Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры



 

 

 

 

Электронная учебная библиотека

Арктического  государственного института 

искусств и  культуры

 

Дипломная работа

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………3

Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9                   1.1Электронная библиотека: терминология, этапы    формирования и классификация……………………………………………………...9

1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18

1.3  Проблемы авторского  права……………………………………25

 

Глава II.  Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32

2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32

2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки

«Студент» …………………………………………………………...37

2.3  Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43

Заключение…………………………………………………………...54

Список использованной литературы……………………………….57

 

Введение

В условиях современного динамического  развития общества, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами. Становление современного информационного общества немыслимо без использования информационных ресурсов в электронном виде. Переведенные в электронную форму и собранные в общую систему информационные ресурсы приобретают новый статус, при котором реализуется качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации (текст, графика, аудио, видео и др.), обеспечивая им более широкое распространение и эффективное использование [C. 10, 24].

В выборе темы дипломной работы я руководствовалась актуальностью проблемы создания электронных библиотек.

Современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному  переводу накопленной человечеством  информации в электронную форму и созданию принципиально новых видов информационных ресурсов, к которым относятся электронные библиотеки. Организация доступа к источникам информации в электронной форме стала одной из важнейших задач информационного обслуживания науки и образования. Создание электронных библиотек представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации. Реализация технологических возможностей создания электронных библиотек предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки.

Глобальный процесс, получивший название “информатизация общества”, оказывает  влияние на все стороны жизни  общества. Главное, что отличает этот процесс, заключается в приобретении информацией статуса одного из фундаментальных факторов существования человечества [C. 2, 12].

Изменились и общественные потребности  в информации, одним из следствий  чего стала коренная трансформация  библиотечного дела. Оно все более  превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования.

Ориентация на использование новых информационных технологий, кардинальные социально-экономические и политические преобразования в России меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Именно библиотеки в настоящее время являются основой для создания в России новой информационной инфраструктуры.

Электронная библиотека – комплексная  информационная система сбора и  хранения представленных в электронной  форме документов разных типов и  видов, которая обеспечивает при  однократном вводе ресурса в  систему возможность многоаспектной обработки и многократное использование информации для удовлетворения разнообразных информационных потребностей, с оперативным распределенным многопользовательским доступом через единый интерфейс [15, C. 13].

Содержание электронной библиотеки может быть самым разнообразным: от научно-технических документов определенной тематики до политематических хранилищ документов и иных форм информации – компьютерных программ  «виртуальной реальностью» и т.п.

В настоящее время  в Internet представлено огромное количество таких библиотек: от простейших (например, известная всем библиотека М. Мошкова, находящаяся по адресу http: // lib.ru, которой собраны полные тексты произведений некоторых классиков отечественной и мировой литературы) до сложных хранилищ электронных документов (например, электронная «Мемориальная библиотека Девида Люблина», в которой представлена документальная продукция Международной организации по продовольствию и питанию OOH (FAO) и сосредоточены основные мировые БД по сельскому хозяйству http:// www. fao.org).

Конечно, ЭБ никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют, сохраняют  и развивают. Для конкретных библиотек  ЭБ – одновременно и часть фонда, и новый элемент информационных технологий, вот почему простому библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но с каждым годом понимание усиливается; сегодня в проекты электронных библиотек вовлечено множество библиотек у нас и за рубежом. Пришло понимание, что ЭБ, как и Интернет существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотек и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества. Наряду со все еще остающимися рутинными процессами и бюджетными проблемами, библиотеки находят свой интерес, видят свою перспективу и перспективу для своих пользователей.

Несмотря на бурное развитие направления по созданию собственных электронных ресурсов в библиотеках, они были и остаются центрами, главная функция которых – обеспечение доступа людей к информации для ее эффективного и своевременного использования. Количественный рост разнородных по форме и содержанию электронных ресурсов сегодня не представляется возможным определить какой-либо зависимостью. Кроме того, эти ресурсы сильно отличаются друг от друга по формам реализации и по способам распространения. Именно библиотеки должны преодолевать их разобщенность, решать проблему отсутствия унифицированного доступа к электронным ресурсам, проводить оценку их достоверности и актуальности, что дает возможность радикального повышения качества информационного обслуживания. Создание тематических баз данных, что традиционно являлось прерогативой центров научной и технической информации, распространилось и на библиотеки, одновременно перейдя на качественно новый уровень создания гигантских документальных массивов электронных библиотек со своими профилями комплектования, принципами определения приоритетных библиотечных фондов и коллекций для перевода в электронную форму.

Актуальность  темы Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни включая сферы экономики, власти, науки и образования. В настоящее время электронная форма позволяет хранить информацию наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире, а кроме того, предоставляет возможности манипулирования с ней, которых не могло быть при иных формах. Таким образом, представление информации в электронной форме: создание электронных библиотек (ЭБ) — не дань моде, а насущная необходимость.

Степень разработанности темы. Про электронные библиотеки говорится и пишется в последнее время очень много. Сегодня это тема звучит на многих конференциях, семинарах, в профессиональной, учебной и массовой печати. По развитию, созданию, функционированию электронной библиотеки нашли отражения в исследованиях научных публикациях и учебных пособиях   Алешина, Л. И. [2], Антопольского, А. Б. [4, 5, 6, 7] , Армса, В. [8], Баторова, А. Р. [11], Бойкова, О. Ф. [13, 14], Земскова, А. И. [20, 21, 22, 23, 24], Майстровича, Т. В. [31, 32], Столярова, Ю. Н. [43], Шрайберга, Я. Л. [51, 52, 53, 54, 55] .

Объектом дипломной работы является электронная библиотека; предметом – специфика проектирования учебной электронной библиотеки.

Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.

Что в свою очередь  предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
  2. Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
  3. Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.

Методы исследования. В исследовании проблем применялся системный анализ, позволивший представить определенную концепцию создания и развития электронной библиотеки. На основе системного подхода осуществилась: изучение учебных, учебно-методических  материалов, а также отчетных материалов библиотеки АГИИК. Применялся метод проектирования.

Практическая  значимость определяется основными выводами исследования по проектированию ЭБ и возможностью применения в дальнейшем развитии ЭБ в образовательных учреждениях РС (Я).

Структура работы.

Структура дипломной  работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы . При работе над дипломом проанализировано 55 публикации, которые представлены в списке литературы.

Основное  содержание дипломной работы. Во введении обосновывается актуальность темы, проанализирована степень разработанности поднимаемых в дипломной работе проблем, определены цель и задачи. Объект и предмет исследования, характеризуется его методологическая основа и методы исследования. Раскрывается практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Технология создания электронных библиотек» состоит из трех основных разделов: «Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация», «Организация фонда электронной библиотеки», «Проблемы авторского права», в которых рассматривается теоретическая основа по созданию электронных библиотек и проблемам авторского права.

Вторая глава «Проектирование  учебной электронной библиотеки АГИИК» состоит из трех разделов: «Разработка  плана создания электронной библиотеки «Студент», «Концептуальное проектирование электронной библиотеки «Студент», «Создание учебной электронной библиотеки «Студент» в читальном зале библиотеки», в которых рассматривается план создания электронной библиотеки и реализация плана.

В заключении подводятся общие итоги работы.

 

 

Глава I. Технология создания электронных библиотек

 

    1. Электронная библиотека:

терминология, этапы формирования и классификация

Библиотека – это  организация, осуществляющая на профессиональной основе сбор документов в любых форматах, их обработку, хранение и обслуживание локальных и удаленных пользователей преимущественно на бесплатной основе. Совсем другое общественное значение имеет электронная библиотека.

По сути, электронная  библиотека чаще всего – это часть  технологии обычной библиотеки, созданная  для того, чтобы оптимизировать хранение и улучшить доступ к электронным коллекциям самых разнообразных по типу и по их местоположению документов. Электронная библиотека – это всего лишь инструмент, помогающий найти нужную информацию. Это может быть личная библиотека, сетевая библиотека, профессионально создаваемая публичная электронная библиотека.

Понятие «электронная библиотека» (ЭБ) многолико, разнопланово. Главное, чтобы библиотека аккумулировала ресурсы  высокого качества и представляла их, в основном, бесплатно и удобно для пользователя. В настоящее время наблюдается множественность дефиниций одного и того же понятия электронная библиотека, цифровая библиотека, виртуальная библиотека, медиатека, библиотека без границ (без стен) и т.п. [15,C.332].

Существенное развитие работы по ЭБ получили на рубеже 80-х и 90-х годов, когда появились адекватные средства вычислительной техники и информационные технологии, обеспечивающие надежное сохранение, оперативную обработку и эффективное использование больших массивов разнородной информации, прежде всего текстовой. Именно в это время в ряде стран стали подготавливаться проекты ЭБ. В процессе этих работ стало конкретизироваться понятие «электронная библиотека», стали определяться и уточняться ее цели, задачи и функции, что однако, не привело еще к однозначной трактовке проблемы. Так, в качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» (digital library — наиболее распространенный термин в западной литературе) и «виртуальная библиотека» (virtual library) [41, С. 49].

Уточнение терминологии в рассматриваемой области деятельности является совершенно необходимым. Понятие  «электронные библиотеки» используют в специальных работах и популярных статьях. Отчасти его употребление обоснованно, отчасти это дань моде. Нечто подобное происходило с понятием «база данных». «Электронные библиотеки», как и «электронные издания» и другие подобные выражения, появляются в различных контекстах и практически всегда либо без определений, либо с определениями, вряд ли проясняющими суть.

Тенденция применять  термин «электронная библиотека» к  собранию материалов любого типа могла  бы быть правомерной при условии  дифференциации самих этих типов. Например, можно было бы оставить название «библиотека» лишь для тех коллекций, которые содержат преимущественно текстовые материалы — неважно, в виде ли простого или размеченного текста либо в виде графических файлов, представляющих собой постранично сканированные книги и иные печатные материалы. Тогда к собраниям другого типа можно было бы прилагать более специфические обозначения: аудиотека (для аудиозаписей), видеотека (для кино- и видеодокументов), пинакотека (для изображений), медиатека (для любых нетекстовых материалов). Реализация этого подхода, однако, сталкивается с серьезными трудностями, вызванными тем обстоятельством, что в электронной среде традиционная типология по материалу перестает работать, поскольку на первый план выдвигается понятие мультимедийности, когда в рамках отдельного документа или среды в целом объединяются и смешиваются материалы разных типов (текст, изображение, звук, видео и т. д.). Кроме того, разделение по материалу утрачивает смысл и по той причине, что практически к любому электронному объекту могут прилагаться одни и те же методы редактирования/модификации (копирование, вставка, морфинг и т. п.) [17, С. 7].

Дуализм (двойственность) определения ЭБ раскрывается через  анализ роли локальных и удаленных  электронных ресурсов и роли средств  доступа к ним. При этом основа трудностей дефинции заключается в том, что ЭБ работает не только с коллекциями, находящимся в ее собственности (как это в основном происходит в традиционных библиотеках), но и с коллекциями, ей принадлежащими. В какой мере вообще термин «библиотека» (собрание книг) применим к ЭБ, быть может термины «файлотека», «русотека» уместнее? А может говорят некоторые библиотековеды, уместнее говорить об электронном фонде?

Вот такое определение  ЭБ дает В. Армс: «Это управляемая коллекция информации в совокупности с соответствующими сервисами, причем информация хранится в цифровых форматах и доступна в Сети » [8, С. 150]. Ключевой частью этого определения является слово «управляемая». Поток данных, передаваемый со спутника на Землю, - еще не библиотека. Те же самые данные организованные в определенную систему, становятся коллекцией ЭБ. Предложенное еще одно определение ЭБ , А. И. Земсковым, относится не к ресурсной а к функциональной стороне ЭБ, подчеркивается не хранение материала, а обслуживание пользователя вне зависимости от местонахождения его или ресурса. «Электронная библиотека – это созданная на профессиональной основе тематически ориентированная (или организованная иным образом) система доступа к удаленным или локальным электронным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами и специализированной помощью локальных или удаленных пользователей» [23, С. 111].

Поскольку терминология ЭБ еще незавершенное многообразие мы в дипломной работе будем придерживаться определение предложенное, профессором Я. Л. Шрайбергом:

«Электронная библиотека – это савокупность локальных или распределенных электронных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа» [54, С. 104].

В середине 1990-х гг. главные  проекты по ЭБ были начаты в США, Японии и странах Западной Европы. В США стартовал проект Национальной цифровой библиотеки (инициативы), инициированный и развернутый Библиотекой Конгресса США. В 1997 г. опубликован Стратегический план развития Библиотеки Конгресса США, одной из составных частей которого являлся проект Национальной цифровой библиотеки. Этот проект на первом этапе разрабатывался как обеспечение удаленного доступа к мультимедийным фондам Американы в Библиотеке Конгресса и других фондохранилищах страны.

Как отметил в своем  выступлении доктор Джеймс Биллигтон, директор Библиотеки Конгресса: «Конгресс одобрил разработку программы Национальной цифровой библиотеки для широкой публики на основе партнерства частного сектора и государства; в результате будет создан на расстоянии фонд высококачественных материалов в электронной форме, представляющих ядро наиболее интересных и ценных в образовательном отношении документов из коллекции Американы Библиотеки Конгресса. Школы, библиотеки, бизнес и семьи будут иметь на месте доступ к важным историческим материалам».

Другой частью Национальной цифровой библиотеки можно считать известный американо-российский проект «Встреча на границе», о котором неоднократно сообщалось на наших конференциях.

В Европе стимулом для  развития программ по ЭБ послужил всем известный «Доклад Бангеманна», руководителя группы экспертов Европейской Комиссии, в котором содержался набор рекомендаций для европейских стран по внедрению информационных и коммуникационных технологий в интересах сообщества. Сразу же после выхода этого Доклада в Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества и электронных библиотек [5, C. 4-5].

На российских конференциях с 1999 г. началось активное обсуждение проблематики ЭБ и того, что уже сделано и делается в России, странах СНГ и за рубежом.

Понадобилось время  на разъяснение того, что ЭБ не представляют опасности библиотекам традиционным, а являются их продвинутой частью. Более того, во многих случаях ЭБ вообще не имеют никакого отношения  к библиотекам, так как представляют ресурсы других производителей информации, и слово «библиотека» выбрано только как привычное обозначение некой организации и упорядочения этих электронных ресурсов. Вильям Армс, известный американский ученый в области электронной информации и автор первой переводной книги по электронным библиотекам, изданной в России, так определил причину создания электронных библиотек: «Традиционные библиотеки являются важной, но не самой совершенной частью общества. Главный довод в пользу создания электронных библиотек состоит в том, что они позволят доставлять информацию лучше, чем это было в прошлом» [20, C. 367].

Классификация электронных библиотек

В настоящий момент не существует выстроенной классификации  ЭБ, учитывающей их особенности и  разнообразие параметров.

Исходя из способов создания, ЭБ могут быть разделены на три типа:

  1. Генерируемые ЭБ, когда электронные документы создаются держателями ее фонда.
  2. Агрегируемые из уже существующих электронных изданий или целых коллекций (например, универсальная информационная система (УИС) «Россия»).
  3. Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных своими силами (например, электронная библиотека/ электронный фонд РГБ) [56, С.133-134].

По составу документов ЭБ можно  разделить на монодокументные и  полидокументные. В целом можно выделить две основные модели: формирование фонда однотипных электронных документов, в основном текстов (модификации – либо тип публикации, либо смешанные); формирование комплексных мультимедийных собраний.

Организационно ЭБ могут быть самостоятельными или встроенными в более общий курс, в научно-образовательный комплекс или систему дистанционного обучения; а также интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки.) В свою очередь, самостоятельные ЭБ можно разделить на сопряженные с книжным фондом (что определяет их статус как специализированного отдела) и автономные (к ним принадлежит основное число ЭБ), представляющие собой самостоятельную систему ЭИР [32, C.54].

Принимая во внимание значительную долю пересечения функций любого фонда, ЭБ, тем не менее, могут быть определены по целевому назначению следующим  образом:

    • мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;
    • научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами;
    • учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;
    • справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;
    • просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;
    • без определенного целевого назначения.

С точки зрения создателей можно выделить три большие группы – создаваемые государственными и общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями. Одни их них остаются открытыми для внешних пользователей, другие ЭБ реализуются как коммерческий проект или дифференцируют доступ на свободный и платный к разным частям фонда, например, к справочникам за предшествующие годы [22, C.69-70].

Необходимо обратить внимание и  на такой признак, как соблюдение или игнорирование норм (Часть IV Гражданского кодекса, VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации»).

 

Совокупность перечисленных  признаков отражена в табл. 1.

                                  Таблица 1

Типизация электронных  библиотек

Основания типологии

Характеристики

Создатели

Органы государственной  власти и управления

Академические и научно-исследовательские  организации

Институты культуры (библиотеки, музеи, архивы)

Общественные организации  и фонды

Электронные издательства

Компании, не являющиеся электронными издательствами

Отдельные лица

Легитимность

Созданные с соблюдением  Закона РФ «Об авторском праве  и смежных правах»

Созданные без соблюдения действующего законодательства  

Состав фондов

Отсканированные тексты

Оригинальные электронные ресурсы

Полидокументные (текст, графика, звук, изображение и т.д.)

Монодокументные

Мультимедийные  

Поисковые возможности

Развернутая система  многаспектного поиска

Каталог

Отсутствие системы  поиска 

Способ создания

Генерируемые

Агрегируемые

Смешанные  

Организация  

Самостоятельные

Встроенные

Интегрированные

Принцип формирования фондов  

Планомерный

Стихийный

Содержание  

Универсальные 

Отраслевые

Тематические

Персональные 

Целевое назначение  

Научные

Деловое (бизнес-информация, законодательство, сводки новостей и т.д.)

Справочные

Просветительские

Учебные (учебно-методические)

Развлекательные (досуговые)

Игровые

Без определенных целей

Методика аналитико-синтетической  переработки информации  

По библиотечному типу (текст, БО, каталог и т.д. в соответствии со стандартами)

БД без стандартизованных  БЗ  

Условия копирования  

Копирование запрещено

Копирование отдельных  фрагментов

Копирование без ограничений

Сфера использования

Не ограничена

Некоммерческое использование

Смешанные условия   

Тип доступа

Свободный

По регистрации 

Коммерческий

Локальный

Смешанный  

Характеристики текстов

Надежность текстов: надежные, ненадежные

Качество текстов: высокое, низкое

Представление текстов: с распознаванием, без распознавания 

Смешанный тип


 

Сложность выстраивания типологической схемы ЭБ во многом связана со спонтанностью их возникновения и большим числом учреждений, организаций и отдельных лиц, принимающих участие в создании электронных коллекций. Кроме того, если в традиционной практике любое учреждение, включая библиотеку, имеет уставные документы и другую нормативную базу, то Интернет-пространство не накладывает подобных обязательств. Электронной библиотекой может быть назван практически любой сайт. С другой стороны, не все создатели ресурсов считают необходимым пользоваться «устаревшим» понятием «библиотека» [44, C.2].

 

1.2 Организация фонда электронной библиотеки

Рассматривая организацию  фонда электронных публикаций без  индивидуального материального  носителя, необходимо обозначить каналы его комплектования, которые в случае ЭБ могут классифицироваться и в качестве технологий пополнения фонда:

  1. Оцифровка печатных изданий и неопубликованных документов собственными силами организации (библиотеки, вуза, архивы и др.).
  2. Копирование свободно размещенных в Интернете электронных документов.
  3. Получение электронных документов от правообладателей (авторов, издателей, генераторов ЭБ и тематических научно-образовательных коллекций) [49, C. 39].

Технология собственной  оцифровки печатных изданий имеет  ряд важнейших преимуществ. Во-первых, это возможность создания электронных документов в избранных форматах и с редакционно-издательской обработкой, приемлемой для конкретной библиотеки. Во-вторых, гарантированная легитимность электронных документов, поскольку сама библиотека решает все правовые вопросы с правообладателями. К числу понижающих факторов необходимо отнести отсутствие налаженной системы взаимного информирования всех участников ЭБ, что уже приводит к многократности сканирования одного и того же издания. Следует учесть и то, что технические возможности любой библиотеки неизбежно увеличивают сроки создания пользовательского фонда необходимого объема. Кроме того, активно развивая технологию оцифровки, библиотека берет на себя практически новую функцию электронного издательства [26, C. 33].

Копирование электронных  документов, свободно размещенных в  глобальной Сети, обычно рассматривается  как наиболее очевидный и легко  реализуемый путь формирования фондов сетевых электронных публикаций. Преимущество этого канала комплектования связаны с относительной простотой копирования ресурсов из Интернета и весьма значительными объемами этих ресурсов. Но минимизация затрат происходит только в том случае, когда формат представления конкретного информационного ресурса соответствует или близок к стандартам, принятым в конкретной библиотеке. Недостатки использования такого канала связаны со сложностью решения правовых вопросов, необходимостью выстраивания технологических цепочек по выявлению объектов комплектования и их заимствованию, каталогизацией (при отсутствии стандартов на оформление и предоставление метаданных), пока непредсказуемой трудоемкостью преобразования в согласованные форматы [17, C. 7].

Получение электронных  документов от правообладателей с точки  зрения технологии может осуществляться посредством съемных носителей и заимствованием с определенных серверов. Первый вариант включает в себя также возможность выставления на сайт библиотеки Интернет версий CD-изданий. Отметим, что использованием этой технологии фактически сразу решается вопрос формирования страхового фонда (на CD-носителях). Но при этом возникают дополнительные затраты на преобразование CD-издания в Интернет-версию и сложные проблемы с правообладателями электронных изданий.

Плюсы и минусы получения  документов из существующих ЭБ и тематических коллекций определяются спецификой двусторонних отношений и степенью согласованности принятых на обеих сторонах содержательных и технологических решений. Чем больше будут совпадать общие подходы к формированию ЭБ и локальных фондов, тем более эффективным будет взаимообмен. Очевидно, что именно этот источник комплектования фонда электронных публикаций может обеспечить максимальную эффективность использования финансовых и кадровых ресурсов при сокращении времени на формирование полноценного фонда [7, C. 14].

Документы «электронного  происхождения», к числу которых относятся отдельные произведения, журналы, БД и сайты (рассматриваемые в качестве составных документов и не имеющих печатных аналогов), требуют других методических решений. Не всякий электронный документ, как и печатный, является объектом библиотечного комплектования. Пока это грань не достаточно ясна, однако можно предположить, что линия ограничения будет проходить по известному признаку – социальной значимости в течение длительного периода для достаточно большого круга пользователей, т.е. речь пойдет об издании или, по крайней мере, о публикации.

В общем случае основным принципом  отбора сетевых изданий может  выступать соответствие электронного документа основным нормам издательского процесса и наличие сведений об ответственности. В электронной среде циркулируют тексты, которые можно объединить в три группы:

1. Прошедшие редакционно-издательскую  подготовку и имеющие все необходимые  выходные сведения.

2. Опубликованные без редакционно-издательской процедуры, но имеющие сведения об ответственности (сайт организации).

3. Опубликованные без  обозначения ответственности.

Приоритет при комплектовании принадлежит изданиям, входящим в  первую группу, но и вторая не исключается  из источников комплектования. По отношению к электронным документам, не имеющим сведений об ответственности или размещенных на сайтах с неопределенной репутацией (даже если это не отсканированный текст известного произведения), наиболее разумным будет отказ от их заимствования [21, C. 49-50].

Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры