Электронное декларирование

ВВЕДЕНИЕ

В мировой таможенной практике в  настоящее время достаточно широко применяется электронное декларирование товаров, то есть декларирование товаров в таможне посредством представления таможенной декларации в электронном виде по электронным каналам связи.

В России первая электронная таможенная декларация была подана в 2002 году. Однако только в 2004 году началось поэтапное  внедрение электронного декларирования в практику работы таможенных органов и переход некоторых участников внешнеэкономической деятельности на эту форму декларирования. Именно тогда Федеральная таможенная служба (ФТС России) приняла ряд правовых актов, определяющих порядок электронного декларирования.

В 2008 году электронное декларирование приобрело новый импульс после, того, как ФТС России разработала средства для электронного декларирования товаров через Интернет.

Таким образом, в настоящее время  существуют два способа электронного декларирования товаров: традиционный способ – посредством выделенных каналов связи и электронное декларирование посредством сети Интернет (Интернет-декларирование).

Отличие этих двух видов электронного декларирования заключается, например, в том, что, в рамках Интернет-декларирования декларант представляет в таможню документы, прилагаемые к электронной декларации, заполняя специальные электронные XML-формы, разработанные ФТС России для большинства таких документов (инвойс, накладная и пр.), в то время как при обычном электронном декларировании документы, прилагаемые к электронной декларации, направляются в сканированном, неформализованном виде. С точки зрения взаимного расположения декларанта и таможни Интернет-декларирование может осуществляться независимо от удаленности декларанта от таможенного органа, в то время как при обычном электронном декларировании они, как правило, находятся в непосредственной близости друг от друга.

Интернет-декларирование обладает такими преимуществами, как, например, отсутствие в определенных случаях необходимости личного присутствия декларанта в таможне; короткие сроки таможенного оформления (срок с момента отправки декларантом электронной декларации до выпуска товаров таможней может составлять около 15 минут); после отправки электронной декларации декларант получает электронные сообщения обо всех этапах движения декларации: поступление в таможенный орган, принятие (с указанием данных о принявшем инспекторе), присвоение регистрационного номера (с указанием этого номера), выпуск и т.д.

Впрочем, в настоящее время пока еще нельзя с полной уверенностью утверждать, что Интернет-декларирование является самым простым и удобным способом декларирования во всех случаях. Так, например, в рамках Интернет-декларирования иногда все же возникает необходимость представлять в таможню и бумажные документы (например, в случае выявления в ходе проверки электронной декларации рисков в рамках системы управления рисками, которую применяет таможенная служба).

В то же время многие эксперты считают  Интернет-декларирование при определенных обстоятельствах существенно облегчающим  процедуру таможенного оформления. Так, например, ЭД2 (так обозначается Интернет-декларирование на языке правовых актов ФТС России) удобно использовать тем участникам ВЭД, которые регулярно декларируют относительно однородную номенклатуру товаров с достаточно однородными комплектами документов. Преимущества ЭД2 также смогут оценить те импортеры и экспортеры, чьи товары не подпадают под те или иные профили рисков.

В настоящее время электронное  таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) получает все более широкое распространение среди российских участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования играет текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.

Что касается введения обязательного электронного декларирования, следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2010 года) закрепляет общее правило, согласно которому с 1 января 2014 года электронное декларирование станет обязательным, а бумажные декларации на товары будут использоваться в отдельных случаях, предусмотренных законодательством. При этом устанавливается переходный период, в рамках которого до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной или электронной форме1.

Учитывая все вышеизложенное, тема дипломной работы, выбранная мной для исследования, очень актуальна  на нынешнем этапе развития таможенного дела. Таможенный документооборот претерпевает изменения, становится все оперативнее, принимает электронный характер. В связи с этим, вопрос о совершенствовании процесса декларирования товаров с использованием средств электронного обмена является одним из важнейших вопросов, который решают таможенные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ

1.1 Становление и развитие электронного документооборота в таможенном деле Российской Федерации

Электронный документ- документ,  в котором информация представлена в электронно-цифровой форме2.

Юридическую значимость электронному документу придаёт электронная цифровая подпись, которая на территории Российской Федерации равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий3:

а) сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа;

б) при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

в)подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

г)электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

В настоящее время в таможенном деле идет активное внедрение электронного документооборота с использованием средств электронного обмена. В первую очередь стоит осветить вопрос электронного декларирования товаров.

Электронное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров,  только в электронном виде и с использованием электронной таможенной декларации на товары.

Электронная декларация на товары - электронный  документ, представляющий собой совокупность сведений, необходимых для целей таможенного контроля,  поданный в таможенный орган в электронной форме, в определенных  форматах и подписанный электронной подписью.

Идея электронного декларирования возникла более 25-30 лет назад. По современным  меркам это довольно длительный срок — нынешние темпы развития бизнеса и IT-технологий требуют быстрой и адекватной реакции на все изменения. Это касается как участников рынка, так и разработчиков ПО и законодателей.

В начале 80-х годов прошлого столетия электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Но важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие WEB-технологий.

Первым толчком можно считать принятие в 2002 году  федерального закона «Об электронной цифровой подписи». С этого момента электронная подпись фактически приравнялась к собственноручной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций подписанных ЭЦП. Первая электронная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена еще 25 ноября 2002 г.

В 2004 году вступил в силу новый Таможенный кодекс. Электронное декларирование начало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. И постепенно идея использования ЭД завладела умами наиболее крупных участников ВЭД, а также передовых разработчиков программного обеспечения (ПО) для таможни.

Когда вышел приказ ФТС, наконец, открылась реальная техническая возможность работы по новой, наиболее удобной и эффективной схеме ЭД-24.

Первая электронная декларация по технологии ЭД-2 (посредством сети Интернет) была выпущена 9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту. Глобальное же внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 г.

За время существования технологии таможенного декларирования с использование средств электронного обмена были выявлены следующие преимущества:

а) более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;

б) единообразное применение таможенного законодательства;

в)повышение прозрачности и предсказуемости таможенного декларирования;

г) снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;

д) повышение качества управленческой информации;

е) эффективное использование человеческих и технических ресурсов;

ж) получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

Самым главным преимуществом является значительное сокращение времени, затрачиваемого на оформление и проверку — это стало занимать всего несколько часов. Заполнение таможенной декларации в электронной форме требует совсем немного времени. Кроме того, отсутствует необходимость ждать, пока груз прибудет на таможенную территорию России. Электронное декларирование можно осуществлять непосредственно после отправления грузов, при этом правила, определяющие места таможенного декларирования некоторых видов товаров, установленные законодательством, на них не распространяются.

Благодаря данной системе участники  внешнеэкономической деятельности получили возможность существенно экономить свое время и денежные средства, затрачиваемые на таможенные процедуры. Тем не менее, чтобы воспользоваться электронным декларированием, они должны понести первоначальные расходы, которые заключаются в создании информационной базы и прохождении ее аттестации в соответствии с нормами безопасности; приобретении специализированного оборудования, которое включает в себя сервер, программный продукт для проставления электронно-цифровой подписи, и средств защиты информации.

В систему технологии электронного документооборота на современном этапе  входит:

1. Электронное декларирование посредством  сети Интернет. Технология Интернет-декларирования позволяет уйти от бумажного носителя, а также увеличить скорость оформления деклараций – на выпуск теперь обычно уходит от 30 минут до 3 часов. Причем декларанту нет необходимости присутствовать на таможенном посту. Применение электронного декларирования не требует значительных затрат, поскольку в этом случае участнику ВЭД не нужен ни отдельный пункт связи, ни дополнительное оборудование. С любого компьютера, на котором установлены средства криптозащиты информации, можно отправлять документы инспектору на пост. Все, что нужно декларанту - возможность выхода в Интернет и электронная цифровая подпись (далее ЭЦП).

Все документы, передаваемые в электронных  сообщениях, должны быть заверены электронной подписью. Сообщения, которые содержат документ, не заверенный ЭЦП, считаются ошибочными.

ЭЦП на документ накладывает лицо или система, сформировавшая документ. Прикладной документ должен быть подписан ЭЦП лица его сформировавшего. Технологический документ подписывается ЭЦП лица, являющегося администратором системы, сформировавшей технологический документ (ЭЦП Системы).

Формирование, оформление и проверка ЭЦП осуществляется в соответствии с нормативным документом «ЕАИС таможенных органов. Cтандарт использования ЭЦП в XML документах».

ЭЦП накладывается на отправляемый документ с помощью специальных алгоритмов криптографирования.

Ведомственным удостоверяющим центром (ВУЦ) системы электронного декларирования для целей таможенного оформления является  Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ ФТС), предыдущее его название – главный научный информационно- вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС).

ЭЦП, наложенная декларантом, проверяется программным обеспечением автоматизированной системы таможенного оформления Ведомственным удостоверяющим центром (ВУЦ) на уровне ЦИТТУ/РТУ.  ЭЦП, наложенная программным обеспечением автоматизированной системы таможенного оформления, проверяется программным обеспечением автоматизированных систем декларанта.

Новая технология особенно эффективна при больших объемах поставок. Весь пакет документов, необходимый  для таможенного декларирования, отправляется декларантом в формализованном виде. В свою очередь, инспектор таможни в режиме онлайн запрашивает дополнительную информацию и перечисленные в описи документы.

2. Предварительное электронное информирование.

Предварительное информирование (ПИ) – это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформления груза на границе.

Для целей предварительного информирования в Российской федерации и Республике Казахстан введены в эксплуатацию порталы электронного представления сведений. Указанные порталы обеспечивают возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы таможенного союза на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»:

а) портал таможенных органов Российской Федерации — www.customs.ru (портал электронного представления сведений — http://edata.customs.ru);

б) портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz.

3. Технология удаленного выпуска.  Наряду с электронным декларированием и предварительным информированием, применение технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств является одним из перспективных направлений в деятельности таможенных органов.

Данная технология – принципиально  новый подход в осуществлении  таможенных операций и контроля.

Технология удаленного выпуска  является составной частью развития интернет-декларирования и основана на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами.

Она предусматривает, что декларирование и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе. А ввоз, временное  хранение товаров и их фактический  контроль осуществляются в регионе  деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы.

1.2 Технология подачи электронных документов с использованием средств электронного обмена

В современном мире автоматизированные технологии все больше и больше внедряются в различные сферы деятельности. Они не обошли стороной и таможенное дело как нашей страны и Таможенного  союза, так и всего мира в целом. Стоит осветить инновации в методах  и технологии подачи сведений в таможенные органы России.

Предварительное информирование (ПИ) – это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе.

Рассмотрим схему представления  предварительной информации на примере поставки товаров, ввозимых на территорию РФ автомобильным транспортом на рис 1.1. 

 

Рис.1.1. Схема процесса предварительного информирования  для товаров, ввозимых автомобильным транспортом.

1. Транспортная компания или  отправитель груза сообщает декларанту  информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться  доставка товара.

2. Декларант, получив предварительную  информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR5 или транзитную декларацию) и посредством портала ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация представляется в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае, когда ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия представляемая информация должна содержать следующие обязательные сведения:

а) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

б) стране отправления, стране назначения товаров;

в) декларанте;

г) перевозчике;

д) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

е) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

ж) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков;

з) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

и) количестве грузовых мест;

к) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

л) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;

м) планируемой перегрузке товаров  или грузовых операциях в пути;

н) времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

3. Сервер принимает и обрабатывает  представленные сведения, а также проводит ФЛК представленной информации.

В случае успешного прохождения  ФЛК декларанту передается уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода.

4. Декларант, получив данный  идентификационный номер, передает  документ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы.

5. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС.

В случае перевозки товаров по процедуре  МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

6. Считывая штрих-код сканером  в штатной системе таможенного  оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически  формирует запрос в базу данных.

7. Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом  режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства.

8. Далее таможенный инспектор  осуществляет таможенное оформление  и таможенный контроль в соответствии  с установленным порядком. Заявляется, что при отсутствии расхождений процесс оформления занимает не более 15 минут.

          Предварительная информация хранится на сервере ЦИТТУ в течении 2 недель. Если в течении этого срока пересечения границы не состоялось, то переданная информация аннулируется.

Если перевозчик не предоставит информацию о ввозимых им товарах в установленном порядке, у него останется возможность представить сведения в информационную систему таможенных органов в течение ближайших двух часов.

Вышеописанная технология применима  только на таможенных постах РФ. Например, в Республике Беларусь предварительная  информация отправляется на определенный таможенный пост, расположенный на белорусской границе, через который будет следовать автомобиль. Также в Белоруссии нет необходимости распечатывать и предъявлять на пограничном таможенном посту документ со штрих-кодом, достаточно просто сообщить регистрационный номер документа ПИ.

Процедура подачи электронной декларации на товары (ЭДТ) выглядит следующим  образом.

Первый этап (до присвоения регистрационного номера ДТ) рис.1.2.

Рис. 1.2. Схема процесса ЭД (1-й этап).

1. Декларант отправляет  на пост таможенному инспектору  саму декларацию, ДТС и опись документов. Остальные документы высылаются по мере поступления запросов от инспектора.

2. До присвоения номера  в таможенном органе с использованием  автоматизированной системы в автоматической режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия ЭДТ структуре представляемых данных.

Форматно-логический контроль (ФЛК) - проверка соответствия электронной декларации определенным нормативными правовыми актами структуре и формату данных, содержащих сведения необходимые для таможенного оформления товаров. 

В результате проверки, если ошибки будут найдены, декларант  получает от инспектора протокол с  перечнем ошибок. После их исправления  необходимо повторно передать декларацию. В случае выявления ошибок в декларации до их устранения и повторного направления в таможенный орган декларация считается не поданной. Инспектор также может выслать отказ в принятии ЭДТ (например, в случае неправильно указанного курса валют) в сообщении будет указано обоснование данного отказа.

3. После устранения ошибок  в ЭДТ ей присваивается регистрационный  номер. С момента присвоения  декларации регистрационного номера  она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значения. Декларанту, не позднее 15 минут после завершения ФЛК, направляется сообщение, содержащее регистрационный номер ДТ. Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение 3-х часов рабочего времени с момента ее принятия.

С этого момента начинается следующий этап оформления. Второй этап (после присвоения регистрационного номера ДТ) рис. 1.3.

Рис. 1.3. Схема процесса ЭД (2-й этап).

1. Инспектор таможни по  результатам проверки ЭДТ принимает  решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к ЭДТ. Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

2. В ответ Декларанту  необходимо подготовить и отправить  затребованные электронные документы, если они не были заранее подготовлены и помещены в архив долгосрочных документов.

3. После начала оформления  допускается внесение декларантом  изменений в документы.

4. Каждое изменение должно  быть подтверждено таможней.

5. В случае необходимости  проведения досмотра, таможня присылает  Уведомление о досмотре, получение  которого надо будет подтвердить.  После проведения досмотра декларанту  высылается Акт досмотра.

6. В соответствии с  Таможенным кодексом декларант  имеет право на отзыв декларации. Соответствующее уведомление может быть сформировано и отправлено инспектору.

7. В случае, если у инспектора нет оснований для отказа в отзыве декларации он формирует соответствующее разрешений и пересылает его декларанту.

8. По окончании проверки  ЭДТ, подписанная цифровой подписью инспектора, пересылается в архив ЭДТ. В этот момент времени автоматически формируется уведомление «Выпуск разрешен».

В процессе проверки оформление может быть переведено на бумагу, если при проверке были выявлены риски, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации. Перевод на бумагу также возможен, если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в ЭДТ, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля.

Наряду с ЭД и ПИ технология удаленного выпуска является самой перспективной в направлении деятельности Российской таможни. Это принципиально новая технология таможенного оформления, при которой декларация подается на внутренний таможенный пост, а сам товар хранится на приграничном СВХ, где и осуществляется его фактический контроль. В результате внутрь страны товар отправляется уже будучи выпущенным.

В зависимости от типа декларации (обычная или предварительная) возможны 2 сценария электронного взаимодействия6.

Подается обычная электронная  декларация на товары рис. 1.4.

Рис.1.4 Схема процесса Удаленного выпуска при подаче обычной ЭДТ.

 

Груз пересекает границу и размещается  на складе временного хранения (далее  СВХ) или прилегающей к нему зоне таможенного контроля  (далее  ЗТК). По данному факту диспетчер  склада формирует соответствующий  складской документ и предоставляет  его на приграничный таможенный пост.

1. Участник ВЭД подает ЭДТ на внутренний таможенный пост (ТП).

2. Инспектор внутреннего ТП получает ЭДТ, анализирует сведения с целью проверки условий возможности регистрации и по внутренним каналам ЭД направляет запрос о наличии товара на склад временного хранения в зоне таможенного контроля (СВХ ЗТК)7 в приграничную таможню.

3. После получения запроса должностное лицо внешнего таможенного органа подтверждается его получение. В течении 30 минут проводится проверка факта размещения товара и транспортного средства на СВХ (ЗТК).

4. В течении 10 минут, после завершения проверки на внутренний ТП отправляется сообщение содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), проставляя отметку " Указанные товары размещены на СВХ (ЗТК)" либо "Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют". В случае если запрашиваемые товары отсутствуют на СВХ (ЗТК) инспектор внутреннего таможенного органа формирует сообщение для декларанта в котором проставляется отметка " "Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют".

5. При подтверждении факта наличия товаров на СВХ (ЗТК) во внутреннем таможенном органе в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль (ФЛК) ЭДТ. После успешного завершения ФЛК ЭДТ присваивается регистрационный номер. Инспектор внутреннего таможенного отправляет ЭДТ с описью на приграничный ТП.

Электронное декларирование