Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Братске

Кафедра юриспруденции

 

Специальность «Юриспруденция»

Специализация «Гражданско-правовая»

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Заведующий кафедрой: к.э.н., доцент О.В. Горбач

Нормоконтролер: преподаватель Е. А. Гудова

Руководитель

дипломной работы: к.э.н., доцент О.В. Горбач

Студент: гр. Юр-04 Е.С. Дубровин

 

 

 

 

 

Братск, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1.1 Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве

1.2 Соотношение понятий: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства

1.3 Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства

2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя

2.2 Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах

2.3 Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1 Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя

3.2 Использование индивидуальным предпринимателем контрольно кассовой техники

3.3 Индивидуальный предприниматель как работодатель

3.4 Правовая ответственность индивидуального предпринимателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


ВВЕДЕНИЕ

 

Российская экономика, совершая переход к рынку, имела предельно монополизированную экономику. На протяжении многих десятилетий строились заводы-гиганты, создавались комбинаты, производственные, торговые и иные объединения. Закрывались или объединялись малые предприятия, свертывалась ремесленная деятельность. Господствовала экономическая теория, о якобы более высокой эффективности труда при концентрации производства и капитала. Выход монополистических предприятий на свободный рынок с отпущенными ценами привел к серьезным негативным последствиям. Скрытая инфляция, имевшая место в нашей стране в прошлом перешла непосредственно в денежную инфляцию, за которой последовало снижение объемов производства.

Предприятия монополисты, доставшиеся России после «развала» Советского Союза, оказались не способны конкурировать с вековой европейской рыночной экономикой сначала на международном рынке товаров, работ, услуг, а за тем и на собственном. В результате чего на Российский рынок в неограниченном количестве хлынула импортная продукция, окончательно погубив отечественного производителя.

Противовес крупным предприятиям монополистам может ставить лишь широкое развитие малого предпринимательства. Это давно поняли в странах с рыночной экономикой, где вокруг крупных и средних предприятий сложилась сеть малых предприятий с гибким быстро переналаживаемым производством. Именно малые предприятия могут весьма оперативно реагировать на изменения рыночной системы, полнее удовлетворять личные нужды заказчиков. Сеть малых предприятий, дополненная индивидуальным предпринимательством, и составляет систему малого предпринимательства, поддерживающую свободную конкуренцию на рынке товаров и услуг.

В последние годы значение малого предпринимательства усилилось и в России, хотя количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с другими странами пока мало. В последнее время в России функционирует около одного с половиной миллиона малых предприятий.

Среди субъектов малого предпринимательства немалую долю составляют ИП (индивидуальные предприниматели), причем заметна тенденция к увеличению этой доли.

Помимо экономической функции малое предпринимательство играет в обществе значительную социальную роль, поглощая высвобождающиеся из других сфер трудовые резервы.

Учитывая необходимость дальнейшего развития и расширения данного сектора экономики для ускорения проводимых в стране экономических и социальных преобразований, Государственным советом Российской Федерации 19 декабря 2001 года была рассмотрена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Данная концепция предусматривает дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, упрощение действующих систем налогообложения и процедуры предоставления налоговой отчетности, что позволит создать более благоприятные условия для ускоренного развития малого предпринимательства и повышения благосостояния, занятых в этой сфере деятельности граждан.[1]

На базе данной концепции 6 июля 2007 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон установил ряд целей стоящих перед государством в области развития малого и среднего предпринимательства в России. В соответствии со статьей 6 данного закона, основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) Увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) Обеспечение занятости населения;

7) Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[2]

Кризис стремительно и беспощадно обесценил нефтяные и иные сырьевые активы, поставив Россию перед новой суровой реальностью. Внезапный сбой в простеньком сырьевом устройстве экономики страны грозит дестабилизацией всего общества. Это заставило власти впервые всерьез озаботиться угнетенным состоянием, в котором привычно существует российский сектор малого предпринимательства. Большие надежды связываются теперь с тем, что именно сектор малого предпринимательства, которым до сих пор доставались лишь благие намерения, станут в нынешнее лихолетье спасительным генератором рабочих мест и ограничителем нарастающей бедности. Пока же на их предприятиях заняты 8,5 млн. человек – каждый седьмой трудоспособный. К этой цифре следует добавить 2,5-3 млн. индивидуальных предпринимателей. Для такой страны как Россия это весьма скромные показатели, а, значит, есть гигантский потенциал роста. По утверждению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, доля населения страны, занятого в малом бизнесе, к 2020 году должна составить 60-70 процентов. А министр экономического развития Эльвира Набиуллина полагает, что результатом первых антикризисных мер в сфере малого и среднего предпринимательства должно стать появление до конца 2009 года 500 тыс. новых рабочих мест.

Власти рассчитывают, что именно сектор малого предпринимательства станет спасительным генератором рабочих мест.

В текущем году на финансирование региональных программ поддержки малого предпринимательства из федерального бюджета уже выделено 10,5 млрд. рублей – не много по сравнению с крупномасштабными спасательными операциями в финансовой сфере, но все же втрое больше прошлого года. Увеличили объемы поддержки и сами регионы. Однако основная часть выделяемых средств по-прежнему уходит на субсидирование нереально высоких процентов по кредитам и займам – ведь базовая для них ставка рефинансирования ЦБ РФ за последние 12 месяцев поднималась семь раз, достигнув 13 процентов. По мнению председателя Совета Федерации и лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, следует ввести верхнюю границу по кредитам для малого бизнеса, ограничив ее 3-5 процента от ставки рефинансирования.

В ходе Всероссийского форума по развитию малого и среднего предпринимательства Владимир Путин выступил с новыми важными инициативами в поддержку малого предпринимательства. В частности, премьер предложил вдвое увеличить порог расчета по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий – до 60 млн. рублей их годового оборота.

Так, региональные гарантийные фонды, предназначенные для поддержки малого и среднего предпринимательства, будут пополнены 15 миллиардов рублей – дополнительно уже к выделенным 3,5 миллиардам.

По моему мнению, мировой экономический кризис существенно ударил по экономике России, не смотря на это в России, наблюдается качественное и жизненно необходимое изменение федерального законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Возникший экономический кризис стал своего рода «мотиватором» в решении давних проблем связанных с несовершенством законодательства.

То, на сколько субъекты малого предпринимательства способны на данном этапе экономического и правового развития России существовать и развиваться в сфере рыночной экономики является одним из решающих факторов в обеспечении безопасности экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Исходя из этого правовой статус малого предпринимательства и неотъемлемая его часть – институт индивидуального предпринимательства имеет существенное значение в сфере экономического развития России и обеспечения национальной безопасности.

При написании дипломной работы автор ставит перед собой следующие задачи: раскрыть сущность статуса индивидуального предпринимателя; осветить вопросы приобретения и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя; а также ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение действующего законодательства.


1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

1.1 Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве

 

Одним из ключевых в гражданском и предпринимательском праве, по мнению автора Тихомирова М.Ю является понятие предпринимательская деятельность, которое имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективных предпринимателей (юридических лиц). В настоящее время нормативное определение этого понятия содержится в абзаце 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что физические лица и коммерческие организации по общему правилу, участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[3]

Данное определение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательскую деятельность от других видов деятельности граждан и юридических лиц. Такое отграничение имеет большое практическое значение, поскольку с наличием или отсутствием в конкретной деятельности признаков предпринимательства связано возникновение или прекращение определенных правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства. В юридической литературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации. В соответствии со статьей 2 ГК РФ можно выделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской. При этом законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.

1. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

3. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск.

4.                  Систематический характер деятельности.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дает определение ее, участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, то есть приобретшие соответствующий гражданско-правовой статус.[4] Следует полагать, что слово «зарегистрированные» в данном случае необходимо толковать расширенно.

Это означает государственную регистрацию лица в качестве предпринимателя. Факт государственной регистрации образует полноправного субъекта предпринимательского права. С этого момента предприниматель наделяется совокупностью прав и обязанностей, необходимых для участия в предпринимательской деятельности, и выступает в качестве самостоятельного участника в гражданском обороте, в административных, налоговых, трудовых и иных правоотношениях. С 01.07.2002 государственная регистрация юридических лиц в РФ стала осуществляться по правилам, установленным ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при государственной регистрацией юридических лиц. При их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Для начала предпринимательской деятельности может быть недостаточно факта государственной регистрации лица в качестве предпринимателя. Для того, чтобы приступить к осуществлению тех видов деятельности, которые являются в соответствии с законодательством лицензируемыми, предпринимателю необходимо получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение такой лицензионной деятельности органе. В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со ст. 17 ФЗ от 08.08.200 «О лицензировании отдельных видов деятельности».[5]

Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности подразумевает, прежде всего то, что физическое или юридическое лицо – предприниматель участвует в гражданском обороте лично, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Так же, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет те направления и способы осуществления своей деятельности, которые ему более приемлемы. Индивидуальный предприниматель принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет, реализует право на судебную защиту и самозащиту своих прав. Незаконное ограничение самостоятельной деятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица не допускается и может повлечь за собой в плоть, до уголовной ответственности по правилам статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск. Рискующий предприниматель при решении каких-либо задач не может однозначно предвидеть, добьется он успеха или нет, получит прибыль или понесет убытки.[6]

Риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст. 929 ГК РФ), а также другие страховые риски, т.е. предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности. Кроме того, предприниматель несет инновационные и инвестиционные риски в виде возможности неполучения заказанного проекта или объекта, валютные и кредитные риски, а также технические и моральные риски, в которых денежные потери могут оказаться не самыми важными.[7]

Последним признаком является Систематический характер деятельности.

Следует согласиться с мнением автора О.М. Олейникова, что системность осуществления деятельности должна пониматься как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое. Системность иногда пытаются описать через количественные параметры, что вряд ли правильно, поскольку невозможно серьезно обосновать утверждение о том, что две операции или сделки – это еще не система, а три – образуют требуемое состояние. Поэтому системность операций нужно толковать как их единство, неразрывность, охваченность единой целью. Прибылью в целях определения налога на прибыль организаций[8] признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, с учетом особенностей для отдельных видов организаций, указанных в ст. 248 НК РФ. Прибылью индивидуальных предпринимателей, согласно ст. 210 НК РФ, условно можно считать их доходы, уменьшенные на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ, хотя налоговое законодательство России и не употребляет понятие прибыль применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц. Особенности определения прибыли (доходов) юридических и физических лиц, действующих в условиях специальных налоговых режимов, определяются НК РФ.

Как и юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектами гражданского и торгового права многих современных государств. Например, во Франции это значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в свою очередь, составляют около 90 процентов участников рынка. Индивидуальные предприниматели вправе иметь предприятия (объекты прав), быть участниками полных и коммандитных товариществ. Индивидуальными предпринимателями могут быть не только граждане Франции, но также иностранцы и лица без гражданства.

По Единообразному торговому кодексу США 1962 г. индивидуальный предприниматель определяется как индивидуальная собственность. Предпринимателем является тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий.

В Китае формы предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица урегулированы Общими положениями гражданского права КНР. Данные положения вступили в силу с 01.01.1987 Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, называется индивидуальным торгово-промышленным предприятием, действующим в сфере промышленности и торговли в пределах, разрешенных законодательством, после получения разрешения и регистрации согласно закону. Граждане, ведущие товарное хозяйство в деревне, называются подрядным хозяйством. Формой предпринимательства граждан, не связанной с образованием юридического лица, является также артель – объединение двух и более граждан, которые в соответствии с договором предоставляют денежные, материальные, технические средства и т.п., участвуют в ведении дел, совместно трудятся.[9]

Гражданский Кодекс Российской Федерации п. 1 ст. 2 содержит понятие предпринимательская деятельность, субъектами которой могут быть граждане и юридические лица. В ст. 23 ГК РФ, которая называется Предпринимательская деятельность гражданина, содержание этого понятия, не раскрывается. В п. 1, 2 данной статьи установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации этого хозяйства в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.[10] Таким образом, здесь определен лишь момент, с которого возникает право гражданина на индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляют юридические основания для того, чтобы дать общее определение предпринимательской деятельности гражданина.

Предпринимательская деятельность гражданина – самостоятельная деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг без образования юридического лица.[11]

Индивидуальным предпринимателем по российскому законодательству может быть гражданин. Гражданский Кодекс использует термин гражданин для обозначения любого физического лица – субъекта гражданского права. В гражданских правоотношениях в качестве физических лиц выступают не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства.[12]

Формально-юридические определения соответствующих понятий установлены ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданами Российской Федерации являются:

а) Лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 01.07.2002);

б) Лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.[13]

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут, обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет, прежде всего, о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами.[14] Сфера же предпринимательства для иностранных граждан и лиц без гражданства в России является в основном открытой.

Таким образом, стоит выделить первый признак индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: в таком качестве в равной мере могут выступать граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства.

Данное положение касается не всех физических лиц. Гражданин (физическое лицо) для участия в гражданских правоотношениях, в том числе и в сфере предпринимательства, должен обладать правосубъектностью, то есть определенными качествами, необходимыми для того, чтобы иметь права и нести, обязанности предусмотренные нормами соответствующей отрасли права. В отличие от юридических лиц, гражданская правосубъектность которых связана с наличием правоспособности, гражданская правосубъектность физических лиц определяется не только с их правоспособностью, но и с дееспособностью.

Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.[15] Содержание правоспособности гражданина в общем, виде определено в статье 18 Гражданского кодекса Российской Федерации: граждане могут иметь имущество на праве собственности. Могут наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской или любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

По мнению автора Е. С. Гречихо содержание гражданской правоспособности не ограничивается перечнем прав, установленных в ст. 18 ГК РФ. В данной статье названы лишь наиболее важные, с позиций законодателя, права и обязанности. Гражданину может принадлежать и множество других имущественных и личных неимущественных прав, прямо не запрещенных правовыми актами и не противоречащих общим началам гражданского права. Например, вместе с индивидуальной предпринимательской деятельностью гражданин может заниматься и иными видами деятельности (трудовой, творческой и др.), не запрещенными законом, совершать любые сделки, не противоречащие законодательству. [16]

Поэтому правоспособность гражданина, является общей, и не ограниченной. Она может быть ограничена только в случаях и порядке, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК РФ). Примером подобных ограничений общего характера может служить установление в ГК РФ границ дозволенного поведения при осуществлении гражданских прав. Так, не допускаются действия граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах. Не допускаются использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Примером более частных ограничений правоспособности гражданина является ограничение коммерческой правоспособности индивидуального предпринимателя, о чем подробнее будет сказано ниже.

Обладая гражданской правоспособностью, любой гражданин имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность. Но не всякий гражданин способен реализовать это право. Для самостоятельной реализации всего объема правоспособности гражданин должен обладать таким правом, как дееспособность.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в частности статья 21 дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Наиболее важным и существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность гражданина самостоятельно заключать сделки, то есть сделкоспособность и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность, то есть деликтоспособность. В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести, обязанности закон предусматривает возраст.[17]

Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации