Электронное декларирование товаров
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
Международных Отношений
Выпускная
работа по
«Основам
информационных технологий»
Минск – 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВТО – Всемирная торговая организация
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество
ИТ – Информационный технологии
ИИС – интегрированная информационная система
ТС – Таможенный союз
SOA – сервисно-ориентированная
архитектура
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ»
ВВЕДЕНИЕ
Бурное развитие компьютерных и информационных технологий стимулирует развитие общества, построенного на использовании информации и знаний, и получившего название информационного общества. С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация-информатика, кибернетика, теория информации и другие. Эта роль непосредственно влияет на деятельность и развитие любой организации. И недавно созданный Таможенный союз не является исключением.
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Обзор литературы
При написании данной работы был проведен анализ различных информационных источников.
Особое внимание было уделено изучению внутренних документов Таможенного союза, таких как Таможенный кодекс, Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года №472 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации".
Обобщая полученную информацию стоит отметить, что применению информационных технологий в Таможенном союзе уделяется должное внимание. Об этом можно судить по созданию ответственного Координационного совета по информационным технологиям при Таможенном союзе. И хотя первое заседание Координационного совета состоится лишь в январе 2011 года, уже проделана огромная работа в области внедрения информационных технологий в деятельность Таможенного союза.
Основные методологические подходы
В ходе исследования данной темы применялись методы:
- общие - системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция;
- частные - сравнительно-правового анализ, структурно-правовой, метод толкования правовых норм;
- для целостного представления использования IT в рамках всей таможенной системы особо использовался метод анализа полученный в ходе исследования информации;
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Указанная цель может быть достигнута решением следующих задач:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;
- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств − членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные характеристики Системы:
• Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
• Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
•
в Системе должен поддерживаться
регламентированный доступ участников
к общим информационным ресурсам,
необходимым для
• архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
• Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
• Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
• Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
• Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
Архитектура системы
Создаваемая Система состоит из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.
Интеграция услуг
и сервисов, предоставляемых Системой
уполномоченным органам государств-членов,
организуется на принципах сервисно-
• удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;
•
web-служб и маршрутизации
Рисунок 1
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
• нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
• нормативно-правовая информация Таможенного союза;
• хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
Хранилище
данных – интегрированный
В рамках сетевой модели поддерживается реализация «общих процессов Таможенного союза» по следующим направлениям:
• таможенный контроль;
• налоговый контроль;
• фито-санитарный контроль;
• ветеринарный контроль;
•
санитарно-карантинный
• транспортный контроль;
• другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Под термином «общие процессы Таможенного союза» понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.
Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.
Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляется, что рассмотренная ранее Система позволит достичь следующих положительных результаты:
• восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;
• сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;
• ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;
• улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.
Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.
Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:
• устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;
• оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;
•
повышение оперативности
• сокращение времени на выполнение контрольных операций;
• повышение уровня информационной безопасности;
• прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;
• единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;
• функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;
• повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза.
Основной ожидаемый эффект от создания Системы:
•
единообразное применение мер тарифного
и нетарифного регулирования, специальных
защитных, антидемпинговых и
• обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;
• своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;
• централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;
• обеспечение Комиссии и руководства государств–членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ
- В.И. Королев, Е.В. Морозова Методы оценки качества защиты информации при ее автоматизированной обработке / Безопасность информационных технологий. 1995. № 2.
- Гаврилов О.А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. – М.: Норма: Инфра-М, 1999.
- Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы данных и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М. Гелиос АРВ, 2002.
- Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симиновича. – Cпб,.: Питер, 2002.
- Информация общества, право и человек / Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1998.
- Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристь, 2003.
- Лапина М.А. Информационное право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004.
- Рассолов М.М. Информационное право. – М.: Юристь, 1999.
- http://www.wto.org – официальный сайт Всемирной торговой организации.
- http://www.tsouz.ru – официальный сайт Таможенного союза
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
www.wto.org - официальный сайт
Всемирной торговой организации. Содержит
полную и современную информацию по проблематике
международной торговли, протоколы присоединения
членов ВТО (с 1995 года), включая Перечни
уступок по доступу на рынки товаров и
услуг.
Секция
“Publications” предлагает доступ к академическим
работам и отчетам
Секция “History” содержит исторические факты и цифры, касающиеся развития многосторонней торговой системы с 1948 года до наших дней.
www.tsouz.ru – официальный сайт Комиссии Таможенного союза. Здесь можно найти всю необходимую информацию по Таможенному союзу, нормативно-правовые акты, последние новости.
https://elibrary2.eosintl.com/
http://www.inservice.ru/
http://bankzakonov.com – нормативно-законодательная база Республики Беларусь, База включает более 8о тысяч нормативно-правовых актов, в том числе в области прав и свобод человека, принятых республиканскими и местными органами управления, данные акты отсортированы по дате и органы их принявших.
www.president.gov.by – официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Освещается деятельность главы государства и его Администрации, как в области национально-правовой политике, так и международной.
www.minjust.by – сайт Министерства юстиции Республики Беларусь. Содержит информацию о международных договорах и соглашениях Республики Беларусь, в области прав человека, содержится информация о ратифицированных конвенциях и пактах в данной области.
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Один из самых удобных и полезных источников научной информации.
http://wolframalpha.com/ - Первый и единственный в мире интеллектуальный поисковый механизм, способный адекватно воспринимать структуру сложного запроса на естественном языке и производить осмысленный поиск ответа на него, в сущности, по «базе знаний». В первую очередь система нацелена именно на вопросы и сведения в области естественных и точных наук.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ
http://V-yakimovich.narod.ru
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Магистрантки Якимович В.А.
Факультета международных отношений
Специальность
мировая экономика
Смежные
специальности
12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право |
|
08.00.01 – экономическая теория |
|
08.00.14 – мировая экономика |
|
- Электронный блок управления сварочным аппаратом
- Электронный документооборот в процессе управления персоналом на примере администрации Озерского муниципального района
- Электрооборудование доильно-молочного блока в СПК «Нарочанские Зори» Вилейского района с разработкой схем управления технологическими п
- Электрооборудование механического цеха
- Электрооборудование трактора МТЗ-80
- Электрооборудование трактора МТЗ-80
- Электрооборудование фрикционного пресса
- Электромеханическое и математическое моделирование системы по исследованию характеристик асинхронного управляемого двигателя
- Электронная записная книжка
- Электронная поддержка курса «Прикладные методы оптимизации»
- Электронная торговля ценными бумагами: мировой и отечественный опыт
- Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры
- Электронное голосование
- Электронное декларирование