Правовой статус налоговых агентов
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Особенности правого статуса налоговых агентов |
8 |
|
8 |
|
23 |
Глава
2. Особенности правового |
33 |
2.1. Налоговый агент как субъект налоговой ответственности |
33 |
2.2. Уголовная ответственность налоговых агентов за неисполнение обязанностей |
42 |
Заключение |
53 |
Список использованной литературы |
56 |
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда и везде сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Процесс
уплаты налогов и сборов включает
в себя множество стадий и затрагивает
не только налогоплательщиков, но и
другие субъекты. Привлечение к уплате
налогов, помимо налогоплательщиков, иных
лиц вызвано стремлением
Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в надлежащий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поручения налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.
Одним
из ключевых участников отношений по
взиманию налогов выступают налоговые
агенты, на которых возлагаются
Конструкция понятия налогового агента - особая, влекущая возникновение правоотношений между тремя лицами: государством, налогоплательщиком и налоговым агентом. Налоговый агент, будучи участником гражданского оборота, со своими собственными интересами, выступает в данных отношениях на стороне фискальных органов, что порождает двойственность его положения: обязанность действовать в одних интересах при одновременном наличии стремления действовать в интересах других. Таким образом, нарушения обязанностей налогового агента встречаются не реже, чем обязанностей налогоплательщика и появление данной статьи следует признавать закономерным.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по перечислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Причина
появления налогового агента - отсутствие
должной степени контроля за непосредственным
налогоплательщиком со стороны государства,
либо отсутствие у такого налогоплательщика
необходимых служб (например, бухгалтерии),
обеспечивающих правильное исчисление
и уплату налога. Налоговый агент – фигура,
более связанная с государством обязанностями
по учету своей деятельности, более подвержена
фискальному контролю, поэтому возложение
на него функции по исчислению, удержанию
и уплате налога со своих контрагентов
является оптимальной формой получения
налогов с непосредственных налогоплательщиков2.
Долгое время регламентация правового статуса налогового агента сводилась лишь к закреплению отдельных обязанностей. Целостного регулирования, подразумевающего установление прав, особенностей его правового положения, не было. Теперь положение изменилось, и Налоговый кодекс Российской Федерации3 в ст. 24 устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых "возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации».
Актуальность темы работы обусловлена тем, что несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания прямых и косвенных налогов, проблемы, связанные с их правовым статусом остаются все еще малоизученными. Это объясняется недостаточной определенностью в законодательстве о налогах и сборах их прав и обязанностей.
Кроме
того, в декабре 2003 года уголовное
законодательство было дополнено новой
статьей, предусматривающей
Актуальность темы подчеркивается также тем, что налоговые преступления опасны тем, что их совершение влечет непоступление денежных средств в бюджет государства. Это может произойти как по вине налогоплательщика, так и по вине налогового агента, так как они являются одними из ключевых участников отношений по взиманию налогов, на них возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующих сумм налога в бюджет. Их участие в механизме налогообложения, в первую очередь, вызвано обеспечением эффективного налогового администрирования и удобством налогообложения.
Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 199.1, предусмотревшей ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента - частный случай уклонения от уплаты налогов, когда обязанность по уплате налога возложена не на налогоплательщика, а на налогового агента, причем субъектом преступления является налоговый агент (например, гражданин-работодатель) или лицо, действующее или обязанное действовать от имени налогового агента (например, руководитель или главный бухгалтер организации – работодателя)5.
Проблема правового положения налоговых агентов, а также привлечение их к ответственности за неисполнение установленных налоговым законодательством обязанностей, актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования – отношения, возникающие по поводу реализации прав и обязанностей налоговыми агентами.
Предметом исследования являются налоговые агенты.
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать содержание и особенности правового статуса налогового агента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержания понятия «налоговый агент»;
- охарактеризовать содержание прав и обязанностей налогового агента;
- проанализировать возможность принуждения налогового агента к исполнению своих обязанностей;
- выявить и рассмотреть
Теоретическую основу дипломной работы составили труды авторов: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, А.П. Зрелова, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, Л.П. Попова, И.Н. Соловьева, Н.И. Химичевой, И.И. Янжула, и др.
Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, включая Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с участием налоговых агентов в механизме налогообложения. Кроме того, в диссертации использовались решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также федеральных арбитражных судов округов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая
глава носит теоретический характер
и посвящена анализу
Во
второй главе выявлены особенности
правового регулирования ответственности
налоговых агентов, при этом рассмотрены
основания ответственности налоговых
агентов за неисполнение своих обязанностей.
Глава 1. Особенности правого статуса налоговых агентов
- Правовой статус налоговых агентов
В налоговых отношениях участвует большое количество субъектов: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, банки, налоговые органы, сборщики налогов, органы регистрации. Некоторые из них реализуют свой собственный интерес, другие - действуют в пользу других лиц, то есть реализуют агентские функции. Конструкция понятия налогового агента - особая, влекущая возникновение правоотношений между тремя лицами: государством, налогоплательщиком и налоговым агентом. Налоговый агент, будучи участником гражданского оборота, со своими собственными интересами, выступает в данных отношениях на стороне фискальных органов, что порождает двойственность его положения: обязанность действовать в одних интересах при одновременном наличии стремления действовать в интересах других
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по перечислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Причина появления налогового агента - отсутствие должной степени контроля за непосредственным налогоплательщиком со стороны государства, либо отсутствие у такого налогоплательщика необходимых служб (например, бухгалтерии), обеспечивающих правильное исчисление и уплату налога.
Налоговый агент - фигура, более связанная с государством обязанностями по учету своей деятельности, более подвержена фискальному контролю, поэтому возложение на него функции по исчислению, удержанию и уплате налога со своих контрагентов является оптимальной формой получения налогов с непосредственных налогоплательщиков6.
Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физические лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Перечисление сумм налога на доходы физических лиц за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай, в остальных случаях налоговыми агентами являются организации.
Организация или физическое лицо могут быть признаны налоговым агентом, только если являются источником выплаты дохода в пользу налогоплательщика. Данный признак налогового агента предлагается учесть в п. 1 ст. 24 НК РФ. Теоретическое определение налогового агента может быть сведено к тому, что ими признаются организации или физические лица, являющиеся источниками выплаты доходов налогоплательщикам, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов.
Налоговые
агенты относятся к специфической
категории субъектов налоговых
правоотношений, которые, реализуя частные
и публичные интересы в сфере
налогообложения, одновременно выполняют
функции по содействию органам налогового
администрирования и
Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица в случаях, когда в соответствии с НК РФ они могут принимать от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства в уплату налогов и (или) сборов и перечислять их в бюджет.
При этом следует отметить, что общее в правовом статусе сборщиков налогов и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры обеспечения исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.
Одновременно и налоговые агенты, и сборщики налогов (сборов) являются подконтрольными субъектами со стороны налоговых органов.
Итак, основываясь на результатах анализа содержания понятия «налоговый агент», можно заключить, что налоговыми агентами являются лица, на которые возложены определенные права и обязанности как на участников налоговых правоотношений. Такими лицами могут быть как юридические, так и физические лица. При этом физические лица (в том числе и индивидуальные предприниматели) в настоящее время выступают в качестве налоговых агентов по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых ими гражданам, привлекаемым для выполнения каких-либо работ по трудовым или гражданско-правовым договорам. Основанием для заключения таких договоров являются как Гражданский Кодекс РФ, так и Кодекс законов о труде РФ, поскольку в соответствии со ст. 15 последнего в качестве работодателей могут выступать не только организации, но и физические лица.
Налоговый кодекс установил, что организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, признаются налогоплательщиками (ст. 19), а лица, на которых среди прочих возложена обязанность перечислить налог, признаются налоговыми агентами (ст. 24).
Помимо законодательного определения понятия налогового агента НК РФ также содержит подробную регламентацию положения налогового агента как субъекта налоговых правоотношений.
Вне зависимости от способа уплаты налога (непосредственно налогоплательщиком либо через налогового агента) такая уплата должна осуществляться только за счет средств (имущества) налогоплательщика. Следовательно, налогоплательщик, самостоятельно исполняющий свое налоговое обязательство, обязан изъять часть своего собственного имущества. А налоговый агент, исполняя налоговое обязательство за налогоплательщика, обязан изъять часть не собственного имущества, а "чужого" имущества (налогоплательщика).
Различие между понятиями "перечислить" и "уплатить" налог заключается в том, что налоговый агент, перечисляя платеж, передает в бюджет суммы налога, удержанные из средств налогоплательщика. "Уплата" - это передача в бюджет сумм налога из собственных средств. При этом законодатель не закрепляет за налоговым агентом обязанности уплатить налог7.
Правовой статус налогового агента и его обязанности закреплены в статье 24 НК РФ.
Рассмотрим более подробно особенности содержания правового статуса налогового агента.
Раскрытие правового статуса налогового агента предполагает как минимум установление его прав, обязанностей, а также оснований для применения к нему мер принудительного характера. Однако если в отношении содержания его прав все более или менее ясно, то об обязанностях налогового агента следует сказать особо, так как они имеют определяющее значение для выяснения его правового статуса и применения к нему мер принудительного характера за их неисполнение8.
Налоговые агенты обладает теми же правами, что и налогоплательщики (плательщики сборов):
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства РФ о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- получать копии акта налоговой проверки
и решений налоговых органов, а также налоговые
уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых
органов соблюдения законодательства
РФ о налогах и сборах при совершении ими
действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения
в полном объеме убытков, причиненных
незаконными решениями налоговых органов
или незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц и др.
Обязанности налогового агента имеют определяющее значение для выяснения его правового статуса и применения к нему мер принудительного характера за их неисполнение.
Налоговые агенты обязаны:
1)
правильно и своевременно
2)
письменно сообщать в
3)
вести учет начисленных и
4)
представлять в налоговый
5)
в течение четырех лет
Основной обязанностью налогового агента является необходимость "правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги" (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" из формулировки данной обязанности была исключена ссылка на денежный характер средств, за счет которых налоговые агенты должны исполнять свою обязанность. Представляется, что такое изменение текста не повлекло изменения смысла статьи и не привело к установлению обязанности налогового агента удерживать налог из неденежных средств хотя бы потому, что удержание должно происходить из "выплачиваемых" средств, что предполагает их денежный характер. Кроме того, удерживать необходимо не сами средства, а налог за счет этих средств, т. е., согласно ст. 8 НК РФ, "платеж, взимаемый: в форме отчуждения: денежных средств".
Следовательно, несмотря на изменения, внесенные в ст. 24 НК РФ, необходимо признать актуальность разъяснения, данного в абз. 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с этим разъяснением в случаях, "когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика"9.
При
невозможности удержать налог налоговый
агент обязан письменно сообщить
об этом в течение одного месяца
в налоговый орган по месту
своего учета. Необходимо также указать
сумму задолженности
Считаю, что данное определение необходимо дополнить условием о том, что налоговыми агентами признаются также лица, на которых возложена обязанность информировать налоговый орган о получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме. Иначе возникает очевидная неувязка: с одной стороны, лицо, не имеющее ни возможности, ни обязанности удержать и перечислить в бюджет налог из дохода, полученного в натуральной форме, в качестве налогового агента обязано сообщить о факте получения дохода в налоговые органы. С другой стороны, при получении дохода в натуральной форме обязанность удерживать и перечислять налог отсутствует, о чем сказано в п. 10 Постановления N 41/9. Следовательно, лицо, передающее налогоплательщику доход, по определению не может считаться налоговым агентом, и, значит, у него отсутствует обязанность сообщать что-либо в налоговый орган.
Среди других обязанностей налоговых агентов, перечисленных в п. 2 ст. 24 НК РФ, следует отметить обязанность вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных налогов, а также обязанность представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности.
Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.
Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.
Как правило, налоговые агенты сами являются налогоплательщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика.
Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.
В статью 24 НК РФ вносились изменения и дополнения. Здесь следует обратить внимание на два аспекта.
- Правовой статус несовершеннолетних
- Правовой статус потерпевшего по УПК РФ
- Правовой статус присяжных заседателей
- Правовой статус прокурора в гражданском процессе
- Правовой статус работодателя: понятия, содержание, виды
- Правовой статус сторон
- Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности
- Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Росии
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России
- Правовой статус коммерческих юридических лиц
- Правовой статус коммерческих юридических лиц
- Правовой статус коренных малочисленных народов
- Правовой статус крестьянского хозяйства