Правовой статус индивидуального предпринимателя

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Частное образовательное учреждение

«Институт социальных и гуманитарных знаний» 

Сектор  заочно-дистанционного обучения

Кафедра юридических дисциплин 
 
 

                  Допустить к защите

                  Заведующий  кафедрой

                  __________Н.А.Абрамов

                  «__»_________2011г. 
                   
                   

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

на тему

«Правовой статус индивидуального  предпринимателя» 
 
 
 
 

              Выполнил:

                Студент заочного отделения 

                ___________________(подпись) 
                 

                Научный руководитель: 

                ____________________(подпись) 
                 
                 

                Рецензент: 

                ____________________(подпись) 
                 

Казань - 2011

 

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя…............................................................................................................................6
  1. Законодательные основы предпринимательской деятельности в России........6
  1. Понятие индивидуального предпринимательства…………………………....14
  1. Виды индивидуального предпринимательства………………….....................23
 
Глава 2. Особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………………………………...27
2.1. Порядок  регистрации и лицензирования  предпринимателей без образования  юридического лица…………………………………………………………………27
2.2. Налогообложение и отчетность  индивидуального предпринимателя……..37
2.3. Обязательные  платежи во внебюджетные фонды…...…….………...………48
 
Глава 3. Ответственность индивидуального  предпринимателя ………………...56
3.1. Понятие и основания юридической ответственности……………………….56
3.2 Виды ответственности индивидуального предпринимателя ………………..60
3.3. Процедуры банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству РФ ……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….73
Список  использованныъх нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………………………………………...77

 

Введение 

    Индивидуальный  предприниматель по условиям своей  жизни мало, чем отличается от рядового гражданина России. Он не имеет не только сверхприбыли, но порой даже и гарантированного минимума прибыли, необходимого для простого воспроизводства, а тем более для расширенного воспроизводства. Его в той же, а чаще всего в еще большей степени давят налоги, вынуждая сплошь и рядом работать на грани закона, а нередко и с его нарушением. Драконовские кредиты, получаемые в банках, делают его заложником в руках этих финансовых учреждений и заставляют искать выход на других путях. В целях сохранения своего дела и получения необходимых средств на его развитие представитель малого бизнеса вынужден идти на значительное увеличение своего рабочего дня, порой отказываться от выходных дней и отпусков, рассчитывая главным образом на безвозмездный труд своих родственников, отрывая от учебы детей подросткового возраста. Стремясь обеспечивать свою старость, он должен отчислять дополнительные средства в негосударственные пенсионные фонды и т.д.

    На  практике индивидуальный предприниматель  оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он представитель частного сектора, что формально его уравнивает с представителями крупного и среднего бизнеса (единый слой на основе приверженности честной собственности), с другой - условия его жизни и деятельности и положение активного потребителя таковы, что вынуждают его в повседневной жизни тяготеть к обществу своих постоянных и потенциальных клиентов, являющихся основным источником его прибыли. А это значит, что и в его поведении присутствуют позиции и интересы не только того слоя, к которому он формально принадлежит, но и тех социальных групп, с которыми он постоянно общается по роду своей деятельности и условиям жизни.

    Неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого бизнеса, защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну и собственного благополучия, делает мелкого предпринимателя настолько бесправным и беззащитным, что при продолжении такой политики он неизбежно окажется среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и ее политики. Это тем более важно оценивать, так как именно представитель малого бизнеса является, наиболее массовым участником слоя собственников и от его общественного, политического поведения будет зависеть возможность и эффективность проведения многих экономических акций.

    Актуальность  темы настоящей дипломной работы определяется следующими теоретическими положениями. Представители малого бизнеса, мелкий собственник – это особая группа, требующая наиболее пристального внимания в силу следующих причин:

  • она наиболее многочисленна, по уровню жизни и своему социальному положению она мало, чем отличается от других групп населения России;
  • в системе отношений, складывающихся по поводу собственности, она испытывает наибольшие трудности и сложности и с правовой точки зрения является наименее защищенной;
  • отличается наибольшей аполитичностью среди слоя собственников. Вместе с тем проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угроз в целом корпоративным интересам (ущемление права частной собственности или тем более угрозы ее ликвидации);
  • является наименее подготовленной в правовом и общеобразовательном плане.

    Структура дипломной работы подразумевает  рассмотрение гражданско-правового положения граждан - индивидуальных предпринимателей. Также затрагиваются вопросы законодательной поддержки частного предпринимательства, и анализируется соответствующая нормативная база. Аналитическая часть посвящена рассмотрению текущих проблем развития частного предпринимательства в нормативно-правовом и экономическом аспектах. В нормативно-правовой сфере в качестве приоритетных направлений государственной политики определены: развитие законодательства по поддержке и развитию предпринимательства, направления совершенствования налоговой системы, упорядочение лицензионной практики.

    Предметом настоящего дипломного исследования являются проблемы, связанные с гражданско-правовым положением индивидуального предпринимателя, реализацией им своих субъективных прав.

    Целью настоящего исследования является определение гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Поставленная цель определила ряд задач, имеющих научно-практическое значение:

  1. исследовать правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя;
  2. исследовать особенности регулирования организации деятельности индивидуального предпринимателя;
  3. определить ответственность индивидуального предпринимателя;

       Теоретическую основу данной выпускной квалификационной работы составили научные труды В.В. Гущина, Ю.А. Дмитриева, С.Э. Жилинского, О.М. Олейника, С. В. Пыхтина, Е.П. Губина, П.Г. Лахно, М.Ю. Тихомирова, Т.А. Гусевой, Н.В. Лариной, М.А. Савкиной и других авторов.

 

Глава 1. Правовое регулирование деятельности предпринимателя 

1.1. Законодательные основы предпринимательской деятельности в России 

    Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом - гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст. 34 Конституции РФ1. Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст. 34 в главу 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности. Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции РФ как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство - это сфера частного интереса и инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю.

    Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота. Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории, какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции РФ, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.

    Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях. Все нормы текущего законодательства о государственном предпринимательстве должны создаваться применительно к правилам о частном предпринимательстве, исходя из того, что это основная форма деятельности. Поэтому указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь.

    В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Содержание права на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений. Конституция РФ как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.

    Содержащиеся  в ст.8 Конституции РФ положения  о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность. Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются  в  нормах, определяющих полномочия органов власти.

    Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции РФ положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

    Праву  предпринимателей  на  коммерческую  тайну  как  элемент их конституционно-правового статуса корригирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем, чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами. Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим - осуществление прав и свобод человека  и гражданина не  должно  нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Обогащает содержание права, на предпринимательство, содержащееся в ст. 30 Конституции РФ право каждого на объединение.

    Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.

    Конституция РФ закрепляет очень высокое положение международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. 15 положения международного  договора даже выше положений конституционных законов, поскольку если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы  международного  права  также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст.17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека  и  гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

    Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается  и  дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву   положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Имеется ряд специальных федеральных  программ и законов о поддержке  предпринимательства в России, которые  дальнейшее развитие получили в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательств. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2. К субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

    б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

    Вновь созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные законом.

    Анализ  указанных нормативных актов  показывает, что на частный сектор в ходе реформы пытаются воздействовать как через организационно-управленческие, так и через экономические рычаги. Большое количество мер указывает, с одной стороны, на настойчивый поиск оптимальной структуры управления и регулирования предпринимательства в России, а с другой стороны на неудовлетворенность результатами деятельности вновь образованных структур.

    Обзор законодательства в области поддержки  и развития предпринимательства для более полной экспертной оценки действенности и эффективности принимаемых нормативных и законодательных актов должен быть дополнен (что, к сожалению, невозможно на данном этапе) анализом использования выделенных и привлекаемых финансовых средств, что позволит проследить зависимость между затратами и конечными результатами. Для этого соответствующие государственные органы должны обеспечить свободный доступ к информации, касающейся структуры и размеров поступлений и направлений использования средств различных фондов, в том числе и региональных фондов поддержки предпринимательства, результатов их аудита, средств, выделенных субъектам предпринимательства на конкурсной основе.

    Лицензирование  отдельных видов деятельности, являясь  формой государственного регулирования, зачастую препятствует созданию и функционированию предпринимательских структур. Налоговая политика - ключевой фактор, определяющий и пределы расширения деловой активности, и соотношение легальных и теневых форм деятельности в частном секторе. К сожалению, законодательство в этой области недостаточно совершенно, и очевидна необходимость реформирования сложившейся на сегодняшний день налоговой системы России.

    Гражданским кодексом не предусмотрена такая  организационно-правовая форма предприятия, как малое предприятие. Более  того, Кодекс рассматривает предприятие, как объект гражданских прав и раскрывает это понятие.3 Закон ушел от слов "малое предприятие", но как понятие - это присутствует в тексте закона, когда речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства. В действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии, соответственно, и обоснование, почему именно данные предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства. Как показывает анализ нормативно-законодательной базы, понятия "малое предприятие", "малое предпринимательство" употребляются, как правило, в тех случаях, когда отдельно взятой группе предприятий предоставляется финансовая или иная поддержка государства.

    Статья 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным законом.

    Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  8. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Практически речь идет о создании льготных условий  использования субъектами малого предпринимательства всех государственных ресурсов. Однако обоснования того, почему именно малым предприятиям необходима особая государственная поддержка, отсутствует. В качестве основных аргументов в защиту малого предпринимательства, как правило, приводятся такие, как создание рабочих мест, обеспечение рынка отечественными товарами и услугами, развитие конкуренции и т.д. Каждое из этих положение заслуживает особого рассмотрения и аргументации, в том числе и статистической.

    Подводя итоги сказанного, необходимо отметить, что государственный контроль за деятельностью в области лицензирования должен быть направлен, в первую очередь, против произвола чиновников на федеральном и местных уровнях, соответственно на защиту прав предпринимателей и предоставление им большей свободы деятельности. Достигнуто это может быть как в результате сокращения числа лицензируемых видов деятельности, так и в результате ограничения полномочий министерств, ведомств и администраций регионов в части определения ими основных процедурных вопросов в данной области. 

1.2. Понятие индивидуального предпринимательства 

    Предпринимательская  деятельность  -  по  гражданскому  законодательству  РФ  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой  риск  деятельность,  направленная  на  систематическое  получение  прибыли  от  пользования  имуществом,  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в  установленном  законом  порядке  (ст.  2  ГК  РФ) 4. При   анализе  данного  понятия  можно  выделить  следующие  его  признаки: первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

    В  законодательном  регулировании  был разрешен  вопрос:  прибыль от  какой деятельности  считается полученной  от  предпринимательства.  Его объектом  согласно  ГК РФ является  пользование имуществом,  продажа товаров,  выполнение  работ  или  оказание  услуг.  Действительно,  по  общему  правилу  предприниматели  получают  прибыль  от  реализации  товаров  и  услуг.  Несколько  абстрактнее  выглядит  понятие  “прибыль  от  пользования  имуществом”.  Если  рассматривать  его  буквально  и  в  системе  с  нормами  части  второй  ГК РФ,  то  договоры  займа,  подряда,  на  выполнение  научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических работ,  перевозки,  транспортной  экспедиции,  банковского  вклада,  банковского  счета,  хранения,  поручения,  комиссии,  доверительного  управления  имуществом  и  некоторые  другие  договоры  с  элементом  прибыли  не  вправе  заключать  гражданин,  не  зарегистрированный  в  качестве  предпринимателя.

    Наиболее  ярко  это проявляется  в  таких  договорах,  как  заем,  договорное управление имуществом и договор банковского  вклада.  Гражданин  вполне  может  самостоятельно, на свой риск на  достаточно  длительный период  передать  другой  стороне имущество или  деньги  в  целях  получения  прибыли  (процентов), но  формально  подпадает  под  необходимость  регистрации  в  качестве предпринимателя. То есть  в  настоящее  время  миллионы  граждан  -  владельцы  счетов  в  банках -  нарушают  норму  ст.  2  ГК РФ,  если  воспринимать  ее  буквально.  Это  подтверждает  несоответствие  данной  нормы  реальности.  Если  один  гражданин дает  другому заем  с компенсацией  заемщиком  инфляции  (например,  по  курсу  доллара),  он  считается  получающим  прибыль,  так  как  государством  до  сих  пор  должным  образом  не  учитывается  при  налогообложении  коэффициент  инфляции,  хотя  нормативных  деклараций  на  этот  счет  было  достаточно.  Таким  образом,  не  имея  на  деле,  не  только  прибыли,  но  и  цели  её  получения,  гражданин  идет  против  закона,  что  чревато  признанием  такой  сделки  недействительной,  изъятием  мнимой  прибыли и  штрафом.

    Однако  не  вполне  точно  и  понятие  “прибыль  от  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг”.  Нередки  случаи,  когда  гражданин  реализует  бывшие  в  употреблении  и  даже  новые  товары,  ранее  приобретённые  для  личного  потребления  (без  цели  перепродажи),  в  связи  с  отпадением  надобности  в  них  (например,  излишки  строительных  материалов  при  сооружении  индивидуального  жилого  дома).  Такая  продажа  может  осуществляться  достаточно  длительный  период  или  по  частям,  что  вполне  возможно  истолковать  как  систематичность.  Ввиду  того,  что  при  продаже  гражданин  преследует  цель  получить  доход  (прибыль),  его  также  можно  счесть  нарушителем  закона,  так  как  он  не  зарегистрировался  в  качестве  предпринимателя.

    Многие  граждане от случая  к  случаю  производят  мелкие  работы  по договорам  подряда или поручения  за  плату.  В  силу  законодательной неопределенности по данному вопросу  налоговые  инспекции  не  могут  объяснить, почему на практике к  “арендодателям”  имущества  предъявляют требования о государственной  регистрации  в  качестве  предпринимателей, а к “подрядчикам”  -  нет,  хотя  по  признакам  предпринимательства, указанным  в  ст.  2  ГК РФ,  их  деятельность  часто совпадает.

    Почти  каждый  гражданин заключает в  год несколько гражданско-правовых  сделок  с  элементом  прибыли.  Как правило, доход выражается в  незначительных  суммах, которые  один гражданин (организация) выплачивает другому сразу по окончании работ наличными. Если требования о регистрации понимать  буквально, то необходимо сразу и заранее  все дееспособное население зарегистрировать как предпринимателей и обязать вести учет. Последствия  такого допущения очевидны: с одной стороны, теряется  смысл  гипертрофированного понятия  “предприниматель”, отождествляемого с гражданином (или наоборот), с  другой стороны, норма  закона  не  обеспечивается практической возможностью ее реализации.  Гражданину  нет  смысла  терять  ради  небольшого  дохода  время и  средства  на  регистрацию,  поэтому  огромное  большинство  мелких  доходов  граждан,  особенно  по  договорам  между  собой  (устным  сделкам  в  особенности),  будет  оставаться  неучтенным,  количество  “нарушителей  закона”  станет  астрономическим,  а  работу  судов  можно  существенно  затруднить  огромным  числом  дел  по  требованиям  налоговых  органов  о  признании  сделок  граждан  недействительными  по  формальным  признакам.