структуру данной работы.

       Объектом  исследования выбрана финансово-хозяйственная  деятельность муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская  больница», функционирующего в условиях бюджетно-страховой медицины и оказывающего услуги на платной основе юридическим и физическим лицам.

       Предметом исследования является процесс составления и исполнения смет доходов и расходов по бюджетной деятельности и деятельности, приносящей доход, анализ финансирования деятельности учреждения здравоохранения, формирующего доходы за счет бюджетных источников финансирования, средств фондов обязательного медицинского страхования, а также средств от оказания платных медицинских услуг.

       Смета доходов и расходов представляет собой документ, в котором отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также от осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности, в том числе оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и другой деятельности.

       От  правильного и грамотного составления  смет доходов и расходов (особенно на текущее содержание бюджетного учреждения, т.е. текущие расходы) зависит четкая, бесперебойная и эффективная работа финансового механизма бюджетной организации, а также рациональное расходование бюджетных средств всех уровней. От рационального составления смет доходов и расходов каждой бюджетной организации зависит правильность составления расходной части бюджета страны. Сложность и ответственность при составлении сметы доходов и расходов заключается в том, что выделенные по смете ассигнования должны точно соответствовать произведенным за год расходам.

       При недофинансировании бюджетного учреждения произойдут сбои в его нормальной работе, и оно не сможет эффективно выполнять свои функции, возложенные на него государством. При излишнем финансировании средства отвлекаются от других важных социальных нужд государства. Поэтому важно оптимизировать порядок предоставления средств из бюджета, добиваясь, чтобы они использовались с наибольшим эффектом.

    1. Теоретические основы деятельности бюджетных организаций
    1. Особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 

       Бюджетным кодексом определено, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Бюджетная организация любой ведомственной принадлежности использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов [1].

       Из  данного определения следует, что  статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

       1. В качестве учредителей организации  должны выступить органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

       2. В качестве цели создания бюджетной  организация в учредительных  документах могут быть определены  исключительно функции некоммерческого  характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

       Большинство бюджетных организаций осуществляют те или иные виды платной деятельности и получают, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. Все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

       3. Бюджетная организация должна  финансироваться из федерального  бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета  государственного внебюджетного фонда.

       4. Основой финансового планирования  бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

       Таким образом, сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию. Каждый из названных признаков в отдельности не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

       Приказом  Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н утверждена Инструкция по бюджетному учету. Приказ № 25н зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2006 г., регистрационный номер 7674. Однако действие приказа распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.

       Статьей 240 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлено, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

       Пунктом 1 Инструкции по бюджетному учету определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Помимо объектов, перечисленных в определении бюджетного учета (финансовые и нефинансовые активы и обязательства), подобными объектами являются также операции по учету финансовых  результатов и операции, связанные с процедурами санкционирования расходов бюджета. Это прямо вытекает из группировки счетов, использованной в Плане счетов бюджетного учета. Кроме того, из определения бюджетного учета следует, что методологические принципы его организации и ведения являются общими для всех органов и учреждений, в которых ведется бюджетный учет.

       Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией по бюджетному учету. Нормы Закона о бухгалтерском учете являются нормами прямого действия и обязательны для организаций всех организационно – правовых форм (включая учреждения) и форм собственности (включая государственную  и муниципальную).

       Положения по бухгалтерскому учету (стандарты), утвержденные приказами Минфина России, в бюджетных учреждениях не применяются. В первых пунктах отдельных ПБУ, как правило, содержится указание на то, что соответствующий стандарт на бюджетные учреждения не распространяется, либо на то, что он распространяется только на коммерческие организации. В тексте Инструкции по бюджетному учету в ряде случаев содержатся нормы, аналогичные тем, которые закреплены в отдельных ПБУ. Использование норм положений по бухгалтерскому учету целесообразно в тех ситуациях, когда аналогичных норм нет в Инструкции по бюджетному учету.

       В Инструкции N 25н не регламентирована форма бухгалтерского учета для  бюджетных учреждений. Движение информации об операциях в бюджетном учреждении, согласно новой Инструкции, можно представить в виде схемы [21, стр. 7-11]:

 

       Для ведения бюджетного учета в учреждениях  применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные  в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

       Данные  проверенных и принятых к учету  первичных документов систематизируют по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражают накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

       - журнал операций по счету "Касса";

       - журнал операций с безналичными  денежными средствами;

       - журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

       - журнал операций расчетов с  поставщиками и подрядчиками;

       - журнал операций расчетов с  дебиторами по доходам;

       - журнал операций расчетов по  оплате труда;

       - журнал операций по выбытию  и перемещению нефинансовых активов;

       - журнал по прочим операциям;

       - Главная книга.

       Записи  в журналы операций осуществляют по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Записи могут делаться как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

       По  окончании месяца данные оборотов по счетам из журналов операций переносят  в Главную книгу [7].

       Главная книга - это один из регистров бюджетного учета. Она является основой для  формирования отчетов об исполнении бюджета. Вопросам отчетности об исполнении бюджетов посвящена ст. 241 Бюджетного кодекса РФ.

       Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

       План  счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.

       В первом разделе - "Нефинансовые активы" - представлены счета для учета  основных средств (счет 010100000), нематериальных (счет 010200000) и  непроизведенных (010300000) активов, амортизации (счет 010400000), материальных запасов (010500000), вложений в нефинансовые активы (счет 010600000) и нефинансовых активов в пути (010700000).

       Во  втором разделе - "Финансовые активы" - сосредоточены счета для учета  денежных средств (счет 020100000) и денежных документов учреждения (020800000), дебиторской задолженности (счет 020500000).

       В третьем разделе - "Обязательства" - представлены счета для учета  кредиторской задолженности учреждения (счета 030100000, 030200000, 030300000).

       В четвертом разделе - "Финансовый результат" - представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов (счета 040101000, 040103000).

       В пятом разделе - "Санкционирование расходов бюджетов" - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях (счета 050100000, 050201000, 050301000).

       На  забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.

       В Инструкции N 25н предусмотрены 26-разрядные  счета бюджетного учета. Конкретно  же они представляют собой КБК - код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).

       Структура счета такова [16].

       Последние три разряда - 24 - 26 - также входят в КБК. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

       1 - 17 соответствуют первым 17 знакам  КБК. Это в зависимости от  ситуации:

       - код классификации доходов;

       - код классификации расходов бюджетов;

       - код классификации источников  финансирования дефицита бюджетов.

       Далее (с 18-го по 23-й разряды) идет непосредственно  шестизначный код счета бюджетного учета:

       - разряд 18 - код вида деятельности: бюджетная деятельность - 1, приносящая доход деятельность - 2, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении - 3;

       - разряды 19 - 21 - трехзначный синтетический  счет бюджетного учета;

       - разряды 22 - 23 - двузначный аналитический  счет бюджетного учета. Наличие в номере бухгалтерского счета кода вида деятельности связано с требованием ст. 298 Гражданского кодекса РФ: "доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".

       На  основании анализа нормативных  документов можно выделить следующие источники финансирования бюджетного учреждения (рис. 1):

       - бюджетные источники;

       - внебюджетные источники.

       

     

           

     

       

     

       
       

Рис. 1.  Источники финансирования деятельности бюджетного учреждения 

       К бюджетным средствам относятся  поступления из бюджета. Внебюджетные средства включают в себя доходы от оказания платных услуг в рамках предпринимательской деятельности и целевые средства (в медицинских учреждениях – это средства фонда обязательного медицинского страхования).

       Схема учета и анализа доходов и расходов в бюджетном учреждении определяется источником финансирования: бюджетные средства, средства, полученные от предпринимательской деятельности, целевые средства.

       Различия  определены в учете бюджетной  деятельности и деятельности, приносящей доход (предпринимательской).

       Расходы учреждения, производимые за счет бюджетных  средств, отражаются на счете 40101200 "Расходы учреждения" (24 - 26-й разряды счета конкретизируются по кодам экономической классификации расходов).

       Сущность  учета расходов в бюджетной деятельности заключается в том, что в течение года расходы, начисляемые учреждением, отражаются на счете 401 01 200 «Расходы учреждения» с детализацией по кодам экономической классификации расходов и далее в конце года производится их списание на финансовый результат прошлых отчетных периодов на счет 401 03 000.

       В настоящее время нехватка средств  государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждено оказывать платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе.

       Общие правила предоставления платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентированы постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

       Расходы учреждения за счет предпринимательской деятельности отражаются на счете 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (в этом состоит различие в ведении учета расходов бюджетных и внебюджетных средств).

       По  дебету этого счета отражают затраты, связанные с производством материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг). По кредиту - стоимость изготовленных и оприходованных материальных запасов, готовой продукции, а также себестоимость выполненных работ и оказанных услуг. Сумма остатка на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" отражает незавершенное производство.

       Рекомендуемая схема бухгалтерских записей  по учету поступления и расходования внебюджетных средств выглядит следующим  образом.

       1. Отражена стоимость материальных запасов, использованных при производстве готовой продукции (работ, услуг):

       Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости  изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

       Кредит  счета 2 105 01 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных материалов" (2 105 02 440, 2 105 03 440, 2 105 04 440, 2 105 05 440, 2 105 06 440).

       2. Отражена стоимость услуг, оказанных  сторонними организациями, относимых  на себестоимость готовой продукции  (работ, услуг):

       Дебет счета 2 106 04 340

       Кредит  счета 2 302 04 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи"(2 302 05 730, 2 302 06 730, 2 302 07 730, 2 302 08 730, 2 302 09 730, 2 303 02 730).

       3. Начислена заработная плата и прочие выплаты работникам, занятым при производстве готовой продукции (работ, услуг), ЕСН:

       Дебет счета 2 106 04

       Кредит  счета 2 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"(2 302 03 730, 2 303 02 730).

       4. Начислена амортизация по объектам основных средств, занятых при производстве готовой продукции (работ, услуг):

       Дебет счета 2 106 04

       Кредит  счета 2 104 01 410 "Уменьшение стоимости  жилых помещений за счет начисления амортизации" (2 104 02 410, 2 104 03 410, 2 104 04 410, 2 104 05 410, 2 104 06 410, 2 104 07 410).

       5. Принятие к учету готовой продукции  (работ, услуг):

       Дебет счета 2 105 07 340 "Увеличение стоимости  готовой продукции"

       Кредит  счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости  изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

       6. Начислен доход от рыночной  продажи готовой продукции (работ,  услуг):

       Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской  задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

       Кредит  счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

       7. Начислен НДС:

       Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

       Кредит  счета 2 303 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную  стоимость".

       8. Списана фактическая стоимость готовой продукции (работ, услуг):

       Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

       Кредит  счета 2 105 07 440 "Уменьшение стоимости  готовой продукции".

       9. Получены денежные средства от  покупателей:

       Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

       Кредит  счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской  задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

       10. Перечислен НДС в бюджет:

       Дебет счета 2 303 03 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

       Кредит  счета 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств  учреждения с банковских счетов".

       Основное  отличие состоит в том, что  расходы на производство продукции отражаются только на счете 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и не должны отражаться на аналитических счетах к счету 2 40101 200 «Расходы учреждения». Используемые программные продукты по бюджетному учету не предусматривают операцию по уменьшению дохода за счет расходов, отраженных на счете 401, поскольку это противоречит методологии бюджетного учета. Затраты, отражаемые на аналитических счетах счета         401 01 200, являются расходами бюджета, а не учреждения. Списав часть затрат по внебюджетной деятельности на счет 401, бухгалтеру придется исправлять допущенную ошибку.

Экспертиза сметы доходов и расходов в сфере здравоохранения