Правовой статус судей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

 

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………

    1. Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
    2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

 

ГЛАВА 2. Основные положения  правового статуса судей  ……………………………………………………………………………………..

2.1. Права и обязанности   судей………………………………………………….

2.2. Неприкосновенность  судей…………………………………………………

2.3. Несменяемость судей.  Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

 

ГЛАВА 3. Элементы правового  статуса судей…………………………….

3.1. Аттестация судей.  Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..

3.2. Материальное и  социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

 

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей………………………

ГЛАВА 5. Осуществление  правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция  Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Раздел 4 Конституции  предоставляет право осуществления  государственной власти Президенту Республики Беларусь, Парламенту, Правительству, Суду. Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Носителем судебной власти, является судья, главное действующее лицо любой судебной системы.

Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе.

 Поскольку судья  облечен высокой и почетной  обязанностью от имени государства  разрешать правовые споры и  конфликты, судья – не рядовой  чиновник, а судебный деятель,  служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса.

Под статусом судьи подразумевается  его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

 В советский период  многие десятилетия правовой  статус судьи определялся в  самых общих чертах, что отражало  не престижное, приниженное положение  суда и соответственно судьи  в государстве и обществе, превращение  суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего.

Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята  Европейская Хартия о статусе  судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.

Что касается Беларуси, то до 29 июня 2006 года судебная власть действовала опираясь на основной источник: Закон «О судоустройстве и статусе судей», а также на целый ряд декретов, указов, постановлений (всего 12 актов).

Результатом совершенствования  законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность судебной системы и судей, стало принятие 29 июня 2006 г. Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Данный Кодекс явился первым в истории республики кодифицированным актом, максимально полно и детально регламентировавшим все основные вопросы  функционирования общих и хозяйственных судов, Конституционного Суда РБ, а также статуса судей.

Отличительной чертой Кодекса  стало то, что в нем уделяется  повышенное внимание вопросам подготовки судей, ведь, как известно, судья, по долгу службы призванный вершить  судьбы людей, просто обязан быть высококвалифицированным специалистом, досконально разбирающимся в предмете своей деятельности. Так, например, Кодексом по сравнению с предшествующими ему актами законодательства ужесточены требования к кандидатам на должности судей общих и хозяйственных судов. Согласно ст.94 Кодекса стаж работы по специальности для занятия должности судьи должен составлять не менее 3 лет (ранее в соответствии с Законом было другое требование - не менее 2 лет). Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет (ранее требовался стаж не менее 3 лет).

В Кодексе в отличие  от ранее разрозненных норм ст.99 комплексно решаются вопросы назначения на должности судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, сохранены все основные институты существующей судебной системы, проверенные временем и доказавшие свою эффективность на практике. Так, например, система общих и хозяйственных судов Республики Беларусь в целом в Кодексе не претерпела каких-либо изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Правовой статус судей.

 

1.1.  Понятие правового  статуса судей и основные принципы  осуществления правосудия.

 

Судьи всех судов в  Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953).

Судьи военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 69, 1/6402).

Особенности статуса  судей определяются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Правосудие – это  форма государственной деятельности,    которая заключается в рассмотрении и разрешении судом гражданских,    административных, уголовных дел, а  также конституционно-правовых споров.

В основе организации  деятельности судов лежат принципы правосудия. Они определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру  и полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия. Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.

 Важнейшими конституционными  принципами правосудия в Республике  Беларусь являются:

1) Осуществление правосудия  только судом (ст. 109).

2) Осуществление правосудия  в точном соответствии с законом.

3) Положение о порядке  назначения судей (ст.111).

4) Право граждан на судебную защиту   (ст.60 ).

5) Равенство граждан  перед судом и законом (ст.22 ).

6) Независимость судей  и подчинение их только закону (ст.110).

7) Коллегиальность рассмотрения  дел и единоличное осуществление  правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа. (ст.113).

8) Открытое разбирательство  дел во всех судах (ст.114).

9) Равенство сторон  и состязательность процесса (ст.115 ).

10) Обеспечение подозреваемому  и обвиняемому права на защиту (ст.62).

11) Презумпция невиновности (ст.26).

12) Всестороннее, полное  и объективное исследование обстоятельств  дела.

 

  Одним из важнейших  принципов правосудия в Республике  Беларусь является осуществление правосудия только судом. Это означает, что в Республике Беларусь нет никаких иных, кроме судов, органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Независимость судей – конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи разрешают дела только на основе Конституции и закона в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Республики Беларусь (ст.112) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Несменяемость судей  – это конституционный принцип  правосудия, означающий, что судьи  не подлежат переводу на другую должность  или в другой суд без их согласия, что не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью. Открытость (гласность) судебного разбирательства – это конституционный принцип правосудия, означающий, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации. Закрытые судебные заседания допускаются в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Состязательность и равноправие сторон – это конституционный принцип правосудия, означающий, что стороны процесса обладают равными правами для обоснования своих выводов и для оспаривания утверждений противной стороны, при этом суд как орган разрешения спора должен быть отделен от функции обвинения, не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств.  

 Судебная власть  принадлежит только судам - государственным  органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия.  Характерными чертами судебной власти являются её независимость, самостоятельность, обособленность. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону (ст. 110 Конституции РБ ).

Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в  их производстве. Вмешательство в  разрешение судебных дел является преступлением  против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

 Обособленность судебной  власти означает, что суды образуют  систему государственных органов,  не входящую в какую-либо другую  государственную структуру, систему,  не подчиненную при выполнении  своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

 

 

 

 

Правовой статус судей  за рубежом

 

Судья — должностное  лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.

В различных юрисдикциях полномочия судей и требования к ним различаются. В континентальном гражданском праве, где проводится расследование преступлений, судьи обычно имеют специальную подготовку, дополнительную к высшему юридическому образованию, и судебная практика является для них первичной; дело рассматривается коллегией судей, возглавляемой председательствующим. В некоторых странах по ряду уголовных дел требуется суд присяжных, но гражданские дела рассматриваются только судьями. Иногда судьи имеют полномочия следователей, во всяком случае, они не обязаны ограничиваться только представленными в ходе заседания доказательствами. Имеется система апелляционных судов, высший из которых называется Верховный суд; обычно Верховные суды заседают не в полном составе, а в специальных коллегиях. В ряде континентальных правовых систем имеется также Конституционный суд, который принимает решение о конституционности законов или подзаконных актов и может их отменять.

 

В англосаксонском общем  праве, где в центре правосудия находится состязательный процесс, судьи до назначения, как правило, имеют опыт практики в функции законного представителя сторон или адвоката, а для функции судьи не проходят специальной подготовки. Каждое дело разрешает единственный судья, основывающийся на прении сторон, представленных в суде доказательствах и вердикте присяжных. Как и вообще в этой системе, большую роль играет судебный прецедент, и велика роль личного усмотрения судьи; судья может вводить правовые нормы в отсутствие прецедента. Верховные суды имеют полномочия, аналогичные полномочиям континентальных конституционных судов, и могут отменять законы. В англосаксонском праве судья имеет полномочия устанавливать наказания за правонарушения в зале суда (функции пристава), а также за нарушения решений суда.

 

Судьи обычно назначаются  органами исполнительной или законодательной  власти; в ряде штатов США, кантонов Швейцарии и некоторых других странах судьи избираются населением. Судьи приносят судебную клятву. Существуют гарантии неприкосновенности и несменяемости судей. Во многих странах судьи назначаются на пожизненный срок (обычно, до определённого возрастного предела) с целью устранения политического или психологического давления на них со стороны исполнительной власти или избирателей.

 

Во многих странах судьи носят в знак своей должности мантию (чёрную или красную). В Великобритании и многих её бывших колониях знаком судьи является также парик. Ношение мантий и париков (которые нивелируют индивидуальность судей) диктуется необходимостью подчеркнуть тот факт, что решения судей исходят не из личных пристрастий, симпатий или антипатий, а из закона. К судьям во многих странах, обращаются «Ваша честь»; в европейских странах к председателю суда обращаются «Господин председатель». В России процессуальное законодательство предписывает официальное обращение «Уважаемый суд».

 Например, пункт 2 статьи 158 («Порядок в судебном заседании») Гражданского процессуального кодекса  РФ гласит, что «участники процесса  обращаются к судьям со словами:  «Уважаемый суд!», и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего». На практике же, в большинстве случаев допустимо обращение «Ваша честь».

 

1.2. Требования, предъявляемые  к кандидатом на должность  судьи.

 

Кандидатом  на должность судьи общего или  хозяйственного суда может быть:

- гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста,

- владеющий белорусским и русским  языками, 

- имеющий высшее юридическое  образование с присвоением 

квалификации «юрист»,

- стаж работы по специальности  не менее трех лет, порядок  исчисления 

которого определяется Правительством Республики Беларусь или 

уполномоченным им органом,

- не совершивший порочащих его  поступков, 

  • сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

 

Кандидат на должность:

- судьи областного (Минского  городского), Белорусского военного  судов должен иметь стаж работы  в должности судьи не менее  трех лет;

- судьи Верховного  Суда Республики Беларусь, кроме  судьи судебной коллегии по  делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности  Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

 

На  должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности  судьи, что подтверждается медицинским  заключением;

лицо, признанное ограниченно  дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

 

Требования  к кандидатам на должность председателя, заместителя

председателя  общего и хозяйственного судов:

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Основные положения  правового статуса судей

2.1. Права и обязанности  судей

Судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления  правосудия, обладают правами и исполняют  обязанности, предусмотренные  Кодексом и иными законодательными актами.

 

Судья имеет право:

требовать от государственных  органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных  лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

 

Обязанности судей:

 

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию  Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса  чести судьи Республики Беларусь.

Судья не должны высказывать  мнение по существу дел, находящихся  в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Неприкосновенность  судей. 

Судьи являются неприкосновенными  в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут  быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам  в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (глава 49)

 Требования главы применяются  при производстве по уголовному  делу в отношении:

1) лица, должность которого включена  в кадровый реестр Главы государства  Республики Беларусь;

2) депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

3) депутата областного, Минского  городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета  депутатов;

4) судьи;

5) народного заседателя в период исполнения им своих обязанностей в суде;

6) прокурорского работника.

 

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении вышеуказанных лиц либо о привлечении их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается в отношении:

 

1) лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь;

 

2) депутата Палаты  представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь;

 

3) депутата областного, Минского городского Совета депутатов  – прокурором соответственно  области, города Минска и приравненным  к нему прокурором или вышестоящим  прокурором либо Министром внутренних  дел Республики Беларусь, Председателем  Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности;

 

4) депутата районного,  городского, поселкового, сельского Совета депутатов – прокурором соответственно района, города и приравненным к нему прокурором или вышестоящим прокурором либо Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности;

 

5) судьи – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его);

 

6) народного заседателя – прокурором с предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей;

 

7) прокурора – Генеральным  прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики  Беларусь, Председателем Комитета  государственной безопасности Республики  Беларусь, заместителем Председателя  Комитета государственного контроля  Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности.

 

Судья, за исключением судьи, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, народный заседатель не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия соответственно должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

 

 О задержании лица, должность которого включена  в кадровый реестр Главы государства  Республики Беларусь, депутата Палаты  представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, народного заседателя, прокурорского работника органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается в письменной форме:

 

1) Президенту Республики  Беларусь – в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

 

2) Председателю Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь – в отношении  депутата Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь;

 

3) Председателю Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь – в отношении  члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь;

 

4) Председателю Конституционного  Суда Республики Беларусь или  его заместителю – в отношении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;