Правовой статус несовершеннолетних
67
ВВЕДЕНИЕ
В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. только 15% детей в России относительно здоровы.
Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих факторах:
радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;
отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой.
Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.
В подтверждение этому можно привести слова Президента В.В.Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию 3 апреля 2001 г. : "… сегодня наша нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой - неполна. Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев - так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких - групповых или ведомственных - интересов. Кроме того, много раз отмечалось: любой закон должен быть обеспечен - и организационно, и материально".
За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.
Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" . И этих противоречий немало.
Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая "свои нормы" труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.
Если соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних с данными статистики, приведенной ниже в моей работе, возникает много вопросов и один из самых актуальных – что нужно сделать, чтобы закон работал ?
Законодательство об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей нормативной базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.
Среди литературы, имеющей отношение к гражданско-правовому положению несовершеннолетних, значительное место занимает Гражданский Кодекс РФ, комментарии законов, способствующие развитию практики применения норм права. Среди авторов: Гуев А.Н.- автор постатейного научно-практического комментария норм ГК РФ и Мурзин Д.В. – составитель постатейных приложений судебной практики к ГК РФ.
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.
Изучение нового Гражданского и Семейного кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора данной темы. По моему мнению, проблематика несовершеннолетних, как особой категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.
Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.
Наиболее значимыми для своей дипломной работы считаю работы: С. Сорокина "Конвенция ООН о правах ребенка", в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права и статья этого же автора "Имущественные права ребенка", в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства. С. Бушкина в работе "Эмансипация: проблемы и перспективы" определяет группы правовых последствий объявления лица полностью дееспособным, рассматривает практику применения эмансипации, как новеллы в отечественном законодательстве.
В работе Трунцевского Ю.В. и Сумачева А.В. "Права ребенка и секс-индустрия" поднимается проблема разлагающего воздействия на несовершеннолетних безнравственной продукции.
С. Полич в статье "Охрана прав несовершеннолетних при приватизации жилья" говорит о многочисленных нарушениях жилищных прав несовершеннолетних.
До последнего времени почти не проводились исследования по проблемам гражданско-правового положения несовершеннолетних, особенно в контексте современного гражданского и хозяйственного права. Пожалуй, наиболее полно эта проблема освещена в монографии Б.В.Зыкина "Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан".
Важным источником изучения проблематики положения несовершеннолетних для меня явились материалы работы Комиссий по делам несовершеннолетних при администрации Псковской области и при администрации г. Острова и Островского района. Это - статистические данные и отчетные материалы, материалы судебной практики.
Цель данной работы состоит:
- Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;
- Выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.
Для достижения указанных целей необходимо:
1. изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
2. проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
3. рассмотреть материалы судебной практики"
4. выявить проблемы и противоречия между отраслевыми законами и практикой, через изучение и сопоставление судебной практики.
И, таким образом, ответить на вопрос – каково же в настоящее время гражданско-правовое положение несовершеннолетних в нашей стране.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
1.1 Исторические аспекты правового положения детей .
Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.
С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае "биение жезлом и сокрушение ребер".(19, с. 63) Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно ".
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями.
Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст.1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям. (19, с.59)
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей.
Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере. (19, с. 62)
Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно перестает соответствовать общественным представлениям. Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей – замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.
После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности притерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.
К 60-м годам в теории гражданского и семейного права произошли серьезные изменения и в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, на основании которых были разработаны семейные кодексы союзных республик.
30 июля 1969 года был принят Кодекс о семье и браке РСФСР. Современное правовое регулирование положения несовершеннолетних в России будет рассмотрено в параграфе 3 данной главы.
1.2. Международное и российское правовое регулирование положения детей.
Конвенция ООН о Правах ребенка.
Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.
Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". (3,с.38) В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о "несамостоятельных детях и их воспитании". Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.
Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:
"Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации — прообраз будущей Конвенции о правах ребенка в части, касающейся его воспитания в семье, а также главы 11 современного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей.
После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" (12, с.955) Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.
Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание. (24, с.38)
Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.
Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.
Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).
В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.
Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции "О правах ребенка", следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.(24, ст.39)
При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на 1999 год).
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.
Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.
Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.
Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.
Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.
Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)
Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". (2,с. 72)
Минская конвенция в отношении правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:
правоотношении родителей и детей;
порядок принятия мер по опеке и попечительству;
порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.
Таковы, в самых общих чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.
- Правовой статус потерпевшего по УПК РФ
- Правовой статус присяжных заседателей
- Правовой статус прокурора в гражданском процессе
- Правовой статус работодателя: понятия, содержание, виды
- Правовой статус сторон
- Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности
- Правовой статус судей
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Росии
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России
- Правовой статус коммерческих юридических лиц
- Правовой статус коммерческих юридических лиц
- Правовой статус коренных малочисленных народов
- Правовой статус крестьянского хозяйства
- Правовой статус налоговых агентов