Электронное декларирование товаров

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Международных Отношений 
 
 
 
 
 
 
 

Выпускная работа по 
«Основам информационных технологий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Магистрантка  кафедры   мировой  экономики

                                          Якимович  Виктория Александровна

                                          Руководители:

                                          ст. преподаватель

                                          Громко  Николай Иванович

                                          доцент, кандидат экономических наук

                                            Ярошевич Вячеслав  Иванович 
 
 
 
 
 
 
 

Минск – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВТО –  Всемирная торговая организация

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество

ИТ –  Информационный технологии

ИИС –  интегрированная информационная система

ТС –  Таможенный союз

SOA – сервисно-ориентированная архитектура 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ»

ВВЕДЕНИЕ

     Бурное  развитие компьютерных и информационных технологий стимулирует развитие общества, построенного на использовании информации и знаний, и получившего название информационного общества. С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация-информатика, кибернетика, теория информации и другие. Эта роль непосредственно влияет на деятельность и развитие любой  организации. И недавно созданный Таможенный союз не является исключением.

     В настоящее время таможенные, налоговые  и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

     Работы  по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

     В этой связи эффективное решение  задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

Обзор литературы

     При написании данной работы был проведен анализ различных информационных источников.

     Особое  внимание было уделено изучению внутренних документов Таможенного союза, таких как Таможенный кодекс,  Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года №472 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации".

     Обобщая полученную информацию стоит отметить, что применению информационных технологий в Таможенном союзе уделяется должное внимание.  Об этом можно судить по созданию ответственного Координационного совета по информационным технологиям при Таможенном союзе. И хотя первое заседание Координационного совета состоится лишь в январе 2011 года, уже проделана огромная работа в области внедрения информационных технологий в деятельность Таможенного союза.

Основные  методологические подходы

     В ходе исследования данной темы применялись  методы:

  • общие - системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция;
  • частные - сравнительно-правового анализ, структурно-правовой, метод толкования правовых норм;
  • для целостного представления использования IT в рамках всей таможенной системы особо использовался метод анализа полученный в ходе исследования информации;

  ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

     Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Указанная цель может быть достигнута решением следующих задач:

  • создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
  • формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;
  • создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
  • организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
  • информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
  • обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
  • организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
  • обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
  • обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
  • обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
  • обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств − членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

     В настоящее время таможенные, налоговые  и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

     Работы  по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

     В этой связи эффективное решение  задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

     Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

     Основные  характеристики Системы:

     • Система не должна подменять национальные системы государств-членов;

     • Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

     • в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного  взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;

     • архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;

     • Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

     • Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;

     • Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);

     • Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

Архитектура системы

     Создаваемая Система состоит из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).

     Взаимодействие  между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.

     Интеграционный  шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.

           Интеграция услуг  и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной  архитектуры (SOA) с использованием различных  технологий, в том числе:

     • удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;

     • web-служб и маршрутизации сообщений  для взаимодействия прикладных процессов.  

     

     Рисунок 1

     Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.

     В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих  централизованных информационных ресурсов:

     • нормативно-справочная информация, находящаяся  в ведении Комиссии и используемая в Системе;

     • нормативно-правовая информация Таможенного союза;

     • хранилище данных, предназначенное  для обеспечения деятельности Комиссии.

     Хранилище данных – интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.

     В рамках сетевой модели поддерживается реализация «общих процессов Таможенного  союза» по следующим направлениям:

     • таможенный контроль;

     • налоговый контроль;

     • фито-санитарный контроль;

     • ветеринарный контроль;

     • санитарно-карантинный контроль;

     • транспортный контроль;

     • другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.

     Под термином «общие процессы Таможенного  союза» понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.

     Перечень  поддерживаемых Системой общих процессов  Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.

     Для обеспечения унификации применяемых  организационных и технических  решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.

     Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Представляется, что рассмотренная ранее Система позволит достичь следующих положительных результаты:

     • восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;

     • сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;

     • ускорение и рост товарооборота  между государствами-членами и  транзита по их территории;

     • улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.

     Создание  Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.

     Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:

     • устойчивый и постоянный обмен информацией  между таможенными и другими  контролирующими органами;

     • оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и  взаимной торговли;

     • повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;

     • сокращение времени на выполнение контрольных  операций;

     • повышение уровня информационной безопасности;

     • прозрачность условий транзита товаров  из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;

     • единообразие методологии организации  и осуществления таможенного  контроля и применение при этом единого  состава документов;

     • функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;

     • повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза.

     Основной  ожидаемый эффект от создания Системы:

     • единообразное применение мер тарифного  и нетарифного регулирования, специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер на таможенной территории Таможенного союза;

     • обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;

     • своевременное и обоснованное взыскание  и уплата налогов и таможенных пошлин;

     • централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и  ветеринарных сертификатов и т.п.;

     • обеспечение Комиссии и руководства государств–членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

     Создание  Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ

 
  1. В.И. Королев, Е.В. Морозова Методы оценки качества защиты информации при ее автоматизированной обработке / Безопасность информационных технологий. 1995. № 2.
  2. Гаврилов О.А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. – М.: Норма: Инфра-М, 1999.
  3. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы данных и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М. Гелиос АРВ, 2002.
  4. Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С.В. Симиновича. – Cпб,.: Питер, 2002.
  5. Информация общества, право и человек / Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1998.
  6. Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристь, 2003.
  7. Лапина М.А. Информационное право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004.
  8. Рассолов М.М. Информационное право. – М.: Юристь, 1999.
  9. http://www.wto.org – официальный сайт Всемирной торговой организации.
  10. http://www.tsouz.ru – официальный сайт Таможенного союза

ПРЕДМЕТНЫЙ  УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     www.wto.org - официальный сайт Всемирной торговой организации. Содержит полную и современную информацию по проблематике международной торговли, протоколы присоединения членов ВТО (с 1995 года), включая Перечни уступок по доступу на рынки товаров и услуг.                                                  В секции “Quotes” содержатся результаты самых последних исследований, комментарии со стороны общественных организаций и заявления политиков относительно международной торговли.

     Секция  “Publications” предлагает доступ к академическим  работам и отчетам международных  и межправительственных организаций. Секция “Statistics” содержит статистические данные из источников Всемирной торговой организации, а также других региональных и международных источников.

     Секция  “History” содержит исторические факты  и цифры, касающиеся развития многосторонней торговой системы с 1948 года до наших  дней.

     www.tsouz.ru – официальный сайт Комиссии Таможенного союза. Здесь можно найти всю необходимую информацию по Таможенному союзу, нормативно-правовые акты, последние новости.

      https://elibrary2.eosintl.com/W10300FRStaff/OPAC/index.asp - сайт электроннной библиотеки ВТО.

     http://www.inservice.ru/documents/wto – сайт представляющий основополагающие документы и соглашения ВТО на русском языке.

     http://bankzakonov.com – нормативно-законодательная база Республики Беларусь, База включает более 8о тысяч нормативно-правовых актов, в том числе в области прав и свобод человека, принятых республиканскими и местными органами управления, данные акты отсортированы по дате и органы их принявших.

     www.president.gov.by – официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Освещается деятельность главы государства и его Администрации, как в области национально-правовой политике, так и международной.

     www.minjust.by – сайт Министерства юстиции Республики Беларусь. Содержит информацию о международных договорах и соглашениях Республики Беларусь, в области прав человека, содержится информация о ратифицированных конвенциях и пактах в данной области.

     http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Один из самых удобных и полезных источников научной информации.

     http://wolframalpha.com/ - Первый и единственный в мире интеллектуальный поисковый механизм, способный адекватно воспринимать структуру сложного запроса на естественном языке и производить осмысленный поиск ответа на него, в сущности, по «базе знаний». В первую очередь система нацелена именно на вопросы и сведения в области естественных и точных наук.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ

http://V-yakimovich.narod.ru 

ГРАФ  НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 Магистрантки Якимович В.А.

Факультета  международных отношений

Специальность мировая экономика 

Смежные специальности      Сопутствующие специальности

12.00.03 – гражданское  право; предпринимательское  право; семейное право; международное частное право
  1. Государство и международные организации  как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом
  2. Сделки в международном частном праве
  3. Международные перевозки
 
08.00.01 – экономическая  теория
  1. Экономические законы и закономерности
  2. Экономическая рациональность
  3. Мировая экономика и международные экономические отношения. Тенденции и закономерности. Мегаэкономика.
08.00.14 – мировая экономика
  1. механизмы мирового хозяйства и закономерности их проявления в национальных экономиках, в интеграционных объединениях мира; интеграционные процессы;
  2. мирохозяйственные связи и международная торговля;
  3. участие отдельных стран и регионов в мировом развитии;