Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административного и финансового права
Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации
Дипломная работа
Допускается к защите
Зав. кафедрой
Иваново 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в РФ...9
§ 1. Понятие главы муниципального образования, его место в
системе органов местного самоуправления………………………………….9
§ 2. Порядок избрания. Вступление в должность. Порядок освобождения
от должности………………………………………………………
§ 3. Ответственность главы муниципального образования………………...32
Глава 2. Компетенция главы муниципального образования в РФ………....44
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Введение.
Муниципальная реформа 90-х годов XX столетия стала одной из важнейших составляющих широкого круга преобразований в Российской Федерации. Нельзя не согласиться с выводом А.С. Бурмистрова о том, что в процессе ее проведения был накоплен значительный опыт реорганизации власти на местах, произошло становление новых специфических институтов муниципального права, развились юридические средства защиты прав граждан в сфере местного самоуправления. В то же время формирование местного самоуправления оказалось и остается одной из весьма трудных задач политической реформы и обновления государственности в России.
Несмотря на значительный исторический период своего развития, российское местное самоуправление не имеет четко определенных понятий. Подтверждением тому является большое количество публикаций, объясняющих сущность местного самоуправления. В то же время юридически грамотное определение местного самоуправления имеет принципиальное и ключевое значение для определения всего российского нормативного правового поля, связанного с вопросами местного значения.
Отдельными российскими юристами конца XX века отмечается, что природа современного местного самоуправления не может быть однозначно определена, так как затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от государственных. То есть местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования.[1]
Результатом многолетней работы по организации местного самоуправления в XX веке в европейских государствах стало принятие в 1 985 г. в форме конвенции Европейской хартии местного самоуправления. Хартия обобщила европейский и мировой опыт, восполнила пробелы в нормативах по определению и защите прав местных органов власти, которые ближе всего к населению, и в представлении населению возможности активного участия в принятии решений, затрагивающих его повседневную жизнь.
Хартия определяет понятие местного самоуправления как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.[1]
Несколько иное положение с определением сущности местного самоуправления в российском законодательстве. Так, в Законе РСФСР, принятом 6 июля 1991 г., в ст. 1 определялось, что «местное (территориальное) самоуправление в РФ — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций и законов республик в составе РФ».
В ст. 2 определялась система местного самоуправления, которая включала в себя:
— механизм осуществления местного самоуправления: через представительный орган власти — местные Советы народных депутатов; соответствующие органы управления — местную администрацию; местный референдум, собрания (схода) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии; а также органы территориального общественного самоуправления населения;
— территорию осуществления местного самоуправления — район, город, районы в городах, поселки. Сельсоветы, сельские населенные пункты; порядок образования, упразднения, объединения; установления их границ и возможность им объединяться в ассоциации.
В декабре 1993 г. на всероссийском референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, ст. 130 которой определяла, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Статья 132 дополняла, что «органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств».
В октябре 1994 г. в Санкт - Петербурге Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств приняла декларацию «О принципах местного самоуправления в Государствах Содружества». Статья 1 данной Декларации устанавливает, что «под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законом государства». Какого-либо определения «системы» здесь уже не дается.
В 1995 году Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Часть 1 ст. 2 определяет, что «местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». То есть российский законодатель, как об этом говорит Е.С. Шугрина, не определил природу местного самоуправления. Субъектом определил местное население, предметом — самостоятельную и под свою ответственность деятельность местного населения по решению вопросов местного значения.
11 апреля 1998 года, спустя двенадцать лет после принятия Европейской хартии местного самоуправления, она была ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации, и 1 сентября 1998 года вступила в силу на территории Российской Федерации.[1] Официальный перевод документа несколько отличается от названной выше «русской версии». Здесь под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и е интересах местного населения». И, хотя вызывает недоумение различный перевод в официальном русском тексте Европейской хартии одной и той же французской фразы «des affaires publiques» с французского на русский язык (в первом случае в 4 абзаце преамбулы как «государственные дела», а в ст. 3 как «публичные дела»), для нас остается главным то, что европейский законодатель приоритет в способности и ответственности за дела возлагает на органы местного самоуправления, а российский законодатель на население муниципального образования.
Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах opгaнизании местного самоуправления в Российской Федерации» представляет широкие возможности caмoopганизации муниципальных образований. Они устанавливают свободу выбора opганизационныx структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях. Документом, закрепляющим opгaнизационную структуру муниципального образования, является его устав.
К сожалению, практика дает очень мало примеров соблюдения этого правила. Более того, законы субъектов Российской Федерации в ряде случаев слишком жестко определяют структуру органов местного самоуправления, не учитывая сказанное на этот счет в Федеральном законе.
Должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период, когда идет реформа местного самоуправления, кристаллизация его форм, когда с трудом преодолеваются не заслуживающие уважения многолетние традиции и когда, кстати сказать, требуется особое внимание к сохранению ценных правил и обычаев, необходим авторитетный выборный руководитель[1]. Именно такую должность предусматривает Федеральный закон. Но если Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года оставлял решение вопроса о целесообразности ее введения за самим муниципальным образованием, то аналогичный закон 2003 года предусматривает должность главы муниципального образования как обязательную.
Необходимость рассмотрения правового положения главы муниципального образования объясняется тем, что отечественная практика организации муниципальной власти, как правило, идет по пути наделения главы муниципального образования полномочиями по осуществлению исполнительной власти на территории муниципального образования. Нередко именно глава муниципального образования возглавляет исполнительный орган местного самоуправления.
Все это подчеркивает актуальность настоящей темы работы, для раскрытия которой необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общеправовой статус главы муниципального образования – его понятие, порядок замещения должности, срок полномочий, основания и порядок их прекращения;
- охарактеризовать компетенцию главы муниципального образования, проанализировать наиболее типичные варианты ее закрепления в уставах муниципальных образований.
При рассмотрении этих вопросов я основывалась как на нормативном материале (Конституции РФ, Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года и от 6 октября 2003 года, нормативно - правовых актах Ивановской области и других субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований), а также исследованиях отечественных правоведов, таких как Н.С. Бондарь, В.И. Васильев, О.Е. Кутафин, Иванченко А.В., Пискотин М.И. и др.
Глава 1. Общеправовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации.
§1. Понятие главы муниципального образования, его место в системе органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Норма этого пункта диспозитивна, поэтому в одном муниципальном образовании глава может быть, а в другом сочтут, что такая должность не нужна.
Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Термин "глава муниципального образования" был введен в оборот Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До появления данного акта были распространены понятия "глава местной администрации", "глава местного самоуправления". Причем ни одно из них не имело четкого толкования. С одной стороны, можно было предполагать, что это тождественные понятия. С другой — что наименование зависит от способов вступления в должность: если лицо избиралось населением, его следует именовать главой местного самоуправления, в случае назначения — это глава местной администрации. Наконец, конкретные реалии позволяли провести и иное разграничение: в границах территорий, где представительные органы не создавались, действовал глава местного самоуправления; там, где представительный орган функционировал, исполнительный орган возглавлял глава местной администрации.
В Указе Президента Российской Федерации от 26 октября 1993г. №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ», утвердившем Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы[1], содержались оба вышеназванных
В период действия Закона "О местном самоуправлении в РСФСР" существовало два основных способа приобретения полномочий главами администраций. Первый — их избрание. Организация и порядок выборов регулировались Законом "О выборах главы администрации" от 24 октября 1991 г.[2] В силу обстоятельств, главным образом политической ситуации, выборы руководителей исполнительной власти местного самоуправления носили в сущности единичный характер. Подавляющее большинство глав администраций назначались вышестоящими руководителями исполнительной власти. Данная процедура устанавливалась в Указе Президента РФ от 25 ноября 1991 г.[3] "О порядке назначения глав администраций". Названный акт предусматривал также порядок согласования кандидатуры на должность главы администрации с соответствующим местным Советом. Процедура получения одобрения Совета была упрощена до предела. Для этого нужно было получить поддержку более половины депутатов, присутствующих на сессии местного представительного органа. Если Совет отклонял предложенную кандидатуру, вышестоящий руководитель исполнительной власти вправе был внести отвергнутую кандидатуру на повторное рассмотрение или назначить кандидата на должность исполняющего обязанности главы местной администрации сроком на один год. Впоследствии порядок назначения глав местных администраций регламентировался Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г.[1] "О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации". Данный Закон сохранял процедуру назначения вышестоящими главами администраций нижестоящих руководителей исполнительной власти. Однако теперь такое назначение могло состояться только при условии принятия соответствующим местным Советом решения, предлагающего главе вышестоящей администрации произвести назначение главы местного исполнительного органа.
С принятием в августе 1995 года Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утвердился единственный способ вступления в должность глав муниципальных образований — путем их избрания. Закон предусматривает два варианта выборов: 1) гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава в соответствии с уставом муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и даже председательствовать на заседаниях (модель, имеющая широкое распространение в Российской Федерации)[2].
На практике в большинстве случаев главы избираются населением муниципальных образований напрямую, минуя посредников в лице представительных органов местного самоуправления. Избранный гражданами непосредственно глава самоуправляющейся территории отвечает типу руководителя, получившему в зарубежной (главным образом, американской) литературе наименование "сильный мэр". Приобретение полномочий у населения служит весомым аргументом во взаимоотношениях главы муниципального образования с соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Вместе с тем положение об обязательности избрания глав муниципальных
образований иногда подвергается сомнению и даже отвергается. Например, в Республике Удмуртия 17 апреля 1996 г. был принят Закон "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", в котором устанавливалось, что главы районов, городов назначаются и освобождаются от должности президиумом Государственного Совета Республики по представлению Председателя Правительства. Конституционный Суд Российской Федерации признал данное положение республиканского закона несоответствующим Основному закону страны и отменил его[1].
Анализируя законодательство субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, авторы Комментария к Федеральному закону от 28 августа 1995 г. отмечают, что нередко организационно-структурные модели местной власти определяются, причем в самом жестком варианте, не населением, не уставами муниципальных образований, а законодательными актами краев, областей и т. д. Например, в Законе "О местном самоуправлении в Вологодской области" указано, что глава местного самоуправления становится таковым, если он является главой администрации и занимает эту должность в силу избрания председателем соответствующего местного представительного органа[2]. Таким образом, статусом руководителя местного самоуправления наделяется должностное лицо, совмещающее правомочия главы исполнительного и представительного органов власти. Совершенно очевидно, что любая многовариантность в силу такого положения дел исключена.
В ст. 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. определяется понятие главы муниципального образования. Это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Сложный вопрос – правовой статус главы муниципального образования, его взаимоотношения с другими органами местного самоуправления. И сложность эта обусловлена расплывчатостью и неопределенностью формулы Федерального закона (п.1 ст. 16) о том, что глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления.
При характеристике статуса главы муниципального образования следует принимать во внимание признаки выборного должностного лица местного самоуправления, сформулированные в ст. 1 данного Закона. Они дополняют "портрет" главы муниципального образования еще двумя чертами. Это лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления, а также наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения[1]. Целесообразно было бы отметить еще одно принципиальное качество главы муниципального образования: он является высшим должностным лицом в муниципальном образовании, символизируя собой местную власть.
В пользу этого говорят два основных обстоятельства.
Во-первых, нормативное закрепление объема и характера полномочий главы муниципального образования.
Во-вторых, совмещение им должностей руководителя представительного и исполнительного органов местного самоуправления и как следствие увеличение объема принадлежащих ему полномочий. Зачастую такое совмещение порождает неопределенность законодательной формулы "глава возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления". В ряде случаев вообще говорится, что глава руководит всей системой органов местного самоуправления в границах соответствующего муниципального образования.
Такая модель организации местной власти имеет право на существование, но только как один из вариантов решения вопроса, поскольку в случае ее реализации самостоятельность местного представительного органа остается под сомнением.
Более предпочтительным выглядит другой путь, когда глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления. При таком варианте функциональная роль представительного органа и администрации просматривается более четко.
Следует обратить внимание на то, что должность главы может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Иными словами, законодатель не навязывает ее учреждение в обязательном порядке.
Наименования главы муниципального образования определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации. Однако следует отметить некоторые общие тенденции. В городских муниципальных образованиях глава обычно именуется мэром, а в сельских районах - главой района.
Срок полномочий главы муниципального образования также определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации. Срок полномочий глав местного самоуправления, как правило, составляет четыре года, в шести субъектах Федерации — два года, в семи — пять лет.
Изменить срок полномочий главы муниципального образования также можно только после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления.
В принципе нижние и верхние границы срока полномочий выборного должностного лица можно определить, опираясь на федеральное законодательство о местном самоуправлении и о выборах. Так, согласно ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г., срок полномочий главы, как и депутата, не может быть менее двух лет.Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10 2003 года дублирует положение предыдущего закона. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает максимальный срок деятельности выборного должностного лица — пять лет. Так, согласно Уставу г. Иваново глава города избирается сроком на 5 лет.
Срок полномочий глав муниципальных образований, избираемых представительным органом местного самоуправления из своего состава, равен сроку полномочий этого органа.
Руководители районов, городов вступают в должность не позднее срока, определенного уставом муниципального образования. До этого момента ранее избранные главы осуществляют свои полномочия. Исключения составляют случаи досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Решение об изменении срока полномочий применяется только к должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.[1]
Глава муниципального образования, как правило, осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Широкий круг вопросов, решаемых им, делает практически невозможным совмещение этой должности с другой основной работой, за исключением случаев, установленных законом.
Так, в соответствии со ст. 42 (ч. 3) Устава г. Иванова (Положения о городском самоуправлении) от 8 апреля 1996 г. деятельностью городской администрации руководит Глава города - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории г. Иванова.[2]
В последние годы постоянно возникает проблема и идут поиски правовых решений вопроса о количестве и порядке отсчета сроков возможного замещения подряд соответствующей выборной должности.
В 2001 году «вопрос о сроках» обсуждался относительно высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, особенно остро он, стоял перед президентом Республики Якутия.
Если в отношении руководителей регионов в вопросе о количестве сроков возможного замещения подряд выборной должности одним и тем же лицом правовая неясность в настоящее время устранена, то тот же вопрос относительно глав муниципальных образований на сегодняшний день остается открытым.
Рассмотрим, как урегулирован «вопрос о сроках» в отношении глав муниципальных образований на примере Московской области.
Как отмечалось выше, наличие выборной должности главы муниципального образования, его статус и полномочия закрепляются и регулируются уставом муниципального образования. Было бы логично в соответствующем разделе устава муниципального образования урегулировать вопрос о количестве сроков возможного замещения подряд выборной должности главы муниципального образования одним и тем же лицом, указав порядок действия данной нормы.
Однако в уставах большинства муниципальных образований Московской области этот вопрос даже не упоминается (см., например, уставы городов Московской области: Щербинка, Подольск, Климовск, Чехов, Серпухов и др.).
Посмотрим, как регулируется «вопрос о сроках» в отношении глав муниципальных образований на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.
В настоящее время федеральным законом этот вопрос непосредственно не урегулирован. Имеется лишь проект Федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в РФ», внесенный депутатами — членами Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и находящийся недоработке в согласительной комиссии. В пункте 4 статьи 7 данного проекта сказано, что уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть ограничена возможность для одного и того же лица быть избранным выборным лицом местного самоуправления более двух сроков подряд.
Кроме проекта федерального закона об основах статуса выборного лица местного самоуправления федеральным законодательством установлены принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления, к которым возможно отнести выборного главу местного самоуправления[1] и воспользоваться данными принципами. Однако имеющиеся принципы конкретно не затрагивают «вопрос о сроках», а толковать их можно очень широко. Например, при научном толковании принцип разделения властей становится менее контрастным, чем ниже уровень власти[2]. Кроме того, официального толкования по «вопросу о сроках» в отношении глав муниципальных образований не было.
Возможно, федеральный законодатель считает «вопрос о сроках» относительно глав муниципальных образований вопросом местного значения, который должен решаться на нижестоящем уровне власти. Такой вывод можно сделать из приведенной выше нормы проекта федерального закона об основах статуса выборного лица местного самоуправления. Хотя в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации федеральный законодатель счел нужным решить этот вопрос на федеральном уровне[3].
- Правовой статус главы муниципального образования. Порядок избрания и полномочия
- Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах
- Правовой статус государственных служащих в органах внутренних дел Российской Федерации
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица
- Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
- Правовой режим супругов
- Правовой режим уставного капитала акционерного общества
- Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"
- Правовой статус безработного
- Правовой статус безработного
- Правовой статус главы администрации
- Правовой статус главы государства в зарубежных странах